Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лиц, товаров, работ, услуг и предприятий 10 страница




Сама эта идея лишена юридического обоснования, поскольку товарный знак индивидуализирует товары, а не юридическое лицо.

В связи с этим комментируемую норму следует применять с большой осторожностью (впрочем, как и упомянутые выше нормы).

10. Пункт 4 данной статьи устанавливает, что прекращение правовой охраны товарного знака означает и прекращение исключительного права на этот товарный знак.

Однако бывший правообладатель вправе и после этого преследовать лиц, нарушивших право на товарный знак в тот период, когда оно существовало, т.е. как продолжать ранее начатые процессы, так и возбуждать новые процессы.

При прекращении исключительного права действующие лицензионные договоры прекращаются (абз. 3 п. 4 ст. 1235 ГК РФ). См. также п. 14 комментария к ст. 1235 ГК РФ.

 

7. Защита права на товарный знак

 

Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака

 

Комментарий к статье 1515

 

1. К защите права на товарный знак и к ответственности за незаконное использование товарного знака применяются общие нормы об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда (§ 1 гл. 59 ГК РФ), а также общие положения о защите интеллектуальных прав (ст. 1250 ГК РФ) и о защите исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ).

2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определение контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров. Они являются контрафактными, если на них незаконно размещен товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.

О сходстве до степени смешения см. п. 16 комментария к ст. 1483 ГК РФ.

Хотя данное определение контрафактных объектов несколько отличается от того, что содержится в п. 4 ст. 1252 ГК РФ, принципиальных противоречий между этими определениями нет.

См. также п. 10 - 12 комментария к ст. 1252 ГК РФ.

3. Первая фраза п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что правообладатель имеет право требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя таких контрафактных объектов.

Эта норма также в основном повторяет общую норму, содержащуюся в п. 4 ст. 1252 ГК РФ.

Следует полагать, что слова "за счет нарушителя" относятся не только к уничтожению, но и к изъятию контрафактных объектов.

См. также п. 13 комментария к ст. 1252 ГК РФ.

4. Из второй фразы п. 2 комментируемой статьи вытекает, что если введение контрафактных объектов в оборот "необходимо в общественных интересах", то такой контрафактный объект, как можно полагать, хотя и изымается из оборота, но не подлежит уничтожению. При этом правообладатель вправе потребовать удаления с таких объектов незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения. После этого такой объект уже не считается контрафактным.

Возможность такого решения вопроса о судьбе контрафактных объектов соответствует нормам, предусмотренным п. 4 ст. 1252 ГК РФ, где установлено, что ГК РФ может предусмотреть "иные последствия" в отношении "судьбы" контрафактных объектов.

Следует полагать, что употребленное в комментируемой норме понятие "товары, введение которых в оборот необходимо в общественных интересах", имеет здесь какое-то особое, узкое значение. Если использовать это понятие в широком, обычном его понимании, то тогда уничтожению контрафактных объектов вообще не остается места, поскольку можно утверждать, что любой товар, находящий своего покупателя, введен в оборот "в общественных интересах".

5. Пункт 3 данной статьи относится к тем товарным знакам, которые используются при выполнении работ или оказании услуг, т.е. к знакам обслуживания.

В этом случае нарушитель обязан удалить товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения, из материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в частности из документации, рекламных материалов, с вывесок и т.п.

6. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи правообладатель может потребовать взыскания с нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Возможность предъявления требования о взыскании компенсации вместо возмещения убытков предусмотрена, общим образом, в п. 3 ст. 1252 ГК РФ. В этой последней норме содержатся несколько важных положений, которые подлежат применению по п. 4 комментируемой статьи, но в указанном п. 4 они не повторяются.

Об общих вопросах взыскания этой компенсации см. п. 6 - 9 комментария к ст. 1252 ГК РФ.

7. Виды и размеры компенсации, предусмотренной в п. 4 комментируемой статьи, являются практически идентичными и в сфере авторского права (ст. 1301 ГК РФ), и в сфере смежных прав (ст. 1311 ГК РФ), и в сфере наименований места происхождения товаров (ст. 1537 ГК РФ), и в сфере товарных знаков.

8. В сфере товарных знаков установлены два вида компенсации (названия условны):

- компенсация по усмотрению суда и

- компенсация в двукратном размере стоимости.

Подробный комментарий первого вида компенсации приводится в п. 6 комментария к ст. 1301 ГК РФ, относящейся к авторскому праву. Все содержащиеся здесь выводы полностью применимы к товарным знакам.

"Суд не вправе уменьшить размер взыскиваемой суммы компенсации ниже минимального, поскольку обязательство... по выплате компенсации... не является неустойкой" - п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122.

9. Компенсация второго вида (подп. 2 п. 4 комментируемой статьи) может определяться либо как двукратный размер стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак либо обозначение, сходное с ним до степени смешения, либо как двукратный размер стоимости права использования товарного знака, если бы они были приобретены нарушителем.

При этом учитывается не та цена, по которой нарушитель продает контрафактные товары, а та цена, по которой владелец товарного знака продает подлинные, легальные товары.

10. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи лицо, которое помещает предупредительную маркировку по отношению к обозначению, не зарегистрированному в России в качестве товарного знака, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О предупредительной маркировке см. ст. 1485 ГК РФ.

Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в России обозначения является уголовным преступлением в соответствии со ст. 180 УК. Однако следует считать, что в ГК РФ вряд ли даются отсылки к уголовному законодательству. Поэтому в комментируемой норме, как можно полагать, имеется в виду гражданско-правовая ответственность за недостоверную и недобросовестную рекламу, а также за действия, являющиеся актами недобросовестной конкуренции.

По-видимому, комментируемая норма не должна применяться в том случае, если предупредительная маркировка проставляется на товаре, изготавливаемом за рубежом, а затем этот товар продается за рубежом и импортируется покупателем в Россию.

 

§ 3. Право на наименование места происхождения товара

 

1. Основные положения

 

Статья 1516. Наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1516

 

1. Наименование места происхождения товара (далее - НМПТ; данную аббревиатуру можно считать официальной - см. ст. 1520 ГК РФ) - самостоятельное средство индивидуализации товаров.

Оно выполняет в основном ту же функцию, что и товарный знак, - индивидуализирует товары, отделяет одни товары от других.

Вместе с тем НМПТ выполняет еще одну дополнительную функцию - оно свидетельствует о том, что маркированный НМПТ товар обладает особыми (повышенными) качествами. Товарный знак - прямо и сам по себе - этой функции не выполняет.

2. НМПТ - это объект, довольно редко встречающийся в правовом обороте. Если число ежегодно регистрируемых в России товарных знаков составляет около 50 тыс., то число заявок на НМПТ, ежегодно подаваемых в России, исчисляется десятками, а число регистрируемых НМПТ - единицами. В настоящее время в России общее число зарегистрированных с 1992 г. НМПТ составляет около 100 единиц.

3. В первой фразе п. 1 комментируемой статьи содержится понятие НМПТ.

Это - определенное обозначение товара или группы товаров. Но если обозначение товара, вообще говоря, может быть разнообразным (например, словесным, изобразительным, комбинированным), то обозначение, используемое как НМПТ, может быть только словесным.

Более того, это словесное обозначение обязательно должно указывать на определенный географический объект, т.е. на расположенный на Земле объект, имеющий определенные границы.

4. Само это наименование может представлять собой название страны, района, местности, городского или сельского поселения или иного географического объекта.

Это наименование может быть:

- современным или известным из истории, прежним;

- официальным или неофициальным (бытовым);

- полным или сокращенным;

- употребляться либо само по себе ("Гжель", "Нарзан"), либо в сочетании с каким-либо поясняющим словом - названием товара ("Вологодское кружево", "Тульский пряник").

5. Указанное наименование только тогда может быть признано и зарегистрировано как НМПТ, если оно стало известным в результате его использования для товара, обладающего какими-то особыми свойствами.

Это означает, что уже в момент оформления прав на НМПТ само это наименование уже известно, оно ассоциируется с товарами, производимыми в данной местности, а эти товары, в свою очередь, известны своими особыми качествами (например, местность Абрау-Дюрсо под Новороссийском славится своими винами).

6. Указанные свойства (качества) данных товаров определяются либо природными условиями данного географического объекта (климат, почва, воздух, вода и т.п.), либо людскими факторами (мастерство производителей товара, секреты производства и т.п.), либо сочетанием природных условий и людского фактора.

7. Если объект отвечает признакам, предусмотренным в первой фразе п. 1 комментируемой статьи, то на него может быть подана заявка на получение исключительного права на такое наименование, и на основе такой заявки заявителю должно быть предоставлено исключительное право на НМПТ.

В связи с этим нельзя не отметить неточности, содержащейся во второй фразе п. 1, где указывается на то, что на использование такого наименования "может быть признано" исключительное право.

На самом деле в случае подачи заявки такое исключительное право "должно быть признано" государством.

8. Во второй фразе п. 1 устанавливается, что исключительное право на НМПТ признается за "производителем" такого товара.

Кто именно может получить исключительное право на НМПТ, определено в п. 1 ст. 1518 ГК РФ.

9. В пункте 2 комментируемой статьи указывается случай, когда НМПТ, в основном отвечающее признакам, установленным в п. 1, тем не менее не признается НМПТ и не может повлечь предоставления заявителю исключительного права. Это тот случай, когда наименование в результате его широкого употребления вошло в Российской Федерации в обиход как обозначение товара определенного вида, как обозначение вида товара, не связанного с местом производства товара. Наиболее известные такие наименования: "Коньяк" и "Шампанское".

10. В абзаце 2 п. 2 ст. 1535 ГК РФ определен еще один случай, когда наименование товара, отвечающее всем признакам, предусмотренным в п. 1 комментируемой статьи, не может быть признано НМПТ.

См. об этом п. 10 комментария к ст. 1535 ГК РФ.

11. Об ограничениях, касающихся тех случаев, когда наименование относится к географическому объекту, находящемуся за рубежом, см. п. 2 ст. 1517 ГК РФ.

 

Статья 1517. Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 1517

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи по своему содержанию и структуре аналогичен ст. 1479 ГК РФ.

См. комментарий к ст. 1479 ГК РФ.

2. В настоящее время Российская Федерация не участвует в международных договорах, в соответствии с которыми на территории России возникает и действует исключительное право на НМПТ.

3. В пункте 2 устанавливается, что если географический объект находится за рубежом, то исключительное право на НМПТ, относящееся к товарам, производимым в границах этого географического объекта, может быть признано в России при наличии двух дополнительных условий (в дополнение к установленным в п. 1 ст. 1516 ГК РФ):

- указанное наименование охраняется как НМПТ в стране происхождения товара и

- лицом, подающим в России заявку на предоставление ему исключительного права на НМПТ, и, соответственно, обладателем этого исключительного права в России может быть только то лицо, которое охраняется в стране происхождения товара как обладатель исключительного права на это НМПТ.

 

Статья 1518. Государственная регистрация наименования места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1518

 

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривается, что НМПТ признается и охраняется в силу его государственной регистрации.

В настоящее время это единственный способ охраны НМПТ на территории России.

Государственную регистрацию НМПТ, как установлено в п. 1 ст. 1517 ГК РФ, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Этот орган именуется Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; сокращенное официальное наименование этого органа - Роспатент.

2. Для того чтобы представить себе ясную картину правовой охраны НМПТ, невозможно комментировать абзац за абзацем текст ст. 1518 ГК РФ. Приходится "оторваться" от этого текста и дать некоторые общие положения, которые, к сожалению, в ГК РФ отсутствуют.

3. Государственная регистрация НМПТ осуществляется на основе заявки, подаваемой в Роспатент (ст. 1522 ГК РФ).

Заявка может быть подана гражданином или юридическим лицом, производящим товар, который может маркироваться данным НМПТ.

Это может быть любой гражданин, в том числе и гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, а также не проживающий на территории данного географического объекта.

Что касается юридических лиц, то заявителем, очевидно, может быть только то юридическое лицо, которое вправе производить соответствующие товары, но не обязательно расположенное в границах данного географического объекта.

4. Заявка на государственную регистрацию НМПТ означает, что заявитель просит зарегистрировать это НМПТ и одновременно просит предоставить ему исключительное право на использование этого НМПТ.

Первого без второго быть не может: нельзя требовать зарегистрировать НМПТ без предоставления исключительного права на это НМПТ заявителю.

5. Но если НМПТ уже зарегистрировано и, следовательно, одному лицу уже предоставлено исключительное право на НМПТ, то оказывается, что и другие заявители могут требовать себе предоставления исключительного права на это НМПТ, разумеется, если они, другие лица, отвечают всем критериям, предъявляемым к заявителю, и, в частности, производят товары, которые могут быть маркированы этим НМПТ.

Эти заявители (второй и последующие) уже не должны ходатайствовать о том, чтобы данное НМПТ было зарегистрировано, ибо оно уже зарегистрировано. Эти лица подают иные заявки на НМПТ. Условно заявку на НМПТ и на предоставление на него исключительного права можно назвать "первичной заявкой", а все заявки других лиц на предоставление им исключительного права на уже зарегистрированное НМПТ - "вторичными заявками" (см. также ст. 1522 ГК РФ).

6. Если на основе первичной заявки НМПТ получило государственную регистрацию и заявитель стал обладателем исключительного права на НМПТ, а затем - на основе вторичных заявок - исключительное право было предоставлено еще нескольким заявителям, которые стали правообладателями, то считается, что государственная регистрация НМПТ осуществлена по всем этим заявкам (как по первичной, так и по вторичным) и что преимущества и права, вытекающие из этой государственной регистрации, распространяются - в равной мере и автоматически - на всех этих правообладателей.

Все эти правообладатели - по закону - не связаны друг с другом, хотя они могут заключать между собой договоры. Каждому из них - по отдельности - принадлежит исключительное право, указанное в ст. 1519 ГК РФ.

7. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривается, что НМПТ может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.

Следует полагать, что, говоря о возможности регистрации НМПТ несколькими лицами, эта норма имеет в виду два случая:

1) несколько лиц, по договоренности между собой, подают одну заявку на регистрацию НМПТ либо - что по сути одно и то же - по договоренности между собой одновременно подают заявки на одно и то же НМПТ;

2) сначала подается первичная заявка, а через некоторое время - вторичные заявки. При этом никаких договоренностей между заявителями таких заявок может и не быть.

8. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что лицам, которые зарегистрировали НМПТ, предоставляется исключительное право на использование этого наименования при условии, что производимые ими товары отвечают требованиям, предъявляемым к НМПТ.

Эту норму надо понимать так: каждому лицу, заявка которого на НМПТ получила положительное решение, предоставляется самостоятельное исключительное право, независимое от прав других лиц на это НМПТ.

Это исключительное право позволяет маркировать указанным наименованием товары, отвечающие требованиям закона.

Вместе с тем комментируемая норма не содержит обязательств правообладателей использовать НМПТ (см., однако, п. 2 ст. 1531 ГК РФ).

9. В абзаце 2 п. 2 предусматривается, что любое лицо, которое производит товар, отвечающий всем признакам уже зарегистрированного кем-то НМПТ, вправе получить исключительное право использования НМПТ. Для этого указанное лицо должно подать соответствующую заявку.

 

2. Использование наименования места происхождения товара

 

Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1519

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи по своему содержанию аналогичен первой фразе п. 1 ст. 1484 ГК РФ, относящейся к исключительному праву на товарный знак. См. комментарий к п. 1 ст. 1484 ГК РФ.

См. также ст. 1229 ГК РФ и п. 4 комментария к ст. 1229 ГК РФ.

2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено несколько наиболее характерных способов использования, которые составляют содержание исключительного права на НМПТ. Всего здесь указано четыре таких способа. Все они - дословно - совпадают с аналогичными способами использования товарного знака, указанными в п. 2 ст. 1484 ГК РФ. Комментарий, данный к этой статье, полностью применим к НМПТ, с заменой терминов.

Следует, однако, учитывать, что владелец исключительного права на НМПТ может использовать НМПТ только для товаров, обладающих указанными специфическими признаками и произведенными в границах соответствующего географического объекта.

3. Исключительное право на НМПТ, как оно изложено в п. 1 и п. 2 комментируемой статьи, может реализовываться владельцем исключительного права на НМПТ, а если таких владельцев более одного - то любым и каждым из них.

4. Исключительное право владельца НМПТ распространяется только на использование НМПТ на товарах, обладающих указанными особыми свойствами и производимыми в границах указанного географического объекта (либо в связи с такими товарами).

Исключительное право на НМПТ распространяется также на наименования, сходные с НМПТ до степени смешения (см. также абз. 2 п. 3 комментируемой статьи и п. 1 ст. 1537 ГК РФ).

Очевидно, что исключительное право на НМПТ распространяется не только на указанные товары, но и на однородные товары.

О сходстве до степени смешения см. п. 16 комментария к ст. 1483 ГК РФ.

Об однородных товарах см. п. 11 комментария к ст. 1484 ГК РФ.

5. Изложенное в п. 1 и 2 комментируемой статьи составляет положительную, позитивную часть исключительного права владельца НМПТ.

Запретительной, негативной части этого права посвящен п. 3 данной статьи, который, к сожалению, изложен не очень четко.

6. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрены действия, которые "не допускаются", т.е. те действия, которые владелец исключительного права на НМПТ может запретить. Всем этим действиям дано общее название: "незаконное использование НМПТ".

Указано несколько категорий таких действий.

7. Во-первых, незаконными являются любые действия по использованию НМПТ, осуществляемые лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, т.е. не имеющими своего исключительного права на НМПТ.

Следует отметить, что из этой нормы вытекает, что действия лиц, имеющих свое собственное свидетельство на НМПТ, т.е. действующих в "своем праве", не считаются незаконными.

В комментируемой статье законодатель особо подчеркивает, что если лицо, не имеющее своего свидетельства на НМПТ, использует НМПТ, то незаконным использованием НМПТ являются любые действия этого лица, в том числе и использование НМПТ для товаров, обладающих указанными особыми свойствами и производимых в указанном географическом объекте, даже если при этом используются такие слова, как "род", "тип", "имитация" и т.п. (например, вода типа "Нарзан").

8. Во-вторых, указано в абз. 1 п. 3 комментируемой статьи, незаконным использованием НМПТ является использование НМПТ любым лицом, если оно относится к товарам, не отвечающим установленным требованиям, т.е. не имеющим указанных особых свойств и (или) не производимым в границах указанного географического объекта.

Следует отметить, что этот второй случай незаконного использования НМПТ относится и к тем лицам, которые имеют свидетельства на НМПТ. Незаконность действий этих лиц в данном случае состоит в том, что они действуют за пределами предоставленного им исключительного права.

9. В абзаце 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что использование не НМПТ, а сходного обозначения для любых товаров, если оно способно ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара, также считается незаконным использованием НМПТ. Таким образом, использование сходных с НМПТ обозначений, тем более применяемых для товаров, не являющихся однородными с указанными товарами, запрещается только в том случае, если оно вводит потребителя в заблуждение, а не абсолютно.

О сходстве до степени смешения см. п. 16 комментария к ст. 1483 ГК РФ.

10. Если товары, законно маркированные НМПТ, были введены в гражданский оборот, то дальнейшее их использование не должно считаться незаконным использованием НМПТ. Иными словами, к праву на НМПТ должны по аналогии применяться нормы ст. 1487 ГК РФ. См. также комментарий к этой статье.

11. Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи называет материальные объекты, незаконно маркированные НМПТ или обозначением, сходным с ним до степени смешения, "контрафактными".

О правовом значении этого определения см. ст. 1537 ГК РФ.

12. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что владелец исключительного права на НМПТ не может распоряжаться им, в частности не может ни отчуждать его другому лицу, ни предоставлять это право другому лицу по лицензии.

Аналогичная норма имеется в отношении фирменного наименования (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).

Запрет распоряжения исключительным правом на НМПТ, конечно, существенно ограничивает само исключительное право, но не меняет его сути и не противоречит самой идее исключительного права, хотя такое мнение высказано в литературе.

 

Статья 1520. Знак охраны наименования места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1520

 

1. Комментируемая статья содержит норму, аналогичную тем нормам о знаках охраны, которые предусмотрены для многих других видов объектов, охраняемых на основе части четвертой ГК РФ: ст. 1271, 1305, 1455, 1485.

2. В ней устанавливается, что обладатель свидетельства на НМПТ может, в целях оповещения о своем исключительном праве, помещать рядом с НМПТ различные словесные обозначения: "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ". Следует считать, что это могут быть и другие подобные обозначения. Считается, что такие обозначения препятствуют превращению НМПТ в обозначение товаров определенного вида, не связанного с местом его производства и с установленными особыми свойствами товара.

Знак охраны НМПТ в п. 3 ст. 1537 ГК РФ назван "предупредительной маркировкой". Эти два выражения одинаковы по своему значению.

 

Статья 1521. Действие правовой охраны наименования места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1521

 

1. В пункте 1 комментируемой статьи предусматривается, что НМПТ охраняется в течение всего времени существования возможности производить товары, отвечающие требованиям, указанным в пункте 1 ст. 1516 ГК РФ.

Смысл этой нормы заключается в том, что пока существует возможность производить в определенном географическом объекте товары, обладающие особыми, уникальными свойствами, существует и абстрактная возможность возникновения правовой охраны НМПТ.

Однако абстрактная возможность такой правовой охраны еще не означает, что такая охрана непременно существует. Ведь если НМПТ не охраняется исключительным правом, принадлежащим хотя бы одному правообладателю, то нельзя говорить о существовании охраны НМПТ.

В связи с этим нельзя не признать ошибочность нормы, сформулированной в п. 1 комментируемой статьи. Правовая охрана НМПТ - это гражданское субъективное право; если отсутствует субъект охраны, то право не существует.

2. Пункт 2 данной статьи устанавливает, что срок действия свидетельства об исключительном праве на НМПТ определяется в ст. 1531 ГК РФ.

Следует иметь в виду, что если на НМПТ выдано одно свидетельство, то истечение срока его действия влечет прекращение правовой охраны НМПТ. Если же на НМПТ выдано несколько свидетельств, то прекращение действия некоторых из них не прекращает действия права на НМПТ. И лишь прекращение действия всех выданных свидетельств влечет прекращение права на НМПТ.

 

3. Государственная регистрация наименования места

происхождения товара и предоставление исключительного

права на наименование места происхождения товара

 

Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1522

 

1. Комментируемая статья построена аналогично ст. 1492 ГК РФ, относящейся к заявке на товарный знак. Более того, п. 2, 4, 6, 7 и 8 комментируемой статьи содержат нормы, тождественные тем, которые предусмотрены в п. 2, 4, 6, 7 и 8 ст. 1492 ГК РФ, а потому к ним применим соответствующий комментарий к ст. 1492 ГК РФ.

2. В комментируемой статье определяется, что заявки на НМПТ бывают трех видов:

1) заявка от российского заявителя на НМПТ, которое в момент подачи заявки не имеет государственной регистрации, т.е. не получает правовой охраны. Эти заявки (условно их можно назвать "первоначальные") именуются: "Заявка на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление [заявителю] исключительного права на это НМПТ";

2) заявка от российского заявителя на НМПТ, которое в момент подачи заявки уже является предметом исключительного права другого лица. Эти заявки (условно их можно назвать "вторичные") именуются: "Заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное [другим лицом] НМПТ";

3) заявки от иностранных заявителей. Они подаются лицами, которые имеют за рубежом право на НМПТ, и содержат ходатайство о государственной регистрации этого НМПТ в России и о предоставлении им в России исключительного права на это НМПТ.

3. Если в разное время два лица подали заявки на одно и то же НМПТ, причем по первой заявке решение еще не вынесено, то вторая заявка будет считаться первичной заявкой, если первая заявка будет отклонена, и наоборот, вторая заявка будет считаться вторичной, если на основе первой заявки будет осуществлена государственная регистрация НМПТ. К сожалению, эти выводы не находят прямой опоры в ГК РФ, в этом отношении в ГК РФ - серьезный пробел.

4. В подпункте 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливается, что заявка на НМПТ должна содержать "указание товара", в отношении которого будет применяться НМПТ.

Следует полагать, что это может быть либо один вид товара, либо группа однородных товаров.

5. В подпункте 5 п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что в заявке должно содержаться "описание особых свойств товара". Об особых свойствах товара речь идет также в п. 5 комментируемой статьи, а также во многих других статьях ГК РФ: 1516, 1518, 1521, 1529, 1531, 1533, 1536.

Следует учитывать, что описание особых свойств товара приобретает правовое значение, становится правовым документом. Поэтому оно должно быть конкретным, допускать возможность проверки: "особые свойства" должны отделять эти товары от им подобных. Такие выражения, как "особая форма", "повышенные вкусовые качества", "своеобразная расцветка", являются недопустимыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.