Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 4 страница. Если по завершении проверки прокурор приходит к выводу о наличии поводов и основания для возбуждения уголовного дела




Если по завершении проверки прокурор приходит к выводу о наличии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, то безотлагательно направляет районному судье по месту совершения деяния представление о даче заключения о наличии либо об отсутствии признаков преступления в действиях следователя, адвоката или прокурора.

Заключение судьи об отсутствии в действиях указанного лица признаков преступления является обстоятельством, исключающим производство по УД, и влечет за собой принятие решения об отказе в возбуждении УД на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.

Вопрос о привлечении следователя, адвоката, прокурора в качестве обвиняемого, если УД возбуждено в отношении других лиц, решается в аналогичном порядке.

Применительно к комментируемой статье следует различать понятие прокурора, принимающего решение по УД, и прокурора, в отношении которого предусмотрен особый порядок уголовного судопроизводства. В первом случае необходимо руководствоваться п. 31 ст. 5 и ч. 6 ст. 37 (см. комментарий к этим статьям). К прокурорам, во втором случае, относятся должностные лица органов прокуратуры, перечисленные в ст. 41 и 54 ФЗ "О прокуратуре РФ".

Следователями, в отношении которых применяется особый порядок, являются следователи прокуратуры, ОВД РФ, органов ФСБ и органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ (см. комментарий к п. 41 ст. 5, ст. 151 (в ред. ФЗ от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ), а также ст. 42 ФЗ "О прокуратуре РФ").

45. Решение о возбуждении УД в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (п. 10 ч. 1 ст. 448), а также члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (п. 12 ч. 1 ст. 448) о привлечении указанных лиц в качестве обвиняемых, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц, принимается прокурором субъекта РФ на основании материалов проверки сообщения, которая проводится аналогично проверке в отношении депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ (см. п. 38 комментария к настоящей статье).

46. СД и иные процессуальные действия в отношении члена СФ и депутата ГД осуществляются под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ, ибо именно он вносит в соответствующую палату ФС РФ представление о лишении неприкосновенности (п. 4 пост. КС РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П).

В случае прекращения УД в отношении члена СФ, депутата ГД Генеральный прокурор РФ в трехдневный срок должен направить соответствующей палате ФС РФ сообщение о прекращении УД (уголовного преследования) в соответствии со ст. 20 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

47. В случаях, когда Генеральный прокурор РФ принял решение о возбуждении УД либо о привлечении в качестве обвиняемого лица, указанного в п. 3-8, 12 ч. 1 комментируемой статьи, то он или по его поручению другой прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органа предварительного следствия по данному делу.

48. Непосредственный надзор за процессуальной деятельностью органа предварительного следствия при расследовании УД в отношении лиц, указанных в п. 9-12 ч. 1 ст. 448, осуществляет прокурор субъекта РФ, принявший решение о возбуждении в отношении этих лиц УД либо о привлечении их в качестве обвиняемого.

49. По УД о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 20 УПК (дела частного обвинения), совершенных лицами, перечисленными в ч. 1 ст. 447, а также о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, в обязательном порядке проводится предварительное расследование следователями прокуратуры в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 2 и п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК. При этом при совершении преступлений указанными лицами применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 УПК.

 

Статья 449. Задержание

 

1. Комментируемая статья содержит изъятие из правил, установленных ст. 94 и предусматривающих основания и порядок освобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления.

2. Перечень лиц, установленный комментируемой статьей, является исчерпывающим.

3. "Задержание на месте преступления" (фактическое лишение свободы передвижения. См. об этом комментарий к п. 15 ст. 5) означает, что лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после окончания преступных действий на месте их совершения либо при попытке скрыться с места преступления.

4. Установление личности предполагает в данном случае подтверждение сведений о том, что задержанный является должностным лицом, упомянутым в комментируемой статье.

5. Решение о немедленном освобождении такого лица обязано принять должностное лицо, которое произвело задержание.

6. Следует иметь в виду, что в случае задержания Уполномоченного по правам человека на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, обязано немедленно уведомить об этом ГД РФ, которая вправе принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия ГД РФ на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден (ст. 12 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

7. Пункт 5 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Следовательно, положения комментируемой статьи должны применяться с учетом норм указанного ФЗ.

8. При применении комментируемой статьи в отношении прокурора, следователя прокуратуры необходимо иметь в виду п. 2 ст. 42 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым названные лица не могут быть задержаны, подвергнуты приводу, личному досмотру, их вещи и используемый ими транспорт не подлежат досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления).

9. Следует также учитывать и положения ч. 4 ст. 17 ФЗ "О федеральной службе безопасности в Российской Федерации", устанавливающих, что при исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускается его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ или решения суда.

 

Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

 

1. Комментируемая статья устанавливает особенности: 1) исполнения судебного решения о заключении под стражу; 2) исполнения судебного решения о производстве обыска; 3) производства следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447, если УД в отношении такого лица не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает особенности исполнения судебного решения о заключении под стражу судьи. Судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении судьи (п. 3-5 ч. 1 ст. 448) принимается по ходатайству Генерального прокурора РФ: 1) коллегией из трех судей ВС РФ и с согласия КС РФ - в отношении судьи КС РФ; 2) коллегией из трех судей ВС РФ и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ - в отношении судей ВС РФ, ВАС РФ, судей областного и приравненного к нему суда, федерального арбитражного суда, военного окружного (флотского) суда; 3) коллегией из трех судей областного и приравненного к нему суда и с согласия квалификационной коллегии судей субъекта РФ - в отношении иных судей (ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает особенности исполнения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о производстве обыска в отношении: 1) члена СФ, депутата ГД РФ; 2) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; 3) Уполномоченного по правам человека в РФ. После вынесения судом такого решения Генеральный прокурор РФ должен направить его вместе со своим представлением соответственно в СФ, ГД. О порядке рассмотрения представления см. комментарий к ч. 2 и 4 ст. 448.

4. Судебное решение в отношении члена СФ и депутата ГД РФ принимается ВС РФ. При этом необходимо учитывать, что принятие судебного решения необходимо при осуществлении любого обыска, предусмотренного ст. 93 и 182, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165. В случае задержания члена СФ, депутата ГД РФ на месте преступления согласия соответствующей палаты на исполнение решения о производстве обыска не требуется (ст. 98 Конституции РФ).

5. Следует иметь в виду, что неприкосновенность члена СФ и депутата ГД РФ распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (ч. 3 ст. 19 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

6. Исходя из ст. 98 Конституции РФ, ст. 12 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", ст. 3 ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", следует иметь в виду, что согласие СФ, ГД РФ на исполнение судебного решения необходимо получить в случае избрания меры пресечения не только в виде заключения под стражу, но и продления срока содержания под стражей (ст. 108, 109), избрания меры пресечения в виде домашнего ареста (ст. 107).

КС РФ в пост. от 29 июня 2004 г. N 13-П указал, что отсутствие в данной статье прямого указания на согласие соответствующей палаты Федерального Собрания как на обязательное условие применения в отношении члена СФ или депутата ГД домашнего ареста не может, однако, расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии необходимости получения такого согласия в случае применения к этим лицам данной меры пресечения.

7. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого КС РФ, соответствующая квалификационная коллегия судей должны рассмотреть представление Генерального прокурора РФ.

8. К СД и иным процессуальным действиям, о которых идет речь в ч. 5 комментируемой статьи, относятся процессуальные действия, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 29, а также в иных статьях УПК, по которым требуются судебные решения.

9. СД и иные процессуальные действия, осуществляемые не иначе как на основании судебного решения, кроме указанных в ч. 3 комментируемой статьи, производятся в отношении члена СФ, депутата ГД РФ на основании решения коллегии, состоящей из трех судей ВС РФ, принимаемого по ходатайству Генерального прокурора РФ.

10. СД и иные процессуальные действия, осуществляемые не иначе как на основании судебного решения, кроме указанных в ч. 2 комментируемой статьи, производятся в отношении судьи на основании решения коллегии, состоящей из трех судей ВС РФ либо областного и приравненного к нему суда, принимаемого по ходатайству Генерального прокурора РФ.

11. Судебное решение о производстве СД и иных процессуальных действий, кроме указанных в ч. 3 комментируемой статьи, в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается единолично судьей в соответствии с правилами о подсудности, предусмотренными ст. 31, по ходатайству Генерального прокурора РФ.

12. Судебное решение о производстве СД и иных процессуальных действий в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов, а также кандидата в Президенты РФ принимается единолично судьей в соответствии с правилами о подсудности, предусмотренными ст. 31, по ходатайству Генерального прокурора РФ.

13. Судебное решение о производстве СД и иных процессуальных действий в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается коллегией, состоящей из трех судей областного и приравненного к нему суда, по ходатайству прокурора субъекта РФ.

14. Судебное решение о производстве СД и иных процессуальных действий в отношении следователя, адвоката, прокурора, депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления принимается судьей районного суда. При этом в отношении следователя, адвоката ходатайство в суд направляет прокурор соответствующего уровня, а в отношении остальных лиц - прокурор субъекта РФ.

 

Статья 451. Направление уголовного дела в суд

 

1. Комментируемая статья предусматривает изъятие из обычного порядка направления УД в суд после окончания предварительного расследования только по УД в отношении члена СФ, депутата ГД РФ или судьи. Изъятие касается подсудности УД, которое при наличии соответствующего ходатайства может рассматриваться ВС РФ.

2. В данном случае окончание предварительного расследования означает составление ОЗ или ОА следователем и утверждение его Генеральным прокурором РФ.

3. Из смысла комментируемой статьи вытекает, что по окончании ознакомления с материалами УД обвиняемого и его защитника, если обвиняемым является член СФ, депутат ГД РФ или судья, следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении УД Верховным Судом РФ, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

 

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда

 

1. Комментируемая статья предусматривает, что по ходатайству члена СФ, депутата ГД РФ, судьи федерального суда УД в отношении них должно быть рассмотрено ВС РФ. При наличии ходатайства мирового судьи либо судьи конституционного (уставного) суда о рассмотрении УД в отношении него в ВС РФ, необходимо руководствоваться п. 11 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ст. 2 и 9 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

2. Ходатайство может быть заявлено указанными лицами на любом этапе уголовного судопроизводства до начала СР.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.