Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 348. Фальсификация доказательств 9 страница




Статья 374. Уклонение от военной службы путем
членовредительства или иным способом

1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) либо иного вреда своему здоровью, или подлога документов, или иного обмана, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Общественная опасность преступления состоит в злостном нарушении воинской дисциплины, требований военной присяги и воинских уставов честно и добросовестно выполнять воинские обязанности, стойко переносить все трудности и лишения военной службы.
Непосредственный объект преступления — установленный порядок прохождения воинской службы, а также своевременное и точное выполнение возложенных задач.
С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется уклонением от воинской службы путем симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) или иного вреда здоровью, путем подлога документов или иного обмана.
Симуляция болезни заключается в приписывании себе несуществующих заболеваний или физических недостатков либо в умышленном преувеличивании признаков имеющегося заболевания (глухоты, слепоты и т.п.).
Членовредительство выражается в повреждении любого органа человеческого организма (руки, ноги, глаза), препятствующем исполнению обязанностей воинской службы.
Под причинением иного вреда здоровью следует понимать иное, помимо членовредительства, воздействие на организм различными способами (путем приема вредных для здоровья химических веществ, передозировки лекарственных средств и так далее), исключающее возможность исполнения обязанностей воинской службы.
Подлог документов может быть выражен в подделке или представлении подложных документов, дающих основание для временного (ч. 1) или постоянного (ч. 2 ст. 374 УК РК) освобождения от воинской службы (подложных справок о болезни или смерти близкого родственника). Во всех случаях подлог состоит в фиктивности, несоответствии действительности указанных в документе событий и обстоятельств, ссылаясь на которые военнослужащий ходатайствует о временном или постоянном освобождении его от исполнения воинских обязанностей.
Поскольку подлог документов — обязательный признак объективной стороны состава уклонения от военной службы, то квалификация его еще и по ст. 325 УК РК, предусматривающей ответственность за подделку документов, не требуется, т.е. в данном случае отсутствует совокупность преступлений.
Лицо, снабдившее военнослужащего подложным документом для получения им освобождения от исполнения воинских обязанностей, подлежит ответственности как соучастник уклонения путем подлога.
Иной обман как способ уклонения заключается в том, что военнослужащий сообщает командиру (начальнику) заведомо ложные сведения о событиях или обстоятельствах с целью получения освобождения от несения обязанностей службы либо сознательно умалчивает с той же целью об обстоятельствах, о которых должен был доложить. Ложные сведения могут касаться семейных или иных обстоятельств, которые, если бы они существовали в действительности, служили бы основанием для освобождения командиром (начальником) своего подчиненного от исполнения обязанностей воинской службы.
Согласно п. 18 Нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» «ответственность по данной статье наступает независимо от способа членовредительства, тяжести причиненного своему здоровью вреда, а также используемого способа обмана.
Уклонение от исполнения обязанностей воинской службы с изготовлением самим военнослужащим заведомо подложного документа квалифицируется по совокупности статей 374 и 325 УК — подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных наград».
Если виновным совершены воинские преступления, ответственность за которые предусмотрена разными частями одной статьи Особенной части уголовного закона, то деяние квалифицируется с соблюдением требований ч. 2 ст. 12 УК — совокупность преступлений — по той части статьи УК, которая предусматривает более строгое наказание.
Преступление считается оконченным с момента, когда командир (начальник) или другой государственный орган, введенные в заблуждение, принимают решение о временном или постоянном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей воинской службы. До этого момента действия виновного квалифицируется как покушение на преступление.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от исполнения обязанностей воинской службы путем причинения себе какого-либо повреждения, обмана и иным способом, и желает этого.
Цель преступления по ч. 1 — временное уклонение от воинской службы, по ч. 2 ст. 374 УК РК — полное освобождение от исполнения обязанностей воинской службы.
Субъект преступления — специальный, т. е. любой военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву или по контракту. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 374 УК РК, могут быть и гражданине, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы.
Часть 3 ст. 374 УК РК предусматривает ответственность за преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определение которых даны выше.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 374 УК РК, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 374 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 374 УК РК, относится к особо тяжким преступлениям.

Статья 375. Нарушение правил несения боевого дежурства

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Республику Казахстан либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден судом от уголовной ответственности.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что нарушение правил несения боевого дежурства может повлечь непоправимый вред безопасности страны и снизить обороноспособность государства. Не исключено, что могут наступить и тяжкие последствия, если только один оператор или связист, радиотехник или дежурный летчик не выполнит своевременно своих прямых обязанностей.
Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов ВС и родов войск. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания.
Боевая задача — задача, поставленная вышестоящим командиром (начальником) для достижения определенной цели в бою (операции) к установленному сроку.
Боевое дежурство организуется командиром воинской части. Он отвечает за выполнение задач дежурными силами и средствами.
На боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных.
Непосредственным объектом данного преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), определяемый Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РК и другими нормативными актами командования для каждого определенного рода войск Вооруженных Сил.
Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Республику Казахстан либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.
Боевое дежурство (боевая служба) осуществляется дежурными силами и средствами, в состав которых входят боевые расчеты, экипажи, дежурные смены пунктов управления, силы и средства боевого обеспечения и обслуживания. Нарушения могут выразиться в уходе с боевого поста, сне на посту, распитии спиртных напитков во время дежурства и тому подобном. В каждом конкретном случае необходимо устанавливать, какие именно правила нарушены и каким образом.
Под причинением вреда интересам безопасности государства понимается несвоевременное обнаружение или отражение нападения войсковых групп или отдельных вооруженных лиц, сухопутной, воздушной или морской боевой техники и тому подобных, вторгшихся на территорию Казахстана.
Для решения вопроса об уголовной ответственности необходимо установить характер нарушения правил боевого дежурства (боевой службы) и причинную связь между этим нарушением и возможными последствиями или фактически наступившими последствиями. Преступление считается оконченным либо с момента нарушения этих правил, либо с момента фактического наступления общественно опасных последствий (вреда).
Субъективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1 ст. 375 УК РК, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла и неосторожной формы вины в виде легкомыслия или небрежности.
При умышленной форме вины виновный осознает, что нарушает правила несения боевого дежурства (боевой службы), и желает их нарушить. При этом субъект предвидит, что это нарушение может причинить вред интересам безопасности государства, и сознательно допускает такую возможность либо относится к этому безразлично.
При легкомыслии лицо сознает, что нарушает правила несения боевого дежурства (боевой службы), но без достаточных к тому оснований самонадеянно полагает, что это нарушение не создает реальной угрозы причинении вреда интересам безопасности, а при ее возникновении самонадеянно рассчитывает на предотвращение этой угрозы и недопущения их наступления.
При установлении прямого умысла и специальной цели на причинение вреда интересам государства возможна постановка вопроса об уголовной ответственности за государственную измену (ст. 165 УК РК).
Субъектом данного преступления является военнослужащий, входящий в состав дежурной смены боевого расчета, экипажа, поста или иного подразделения, несущего боевую службу.
В ч. 2 настоящей статьи в качестве квалифицирующего признака предусмотрены тяжкие последствия, которыми могут быть признаны: проникновение на территорию Республики Казахстан иностранных военных разведывательных кораблей, самолетов; гибель людей; вывод из строя боевой техники и вооружения; срыв важного боевого мероприятия.
Вопрос об отнесении причиненного вреда к тяжким последствиям решается в каждом конкретном случае судом, исходя из обстоятельств дела.
Часть 3 ст. 375 УК РК предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, совершенные в военное время.
Примечание к ст. 375 УК РК предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности военнослужащего, нарушившего правила несения боевого дежурства (боевой службы). Такими условиями являются: совершение преступления впервые; отсутствие отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи. Наличие смягчающих обстоятельств и освобождение от уголовной ответственности военнослужащего, нарушившего правила боевого дежурства, является не обязанностью, а правом суда.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 375 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 375 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 375 УК РК, относится к особо тяжким преступлениям.

Статья 376. Нарушение правил несения пограничной службы

1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что она ослабляет установленный режим Государственной границы, снижает обороноспособность государства и посягает интересам безопасности страны.
Одним из важнейших условий укрепления внешней безопасности страны, обеспечения ее суверенитета является всемерная охрана государственной границы РК.
Согласно Закону РК «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 г. (с послед. изм. и доп.), охрана Государственной границы РК является неотъемлемой составной частью общегосударственной системы обеспечения безопасности РК и заключается в осуществлении политических, военных, правовых, организационных, экономических, экологических, технических, оперативных информационных, научных и иных мер по:
— недопущению противоправного, насильственного изменения установленного прохождения Государственной границы Республики Казахстан, незаконного использования (освоения) сопредельными государствами или их гражданами приграничных участков территории Республики Казахстан;
— обеспечению соблюдения физическими и юридическими лицами установленных международными договорами и законодательством РК правоотношений на Государственной границе Республики Казахстан, борьбе с преступлениями и правонарушениями, посягающими на эти правоотношения;
— защите на Государственной границе Республики Казахстан интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних посягательств.
Охрана Государственной границы Республики Казахстан на суше, море, реках и иных водоемах возлагается на Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а в воздушном пространстве — на Силы воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Закон РК «О пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан» от 13 января 1993 г. (с послед. изм. и доп.) определяет, что «пограничная служба КНБ РК предназначена для охраны и защиты Государственной границы РК, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность РК».
Охраняя Государственную границу, Пограничная служба обязана: пресекать любые попытки незаконного изменения прохождения Государственной границы РК на местности; отражать вооруженное вторжение на территорию РК войсковых групп и банд, пресекать вооруженные и иные провокации на Государственной границе РК, защищать от указанных преступных посягательств население, государственную и частную собственность.
Несение пограничной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава точного соблюдения требований законов и других нормативных актов об охране государственной границы РК, высокой бдительности, инициативы и непреклонной решимости.
Непосредственным объектом посягательства при нарушении правил несения пограничной службы является установленный порядок несения этой специальной службы, целью которого является обеспечение неприкосновенности государственной границы РК и безопасности государства.
Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил несения пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.
Под причинением вреда интересам безопасности государства понимаются: допущение беспрепятственного незаконного перехода через Государственную границу; перемещение грузов; вступление в незаконный контакт с пограничной службой или иными представительными органами сопредельной страны и их представителями; самовольное прекращение несения пограничной службы на значительное время; невоспрепятствование действиям, наносящим ущерб пограничным сооружениям, техническим средствам охраны границы; вторжение банд формирований, террористов и экстремистов.
Под созданием возможности причинения вреда интересам безопасности государства понимается создание реальных условий путем общественно опасного действия или бездействия наступления вышеназванного вреда. Например, из-за оставления поста, участок границы оставался открытым, попытка пересечь государственную границу правонарушителем, была пресечена гражданами приграничных районов.
Нарушение правил несения пограничной службы может характеризоваться совокупностью преступлений. Например, при самовольном уходе с пограничного наряда имеет место и самовольное оставление места службы или дезертирство; при нарушении правил пользования или применения оружия — и нарушение правил обращения с оружием. Не исключается и пособничество в незаконном переходе границы, в совершении контрабанды.
Обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является причинная связь между нарушением правил несения пограничной службы и наступившими вредными последствиями.
Диспозиция данной статьи — бланкетная, поэтому для установления признаков данного деяния необходимо ссылаться на Закон РК «О пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан» от 13 января 1993 г. (с послед. изм.) и на другие нормативные акты, регулирующие пограничную службу РК.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий при обстоятельствах, указанных в диспозиции данной нормы, и наступления последствий в виде причинении вреда интересам безопасности государства либо тяжких последствий (ч.2 ст.376 УК РК) либо создания угрозы причинения вреда интересам безопасности государства.
С субъективной стороны нарушения правил несения пограничной службы могут быть совершены с прямым и косвенным умыслом. Отношение к возможному или причиненному врелу интересам безопасности и наступившим тяжким последствиям, как правило, неосторожное.
Субъект преступления — специальный, т. е. им может быть только лицо, входящее в состав наряда по охране границы, который выделяется из числа военнослужащих пограничной заставы и объявляется на боевом расчете. Ответственность наступает тогда, когда лицо допустило нарушение непосредственно во время несения нарядом службы по охране вверенного участка границы.
Тяжкими последствиями (ч. 2 ст. 376 УК) могут быть признаны: проникновение иностранных граждан для враждебной деятельности на территории страны, вывод из строя охранного оборудования пограничной заставы, осложнение международной обстановки и т.д.
В соответствии с примечанием данной нормы, военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 376 УК РК, относятся к преступлениям средней тяжести.

Статья 377. Нарушение уставных правил несения караульной
(вахтенной) службы

1. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам или наступление иных вредных последствий, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что оно создает условия для возможных посягательств на охраняемые объекты; расхищения и порчи военного имущества, техники и вооружения; разглашения государственной и военной тайн; побега арестованных и осужденных или нарушения режима их содержания в местах лишения свободы; также для грубых нарушений воинской дисциплины и общественного порядка отдельными военнослужащими, тем самым снижает обороноспособность государства, ведет к срыву военных мероприятий и выполнения принятых решений.
Непосредственный объект преступления — порядок несения караульной или вахтенной служб, соблюдение которых обеспечивает безопасность военных и государственных объектов, вверенных под охрану соответствующему караулу.
С объективной стороны нарушение правил караульной (вахтенной) службы характеризуется совершением действий, которые запрещены Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РК и изданными на его основе правовыми актами либо в невыполнении предписаний руководящих документов совершить определенные действия или бездействие, которые противоречат данному Уставу Вооруженных Сил РК.
Данное преступление заключается в том, что лицо, входящее в состав караула (вахты) нарушает уставные требования, например, употребление спиртных напитков, допуск посторонних лиц к охраняемому объекту, уход с поста, сон на посту и т.д.
Вред, причиняемый охраняемым караулом (вахтой) объектам, может состоять в повреждении, уничтожении имущества, его хищении, проникновении на охраняемые объекты посторонних лиц, беспорядке среди арестованных на гауптвахте.
Под наступлением последствий понимается фактически причиненный вред (ущерб) охраняемому объекту. Вредными могут быть не только последствия (расхищение и повреждение охраняемого имущества). Вред и ущерб выражаются также в незаконном использовании техники и вооружения, побеге арестованного из-под стражи, срыве боевого задания или в том, что постороннему лицу, проникшему на охраняемый объект, стали известны и доступны секретная информация об объекте и т. д. Все последствия должны быть реальными.
Диспозиция данной статьи — бланкетная, поэтому для установления признаков общественно опасного деяния необходимо ссылаться на Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РК и на другие инструкции, приказы по организации караульной службы во всех видах Вооруженных Сил РК.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий при обстоятельствах, которые обозначены в диспозиции данной нормы и наступления последствий в виде причинения вреда.
Статья 254 УК в ч. 2 устанавливает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создавало угрозу их наступления (см. комментарии к названной статье).
В тех случаях, когда нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы было совершено военнослужащим при охране объектов с оружием массового пораженияи оно повлекло указанные в ч. 2 ст. 254 УК, также последствия либо создавало угрозу их наступления, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст.377 и ч. 2 ст. 254 УК.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Прямой умысел будет, когда часовой покидает пост или, например, в случае, когда караульный (вахтенный) по предварительной договоренности допускает на объект посторонних лиц с целью хищения оружия. В данном случае необходима квалификация деяния по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 255 и ст. 377 УК РК.
Другие нарушения совершаются по неосторожности — это факты небрежного обращения с оружием, недостаточная бдительность при несении службы на посту. Вместе с тем ряд нарушений совершаются как умышленно, так и по неосторожности — сон на посту, нарушение маршрута движения часового при несении службы путем патрулирования, например, при погодных условиях (туман, буран, плохая видимость) выставляются дополнительные часовые между постами.
Если в результате нарушений уставных правил несения службы наступили вредные последствия, необходимо устанавливать вину в отношении не только самого нарушения, но и наступивших последствий. По отношению к последствиям вина может быть неосторожной (в форме преступной самонадеянности или преступной небрежности) или умышленной (в форме как прямого, так и косвенного умысла).
Субъект преступления — специальный, т. е. военнослужащий, который входит в состав караула (вахты).
Исполнителем данного преступления является лицо, который несет караульную (вахтенную) службу, а соучастниками могут быть как военнослужащие, не входящие в состав караула (вахты), так и гражданские лица.
Действия начальника караула как должностного лица по отношению к составу караула, выразившееся в нарушении правил специальной службы, хотя и связанные со злоупотреблением своим положением начальника караула, должны квалифицироваться по статьям, предусматривающим ответственность за нарушение порядка несения такой службы при наступлении последствий, указанных в статьях 375 - 379 УК.
В ч. 2 ст. 377 УК РК в качестве квалифицирующего признака названо наступление тяжких последствий. Этот признак оценочный. Тяжкими являются последствия, выразившиеся в разглашении секретных сведений в результате проникновения постороннего лица на пост охраны секретного объекта; в срыве важного боевого задания; в серьезных повреждениях важных государственных и военных объектов, в побеге из-под стражи заключенного или арестованного и т.д.
В примечании к ст. 377 УК РК говорится об условиях освобождения военнослужащих, нарушивших уставные правила несения караульной (вахтенной) службы. Эти условия аналогичны примечанию ст. 375 УК РК.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 377 УК РК, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 377 УК РК, относится к тяжким преступлениям.

Статья 378. Нарушение уставных правил несения внутренней
службы или патрулирования в гарнизоне

1. Нарушение уставных правил несения внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), а равно нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне и изданных в развитие этих правил приказов и распоряжений лицом, входящим в состав патрульного наряда, если они повлекли вредные последствия, предупреждение которых входило в обязанность данного лица, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

Общественная опасность заключается в реальном причинении вреда охраняемым объектам.
Порядок несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне регламентируется Уставом внутренней службы и Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РК, приказами и распоряжениями командиров, изданными в их дополнение.
Непосредственный объект данного преступления — установленный порядок несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Содержанием этого порядка является строгое исполнение военнослужащими правил несения воинской службы, которые обеспечивают безопасность личного состава, сохранность гарнизонных объектов, нормальную жизнедеятельность воинской части и решения других задач, которые обеспечивают боеспособность и боевую готовность подразделений и частей.
С объективной стороны преступление может быть совершено как путем действия, так и бездействия.
Нарушение правил несения внутренней службы может выразиться в самовольном уходе дневального с поста, выдаче дежурным по роте оружия военнослужащим без приказания командира или старшины подразделения, непринятии им неотложных мер в случае каких-либо происшествий и тому подобном.
Вследствие особенностей несения внутренней службы в отдельной воинской части положения вышеуказанных уставов могут развиваться и дополняться в виде соответствующих инструкций распоряжений органов военного управления, которые нужно учитывать при квалификации данного преступления.
Нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне может проявиться в самовольном оставлении поста, изменении, уклонении патрульного наряда от маршрута и графика патрулирования, непринятии мер по предупреждению нарушений военнослужащими воинской дисциплины, употреблении спиртного, в противоправном применении оружия и тому подобном.
Вредными последствиями являются нарушение уставных взаимоотношений между военнослужащими, срыв распорядка дня, утверждаемого командиром воинской части, причинении вреда жизни и здоровью личного состава, совершение военнослужащим (военнослужащими) преступления, конфликты военнослужащих с гражданским населением и другие.
Нормативное постановление Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» акцентирует внимание на то, что «нарушение уставных правил несения внутренней службы или патрулирования военнослужащими, входящими в суточный наряд (кроме караула и вахты), состав патруля или войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, повлекшее причинение потерпевшим легкого вреда здоровью, квалифицируется по ч. 1 ст. 378 УК РК или ч. 1 ст. 379 УК РК.
Такие же действия, повлекшие причинение вреда здоровью средней тяжести, следует квалифицировать по ч. 2 указанных статей. При этом дополнительная квалификация содеянного по статьям уголовного закона, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требуется.
Если при указанных обстоятельствах виновный умышленно причиняет тяжкий вред здоровью или смерть другим военнослужащим, то содеянное дополнительно квалифицируется по ст. ст. 96, 368 - 370, 380 УК РК.
Умышленное причинение указанными субъектами тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшим, не являющимся военнослужащими должно дополнительно квалифицироваться по ст. 96 УК РК или ст. 103 УК РК».
Преступление следует считать оконченным с момента наступления вредных последствий, предупреждение которых входило в обязанность суточного наряда, при несении внутренней службы, а также патрульного наряда при патрулировании.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла.
Неосторожные нарушения уставных правил несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне состава преступления не образуют.
Субъект преступления — специальный, т. е. военнослужащий, входящий в суточный наряд части (кроме караула и вахты) либо в состав патрульного наряда.
К таким лицам относятся: дежурный по полку и его помощник, дежурный по роте и дневальные, дежурный по парку или начальник патруля и патрульные. Все лица, выполняющие указанные службы, ежедневно назначаются приказом командира воинской части.
Часть 2 данной статьи предусматривает в качестве отягчающего обстоятельства наступление тяжких последствий, наличие которых устанавливается в каждом случае с учетом всех обстоятельств содеянного. Таковыми могут быть причинение вреда жизни или здоровью, уничтожение или повреждение имущества, драка между военнослужащими, конфликты военнослужащих с гражданским населением.
Условия освобождения от уголовной ответственности военнослужащего, нарушившего уставные правила несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне, аналогичны условиям примечания ст. 375 УК РК.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 378 УК РК, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 378 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.