Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 348. Фальсификация доказательств 10 страница




Статья 379. Нарушение правил несения службы по охране
общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности

1. Нарушение лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, правил несения службы, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

Общественная опасность данного деяния заключается в реальном причинении вреда установленному порядку несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Военнослужащие ВВ МВД РК при выполнении задач по охране общественного порядка руководствуются Законом РК «О внутренних войсках МВД Республики Казахстан» от 23 июня 1993 года (с послед. изм. и доп.) и «Инструкцией по организации патрульно-постовой службы ОВД РК по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности» от 5 декабря 2002 года.
Под несением службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается патрулирование на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств.
Непосредственный объект данного преступления — установленный порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, причинившем вред правам и законным интересам граждан, причинной связью между деянием и последствиями.
Нарушением правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности является отступление военнослужащего от требований соответствующих нормативных актов, которые регламентируют порядок несения этого вида службы.
Причинение вреда правам и законным интересам граждан может выражаться в необоснованном задержании граждан, совершении в отношении их действий, унижающих честь и достоинство, неправомерном применении физического или психического насилия, ограничении других прав и свобод, установленных законодательством РК.
Под тяжкими последствиями (ч. 2 ст. 379 УК РК) следует понимать причинение смерти или тяжкого вреда здоровью по неосторожности, умышленного вреда здоровью средней тяжести, провокация беспорядков и столкновений между силами правопорядка и гражданами.
Для квалификации преступления необходимо точно установить, какое именно правило нарушено виновным и в чем это нарушение проявилось.
Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан, либо тяжких последствий (ч. 2 ст. 379 УК).
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Отношение к наступившим последствиям своих действий (ч. 2) возможна как в форме умысла, так и неосторожности.
Мотивы и цели на квалификацию преступления не влияют, но могут быть учтены при назначении наказания.
Субъект преступления — специальный, т. е. только военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Примечание к ст. 379 УК РК предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности военнослужащих, нарушивших правила несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, которые аналогичны условиям примечания ст. 375 УК РК.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 379 УК РК, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 379 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.

Статья 380. Злоупотребление властью, превышение или
бездействие власти

1. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, а равно бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие существенный вред либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Воинские должностные преступления представляют значительную общественную опасность. Они наносят серьезный ущерб правопорядку в армии и на флоте, ведут к ослаблению дисциплины, снижению боеготовности и боеспособности войск, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, причиняют материальный вред государству.
Совершение преступлений должностными лицами, которые в силу своего служебного долга обязаны обеспечивать законность в войсках, служить для подчиненных примером безупречного выполнения требований военной присяги, воинских уставов и приказов, подрывает уважение к закону, создает предпосылки для правонарушений со стороны подчиненных.
Статья 380 УК РК предусматривает уголовную ответственность за воинские должностные преступления в силу особенностей главным образом объекта посягательства, а также субъекта, которые являются специальными видами по отношению к общеуголовным должностным преступлениям. Поэтому при их юридическом анализе необходимо исходить из тех положений, которые содержатся в статьях УК РК, раскрывающих общие объективные и субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 УК РК), превышения власти или должностных полномочий (ст. 308 УК РК), бездействия власти (ст. 315 УК РК), халатности (ст. 316 УК РК).
Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность органов военного управления, установленный в Вооруженных Силах РК, порядок осуществления должностных функций военными начальниками, всеми воинскими должностными лицами, отвечающие интересам воинской службы и обеспечения постоянной высокой боевой готовности войск. Дополнительным объектом могут быть личность военнослужащего, охраняемые законом права и свободы, интересы воинов, общественные или государственные интересы.
Согласно ст. 1 Закона РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК» органы военного управления — это стратегические, оперативно-стратегические, оперативно-территориальные, оперативно-тактические, тактические и местные органы военного управления.
Объективная сторона данного преступления выражается в злоупотреблении начальника или должностного лица властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, а равно бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие существенный вред либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций.
Злоупотребление властью или служебным положением заключается в умышленном использовании начальником или иным должностным лицом своего служебного положения в ущерб интересам воинской службы.
Использование должностным лицом своего служебного положения означает совершение им таких действий, которые не выходят за пределы его компетенции, связаны с его служебными полномочиями, обусловленными занимаемой должностью, но совершены в данном случае незаконно. Использование служебного положения имеет место и тогда, когда должностное лицо умышленно не совершает тех действий, которые обязано было совершить.
В соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» под злоупотреблением властью или служебным положением, указанным в ст. 380 УК, следует понимать противоправное деяние, которое совершается начальником или воинским должностным лицом с использованием им своего служебного положения и вопреки интересам воинской службы.
Превышение власти, в отличие от злоупотребления властью, имеет место тогда, когда начальник или иное должностное лицо умышленно совершает действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий.
Как превышение власти следует рассматривать, например, действия начальника караула или патрульного наряда и других должностных лиц, несущих специальную службу, которые, используя свое служебное положение, в нарушение уставных требований сами неправомерно применяют оружие либо отдают приказание применить оружие подчиненным.
Составом превышения власти охватываются и такие умышленные действия начальника, которые не вправе совершать ни одно должностное лицо или орган ни при каких обстоятельствах. Эти действия в любом случае признаются неправомерными (учинение насилия и применение других неуставных методов воздействия в отношении подчиненных, незаконная передача предметов военной техники и имущества в пользование посторонним лицам и тому подобное).
Решая вопрос о виновности лица в превышении власти, необходимо установить его компетенцию. Права и полномочия воинских должностных лиц четко определены законами, уставами, положениями, приказами командования. При этом необходимо иметь в виду, что применение оружия и физического насилия со стороны должностного лица может квалифицироваться как превышение власти, если эти действия связаны с исполнением им своих служебных обязанностей и выражаются в превышении полномочий, которыми оно наделено по службе, в отношении потерпевшего.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УК РК не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, действовавшим по исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.
Под превышением власти или служебных полномочий, согласно п. 25 вышеуказанного Нормативного постановления Верховного Суда РК понимается «совершение начальником или должностным лицом действий, явно превышающих права или служебные полномочия, предоставленные ему законами, уставами и приказами».
Бездействие власти представляет собой умышленное невыполнение начальником действий, которые он по обязанностям воинской службы должен был совершить.
Воинские уставы требуют, чтобы каждый начальник использовал в полной мере предоставленную ему власть в интересах воинской службы, в целях повышения боеспособности вверенной части (подразделения), строгого соблюдения дисциплины и порядка. Преступное бездействие начальника, непринятие им мер, которые он обязан был принять в данной обстановке для предотвращения общественно опасных последствий, может нанести большой вред воинской службе. Так, например, если сержант видит, что его подчиненный во время перевозки имущества подразделения похищает боевые патроны и продает их постороннему лицу, и не пресекает эти действия, в результате чего боеприпасы утрачиваются, то сержант должен нести уголовную ответственность за преступное бездействие.
Для установления факта нарушения должностным лицом своих полномочий суду необходимо исследовать нормативные акты, регулирующие права и обязанности этих должностных лиц в условиях прохождения воинской службы (уставы, наставления, инструкции, приказы и иные нормативные правовые документы).
Следует отметить, что уголовная ответственность по ст. 380 УК наступает лишь в тех случаях, когда деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.
Под корыстной заинтересованностью следует понимать стремление воинского должностного лица извлечь материальную выгоду, без признаков хищения, а под иной личной заинтересованностью — карьеризм, стремление прикрыть свою бездеятельность, избежать взыскания, оказать услугу родственнику, месть, расправа за критику, зависть и иные низменные побуждения.
Определение вреда существенным, предусмотренным ст. ст. 380-381 УК, зависит от конкретных обстоятельств дела и решается на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, в частности, оценки обстановки, времени, места и способа совершения преступления, важности нарушенных интересов государства или прав и законных интересов граждан или организаций, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, значения утраченного или поврежденного имущества и т. п.
Под существенным следует понимать вред, нанесенный интересам государства, конкретной воинской части, юридическим и физическим лицам, являющийся значительным по своему характеру и размерам.
Существенный вред может выражаться в срывах важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с Уставом, предписанием вышестоящего командования, а также в причинении вреда охраняемым законом правам и интересам военнослужащих, граждан, в систематическом отвлечении личного состава от несения обязанностей по воинской службе на выполнение различного вида работ в свою пользу или в пользу третьих лиц, в нанесении побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего и т.п.
При причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью дополнительная квалификация по статьям о преступлениях против личности не требуется.
Существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций может выражаться в причинении вреда здоровью, ущемлении конституционных прав и свобод военнослужащих и граждан.
Общественно опасное действие (бездействие), совершенное должностным лицом вне связи с его служебным положением и исполнением возложенных обязанностей, не может признаваться воинским должностным преступлением.
Если ответственность за отдельные виды должностных преступлений предусмотрена специальными нормами (например, получение взятки, хищение с использованием служебного положения и т.п.), то совершение военнослужащим — должностным лицом таких действий квалифицируется по соответствующей статье уголовного закона без совокупности ст. 380 УК.
В каждом конкретном случае необходимо устанавливать, входило ли в компетенцию данного должностного лица совершение действий, которые оказались невыполненными, и имелось ли у него для этого фактическая возможность.
Преступление будет считаться оконченным с момента причинения существенного вреда.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым и косвенным умыслом.
Лицо сознает общественную опасность своего поведения, предвидит, что в результате этого охраняемым законом интересам может быть причинен существенный вред и желает его причинить (при прямом умысле) либо сознательно допускает его причинение (при косвенном умысле).
Обязательным признаком субъективной стороны является корыстный мотив или иная личная заинтересованность.
Субъектом воинского должностного преступления, предусмотренного ст. 380 УК, являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или администpативно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК.
К должностным лицам, являющимся субъектами воинских преступлений относятся все воинские начальники, а также иные военнослужащие, которые, не являясь начальниками, занимают постоянно, временно или по специальному поручению командования, отданному устно, письменно либо по техническим каналам связи, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Перечни воинских должностных лиц содержатся в уставах внутренней службы, гарнизонной и караульной служб, в Дисциплинарном уставе и в других нормативных правовых актах.
Согласно Нормативному постановлению Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» деяния, предусмотренные ст. 380 УК, признаются коррупционными преступлениями, если они выразились в использовании воинским должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения имущественных благ и преимуществ для себя или других лиц или организаций.
Начальник караула может нести ответственность по ст. 380 УК в тех случаях, когда совершенное им деяние, хотя и выходит за пределы обязанностей по несению специальной службы или непосредственно не относится к ней, явилось нарушением его общих должностных обязанностей командира-начальника (например, насильственные действия начальника караула по отношению к лицу, входящему в состав караула, не повлекшие каких-либо последствий для охраняемого объекта или иных вредных последствий).
Часть 2 ст. 380 УК РК предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение рассматриваемого преступления, повлекшего наступление тяжких последствий.
Под тяжкими последствиями, предусмотренными ч. 2 ст. 380 УК РК, следует понимать ущерб, значительный по своему характеру и размерам. Тяжкие последствия могут иметь как материальное, так и нематериальное проявление. Вопрос о том, какой ущерб следует считать тяжким последствием, решается судом на основе анализа всех материалов дела, важности нарушенных интересов, размера материального ущерба и так далее. Например, тяжкими последствиями следует считать срыв выполнения боевого задания, уничтожение боевой техники, создание угрозы безопасности государства, причинение вреда здоровью людей.
Умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть по неосторожности, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 380 и 96, ч. 3 ст. 103 УК.
Часть 3 ст. 380 УК РК рассматривает в качестве особо квалифицирующих обстоятельств совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, в военное время или в боевой обстановке, определение которых дано ранее.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 380 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 380 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 380 УК РК, относится к особо тяжким преступлениям.

Статья 381. Халатное отношение к службе

1. Халатное отношение начальника или должностного лица к службе, причинившее существенный вред, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что оно снижает обороноспособность государства, ведет к срыву военных мероприятий и выполнению принятых решений.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок деятельности военных начальников или иных должностных лиц, которые обеспечивают боеспособность и боевую готовность подразделений, части и Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК в целом.
Воинское должностное лицо, совершая данное преступление, посягает на правильную деятельность органов военного управления, поскольку в их задачу входит обеспечение прав личности, законности и уставного порядка, сохранности материальных средств части.
С объективной стороны халатность характеризуется сочетанием действия (ненадлежащее выполнение обязанностей) и бездействия (невыполнение их вовсе). При халатности начальник либо должностное лицо небрежно или недобросовестно относятся к своим служебным обязанностям, то есть невнимательно, нерадиво или несвоевременно исполняют их, проявляют формальное отношение к служебному долгу, пренебрегают им.
В соответствии с п. 26 Нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» под халатным отношением к службе следует понимать неисполнение или ненадлежащее исполнение начальником или иным воинским должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Уголовная ответственность за такие деяния наступает лишь в случае причинения существенного вреда или наступления тяжких последствий.
Халатность отличается от бездействия власти тем, что последнее является умышленным деянием. От злоупотребления властью бездействие отличается тем, что оно возможно только в сфере властных функций начальника и лишь в форме несовершения действия, которое он должен был совершить в силу своих служебных обязанностей.
Под неисполнением следует понимать невыполнение начальником или должностным лицом возложенных на него служебных функций, непринятие мер, которые это лицо в соответствии с объемом обязанностей и прав должно было принимать.
Ненадлежащее исполнение — это недобросовестное или небрежное выполнение своих функциональных обязанностей.
При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. То и другое может быть как неоднократным (т. е. совершаться систематически), так и однократным, разовым.
Обязательными условиями уголовной ответственности за данное преступление является наступление общественно опасного последствия в виде причинения существенного вреда, халатного отношения к службе и причинной связи между ними. Поведение лица по службе прямо и непосредственно должно обуславливать наступление общественно опасных последствий. При этом неустановление или недоказанность причинной связи исключает состав халатности.
Преступление следует считать оконченным с момента причинения существенного вреда.
Субъективная сторона халатного отношения к службе выражается только неосторожной формой вины в виде самонадеянности и небрежности по отношению как к действию (или бездействию), так и к преступному результату — существенному вреду.
При преступной самонадеянности виновный предвидит, что вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения им обязанностей по службе может быть причинен существенный вред охраняемым законом интересам, но легкомысленно рассчитывает его не допустить.
Следует отметить, что самонадеянность характеризуется сознательным нарушением конкретных правил, которые регулируют должностные обязанности виновного.
При небрежности виновный не предвидит возможности наступления преступных последствий вследствие его деяния, хотя по обстоятельствам дела мог и должен был их предвидеть.
Субъект преступления — специальный, начальник или иное должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или администpативно-хозяйственные функции в Вооружнных Силах РК.
Часть 2 ст. 381 УК РК предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства причинение данным интересам тяжких последствий, характеристика которых аналогична характеристике тяжких последствий, предусмотренных в ч. 2 ст. 380 УК РК.
Часть 3 ст. 381 УК РК рассматривает в качестве особо квалифицирующих обстоятельств совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, в военное время или в боевой обстановке.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 381 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 2 и 3 ст. 381 УК РК, относятся к тяжким преступлениям.

Статья 382. Оставление погибающего военного корабля

1. Оставление погибающего военного корабля командиром, не выполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что оно снижает обороноспособность безопасность государства на море, угрожает жизни и здоровью людей, которые находятся на борту военного судна, ведет к опасности экологического загрязнения акватории, срыву военно-морских мероприятий и выполнению принятых решений.
Оставление погибающего корабля может вызвать панику и страх среди личного состава, ослабить, парализовать борьбу за спасение корабля, привести к жертвам, утрате боеспособности и гибели военного судна либо захвату его противником.
Общественная опасность также характеризуется тем, что командир оставляет погибающий военный корабль, не выполнив до конца своих служебных обязанностей, равно как и лицом из состава команды корабля без ненадлежащего на то распоряжения или приказа командира.
Непосредственный объект преступления — это установленный порядок прохождения воинской службы на военном корабле, который обеспечивает и борьбу за живучесть корабля и организованное его оставление при угрозе гибели, а также на жизнь и здоровье лиц, находящихся на борту военного корабля.
Командир военного корабля, как и любой другой военнослужащий из состава корабля, должен не щадить своих сил и самой жизни при выполнении воинского долга, до конца выполнять свой воинский долг перед Родиной. Он не может оставить гибнущий корабль, не выполнив все свои должностные обязанности, не приняв в первую очередь меры по спасению личного состава, пассажиров, ценного военного имущества. Командир сходит с корабля последним.
Нарушение командиром корабля установленных законом требований способно причинить тяжкие последствия, которыми могут быть гибель корабля, личного состава, боевой техники, военного имущества и др.
Объективная сторона данного преступления характеризуется противоправным оставлением погибающего военного корабля командиром, не выполнившим до конца все свои обязанности, либо лицом из состава команды корабля без разрешения командира.
Под оставлением погибающего корабля понимается уход с корабля, которому угрожает гибель. Способ ухода на квалификацию не влияет. Обязательным признаком состава данного преступления является наличие обстановки, угрожающей гибелью корабля, созданной боевыми действиями или аварийной ситуацией.
Командир признается не выполнившим до конца свои обязанности, если он оставил погибающий корабль, не приняв все меры к спасению корабля, при возможности и корабельную технику, оружия и боеприпасов, документации и иного ценного имущества, не эвакуировал пассажиров и личный состав корабля.
Если у командира не было реальной возможности выполнить все предписанные ему действия, ответственность за оставление погибающего корабля исключается.
Применительно к лицам из состава команды, оставившим корабль без разрешения командира, также нужно установить, имелась ли у них возможность получить такое разрешение.
Данное преступление считается оконченным с момента незаконного или самовольного оставления командиром или лицом из состава команды гибнущего военного корабля, независимо от фактического наступления вредных последствий.
С субъективной стороны оставление погибающего корабля командиром, не выполнившим до конца свои обязанности, совершается умышленно.
Командир корабля сознает, что он не выполнил до конца своих служебных обязанностей в обстановке, угрожающей гибелью кораблю, предвидел возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления.
Оставление погибающего военного корабля лицом из состава команды без надлежащего на то разрешения командира корабля также совершается умышленно: виновный сознает, что без разрешения командира покидает погибающий корабль.
Мотивы и цели на квалификацию не влияют, но могут быть учтены судом при назначении наказания.
Субъект преступления — специальный, т. е. командир корабля или лицо из состава команды корабля. Иные лица (пассажиры, личный состав перевозимых на корабле подразделений и тому подобные) не могут быть субъектами данного преступления.
Часть 2 ст. 382 УК РК предусматривает повышенную уголовную ответственность данного преступления, совершенного в военное время или в боевой обстановке, определение которых дано при анализе ст. 367 УК РК.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 382 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 382 УК РК, относится к тяжким преступлениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.