Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 7 страница




Три рассмотренные конструктивно композиционные формы различны по своему происхождению, соответствуют различным условиям и служат различным целям. Тщательный предварительный функциональный анализ структуры содержания авторского материала, целевой направленности и условий пользования изданием, определение читательской группы, на которую оно рассчитано, должны предшествовать выбору того или иного конструктивно-композиционного принципа.

Само собою разумеется, что эти три формы не исчерпывают всех возможных конструктивно-композиционных решений. Они не всегда обособлены, иногда включают элементы одного вида в другой.

Приведенные соображения имеют отношение только к наиболее общим и распространенным принципам организации изобразительной структуры альбомных издании и не ставят целью рассмотрение множества отклонений от этих принципов.

Серийные издания

Все более привлекает издательства и читателей выпуск альбомов сериями. В будущем ожидается как увеличение числа серий, так и совершенствование их оформления, методов подготовки и обработки изобразительных и текстовых материалов.

Для читателей серия объединяет предлагаемую информацию к определенному признаку или группе признаков. Периодичность поступления и систематизированность предлагаемых серией материалов, безусловно, имеют большое просветительное и воспитательное значение и существенны для пропаганды изобразительного искусства.

Выпуск альбомов сериями экономит время и средства, связанные с конструированием и оформлением изданий.

Серийные издания могут быть адресованы как широким кругам читателей, так и профессионалам в искусстве.

Принцип серийности имеет свои сложности, которые нельзя упускать из виду при проектировании. Прежде всего серия должна быть четко сориентирована на своего читателя. Ее макет должен быть разработан так, чтобы материалы каждого нового выпуска располагались на страницах и разворотах беспрепятственно, но в единой системе. Продуманность художественного решения до мельчайших подробностей - необходимость, потому что допущенным ошибкам суждено повториться десятки раз. Универсальность макета и его детальная проработанность - признаки серьезной и глубокой разработки серии.

Во внешнем оформлении могут быть либо постоянные, не изменяющиеся в схематическом плане решения, либо свободные от схемы композиции, но и те и другие должны восприниматься читателем.

Следует серьезно задуматься над введением нумерации «выпycкoв», сроками существования серий, делением их на долговременные и недолговременные, тематически замкнутые или тематически открытые, над четким и легко воспринимаемым названием серии.

В художественной редакции на каждую серию следует составлять и сохранять специальную карту-паспорт, где будут зафиксированы все ее параметры и принципы композиционных решений. Вместе с картой должен храниться типовой макет и при наличии модульной верстки - модульная сетка.

Макет альбома

Надо заботиться о том, чтобы в альбоме было оправдано помещение целого произведения и его фрагментов. В одних альбомах по искусству достаточно показывать произведения целиком, без фрагментов, в других - с многосторонней и фрагментарной их демонстрацией.

При разработке макета издания с фрагментами необходимо четко выразить масштабное и легко сопоставимое отношение частей и целого, так как не всегда альбомы с фрагментами дают представление о достоверности и целостности репродуцируемого объекта.

Некоторые психологи на основании экспериментов установили, что при восприятии изображений у читателей-зрителей вырабатывается установка на масштаб. (Под установкой понимается стабильная реакция на сходные явления.) Эта установка возникает в процессе повторных воздействий подобных ситуаций. Ее называют фиксированной, когда она становится устойчивой.

При попытке передать особенности восприятия протяженных или объемных произведений искусства, требующих движения воспринимающего (фронтального, кругового, ближе - дальше и др.), средствами книжной формы прибегают к фрагментированию. Если при восприятии реального объекта никогда не возникает опасности отрыва от целого, дезориентировки по отношению к целому, то в книге постоянно сталкиваешься с такой опасностью. В первую очередь, когда беспринципно на протяжении всего издания изменяются масштабы объектов, а также произвольно и непродуманно берутся отношения фрагментов к целому. Легко, не разрушая общего впечатления, воспринимается фрагмент, увеличенный в 1,5-2 раза. Читатель его мгновенно «узнает» и, сохраняя память о целом объекте, продолжает его рассматривать, как бы приближаясь к нему. В таком случае устойчивость образа в сознании не нарушается. Рассмотрев его, мы возращаемся к исходному масштабу, снова к акцентам и т.д.

Таким образом, на основе фиксированной установки на определенный масштаб организуется ритмическая игра масштабных отклонений-фрагментов, дающая более полное и неискаженное представление о целом произведении.

Трехкратное, четырехкратное и большее увеличение детали создает трудности для восприятия. Читатель, даже догадываясь, что имеет дело с фрагментом, с трудом отыскивает его на целом объекте. Здесь уже мышление опережает непосредственное восприятие. Цельность образа разрушается; вся последующая опосредованная деятельность мышления собирает его до известной степени, но монолитной целостности, легкости и естественности восприятия не дает.

Но иногда необходимо четырехкратное и шестикратное увеличение. В таком случае, вероятно, целесообразно прибегнуть к «ступенчатому» увеличению в два-три приема.

В альбомах нередко приводится несколько разделов, значительно отличающихся по масштабам экспонируемых произведений, например в издании по древнерусскому искусству - росписи, иконы, ювелирные изделия и т.п. Они должны быть сгруппированы таким образом, чтобы в каждом разделе на основе представления выработалась своя фиксированная установка на масштаб, причем иконы, ювелирные изделия имеют часто значительную разницу в величине. Здесь нет возможности и, вероятно, необходимости (за исключением особых научных изданий) слишком строго выдерживать их относительные масштабы. Но признаки различия следует сохранять, т.е. изображение меньшего объекта не должно быть крупнее или равным большему.

Следует очень осторожно относиться к увеличению изображения по отношению к реальным размерам объекта.

Верстка изображений и текстового материала в альбоме

Данная верстка отличается от книжной. Главная особенность ее в том, что изображения среди прочих материалов выполняют ведущую роль и все подчиняется наилучшей их подаче.

В альбомных изданиях нет границ полосы набора, регламентированных техническими условиями или традиционными формами. Столь закономерная и непременно регулируемая в пропорциональном и техническом отношениях связь «страница - полоса набора - поля» здесь выходит за пределы типовых схем.

Приемы верстки, принятые для книжных изданий, для альбомов по искусству сводятся к следующему: 1) размещение по отношению к границам страниц и полям: а) репродукции или оригиналы помещаются в окружении полей; б) репродукции помещаются под обрез с одной, двух или трех сторон; 2) в композиционном строении разворота: а) симметричное или асимметричное расположение; б) раздельное или связное размещение; в) размещение, подчиненное оптическому «равновесию» и ритмической последовательности, которое основано на интуитивно-чувственных решениях, или размещение, подчиненное предварительно разработанной системе пропорциональных отношений и системе модульной верстки.

Все эти приемы верстки избираются в зависимости от особенностей репродуцируемого материала и характера общего решения художника-конструктора («образ» издания).

В отношении расположения репродукций целого объекта и фрагментов на странице альбома нельзя дать жестких рекомендаций, но некоторые бесспорные положения следует привести. Репродукции станковой живописи, графики, книжных иллюстраций, скульптур станковой и малых форм и т.п. следует верстать в окружении полей и избегать постановки под обрез, в то время как фрагменты их можно размещать под обрез.

Вполне оправданным является расположение под обрез фотографических композиций. Если фотоальбом строится на монтажном принципе, то важнейшими становятся межкадровые связи и размещение фотографий на странице и развороте подчиняется прежде всего им.

При выборе приемов и способов верстки важно остановиться на тех, которые были бы наиболее удобны для конкретных материалов и количественно ограничены в целях создания структурной простоты и ясности издания.

На выбор вида верстки конкретной страницы и разворота оказывают влияние логика развития всего изобразительного ряда издания, значение объекта, фрагмента или кадра и его связь с соседствующими изображениями.

Тексты в альбомах делятся на две группы: связно-повествовательные и справочно-информационные. Для текстов следует определить границы полосы набора исходя из особенностей композиции изобразительного ряда. Следует учитывать при этом, что тексты в альбомах автономны по отношению друг к другу и каждый из них имеет своеобразную структуру. Гарнитуры и кегли шрифтов должны быть выбраны в соответствии со значением текста и местом, которое отводится ему в строе общей композиции.

Ритм в альбоме

Под ритмом в альбоме мы подразумеваем закономерное чередование однородных элементов, акценты и паузы, расставленные в таком порядке, который отвечает функциональному, конструктивному и композиционному замыслу. Ритмические ряды создаются в связи с метрикой конструкции книги-кодекса, где метрической единицей является разворот (метричность таблиц следует видеть в подобии таблиц, а в «гармонике» - в условной сфальцованной странице как единице отсчета в композициях).

Средствами ритмической организации альбома являются масштабные, цветовые, «весовые», пропорциональные, фактурные отношения изобразительных материалов в их «межкадровом» взаимодействии. Но нельзя упускать из виду и «внутрикадровые» связи в ритмическом звучании самих произведений искусства. Применение принципов контрастных или нюансных отношений в ритмических рядах, стремление к монументальности или камерности, статичности или динамичности и другим общим характеристикам композиции альбома находится в тесной связи с содержанием альбома.

Создание ритмического строя в альбомном издании особенно связано с выражением специфических свойств репродуцируемых произведений искусства, последовательностью восприятия, а также с задуманным типом издания. Ритмический строй альбома создает тот или иной характер движения во времени и специфическом книжном пространстве, по материалам, изоряду (экспозиции репродуцируемых произведений), создает атмосферу наиболее благоприятного восприятия, организует в целом форму издания.

Макет альбома по искусству

Проект альбомного издания фиксируется в макете и записке, прилагаемой к нему. Макет помогает не только закрепить проектную идею, выбор, решение, но и почти полностью представить будущее издание. В самом процессе исполнения макета проектная деятельность активно продолжается: материализация замыслов вносит в них коррективы.

Художник предъявляет макет художественному редактору как результат своей проектной деятельности. Художественный редактор и художник обсуждают макет с ведущим редактором и автором альбома.

Часто в ходе макетирования возникает потребность несколько изменить последовательность представленных материалов, сократить или увеличить число репродукций, предложить ранее непредусмотренные связно-разделительные системы и ритмические выражения общей композиции альбома. Все это подлежит совместному обсуждению в кругу ранее названных специалистов.

Для альбомных изданий следует делать точные постраничные или типовые макеты. Точный постраничный макет исполняется в натуральную величину с обозначением мест расположения всех элементов альбома. Значительно полнее будет представление о будущем издании, когда весь ряд репродукций выразится в конкретных, проектируемого размера, фотографиях или схематических рисунках художника.

В тех случаях, когда материалы альбома подсказывают выбор простого композиционного решения, базирующегося на постоянных осях страниц и разворотов, которые указаны художником, точный постраничный макет может быть заменен типовым макетом, пользуясь которым технический редактор и работники типографий без колебаний смогут сверстать изобразительные и текстовые элементы.

С 60-х годов в альбомной продукции довольно широко распространился принцип модульной верстки. В целом он положительно влиял на конструирование альбомов по искусству; это влияние чувствуется часто и в изданиях, выполненных без помощи модульной сетки. Этот принцип в первую очередь вносит дисциплинирующее начало, придает изданию определенную строгость и четкость. Модульная верстка явилась, таким образом, довольно эффективным средством организации изобразительного ряда в альбомных изданиях. Но всякое средство обладает своим диапазоном действия и при известных условиях способно приводить к результатам, противоположным ожидаемым. Действительно, серьезная работа с модульной сеткой не освобождает художника от обязанности создания ритмического строя издания в соответствии с логикой изобразительного ряда и тем более не устраняет этой проблемы, заменяя ритм механическими подставками изображений в заранее отведенные клеточки.

Сейчас приходится иногда слышать, что метод модульной верстки иллюстраций и текстов не оправдал себя. Вероятно, не оправдал себя не сам метод, а недостаточно серьезное и глубокое овладение этим методом. Действительно, иногда прием модульной верстки становится настолько обнаженным, что выступает навязчиво как нечто самое важное в издании, как самоцель. Не все изображения и не всегда можно и нужно втискивать в жесткую схему: регламентация по модульным шагам может вступить в конфликт с масштабными и иными характеристиками оригиналов. Поскольку издание воспринимается оптически, именно художник-редактор решает, когда необходимо строго следовать модульным членениям (модульной сетке), а когда можно при необходимости отступать от непременно точной и жесткой геометричности, т.е. прибегать к «оптическим поправкам» на человеческое восприятие, к которым постоянно прибегали архитекторы. Им такие «поправки» как раз и помогали сохранить пластичность и полнокровность архитектурного образа, построенного на точных «математических» началах.

Логика рассуждений и конструктивно-композиционых построений художника, внесенная в макет слишком отвлеченно, недостаточна для окончательного решения альбома. Без впечатляющих композиционных ходов, остроумных оформительских находок и, может быть, парадоксов в строении формы внимание зрителя, особенно в массовых, познавательных и агитационно-пропагандистских изданиях, не будет напряжено и сосредоточено. Талант, одаренность и мастерство художника, выходящие за рамки логических рассуждений и проявляющиеся в интуитивных и эмоциональных выражениях в композиции внешнего и внутреннего оформления, часто приводят к острым и впечатляющим решениям. Сочетание логических построений с очарованием артистизма мастера, с элементами эмоциональной импровизации придает индивидуальность и яркую стилистическую окраску изданию.


6.

Проектирование учебных изданий

6.1.

Общие сведения

Типы учебных изданий

К учебной литературе следует относить те издания, которые выпускаются специально для того, чтобы обеспечить работу одного или группы учебных заведений, обучающих учеников по единой программе.

Ясно, что для учебы могут быть использованы и специальные издания, обеспечивающие работу учебного заведения, и издания, выпускающиеся для других целей, но подходящие для использования в учебе. Например, любое произведение из собрания сочинений или отдельное издание его, изучаемое в учебном заведении, не будет учебным изданием. А то же произведение, вышедшее в серии «Библиотека школьника», уже следует отнести к учебным изданиям.

Таким образом, принадлежность того или иного издания к группе учебных определяется прежде всего тем, предназначено ли оно специально для обеспечения работы учебного заведения или нет.

Классификаций учебных изданий, а также произведений и отдельных текстов в них множество. Учебные издания могут быть рассмотрены с самых разных позиций: с педагогических, психологических, информационных, редакторских, художественных, полиграфических и т.д. А каждая такая позиция предполагает классификацию учебной литературы по типам и видам на основе самых разнообразных признаков. Мы рассмотрим только те, которые имеют прямое отношение к особенностям оформления учебных изданий.

По первой классификации следует разделить всю массу учебных изданий по тому, какими особенностями обладает «развертывание» материала. По этому признаку можно разделить учебные издания на три группы: 1) учебники, в которых материал излагается последовательно; 2) задачники или сборники упражнений, где даны условия задач и упражнений, которые нужно решить, а также «инструкция» о том, что с этими условиями задач следует делать (задачи отбираются в интересах изучения программного материала и ориентированы на те знания, умения и навыки, которые должны по программе получить учащиеся); 3) хрестоматии, в которых собраны отрывки из произведений (или целые призведения), необходимые для изучения программного материала. Естественно, что задачники и хрестоматии не излагают собственно изучаемого курса.

Очень часто одно и то же издание содержит в себе три группы текстов: «излагающие» тексты, тексты задач и хрестоматийные тексты, т.е. одно и то же издание содержит в себе элементы учебника, задачника и хрестоматии одновременно. Но бывают и «чистые» учебники, задачники или хрестоматии.

Вторая классификация учебной литературы, которую следует принимать в расчет при оформлении учебной книги, - ориентированность учебника на ту или иную категорию читателей по опыту их работы с книгой. По этой классификации следует разделить издания на предназначенные для читателей, совсем не имеющих опыта (ученики, только обучающиеся чтению и счету), для учащихся, имеющих малый опыт (2-4-й классы школы), для учащихся, уже имеющих некоторый опыт, не ставший еще навыком (5-8-й классы), и, наконец, для учащихся, опытных в работе с книгой (начиная с 9-го класса средней школы и старше, в том числе и для студентов техникумов и вузов).

По третьей классификации следует разделить учебные издания на группы по изучаемым дисциплинам (например, учебники по биологии, химии, литературе и т.д.). В некоторых случаях такое разделение помогает при оформлении издания.

По четвертой классификации учебные издания в расчете на оформление могут быть разделены на группы по составу и некоторым другим особенностям наборных текстов. Например, в учебниках по физике и химии много формул, что делает облик этих книг в чем-то сходным. Учебники, связанные с изучением языков (родных или иностранных) имеют между собой значительную степень сходства как в построении, так и в иллюстрировании.

По пятой классификации учебные издания делят на группы, положив в основу тип учебного заведения (например, учебники для начальной школы, средней школы, ПТУ, техникумов и училищ, вузов и т.д.). Такая классификация, демонстрируя ряд важных свойств учебника (например, читательскую подготовленность), в то же время может быть малопродуктивной для того, чтобы планировать оформление и конструкцию того или иного учебника. В самом деле, общеобразовательная подготовка, возрастные особенности и даже названия некоторых из учебных дисциплин и программы их изучения в старших классах, в ПТУ и техникумах одни и те же.

Таким образом, для художника, разрабатывающего конструкцию учебной книги или готовящегося ее иллюстрировать, следует определенно знать, к какой из групп относится проектируемое учебное издание по каждой из пяти классификаций, причем первые две классификации можно считать общими, три следующие - частными в зависимости от особенностей организации работы над тем или иным изданием.

Следует особо подчеркнуть, что использование в практических целях предлагаемых классификаций может дать хороший результат, но требует определенных усилий и специальных навыков. Кроме того, для того чтобы сделать первый шаг к ответу на вопрос «как должен быть оформлен именно этот учебник», в ряде случаев необходимо использовать не одну, а все пять классификаций.

Факторы, определяющие особенности оформления учебного издания

Для того чтобы грамотно сконструировать и проиллюстрировать (оформить) учебное издание, следует знать, какие именно факторы и как воздействуют на те или иные характеристики оформления. Так как факторов таких очень много и они весьма разнохарактерны, для удобства изложения их лучше объединить в группы. К одной группе мы отнесем факторы, которые влияют на оформление издания как бы «извне» (та или иная организация учебного процесса, тираж издания, особенности полиграфии, требования экономии и т.д.); к другой - факторы, определяющие особенности оформления издания «изнутри»: к ним необходимо отнести все, что касается особенностей построения учебного издания или его рукописи как исходного материала для будущего издания.

Сейчас мы несколько подробнее остановимся на группе «внешних» факторов, а «внутренние» факторы будут рассмотрены отдельно.

Тираж издания

На первый взгляд может показаться, что тираж не может рассматриваться как фактор, определяющий характер организации той или иной книги. Наверное, применительно к иным типам изданий это обстоятельство и не может быть определяющим: проблема тиража превращается в чисто техническую. Но для учебника тираж является принципиальным, важнейшим показателем того, может ли учебник выполнять свои функции в учебном заведении, если его нет у обучаемых. Тиражи учебников задаются количеством учащихся в учебных заведениях того или иного типа.

Наибольших тиражей достигают учебники для начальной школы. Например, в издательстве «Просвещение» они иногда достигают 4 млн. экз. И вообще очень велики тиражи учебников, предназначаемых для начальной и средней общеобразовательной школы. Тиражи учебников для вузов и техникумов значительно ниже, но все же остаются абсолютно или относительно высокими.

Как же влияют тиражи на работу по конструированию и оформлению учебника? При гигантских тиражах учебников для школы ясно, что на каждый тираж уходит колоссальное количество бумаги. Значит, на самую высококачественную бумагу и материалы при издании многотиражных учебников рассчитывать нельзя. Кроме того, необходимо помнить, что учебники должны быть выпущены к строго определенному сроку, т.е. к началу учебного года. Изготовление очень больших тиражей требует больших затрат времени даже при полной механизации всех печатных и переплетно-брошюровочных процессов. А из этого следует, что никаких элементов, требующих использования ручных процессов в многотиражных учебниках, планировать нельзя. И так далее.

Все эти факторы зачастую задают для многотиражных учебников такую конструктивную схему, с которой справляется существующий парк печатных, фальцующих и переплетно-брошюровочных машин и агрегатов. (Заметим кстати, что те «ограничения», которые накладывает на конструктивное решение учебника тираж, касаются только процессов печати, фальцовки и переплета, а процессов подготовки форм «тиражные ограничения» не затрагивают).

Очевидно, что проблемы, связанные с тиражированием, не чисто «количественные». Они связаны с тем, что возможности промышленности определяют и некоторые «качественные» показатели учебника. Ведь она (промышленность) может тиражировать только то, что она «умеет». Технологические открытия требуют времени для внедрения, чтобы можно было использовать их в массовом производстве. Например, можно допустить, что современному уровню науки и техники вполне доступно создание «говорящей» и «движущейся» книги индивидуального пользования. Можно допустить, что такая книга окажется в качестве учебника более полезной, чем книга традиционная. Но довести сегодня тираж такой книги нового типа до уровня потребностей школы массовая промышленность вряд ли сможет. Не говоря уж о том, что такая книга станет очень накладной для общества.

Из приведенных выше примеров совершенно ясно, что тиражи учебников и технологические возможности по целому ряду причин очень тесно между собой связаны. На параметры оформления учебного издания непосредственно влияют и возможности экономические. Как известно, учебники для начальной и средней школы у нас в стране предоставляются ученикам бесплатно за счет государства. Но все промышленные предприятия, издательства и лица, участвующие в создании учебников, получают оплату за свою работу. Кроме того, на учебники (особенно на учебники для начальной школы) с давних пор установлен чрезвычайно низкий номинал (т.е. продажная цена). В некоторых случаях номинал не обеспечивает даже рентабельности издания для издательства. Особенно часто это случается при издании цветных учебников. Поэтому издательства должны стремиться получить такой проект от художников, который мог бы обеспечить наибольшее количество учетно-издательских листов на наименьшем количестве печатных листов. Все это усложняет работу художника и ставит перед ним особые задачи.

Необходимость обеспечения нужного тиража и соотнесения проекта с материально-техническими возможностями означает для художника, конструирующего многотиражный учебник, прежде всего необходимость создания такой конструкции и такого макета учебника, которые доступны массовой полиграфии. Одновременно следует иметь в виду, что это положение не означает необходимость гальванизировать устаревшие приемы оформления. В процессе работы по конструированию учебного издания должен быть создан его проект, поддающийся тиражированию на уровне заданных материально-технических возможностей.

Таким образом, мы установили, что тиражи и материально-технические возможности предъявляют вполне определенные требования к работе художника (как к проекту книги, так, в ряде случаев, и к характеру оригиналов). Поэтому эти факторы необходимо относить к факторам, влияющим на оформление учебника «извне».

Организация учебного процесса в учебном издании

К важнейшим из «внешних» факторов, влияющих на оформление этого изделия, можно отнести организацию учебного процесса.

Выше уже говорилось о том, что наиболее распространены в отечественной практике три разновидности учебных изданий: учебники, задачники и хрестоматии. (Разумеется, этими разновидностями изданий дело не ограничивается, можно было бы назвать и тетради на печатной основе, в том числе прописи, и «звучащие» учебные издания с приложенными к ним магнитофонными лентами или пластинками, книги с набором слайдов, настенные картины с приложенной к ним книжкой-инструкцией и т.д.) Кроме того (и об этом тоже упоминалось выше), возможны любые комбинации «чистых» разновидностей учебных изданий и объединение нескольких разновидностей в границах одной книги.

От того, какие именно материалы содержат те или иные учебные издания, зависит, как именно они могут быть использованы в учебном процессе. Например, если учебное издание содержит только формулировки (определения) правил, законов, выводов и т.д., а не их объяснения, а также следующие за такими формулировками тексты задач и примеров, то оно может быть использовано только для заучивания формулировок и при работе по решению задач. Можно предположить, что учебник такого типа наиболее активно будет использоваться учениками при выполнении домашних заданий: он будет заучивать формулировки и решать те задачи, которые ему заданы.

В другом случае в учебном издании могут быть даны развернутые объяснения нового материала, а формулировки станут как бы выводами из развернутых объяснений, затем даются задачи и примеры. В этом случае издание может быть использовано и при работе в классе и выполнении домашних заданий.

При оформлении учебного задания в первом случае набираемый текст разделяется на две части: формулировки и задачи; во втором случае решений может быть несколько, текст может быть разделен на две части: объяснение плюс формулировка и задачи; на три части: объяснение, формулировки, задачи и т.д. Причем художнику предстоит не только «разделить» текст издания, но и решить, какие из текстов следует выделить, какие просто отделить друг от друга, не выделяя, какие оформлять одинаково.

Учебное издание, используемое учеником главным образом дома, должно быть оформлено активнее - ученик без затруднений должен найти самостоятельно среди текстов тот, что требуется заучить, а при работе в классе многое будет ясно по ходу занятий.

Об особенностях читателя учебного издания

Важным фактором, определяющим характер оформления будущего учебного издания, следует считать особенности его читателя - ученика. Особенности эти относятся к возможностям (физическим, интеллектуальным, волевым и др.) и запросам обучающегося. Кроме того, принципиальное значение имеет запас его знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.