Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 3 страница. 2. Решение об отказе в возбуждении УД в отношении лиц, указанных в п




2. Решение об отказе в возбуждении УД в отношении лиц, указанных в п. 1-12 ч. 1 комментируемой статьи, принимается в обычном порядке, за исключением случаев, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 24 и п. 6 ч. 1 ст. 27. См. об этом комментарии к ст. 144, 145 и 148.

3. Решение о возбуждении УД в отношении члена СФ или депутата ГД РФ (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи) принимается Генеральным прокурором РФ в следующем порядке. В случае поступления сообщения о совершении преступления членом СФ или депутатом ГД оно незамедлительно направляется соответствующему прокурору (см. об этом комментарий к пп. "б" п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151), который проводит его проверку или поручает ее проведение следователю прокуратуры (см. о сроках, порядке рассмотрения сообщения о преступлении и решениях, принимаемых по результатам рассмотрения, комментарии к ст. 144 и 145). О поступлении этого сообщения незамедлительно информируется прокурор субъекта РФ (приравненный к нему прокурор), который безотлагательно докладывает об этом Генеральному прокурору РФ. При отсутствии поводов и оснований для возбуждения УД прокурор или следователь выносит постановление об отказе в возбуждении УД и одновременно рассматривает вопрос о возбуждении УД за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. См. об этом комментарий к ст. 148. Материалы проверки и соответствующие постановления незамедлительно направляются прокурору субъекта РФ, который при согласии с этим решением докладывает Генеральному прокурору РФ, одновременно сообщая о принятых мерах за заведомо ложный донос. В случае если по результатам проверки прокурор придет к выводу о наличии достаточных данных для возбуждения УД против указанных лиц, он незамедлительно направляет материалы проверки прокурору субъекта РФ. В случае несогласия прокурора субъекта РФ с выводами лица, проводившего проверку сообщения о достаточности данных для возбуждения УД, он вправе принять решение либо об отказе в возбуждении УД (п. 2 ч. 1 ст. 145), либо о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146). В случае если прокурор субъекта РФ согласится с выводами лица, проводившего проверку сообщения о достаточности оснований для возбуждения УД, он передает материалы проверки Генеральному прокурору РФ, который вправе вынести решения об отказе в возбуждении УД (п. 2 ч. 1 ст. 145) либо о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146). В случае если Генеральный прокурор РФ придет к выводу о необходимости принятия решения о возбуждении УД в отношении члена СФ или депутата ГД РФ, он направляет в ВС РФ представление о даче заключения о наличии в действиях названных лиц признаков преступления.

4. В отличие от УПК РСФСР п. 2 ч. 1 комментируемой статьи впервые закрепляет порядок возбуждения УД в отношении Генерального прокурора РФ либо привлечения его в качестве обвиняемого. Проверка сообщения о преступлении, совершенном Генеральным прокурором РФ, является исключительной компетенцией органов прокуратуры и осуществляется прокурором, на которого может быть возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в случае отстранения его от должности. При установлении достаточных данных, указывающих на признаки преступления в действиях Генерального прокурора РФ, материалы проверки представляются Президенту РФ для принятия решения в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 комментируемой статьи. КС РФ в пост. от 1 декабря 1999 г. N 17-П указал, что исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности обязан издать Президент РФ.

5. При рассмотрении представления Президента РФ в судебном заседании ВС РФ вправе участвовать отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ, а также его защитник.

6. Исполняющий обязанности Генерального прокурора РФ после получения заключения ВС РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления выносит постановление о возбуждении УД и поручает предварительное расследование следователю прокуратуры или прокурору.

7. Вопрос о привлечении Генерального прокурора РФ в качестве обвиняемого, если УД было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, решается так же, как и при возбуждении УД в отношении самого Генерального прокурора РФ.

8. Процессуальные действия, предшествующие внесению Генеральным прокурором РФ представления в отношении судьи (п. 3-5 ч. 1 комментируемой статьи), осуществляются в том же порядке, что и в отношении члена СФ, депутата ГД РФ. Генеральный прокурор РФ вносит представление: в ВС РФ - в отношении судьи КС РФ (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи), судьи ВС РФ, ВАС РФ, судьи областного и приравненного к нему суда, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи); в областной или приравненный к нему суд - в отношении иных судей (п. 5 ч. 1 комментируемой статьи).

9. Под "иными судьями" в п. 5 ч. 1 комментируемой статьи имеются в виду: 1) судьи иных федеральных судов (ч. 3 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"): судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов; 2) судьи судов субъектов РФ: мировые судьи, судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ (ч. 4 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"); 3) присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия (к этой категории до 1 января 2004 г. относились народные заседатели в период осуществления ими правосудия).

10. Однако применительно к судье следует иметь в виду, что проведение оперативно-розыскных мероприятий и производство СД, связанных с ограничением гражданских прав судьи либо с нарушением его неприкосновенности, до возбуждения против него УД, допускаются только на основании судебного решения. Такое решение принимается: в отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (ч. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

11. Согласно ч. 2 комментируемой статьи представление Генерального прокурора РФ рассматривается в срок не позднее 10 суток со дня его поступления судебной коллегией, состоящей из трех судей ВС РФ (п. 1, 3-4 ч. 1 комментируемой статьи) либо областного или приравненного к нему суда (п. 5 ч. 1 комментируемой статьи), в закрытом судебном заседании с участием Генерального прокурора РФ либо по его поручению иного должностного лица органа прокуратуры, а также лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника.

12. Составы судебных коллегий ежегодно утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей РФ - для ВС РФ, квалификационной коллегией судей субъекта РФ - для областного и приравненного к нему суда (ч. 9 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

13. По результатам рассмотрения представления прокурора суд делает вывод в форме заключения о наличии или об отсутствии в действиях члена СФ, депутата ГД РФ, судьи признаков преступления (п. 111 ст. 5, ч. 3 комментируемой статьи). При этом суд исследует представленные доводы о наличии в действиях лица признаков преступления, проверяет, соблюден ли порядок, предшествующий обращению в суд. В то же время суд не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом СР.

14. Заключение суда об отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 3 комментируемой статьи) является обстоятельством, исключающим производство по УД, и влечет за собой безусловное принятие соответствующим прокурором решения в отношении данного лица об отказе в возбуждении УД либо о прекращении уголовного преследования по п. 2 ч. 1 ст. 27. См. об этом комментарий к п. 6 ч. 1 ст. 24.

15. Заключение суда может быть обжаловано сторонами в порядке ст. 127 в течение 10 суток со дня его вынесения (см. приложение 14 к ст. 477). Однако обжалование данного заключения не приостанавливает принятия прокурором соответствующего решения.

16. В случае если суд придет к выводу о наличии в действиях названных лиц признаков преступления, то после получения такого заключения Генеральный прокурор РФ направляет его вместе со своим представлением о лишении неприкосновенности и даче согласия на возбуждение УД: в отношении: члена СФ, депутата ГД РФ - соответственно в СФ или ГД РФ; судьи КС РФ - в КС РФ; судьи ВС РФ, ВАС РФ, областного и приравненного к нему суда - в Высшую квалификационную коллегию судей РФ; судьи иного суда - в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта РФ. К представлению прилагается заключение суда. При этом следует иметь в виду, что в своем представлении Генеральный прокурор РФ обязан обосновать, что совершение деяния, вменяемого в вину указанным лицам, не обусловлено их позицией при осуществлении своих должностных полномочий, а применительно к членам СФ и депутатам ГД РФ еще и не связано с другими их законными действиями, соответствующими статусу члена СФ или депутата ГД РФ соответственно (ч. 4 и 6 ст. 19 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; ч. 8 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). В данном представлении также должны быть указаны повод и основание для возбуждения УД, предусмотренные ст. 140, нормы УК, на основании которых предполагается возбудить УД.

17. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает порядок лишения неприкосновенности члена СФ, депутата ГД РФ, которой он обладает в течение всего срока полномочий. При этом под "лишением неприкосновенности" понимается дача согласия в отношении члена СФ, депутата ГД РФ на: возбуждение против него УД; либо привлечение его в качестве обвиняемого; либо исполнение судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей); либо исполнение судебного решения о производстве обыска (кроме случаев задержания на месте преступления).

СФ, ГД РФ рассматривает представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты. Решением соответствующей палаты ФС РФ от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе участвовать член СФ, депутат ГД РФ, в отношении которого внесено представление. О принятом решении в трехдневный срок извещается Генеральный прокурор РФ (ст. 20 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

18. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует порядок рассмотрения палатами ФС РФ представления Генерального прокурора РФ. Отказ СФ, ГД РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности члена СФ, депутата ГД допускается только в случае, если производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в СФ или ГД РФ соответственно; или связано с иными законными действиями, соответствующими статусу члена СФ и статусу депутата ГД РФ. Отказ соответствующей палаты ФС РФ дать согласие на лишение неприкосновенности члена СФ или депутата ГД РФ соответственно и на возбуждение против него УД является обстоятельством, исключающим производство по УД, и влечет за собой безусловное принятие Генеральным прокурором РФ решения об отказе в возбуждении УД в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.

19. К иным законным действиям, соответствующим статусу члена СФ и статусу депутата ГД РФ, относится деятельность члена СФ, депутата ГД РФ, предусмотренная Конституцией РФ, ст. 7-8, 11-12, 14, 16-17 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и регламентами палат ФС РФ. В частности, эта деятельность осуществляется в форме участия члена СФ, депутата ГД РФ в заседаниях соответственно СФ, ГД РФ, в работе их комитетов и комиссий, в парламентских слушаниях, выполнения поручений соответственно СФ, ГД РФ, их органов, внесения законопроектов в ГД РФ, внесения парламентского запроса, обращения к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан и др.

20. В случае принятия СФ, ГД РФ решения о даче согласия на лишение неприкосновенности члена СФ или депутата ГД РФ соответственно и на возбуждение в отношении них УД Генеральный прокурор РФ вправе вынести постановление о возбуждении УД и поручить его расследование следователю прокуратуры либо прокурору.

21. Аналогичные последствия влечет отказ КС РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ в даче согласия на возбуждение УД в отношении соответствующего судьи (ч. 8 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"), который может быть обжалован сторонами (о порядке обжалования см. п. 10 комментария к настоящей статье).

22. Представление Генерального прокурора РФ рассматривается КС РФ, соответствующей квалификационной коллегией в срок не позднее 10 суток со дня его поступления (ч. 5 комментируемой статьи).

23. Председатель КС РФ незамедлительно передает представление Генерального прокурора РФ судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания для его рассмотрения. В пленарном заседании заслушивается Генеральный прокурор РФ или его представитель, судья КС РФ, в отношении которого испрашивается согласие на возбуждение УД, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы. КС РФ на закрытом совещании принимает мотивированное решение об отказе или даче согласия на возбуждение УД в отношении судьи КС РФ (п. 47 Регламента КС РФ).

24. Порядок рассмотрения представления Генерального прокурора РФ Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационной коллегией судей соответствующего субъекта РФ определяется ст. 21-25 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и ст. 7, 15 Положения о квалификационных коллегиях судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 июля 2002 г.

25. Судья, в отношении которого начато производство квалификационной коллегией судей, связанное с лишением его неприкосновенности, вправе знакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами и представлять свои возражения и замечания. Квалификационная коллегия судей может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения должностных лиц и граждан. В заседании квалификационной коллегии судей обязательно участие Генерального прокурора РФ или его представителя, на которого возлагается обязанность по обоснованию внесенного представления.

26. Решение квалификационной коллегии судей о согласии на возбуждение УД в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого по другому УД, на изменение в ходе расследования УД квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть обжаловано в судебном порядке, поскольку, как указал КС РФ в пост. от 7 марта 1996 г. N 6-П, этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его действий. Наличие такой возможности служит реальной гарантией осуществления конституционного права каждого на судебную защиту (ст. 46, ч. 1 и 2), а также прав, предусмотренных ст. 52 и 53 Конституции РФ. Данная позиция КС РФ касается и иных решений, предшествующих возбуждению УД, привлечению в качестве обвиняемого, в частности, заключений суда об отсутствии в действиях соответствующих лиц признаков преступлений (см. комментарий к ч. 3 настоящей статьи).

27. После получения решения КС РФ, соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на возбуждение УД в отношении судьи Генеральный прокурор РФ выносит соответствующее постановление и поручает расследование УД следователю прокуратуры или прокурору.

28. Если в ходе расследования УД, возбужденного в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, будут установлены доказательства, дающие достаточные данные для привлечения в качестве обвиняемого лица, указанного в п. 1, 3-5 ч. 1 комментируемой статьи, то материалы УД направляются прокурору субъекта РФ для решения вопроса о привлечении такого лица в качестве обвиняемого. В случае если прокурор субъекта РФ согласится с выводами следователя, он направляет материалы УД Генеральному прокурору РФ. В случае если Генеральный прокурор РФ придет к выводу о достаточности данных для привлечения указанного лица в качестве обвиняемого, он направляет представление сначала в суд для получения заключения о наличии в действиях лица признаков преступления, а затем в соответствующий орган, правомочный дать согласие на лишение неприкосновенности данного лица и на производство указанного процессуального действия. Порядок внесения этих представлений и их рассмотрения судом и иными правомочными органами аналогичен порядку внесения представления о получении согласия на возбуждение УД в отношении указанных лиц. Получив заключение суда о наличии в действиях указанного лица признаков преступления и согласие соответствующего органа на привлечение его к уголовной ответственности, Генеральный прокурор РФ выносит постановление о привлечении указанного лица в качестве обвиняемого и направляет его следователю прокуратуры или прокурору для предъявления обвинения. См. об этом комментарий к ст. 172.

29. Порядок принятия Генеральным прокурором РФ решения об изменении в ходе следствия по УД квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии (ч. 6 комментируемой статьи), которая может ухудшить положение члена СФ, депутата ГД РФ либо судьи, аналогичен порядку принятия им решения о возбуждении УД в отношении указанных лиц.

30. Следует отметить, что судья, в т.ч. по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ч. 2 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). Аналогичная гарантия предусмотрена и в отношении члена СФ, депутата ГД РФ ч. 6 ст. 19 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

31. Порядок проверки сообщения о совершении преступления Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем и аудиторами Счетной палаты РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, Президентом, РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, членом Центральной избирательной комиссии, председателем избирательной комиссии субъекта РФ (п. 6-9 ч. 1) одинаков и аналогичен порядку, установленному для проверки сообщения о совершении преступления членом СФ или депутатом ГД РФ. При этом, если Генеральный прокурор РФ при рассмотрении поступивших к нему материалов проверки придет к выводу о наличии достаточных данных для возбуждения УД в отношении этих лиц, то он выносит постановление о возбуждении УД, расследование которого поручает следователю прокуратуры либо прокурору. См. об этом комментарий к п. 2 ч. 2 ст. 37, ст. 146.

32. Вопрос о привлечении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя или аудитора Счетной палаты РФ в качестве обвиняемого (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи), если УД было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, решается так же, как и в отношении Генерального прокурора РФ. В этом случае, если Генеральный прокурор РФ при рассмотрении поступившего к нему УД придет к выводу о необходимости привлечения названного лица в качестве обвиняемого, то он в соответствии со ст. 171 выносит постановление о привлечении названного лица в качестве обвиняемого, после чего направляет постановление следователю прокуратуры или прокурору, производящему расследование по данному УД, для предъявления обвинения указанному лицу в порядке ст. 172. Следует также иметь в виду положения ст. 29 ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" предусматривающие, что Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты ФС РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату РФ.

33. Особенности порядка возбуждения УД в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи), а также привлечения его в качестве обвиняемого предусмотрены ст. 12 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", которая содержит положение о получении согласия ГД РФ не только на привлечение Уполномоченного по правам человека к уголовной ответственности, но и на производство в отношении него задержания, ареста, обыска, за исключением случаев задержания на месте преступления. ФКЗ обладает большей юридической силой по отношению к УПК. Поэтому положение ст. 12 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" должно применяться до его отмены или изменения.

34. Применительно к неприкосновенности бывшего Президента РФ (п. 8 ч. 1) следует иметь в виду, что: 1) неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на действия, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ. Бывший Президент РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, повергнут обыску, допросу, если указанные процессуальные действия осуществляются в ходе производства по УД, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ, за исключением возбуждения в отношении него УД по факту совершения им тяжкого преступления (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи"); 2) для привлечения бывшего Президента РФ в качестве обвиняемого по УД установлен иной порядок.

35. Согласно ч. 7 комментируемой статьи после возбуждения УД в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в течение трех суток должен направить в ГД представление о лишении указанного лица неприкосновенности.

36. В случае принятия ГД постановления об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, материалы УД вместе с постановлением ГД РФ направляются Генеральному прокурору РФ для принятия решения о прекращении уголовного преследования указанного лица. Отказ ГД РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, является безусловным основанием для прекращения уголовного преследования против него (в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27).

37. В случае принятия ГД РФ постановления о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (ч. 7 комментируемой статьи), постановление ГД РФ вместе с представлением Генерального прокурора РФ в трехдневный срок направляется в СФ, который обязан рассмотреть его в срок не позднее трех месяцев. О принятом решении СФ в трехдневный срок извещает Генерального прокурора РФ (абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи").

38. В случае принятия СФ решения о лишении неприкосновенности бывшего Президента РФ Генеральный прокурор РФ после получения извещения о нем выносит постановление о привлечении бывшего Президента РФ в качестве обвиняемого и направляет его следователю прокуратуры или прокурору, производящему расследование по данному УД, для предъявления обвинения в соответствии со ст. 172.

39. Отказ СФ в лишении неприкосновенности данного лица влечет прекращение уголовного преследования в отношении него на основании п. 6 ч. 1 ст. 27 (абз. 5 ч. 2 ст. 3 ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи").

40. При рассмотрении вопроса в заседании соответствующей палаты ФС РФ вправе участвовать Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление Генеральным прокурором РФ (абз. 6 ч. 2 ст. 3 ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи").

41. Решение о возбуждении УД согласно п. 9 ч. 1 комментируемой статье в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также о привлечении его в качестве обвиняемого принимает прокурор субъекта РФ в следующем порядке.

42. Сообщение о преступлении, совершенном депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, принятое в соответствии со ст. 141-143, немедленно передается соответствующему прокурору (см. об этом комментарии к пп. "б" п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151), который поручает проведение его проверки следователю прокуратуры или проводит эту проверку лично. О поступлении этого сообщения незамедлительно информируется прокурор субъекта РФ (приравненный к нему прокурор). В ходе рассмотрения сообщения прокурор или следователь вправе в соответствии с ч. 4 ст. 146, ч. 4 ст. 21, ст. 144 производить осмотр места происшествия (в т.ч. занимаемых депутатом жилища и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств), освидетельствование, назначать СЭ, получать объяснения, требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов, проводить другие проверочные действия. При отсутствии поводов и оснований для возбуждения УД прокурор или следователь выносит постановление об отказе в возбуждении УД и одновременно рассматривает вопрос о возбуждении УД за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. См. комментарий к ст. 148. Материалы проверки и соответствующие постановления незамедлительно направляются прокурору субъекта РФ.

Если после завершения проверки прокурор придет к выводу о наличии достаточных данных для возбуждения УД против депутата, он направляет материалы прокурору субъекта РФ. Прокурор субъекта РФ рассматривает их и, придя к выводу о наличии поводов и оснований для возбуждения УД, безотлагательно направляет материалы вместе с представлением о необходимости получения согласия на возбуждение УД в отношении депутата в соответствующий суд (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа).

Прокурор субъекта РФ по результатам рассмотрения материалов проверки вправе принять другие решения, предусмотренные ст. 145, ч. 4 ст. 146.

43. Рассмотрение представления прокурора проводится судебной коллегией соответствующего суда, состоящей из трех судей, в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня его поступления в суд с участием прокурора, депутата, в отношении которого внесено представление, и его защитника.

По результатам рассмотрения представления прокурора судебная коллегия дает заключение о наличии либо отсутствии признаков преступления в действиях депутата, о которых указывается в представлении.

В случае дачи соответствующей судебной коллегией заключения о наличии в действиях депутата признаков преступления прокурор субъекта РФ вправе вынести постановление о возбуждении УД и поручить его расследование следователю прокуратуры либо прокурору.

В случае дачи соответствующей судебной коллегией заключения об отсутствии в действиях депутата признаков преступления прокурор выносит постановление об отказе в возбуждении УД в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.

Аналогичным образом решается вопрос о привлечении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в качестве обвиняемого в случаях, когда в ходе расследования УД в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, устанавливаются достаточные доказательства, дающие основания для привлечения депутата в качестве обвиняемого.

При принятии решения в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ следует иметь в виду, что депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в т.ч. по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена ФЗ (п. 3 ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

44. Решение о возбуждении УД в отношении следователя или адвоката либо о привлечении его в качестве обвиняемого (п. 10 ч. 1 комментируемой статьи) принимает прокурор соответствующего уровня, а в отношении прокурора - вышестоящий прокурор в следующем порядке. Сообщение о преступлении, совершенном указанными лицами, принятое в соответствии со ст. 140-143, немедленно передается в отношении следователя, адвоката прокурору района (города), а в отношении прокурора - вышестоящему прокурору, который поручает проведение проверки должностному лицу прокуратуры или проводит ее лично (см. об этом комментарий к пп. "б" п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151). Проведение проверки сообщения и принятие решения проводятся аналогично проверке в отношении депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ (см. п. 38 комментария к настоящей статье).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.