КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 6 страница. В предпроектный период все материалы альбома тщательно анализируются
В предпроектный период все материалы альбома тщательно анализируются. Художественный редактор и художник устанавливают его видовые особенности. Необходимо определить: вид искусства, которому альбом посвящен, принцип подбора изобразительного материала, структуру изобразительного ряда, характер текстового материала, его функционально-стилистические особенности и целевую установку. Выявление видовых особенностей всех материалов альбома позволяет, в конечном счете, выяснить тематику, идейную концепцию, проблему, а также структуру изобразительного ряда и текстов, т.е. представить себе содержание альбома в целом. Ввиду все еще существующей в некоторых издательствах практики безадресного и по целям неопределенного выпуска альбомов, а также ввиду полного отсутствия теоретической и методической литературы по оформлению и конструированию альбомов мы считаем, что одним из инструментов анализа материалов готовящегося издания и формирования проектного задания является разработанная нами классификация. Классификация может быть использована как анкета, в которой можно зафиксировать виды издания по содержанию, по его характеру, составу и связям, по целевой направленности и читательскому адресу, по полиграфическому исполнению. Она же заставляет ясно формулировать желаемый характер воздействия на читателей и различные условия использования и хранения альбомов. При помощи классификации следует остановить выбор и на типе альбомного издания. При предпроектном изучении материалов альбома необходимо особое внимание уделить выявлению специфики произведений искусства, избранных для репродуцирования. Задача состоит в том, чтобы не допустить искажений произведений искусства в издательской интерпретации, стремиться к сохранению их наиболее существенных качеств и характеристик. Благоприятным условием для выработки общих и частных решений в конструировании и оформлении альбома в предпроектный период является установление тесных контактов между художественным редактором, ведущим редактором и автором. Особенно важными становятся консультации между художником и автором. Эти консультации помогают художнику отыскать пути в конструировании. Должно быть предельно использовано наличие специальной искусствоведческой подготовки у ведущих редакторов, которые могли бы, хотя бы в общих чертах, объяснить своим товарищам по работе над альбомом специфику данного произведения искусства, с тем чтобы они, сообразуясь с издательскими целями и возможностями, в процессе фотофиксации, репродуцирования и разработки макета не упустили из виду наиболее существенные и в то же время важные для предполагаемого издания свойства произведения искусства. В некоторых случаях, когда публикуемый материал представляет собой особую, малоизвестную ведущим редакторам область искусства, следует обращаться за квалифицированной помощью к специалистам узкого профиля (помощь эта может быть оказана в форме консультации, рецензии, специального редактирования). Общих рекомендаций относительно того, какие качества произведения искусства должны или могут быть извлечены на поверхность, а какие, так сказать, пропущены, быть не может. В каждом случае вопрос должен решаться индивидуально. Существенным делом становится установление читательского адреса. Альбом является средством общения читателя с произведениями изобразительного искусства. Осуществление такого общения - основная цель альбомного издания. Ясно, что «среднего» читателя не существует. Ясно также, что читатели в разной степени интересуются искусством, различно ориентируются в нем, искусство в жизни разных читателей занимает различное место. Эффективность издания в различной степени зависит от того, учтены ли потребности той или иной читательской группы, сориентировано ли издание на определенную группу читателей. Читательские группы принципиально различаются по уровню интереса к искусству и уровню подготовленности (осведомленности). Нам представляется оправданным ориентировочно делить читателей альбомов на две группы. К одной отнести специалистов, а к другой - широкие круги читателей. Читатели первой группы - это люди, хорошо ориентирующиеся в искусстве, для которых оно является существенной, неотъемлемой частью духовной жизни. В первую очередь это специалисты - художники, искусствоведы и другие работники искусства. Но эта группа не ограничивается специалистами. Произведение искусства - достояние общечеловеческой культуры. Мы можем легко представить себе иные издания, рассчитанные на специалистов иной области знания, но представить альбом по искусству, рассчитанный только на специалистов, практически невозможно. Основная ценность информации альбомного издания по искусству - эстетическая ценность. Эстетическая ценность не совпадает с ценностью практической, сугубо утилитарной и не перекрывается ею. Поэтому среди читателей первой группы нужно видеть людей различных специальностей, объединенных общим интересом к искусству и значительностью места, которое занимает искусство в их духовной жизни. Это, как правило, квалифицированные, опытные, эрудированные в искусстве читатели. Для этой группы читателей осуществляется специальный подбор изобразительного материала и развитой текстовой части, избираются строгие и простые конструктивно-композиционные решения, предъявляются высокие требования к полиграфическому исполнению. Вторую группу читателей альбомов составляют люди, интересующиеся искусством, но оно не выделяется ими из круга других, более важных для них интересов. Эти читатели знакомы с искусством более поверхностно, не имеют о нем систематических знаний. Это начинающие знакомиться с искусством школьники (старшеклассники), студенты, художники-любители, а также широкий круг людей различных специальностей и возрастов, в самом общем плане интересующихся искусством. Популяризация изобразительного искусства - одна из основных функций альбомных изданий, рассчитанных на эту вторую группу читателей. Массовые серии малообъемных, небольшого формата, с кратким популярно написанным текстом изданий наряду с малообьемными среднего формата дешевыми изданиями играют чрезвычайно важную роль в деле популяризации искусства, в деле привлечения интереса к искусству в среде самых широких масс читателей. Это своего рода «передний край», с которого начинается систематическое ознакомление с изобразительным искусством. Это издания «агитаторы», «зазывалы», обеспечивающие приток все больших масс читателей во вторую группу. Деление на вторую и первую группы не является статичным - это деление в свою очередь также подвижно. Ряд читателей второй группы по мере повышения уровня осведомленности, систематизации знаний, повышения интереса постепенно переходят в первую. Процесс такого «перетекания» непрерывен, и по мере повышения общего культурного уровня народа, повышения уровня образования отчетливо прослеживается тенденция к непрерывному расширению обеих этих групп читателей. Вероятно, нет необходимости делить читателей на большее количество групп, вводить какую-то переходную группу, так как переход этот осуществляется постепенно и внешне выражается отчасти в том, что сначала читатель второй группы покупает в основном издания, рассчитанные на «его» группу, изредка - издания, адресованные первой группе, со временем он приобретает все больше изданий для первой группы и реже - для второй, т.е. для издателей становится читателем первой группы. Первая группа в целом старше по возрасту, чем вторая. Читатели этой группы уже прошли уровень второй группы, обладают большим опытом и большими финансовыми возможностями. Вторая группа читателей в целом значительно моложе и обладает меньшими финансовыми возможностями. Этот фактор должен учитываться при проектировании издания. Издательская установка Художественный редактор и художник занимаются предпроектным исследованием материалов будущего издания альбома, непременно учитывая общую издательскую установку. Общая издательская установка включает принципиальные позиции издательства в отношении данного издания. Это - рассчитываемый характер воздействия на читателя (цель и назначение издания) и предлагаемый контингент читателей, связанные с особенностями содержания. Общая издательская установка исходит от ведущего редактора и выражается в лаконичной форме в виде указания на тип альбома. Альбом по искусству массового познавательного типа рассчитан на ознакомление широких кругов читателей с произведениями искусства, привлечение их внимания к искусству, обогащение духовной жизни. Научных знаний об искусстве альбомы такого типа не содержат. Альбом по искусству агитационно-пропагандистского типа выпускается для пропаганды выдающихся произведений искусства, идейного и морального воспитания читателей. Таким образом, сохраняя просветительские задачи, такое издание акцентировано на художественно-образном выражении важных политических событий и явлений классовой и социальной борьбы. Альбомы такого типа также рассчитаны на широкие круги читателей. В альбоме по искусству научного типа анализируются, систематизируются, социально и профессионально оцениваются произведения искусства в расчете на высококвалифицированного читателя и специалиста в области искусства. В таких изданиях не остаются в стороне и интересы широких кругов любителей искусства. Альбом по искусству научно-популярного типа содержит также научные знания по искусству, но передает их читателю в популярной форме в расчете на его приобщение к науке об искусстве, привитие навыков к анализу и глубокой оценке произведений и явлений искусства. Эти издания рассчитаны на широкие круги читателей, особенно на учащуюся молодежь. Альбом по искусству учебного типа рассчитан на обучающихся искусству самодеятельных художников, студийцев, студентов и содержит материалы, помогающие видеть и художественно осмыслить явления жизни с позиций реализма, профессионально передавать свои наблюдения в своих же произведениях. Альбом по искусству информационно-справочного типа издается в расчете как на специалистов, так и на широкие круги читателей. Его главная цель - систематизированно, на научной основе сообщать справочные и информационные сведения о произведениях искусства, мастерах, методах и стилях. Их диапазон довольно широк. Это информационно-справочные альбомы для посетителей музеев, альбомы - «компасы» по искусству, альбомы - характеристики периодов, школ и пр. Тип информационно-справочного альбома может соединяться с типами научного и учебного альбома. Все указанные типы альбомов выражают в наиболее развитой форме их цели, характер содержания и читательский адрес. В практике часто происходит смешение типов изданий, которое случается не по задуманному плану, а вследствие невнимания к ним. Смешение типов изданий вполне допустимо, но оно должно проводиться сознательно, с установлением главенствующих и сопутствующих признаков. Общая издательская установка на то или иное издание вырабатывается еще в процессе планирования работы издательства над альбомами. Она уточняется при поступлении материалов альбома в художественную редакцию и производственный отдел и дополняется сведениями, связанными с полиграфической базой и экономическими возможностями. Выработка проектного задания Общая издательская установка служит основой для выработки художественным редактором проектного задания художнику. Четко сформулированное проектное задание помогает художнику в выборе художественно-конструкторских решений, во многом оберегает его от случайностей и ошибок. Проектное задание строится как на данных, исходящих от ведущего редактора и полученных в результате изучения материалов альбома, так и на условиях, выдвигаемых художественным редактором, которые вытекают из особенностей фирменного стиля, возможностей полиграфического производства и экономических расчетов. Художественный редактор в процессе работы над проектным заданием проводит ряд консультаций с ведущим редактором, главным художником, производственным отделом и калькулятором. Форма проектного задания может быть следующая: 1. Тип альбома по искусству. 2. Цель издания. 3. Группа читателей. 4. Условия пользования изданием. 5. Тираж издания. 6. Объем издания. 7. Форматы издания (на выбор). 8. Способы печати. 9. Использование цвета. 10. Полиграфические материалы. 11. Виды крытья и отделки. 12. Особые рекомендации. Предпроектное исследование материалов альбома, проводимое художественным редактором, завершается составлением проектного задания. Художник, получивший проектное задание, также проводит предпроектное исследование материалов альбома, но уже под значительно суженным углом зрения на объект исследования, и его деятельность направлена к выработке проекта, ограниченного рамками задания. Выбор исполнителей проекта Приглашение для разработки проекта и макета издания того или иного художника-конструктора должно осуществляться художественным редактором только после тщательного изучения материалов альбома и выработки проектного решения. Художественный редактор останавливает свой выбор на том художнике, который наилучшим образом сможет оперировать материалами данного альбома и решать намеченные издательством задачи. При этом он опирается на опыт работы художника над альбомами в прошлом и учитывает особенности двух основных категорий художников-конструкторов: а) художников, гибких в конструкторской работе, располагающих широким набором методов и приемов в работе над макетами и способных создавать различные по структуре и стилю системы, и б) художников с ярко выраженной индивидуальностью, применяющих излюбленные методы, приемы и композиции (эта категория художников при работе над материалами, не согласующимися с их направленностью, может в конечном счете дать читателю искаженное представление о произведениях искусства). В исключительных случаях для разработки проекта в норядке конкурса приглашаются три-четыре художника. Конкурсы приносят большую пользу при проектировании серийных изданий. Хорошо обоснованный выбор художника во многом обеспечивает успех работы над альбомом. Фотографирование произведений искусства в ходе авторской работы над альбомом или в рамках издательской обработки альбома по искусству опирается на художественное и техническое мастерство фотографа. При выборе фотомастера для конкретного издания необходимо учитывать его художественные и технические способности в соответствии с задачами и целями альбома, не забывая при этом специфику съемки плоскостно-цветовых и объемно-пространственных объектов. В процессе подготовки и осуществления фотосъемки произведений или явлений искусства с целью изготовления оригиналов для полиграфического производства художественный редактор совместно с ведущим редактором должны разъяснить фотографу цель издания, планируемый характер воздействия его на читателей и указать, на каких читателей оно рассчитано. В совместном обсуждении следует выявить те принципиальные позиции, которыми будет руководствоваться фотограф. Здесь должны быть учтены: · наиболее существенные особенности произведения искусства, избранного для фотографирования; · проектное задание, выдаваемое художнику-конструктору, в котором охарактеризовано будущее издание. В этом же совместном обсуждении следует наметить задачи для композиционных решений в процессе фотографирования, которые будут зависеть от научных, познавательных, пропагандистских или информационных целей издания. Решается вопрос и о пространственной развертке в ряде слайдов или фотографий, о целом и фрагменте, о возможном взаимодействии кадров или их полной изоляции, о возможных в будущем размерах репродукций. В целом задание фотографу фиксируется в списке объектов и характеристике съемок. 5.2. Проектирование альбомов по искусству Выбор конструктивно-композиционных форм На выбор конструкции альбома прежде всего влияют назначение и содержание его, а также специфические условия производства и потребления. Виды конструктивных решений альбомов теснейшим образом связаны с книжными, а книга с древнейших времен и до сего времени знает только четыре конструктивных решения: книга-свиток, книга - стопа таблиц, книга-гармошка (или ширма, или раскладушка) и книга-кодекс (с односторонней или двусторонней печатью). Все они в настоящий момент употребимы, но степень их популярности обратно пропорциональна их возрасту. Книга-свиток - это единственная конструкция, которая абсолютно неприемлема к альбомному изданию, ибо условия потребления альбомов ныне таковы, что должна быть создана наиболее подходящая ситуация для отыскивания отдельных входящих в них единиц (как изобразительных, так и текстовых). Само назначение и содержание альбома предполагает обнаженно конструктивное или, правильнее сказать, структурное решение его оформления, а свиток - это как бы целостный поток, членение которого на части весьма относительно и ориентация в котором весьма затруднительна. Прямой противоположностью свитку является альбом, представляющий собой стопу таблиц или несброшюрованных листов. В альбомных изданиях эта конструкция употребима благодаря материально выраженной структурности подачи материала, возможности демонстрировать его в ясно члененном на единицы виде. Эту конструкцию часто не хотят называть альбомом, что справедливо, когда судьба этих листов заранее предопределена, как судьба обособленных друг от друга единиц (подборка репродукций, отрывок). Оно не справедливо, когда эта внешне разорванная общность листов обладает внутренними связями, столь крепкими, что потребитель ощущает необходимость сохранить эту общность, так как с наибольшей полнотой и убедительностью каждый элемент ее выступает в совокупности с другими. Эта внутренняя связь осуществляется в самом принципе подбора отдельных элементов, она фиксируется и укрепляется вступительным словом или пояснительным текстом к подборке. Такая конструкция для альбома удобна потому, что отдельные компоненты, входящие в издание (статьи, справочный аппарат, табличные изображения), можно перемещать в зависимости от потребностей читателя. Единственный недостаток подобной конструкции заключается в том, что со временем какие-то листы могут потеряться, изменить свой порядок, на время нарушить его. Этого недостатка нет в конструкции книги-кодекса, однако жесткая привязка всех единиц, составляющих альбом, к своему месту иногда затрудняет пользование им, принуждая читателя к многократному листанию альбома при сквозном и выборочном просматривании. Поэтому сейчас встречается и промежуточная конструкция, занимающая среднее место между книгой-кодексом и стопой таблиц, т.е. такое скрепление листов, при котором стопа их легко может быть самим читателем разъединена, а затем вновь сжата (кстати, японская книга конструкции госан-бан построена по этому же принципу). Конструкция книги-раскладушки в альбомах в чистом виде встречается не часто. В большинстве же случаев она выходит как составной элемент в конструкцию книги-кодекса. Это уместно, если проектировщики альбома хотят дать читателю- зрителю целостное представление о каком-то пространственно протяженном произведении искусства (цикл фресок, архитектурная панорама и т.п.). Опираясь на фактический материал, который в этом плане дает наша и зарубежная альбомная продукция, можно сказать, что наиболее распространена конструкция кодекса, иногда соединенная с конструкцией раскладушки и стопы таблиц. Далее следует конструкция раскладушки. И никогда не применяется для альбома конструкция свитка. Если же попытаться представить будущее альбомных конструкций, то можно предположить, что все большую популярность будет приобретать конструкция кодекса, сшитого с допуском разъединения составляющих его элементов. Такой принцип конструкции удобен, он активизирует волю читателя-зрителя и в то же время сохраняет за издательством первое слово в организации материала. Следует иметь в виду наличие в альбоме не только определенной материальной конструкции, но и пространственной композиции. Только благодаря их совокупности в альбоме осуществляются связочно-разделительные функции хранения и передачи информации. Конструкция и композиция альбома находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. При этом материальная конструкция обладает устойчивыми, а композиция - подвижными свойствами в связочно-разделительном процессе фиксации и передачи информации. В стопе таблиц конструкция выполняет разделительную функцию, поэтому в композиции такой книги усиливаются качества объединительные. В конструкции книги-кодекса связочно-разделительные функции находятся в равновесии, поэтому композиция как наиболее гибкое средство организации материалов может то усиливать, то ослаблять в книге разделительные или объединительные качества в зависимости от содержания и назначения издания. Раскладушка как конструкция, обладающая свойствами трансформироваться из одной конструкции в другую, располагает, видимо, в большей степени, чем кодекс, объединительными качествами. Поэтому здесь необходимо соблюдать крен в сторону разъединения всего материала на логически и зрительно воспринимаемые части. Проектное задание, куда входят цель издания, предполагаемый контингент читателей, характеристика изобразительного и текстового материалов, указание на условия пользования изданием и т.п., находится в прямой функциональной связи с тем или иным конструктивно-композиционным принципом решения издания, позволяющим наиболее эффективно реализовать основную целевую установку проектируемого издания. Поэтому поиск конструктивно-композиционного решения осуществляется прежде всего в рамках задачи формирования того или иного типа издания. Художник-конструктор, оценивая суть проектного задания в целом, в первую очередь определяет основные параметры конструктивно-композиционного воплощения идеи издания: формат, характер соединения материальных элементов, характер экспозиции изображений, текста, их отношения. Его выбор вначале осуществляется в пределах трех конструктивно-композиционных форм. Конструктивно-композиционная форма обособленной раздельной подачи изобразительных материалов читателю К этой форме относится стопа листов - серия графических листов-оригиналов или чаще набор репродукций, дополненных вступительной статьей, списком иллюстраций и выходными сведениями, заключенными в папку. Кодексы и гармошки, несмотря на то что в них происходит объединение изобразительных материалов, в силу специфики самой конструкции также могут успешно служить задаче обособленной подачи материалов. Восприятие изображений в кодексе значительно отличается от восприятия изображений на отдельных листах. Оно поразворотно-динамическое. Активным взаимодействием изобразительных элементов с фоном и между собой создается изобразительная структура или изобразительный ряд, которым можно управлять средствами композиции. Художникам, как и психологам, хорошо известно, что при восприятии любого изображения зритель не ограничивается пределами его контура. С внешней стороны изображения создается своеобразное поле «силовой» активности или поле «психологических сил», относящихся не к физической, а к психологической реальности. С увеличением расстояния от контуров изображения это поле слабеет. Указанный фактор необходимо учитывать при композиционной организации альбома. При оформлении альбомной экспозиции он приобретает особо важное значение. Белое поле бумаги, окружающее изображение, берет на себя функцию рамы. Оно не является нейтральным по отношению к изображению, но является нейтрализующим звеном, «гасящим» внешнее поле психологических сил и изолирующим изображение от других внешних воздействий. Мы часто непроизвольно отмечаем эффекты, обусловленные действием этих психологических сил, говоря, например: «изображению тесно на листе», «слишком мало воздуха», «изображение утонуло в белом поле», «разворот очень тяжелый» и т.д. Психологически активное взаимодействие изображения и фона (в данном случае белого поля) может вызвать иллюзии тяжести или легкости, равновесия или неуравновешенности, заполненности плоскости или пустоты, сближенности или разделенности. Для обособленной подачи изобразительных материалов на развороте помещается одно или два изображения на таком расстоянии, при котором поля внешней силовой активности гаснут. Конструктивно-композиционная форма связной подачи изобразительных материалов Нередко в альбомах по древнерусскому искусству возникает потребность показать связь икон местного, деисусного, праздничного и других рядов иконостаса или связать общий вид фрески, архитектурного памятника с фрагментами. Встречаются задачи сопоставления масштабов, цвета, фактур. Все это требует поисков особых конструктивно-композиционных решений. Что касается конструкций альбомов, то наиболее удобными здесь будут гармошки и кодексы. Композиционная сторона и здесь будет опираться на действия полей внешней «силовой» активности, но уже с целью установления связи между изображениями. Безусловно, речь идет о связях внешних, которые не должны разрушать внутренних композиционных структур. Такого рода композиционные связи, как правило, не охватывают всего альбома, а возникают и завершаются либо на развороте, либо в более протяженных частях блока или гармошки. Эти связи могут быть тематическими, сравнительными, аналогичными реально-пространственным, и другими. Конструктивно-композиционная форма изокнижного вида (изомонтаж) Конструктивно-композиционная форма главным образом распространяется на фотоальбомы, где изобразительный материал потенциально содержит в себе возможности фрагментирования, изменения масштабов, сопоставлений не только без ущерба для этого материала, но для создания новой содержательной, слаженной изобразительной структуры. Использовать изокнижный вид в альбомах по искусству следует с большой осмотрительностью, так как он способствует лишь беглому ознакомлению с произведениями искусства. Для читателей, хорошо подготовленных, и специалистов в искусстве он скорее станет помехой. Сущность конструктивно-композиционной формы изокнижного вида заключается в том, что воспроизводимые на разворотах объекты больше не обладают той относительной самостоятельностью и независимостью, которые мы наблюдали в рассмотренных выше видах. Напротив, здесь они находятся в непосредственном и определенном структурном взаимодействии. Масштабы и фактуры изображений определяются не реальными масштабами, соотношениями и фактурами реальных объектов, а общим смысловым и ритмическим ходом пространственно-временной развертки изобразительного ряда. На развороте или ряде разворотов альбома развивается ритмическая игра контрастов и сопоставлений, создающая «индивидуальное» движение, особый динамизм изобразительного ряда. Последний приобретает новое качество, которого не было ни в одном из отдельных изображений, но которое возникло на основе их взаимодействия и определяет их значение и функцию в общей картине вновь образованного смыслового и ритмического целого. Внешние силы соседствующих объектов разрушают относительную структурную замкнутость каждого из них, вызывая деформацию внутриструктурных сил изображений и создавая новое, более широкое структурное образование. Поэтому внутриструктурные связи разворотов становятся настолько сильными, что зритель не может изолированно рассматривать тот или иной объект, а воспринимает его только как элемент целого, тесно связанный с другими элементами композиции разворота, к тому же не только данного, но предыдущего и последующего. Само движение по изобразительным материалам имеет характер сюжетного. Примерами подобных изданий могут быть «Русская деревянная скульптура» (М.: Советский художник, 1969); «Сокровища русского народного искусства» (М.: Искусство, 1967); «Феофан Грек и его школа» (М.: Изобразительное искусство, 1970. Серия «Образ и цвет») и др. Сам по себе рассматриваемый принцип организации изобразительного материала, безусловно, положителен, так как открывает новые возможности активного воздействия на зрителя, но эффективен он в определенных условиях и для достижения определенных целей, иначе плюс может превратиться в минус и нередко превращается. Художник-конструктор привлекает зрителя созданной ритмико-динамической изобразительной структурой, втягивает его в русло своей трактовки изобразительного материала. В то же время масштабы и соотношения изображенных объектов утрачивают свою самоценность, становятся относительными, зависящими от общего хода ритмического развития ряда и определяемыми этим рядом. Поэтому часто объект, небольшой в действительности, может подаваться увеличенным во много раз, а рядом с ним - в десятки раз уменьшенным. В результате гротескных сопоставлений мелкая деталь воспринимается монументальной, крупный же объект - камерным или миниатюрным, т.е. ощущение реальных масштабов уничтожается. Ряд объектов, находящихся в непосредственной структурной связи, превращается в такое новое органическое единство, что для того, чтобы сосредоточиться на одном из них, зритель потратит много усилий на погашение силовых взаимодействий соседних объектов, предыдущих и последующих. Эти внутриструктурные силы композиции, являясь организаторами ритмико-динамического движения, в таком случае становятся информационными шумами. К тому же не всякая интерпретация достаточно глубока и талантлива.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |