КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И статус судей 6 страница
-------------------------------- <1> См.: Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М., 2008. С. 117.
Предъявляемые к судье требования морально-этического характера конкретизированы статьями Кодекса судейской этики. В силу этих требований судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия, он также не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей (ст. 3, п. 5 ст. 4). Вне рамок профессиональной деятельности судья не вправе публично подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег (п. 2 ст. 6); он должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство, воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей (п. п. 6, 7 ст. 8). Необходимо подчеркнуть, что перечисленные положения указанного Кодекса являются не только морально, но и юридически обязательными, в силу чего нет оснований рассматривать их лишь в качестве рекомендательных норм профессиональной этики <1>. В подтверждение сказанного можно сослаться на ст. 15 комментируемого Закона, в силу которой за нарушение положений Кодекса судейской этики к судье КС РФ по решению Суда может быть применена любая мера дисциплинарного взыскания вплоть до прекращения его полномочий (см. комментарий к ст. 15). -------------------------------- <1> Подробнее об этом см.: Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. С. 115; Он же. Ответственность судьи: этическая или дисциплинарная? // Российское правосудие. 2010. N 5 (49).
За пределами действия перечисленных запретов судья КС РФ вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим требованиям Закона о Конституционном Суде РФ, Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики. Судья также может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету КС РФ и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей (п. 3 ст. 8 Кодекса судейской этики). При этом комментируемый Закон делает специальную оговорку о том, что перечисленные запреты не распространяются на осуществление судьей преподавательской, научной и иной творческой деятельности, в том числе на платной основе. Единственное условие, которое устанавливает Закон о Конституционном Суде РФ для выполнения этих видов деятельности, связано с тем, что занятие ими не может служить уважительной причиной отсутствия судьи на заседании, если на то не дано согласия КС РФ. В свою очередь, невыполнение этого условия может служить основанием для постановки вопроса о прекращении полномочий судьи КС РФ (см. комментарий к ст. 18). В заключительной части комментируемой статьи федеральный законодатель счел необходимым специально сделать акцент на том, что судьи КС РФ имеют право свободно выражать свою волю гражданина и избирателя на выборах и референдуме, и ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение этого права.
Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Комментарий к статье 12
Конституция РФ не содержит положений, которые бы закрепляли определенные сроки полномочий судьи КС РФ. Если рассматривать государственные должности, которые названы в Конституции, то сроки полномочий непосредственно закреплены лишь для Президента РФ - шесть лет (ч. 1 ст. 81). Конституция РФ также закрепляет, что Государственная Дума избирается сроком на пять лет (ч. 1 ст. 96). Тем самым в отношении депутатов Государственной Думы Конституция ориентирует на пятилетний срок их полномочий. В отношении других государственных должностей (Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты, Председатель Центрального банка) сроки полномочий определяются федеральными конституционными и федеральными законами. Это касается и судей КС РФ. Комментируемая статья называется "Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации", но в соответствии с действующей ее редакцией полномочия судьи определенным сроком не ограничены. В этой части названная статья повторяет норму ч. 1 ст. 14 Закона о Конституционном Суде РСФСР. Это соответствие возникло не сразу. Первоначальная редакция комментируемой статьи предусматривала, что судья КС РФ назначается на должность на срок 12 лет, который впоследствии был увеличен до 15 лет Федеральным конституционным законом от 8 февраля 2001 г. N 1-ФКЗ, вступившим в силу 10 февраля 2001 г. Однако Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 г. N 2-ФКЗ в рассматриваемую норму были внесены изменения: создана редакция, которая действует до настоящего времени, - полномочия судьи определенным сроком не ограничены. Возникает вопрос: что значит определенный срок? Это конкретный календарный срок, исчисляемый в днях, месяцах, годах. Такого срока действительно в комментируемой норме нет. Но отсутствие определенного срока не означает, что полномочия судьи бессрочны, не ограничены временными рамками. Сроки полномочий судьи в комментируемой норме привязаны к двум юридически значимым обстоятельствам - принесение присяги и достижение предельного возраста. В соответствии со ст. 177 Регламента Совета Федерации после оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом РФ для назначения на должность судьи КС РФ, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи КС РФ. Из этой нормы видно, что принесение присяги избранного судьи КС РФ может следовать не сразу за оглашением результатов голосования, как это, например, предусмотрено для Генерального прокурора (ст. 184 Регламента Совета Федерации). Но исходя из практики решения данных вопросов принесение присяги судьей КС РФ производится все же сразу после оглашения положительных итогов голосования. Возможность назначения другого времени приведения к присяге, очевидно, предусмотрена для случаев, когда такое голосование проводилось по каким-то объективным причинам в отсутствие кандидата на должность судьи КС РФ. Что касается момента прекращения полномочий судьи КС РФ, то комментируемая статья связывает его с достижением судьей 70-летнего возраста. Заметим, что в Законе о Конституционном Суде РСФСР возрастной ограничитель составлял 65 лет, а в первоначальной редакции Закона о Конституционном Суде РФ предельный возраст пребывания в должности (70 лет) действовал наряду с определенным сроком полномочий (12 лет). Затем возрастной ограничитель был изъят - действовал только 15-летний срок полномочий. После этого, как указывалось выше, предельный возраст полномочий судьи КС РФ (70 лет) был восстановлен, а впоследствии устранен определенный календарный срок в 15 лет. На изменения в регулировании сроков полномочий судей наслаивается еще и то, что в составе Суда находятся судьи, назначенные в соответствии с порядком, действовавшим до принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. и комментируемого Закона. Эта гарантия, продиктованная фундаментальным принципом несменяемости судей, обеспечивалась п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ, в соответствии с которым после вступления в силу Конституции судьи всех судов РФ сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Тем самым Конституция не позволяла законодателю прекратить полномочия судей, в том числе судей КС РФ, до истечения срока, на который они были избраны. Иными словами, законодатель не вправе отнять у судей то, что им было дано более ранним законодательным решением. Но это не означало, что данная конституционная норма лишила законодателя права увеличивать срок полномочий судей, которые были избраны до принятия Конституции РФ 1993 г. Основываясь на таком понимании названной конституционной нормы, федеральный законодатель принял Федеральный конституционный закон от 5 апреля 2005 г. N 2-ФКЗ, который внес изменения в п. 4 раздела пятого Закона о Конституционном Суде РФ. В соответствии с ним положение части первой комментируемой статьи распространяется на всех действующих судей КС РФ, в том числе на судей, назначенных до принятия Конституции РФ 1993 г. Продолжая тему законодательной дискреции, нужно отметить, что, решая вопрос о сроках полномочий должностных лиц, законодатель свободен в выборе различных юридических конструкций. Он может объединить в одной статье под рубрикой "Сроки полномочий" положения об определенных сроках и положения о возрастных ограничителях. Например, в ст. 14 Закона о статусе судей указано: полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей; предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет. Вот другой пример. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" при повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет; в случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет. В то же время в отношении должностных лиц судов в отдельных нормах предусматриваются специальные сроки полномочий. В соответствии с Законом о статусе судей Председатель ВС РФ и его заместители, Председатель ВАС РФ и его заместители назначаются на должность сроком на шесть лет по представлению Президента РФ (п. п. 2 и 3 ст. 6.1). Такие же сроки предусмотрены Законом о Конституционном Суде РФ для Председателя КС РФ и его заместителей (ст. 23). В любом случае при прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов они сохраняют свои полномочия как судьи. Законодатель в техническом плане может иначе решать вопрос о сроках полномочий лиц, замещающих государственные должности. Например, в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" для Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ предусмотрены сроки полномочий в шесть лет (части первая и восьмая ст. 5, часть четвертая ст. 6). Что касается предельного возраста пребывания в должности, то он предусмотрен в отдельной статье, которая регулирует гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты: Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты досрочно освобождаются от должности решением той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила, в случае достижения ими возраста 65 лет (п. "г" ч. 5 ст. 29). Отдельно регулируется вопрос о предельном возрасте применительно к должностям военной и правоохранительной службы. В связи с этим можно привести несколько примеров: ст. 49 "Предельный возраст пребывания на военной службе" Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст. 43 "Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры" Закона о прокуратуре, ст. 30 "Увольнение со службы в Следственном комитете" Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации". То, что применительно к судьям, в том числе к судьям КС РФ, выбрана такая юридико-техническая модель, в которой положения об определенных сроках или их отсутствии объединены с положениями о предельном возрасте, следует признать более верным решением с точки зрения принципов функционирования судебной власти. В соответствии со ст. 9 Закона о статусе судей к гарантиям независимости судьи отнесен порядок прекращения полномочий судьи. Неотъемлемой его частью является определение конкретного момента прекращения судьей своих полномочий. Применительно к судье КС РФ комментируемая статья определяет общее правило - это последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет. Вместе с тем предусмотрено два изъятия из общего правила. Во-первых, судья продолжает исполнять свои обязанности до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Такое изъятие продиктовано интересами конституционного судопроизводства. Во-вторых, судья сохраняет свои полномочия до назначения на должность нового судьи, поскольку Совет Федерации может отклонить предложенную ему Президентом РФ кандидатуру на должность судьи. Президент в этом случае направит Совету Федерации новую кандидатуру, по которой Комитет по конституционному законодательству должен будет дать свое заключение (ч. 6 ст. 30 Регламента Совета Федерации). Следовательно, неизбежным будет некоторое увеличение времени назначения нового судьи КС РФ. Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ в комментируемую статью введена часть вторая, которая исключила распространение на Председателя КС РФ предельного возраста пребывания в должности судьи. Данная норма вполне закономерна с точки зрения логики других изменений, внесенных в Закон о Конституционном Суде РФ. Структура Суда перестроена: в нем больше нет двух палат, в которых по очереди председательствовали судьи. Соответственно, при рассмотрении всех дел председательствует на заседании Председатель Суда либо в его отсутствие один из заместителей. Данные структурные изменения не носят искусственный характер, они вызваны появлением норм о так называемом письменном производстве. Или, если точнее, норм, регулирующих рассмотрение дел без проведения слушаний. Это одна из важнейших новелл указанного Федерального конституционного закона, которая окончательно легализовала (правда, со многими условиями и ограничителями) практику формулирования правовых позиций в определениях, принимаемых по итогам предварительного изучения обращений судьей (ст. 41 комментируемого Закона). Соответственно, заседания без проведения слушаний - это, условно говоря, правопреемники прежних судебных заседаний, рассчитанных на участие всех судей КС РФ. Только теперь судебные акты, принятые в порядке письменного производства, также именуются постановлениями, со всеми вытекающими для таких итоговых решений последствиями. Очевидно, что во избежание возможных вопросов о том, какие постановления "сильнее", законодатель устранил процедуру их принятия меньшим составом судей - палатой КС РФ. Учитывая, что Суд решает сложнейшие вопросы права, мера ответственности Председателя в новых условиях осуществления конституционного судопроизводства существенно возрастает. Сообразно этому возрастает ответственность выбора Президента РФ и Совета Федерации, которые решают вопрос о назначении Председателя (это тоже законодательное новшество). Тем более что этот выбор ограничен: учитывая количественную определенность состава Суда (он прямо закреплен в ст. 125 Конституции - 19 судей), для назначения на должность Председателя не может быть предложена внешняя кандидатура. Следовательно, принимая во внимание сложность и ответственность выбора кандидатуры Председателя, устранение возрастного ограничителя вполне вписывается в существующую модель организации Суда как органа судебного конституционного контроля.
Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Комментарий к статье 13
Статья 13 комментируемого Закона закрепляет перечень гарантий независимости судьи КС РФ. Содержание некоторых из названных в ней гарантий раскрывается в последующих статьях данного Закона (ст. ст. 14 - 19). Часть вторая ст. 13 содержит перечень материальных гарантий независимости судьи КС РФ, которые исходя из принципа единства статуса судей, закрепленного в ст. 12 Закона о судебной системе РФ и ст. 2 Закона о статусе судей, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов. Конкретный объем таких гарантий определяется в Указе Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации", согласно которому обеспечение гарантий независимости судей КС РФ, в том числе материальных, установленных законодательством РФ, является приоритетной задачей федеральных органов государственной власти. При этом снижение уровня материальных гарантий независимости судей КС РФ, в том числе размера денежного вознаграждения, продолжительности отпуска, условий медицинского, санаторно-курортного и социально-бытового обслуживания, транспортного и информационного обеспечения, не допускается. Материальные гарантии независимости судьи КС РФ можно разделить на следующие группы: 1) гарантии в области оплаты труда и компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий по должности судьи; 2) гарантии в области предоставления отпуска; 3) гарантии в области предоставления жилого помещения; 4) гарантии транспортного и социально-бытового обслуживания; 5) гарантии социального обеспечения судьи и членов его семьи; 6) гарантии по обязательному государственному страхованию жизни, здоровья и имущества судьи. Рассмотрим указанные гарантии подробнее. Денежное вознаграждение судьи КС РФ состоит из должностного оклада, доплат к должностному окладу за квалификационный класс, выслугу лет, надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, денежных премий и других видов выплат, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Должностной оклад судьи КС РФ определяется в процентном отношении к должностному окладу Председателя КС РФ. Так, должностной оклад заместителя Председателя Суда составляет 98%, а судьи Суда - 90% должностного оклада Председателя КС РФ. Судьи КС РФ, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере 5% должностного оклада. Наличие ученой степени доктора юридических наук или ученого звания профессора дает судье право на доплату в размере 10% должностного оклада. Учитывается также присвоение судье почетного звания "Заслуженный юрист РФ", в связи с чем устанавливается доплата в размере 10% должностного оклада. Право на указанные доплаты имеют и судьи КС РФ, пребывающие в отставке. С учетом значимости развития международных связей КС РФ с точки зрения изучения зарубежного опыта конституционной юстиции судье выплачивается ежемесячная надбавка за знание и использование в работе иностранного языка в размере 20% должностного оклада. Кроме того, при направлении в служебную командировку за границу устанавливается надбавка к суточным в иностранной валюте в размере 30% нормы суточных. Судье ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда, причем отчет о расходовании этих средств не представляется. Для судьи КС РФ установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно. При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска судье оказывается материальная помощь в размере двухмесячного денежного вознаграждения судьи. Судье КС РФ не позднее трех месяцев после назначения на должность, а также в случае необходимости улучшения жилищных условий предоставляется во внеочередном порядке в месте постоянного пребывания КС РФ благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры. Основания признания судьи нуждающимся в улучшении жилищных условий определяются жилищным законодательством. Судье КС РФ предоставляется право на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Жилое помещение предоставляется за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из средств федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается КС РФ за счет средств федерального бюджета, выделенных КС РФ на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи КС РФ бесплатно. Судье КС РФ выделяется в пользование служебный автомобиль. После ухода или удаления его в отставку судье выплачивается компенсация стоимости проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета. Порядок выплаты такой компенсации определен Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 851. Размер компенсации определяется исходя из стоимости проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, установленной в субъекте РФ, на территории которого проживает судья в отставке. Заявление об установлении компенсации подается ежегодно на имя Председателя КС РФ. Судья КС РФ имеет право бесплатного пользования залами официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в порядке и на условиях, которые установлены для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Все виды почтовых и телеграфных отправлений судьи КС РФ по его желанию пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 306 социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание осуществляется в порядке и на условиях, которые определены соответственно для Председателя Правительства РФ и его заместителей. Гарантии социального обеспечения судьи КС РФ включают ежемесячное пожизненное содержание (см. комментарий к ст. 19). К социальным гарантиям можно отнести также выплату выходного пособия в размере годового денежного вознаграждения в случаях прекращения полномочий судьи КС РФ в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, просьбой об отставке, признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу, а также по причине неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязанности. В случае смерти (гибели) судьи КС РФ (действующего или пребывающего в отставке) его семье выплачивается единовременное пособие в размере его годового денежного вознаграждения. Кроме того, каждому члену его семьи из числа предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливается ежемесячное денежное содержание в сумме, равной 165% размера социальной пенсии, установленного подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день смерти (гибели) судьи. Размер указанной социальной пенсии с учетом индексации с 1 апреля 2011 г. составляет 3178,54 руб., следовательно, размер ежемесячного содержания в расчете на одного иждивенца равен 5244,59 руб. Ежемесячное денежное содержание предоставляется на период, в течение которого член семьи считается нетрудоспособным, а вдове (вдовцу) умершего сохраняется до вступления в новый брак. Ежемесячное денежное содержание членам семьи умершего (погибшего) судьи выплачивается КС РФ в порядке, определенном для судей КС РФ, пребывающих в отставке. Медицинское обслуживание членов семей умерших (погибших) судей КС РФ производится в тех же лечебных учреждениях, к которым они ранее были прикреплены. На судей КС РФ распространяется обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества, предусмотренное ст. 20 Закона о статусе судей и ст. 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Такое страхование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его 15-летней заработной платы. Страховыми случаями по данному виду страхования являются: 1) гибель (смерть) судьи в период работы либо после увольнения с должности, наступившая вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья; 2) причинение судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью; 3) причинение судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью. Страховое обеспечение в каждом из вышеназванных страховых случаев будет предоставлено соответственно в размере 15-летней, трехлетней или годовой заработной платы судьи.
Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса
Комментарий к статье 13.1
Комментируемая статья введена в действие с 9 февраля 2011 г. Однако это не означает, что судьям КС РФ не присваивался квалификационный класс судьи. Действовавшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ правовое регулирование также предусматривало присвоение судьям КС РФ высшего квалификационного класса судьи. Таким образом, правовое положение судей не изменилось, уточнен лишь срок присвоения квалификационного класса. Присвоение судье КС РФ высшего квалификационного класса имеет значение для определения размера денежного вознаграждения действующего судьи (см. комментарий к ст. 13) и размера пожизненного содержания судьи, пребывающего в отставке (см. комментарий к ст. 19).
Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Комментарий к статье 14
Комментируемая статья воспроизводит положения ст. 121 Конституции РФ: судьи несменяемы (часть первая); полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (часть вторая). Несменяемость судей является фундаментальным и незыблемым принципом, определяющим законодательную регламентацию статуса судей. Его действие призвано исключить зависимое и подчиненное положение судьи, что обеспечивается невозможностью его замены или смещения путем недобровольной отставки или перевода в другой суд в течение всего срока полномочий. В этом смысле комментируемая статья связана со ст. 12 Закона о Конституционном Суде РФ, которая регламентирует сроки полномочий судьи. Фундаментальность принципа несменяемости характеризует и то, что при принятии Конституции 1993 г. действие принципа несменяемости было обращено не только на будущее, но и на прошлое. Пункт 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ предусматривал следующее: после вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вместе с тем нужно отметить, что вопрос о включении принципа несменяемости судей в конституционный текст был непростым. По этому поводу велась серьезная общественно-политическая дискуссия. И далеко не последнее место в ней занимал вопрос о возможности смены первого состава судей КС РФ. Если судить по материалам Конституционного совещания, одним из серьезных препятствий на пути реализации идеи о полной замене состава конституционных судей стала позиция представителей ВС РФ. В частности, В.И. Радченко, который занимал тогда должность первого заместителя Председателя ВС РФ, прямо указывал на невозможность подобных решений в силу действия принципа несменяемости судей <1>. Если бы такое решение прошло, то это создало бы опасный прецедент для всей судебной системы. Тем более что идея обновления судейских кадров обсуждалась на конституционном совещании серьезно и в ее пользу выдвигались весомые доводы <2>. Но, очевидно, перспектива даже частичной утраты профессионального кадрового судейского состава в сложных условиях становления новой российской государственности и риски неоднократного и произвольного отступления от принципа несменяемости в будущем стали теми причинами, которые перевесили чашу весов в пользу более консервативной и прагматической позиции. -------------------------------- <1> См.: Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 20. С. 200 - 201. <2> Там же. Т. 18. С. 363 - 364.
На обеспечение гарантий несменяемости направлены положения о том, что полномочия судей КС РФ прекращаются или приостанавливаются не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены комментируемым Федеральным конституционным законом. Какие-либо иные законодательные акты не могут содержать положения, которые решали бы данные вопросы. Причем речь идет как о порядке, так и об основаниях прекращения или приостановления полномочий судей КС РФ. Не случайно на судей КС РФ не распространяются положения Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии". Сама возможность постановки вопроса о дисциплинарной ответственности судей подвергается критике на том основании, что в силу конституционного статуса государственной должности судьи КС РФ можно говорить в отношении конституционных судей об особой, конституционной ответственности <1>.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |