КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Костюм - объект творчества
Тематический план Учебное пособие ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ по курсу
«КОМПОЗИЦИЯ КОСТЮМА»
Москва – 2006 г.
Художественное проектирование костюма промышленного производства как сфера дизайна. 1. Классификация искусств, место костюма в этой классификации. 2.Виды и разновидности архитектонического творчества. 3. Две функции архитектонических искусств. 4. Предпосылки возникновения дизайна. 5. Художественное проектирование и качество изделий промышленного производства. 6. Процесс художественного проектирования. 7.Дизайн-программирование. 8.Фигура человека и костюм. 9.Форма костюма. 10. Образное выражение содержания костюма. Основы композиции костюма. 1. Свойства пространственной формы костюма. 2. Свойства композиции. 3. Средства композиции. 4. Оптические иллюзии в костюме. 5. Цвет в композиции костюма. 6. Цветовая гармония в костюме. 7. Язык цвета одежды. 8. Костюм-индивидуальность-цвет.9.Фактура в композиции костюма.. 10. Декор в композиции костюма. 11. Эстетическая оценка качества промышленных образцов. Специфика художественного моделирования костюма промышленного производства. 1. Ассортимент современной одежды и обуви. 2. Эскизирование. 3. Язык эскиза. 4. Макетирование одежды. 5.Моделирование промышленных образцов. 6. Комбинаторика как средство гармонизации в многовариантном преобразовании геометрических тел при моделировании образцов с использованием ЭВМ. 9. Моделирование и составление композиции костюма с учетом индивидуума. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.10. Развитие традиций в современном костюме. Костюм - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания костюма (одежды, обуви, аксессуаров) используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком. Разрабатывают материалы специалисты широкого диапазона-текстильщики, трикотажники, кожевенники, меховщики, химики и др. Из материалов создаются объемные, трехмерные пластичные формы платьев, ботинок, шляп, сумок и т.п. Создавая коугюм как художественный ансамбль, взаимосвязывая, согласовывая элементы композиции в органическое, единое целое, художник по костюму решает также вопрос тонально-цветовых соотношений, сочетаний. Таким образом, художник по костюму - это и скульптор, и живописец, и график. Немаловажную роль в формировании многогранного специалиста играет также овладение технологическим (портновским) мастерством. Ансамбль - художественно решенный костюм, несущий определенную идею (замысел), образное содержание, структуру, обусловленные назначением. Ансамбль костюма характеризуется строгой взаимоподчиненностью его составляющих с образом человека конкретного времени, эпохи, находясь в созвучии с окружающей средой - интерьером или экстерьером. Архитекторы, в соответствии с решаемыми ими профессиональными задачами, понимают под ансамблем совокупность сооружений, композиционно связанных в едином пространстве на основе общей художественной идеи. С культурологической и дизайнерской точек зрения архитектурный ансамбль - лишь часть предметного ансамбля культуры. Предметный ансамбль - это комплекс предметов, не имеющих внешней пространственной связи, но объединенных общей художественной идеей, моделирующей (отражающей) целостное существование комплекса в системе культуры. Типичный пример предметного ансамбля - коллекция одежды, предлагаемая создателями на новый сезон. В реальном пространстве и времени модели, вошедшие в коллекцию, могут никогда не встретиться, однако в основе их целостности лежит художественная модель - образ человека как субъекта определенного образа жизни, типологизированного в ряде ситуаций жизнедеятельности: "дом", "работа", "отдых", "спорт", "театр" и т. д. Комплект - это набор элементов костюма, объединенный стилевым единством и определенными признаками - материалом, назначением, цветом. Предметы, составляющие комплект, равнозначны, взаимозаменяемы, что и отличает комплект от ансамбля. Продуктом деятельности создателя костюма является модель (образец). По своему характеру различают модели-идеи (выставочные, перспективные, уникальные) и промышленные модели. У каждого художника идея новой модели, коллекции зарождается по-своему. Промышленным образцом признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный экономический эффект. Художественно-конструкторское решение промышленного образца, претендующего на правовую охрану, должно обладать такой совокупностью существенных признаков, которые в достаточной мере определили бы образность образца: решение должно быть новым и отличаться от аналогичных отечественных и зарубежных образцов, должна быть обеспечена возможность изготовления его в промышленных условиях при экономически целесообразных затратах на производстве, а также с использованием прогрессивных материалов и технологий промышленного машинного производства; обладать художественной выразительностью и композиционным совершенством; производство и потребление продукции, произведенной по образцу, должно давать положительный результат, под которым понимается экономический, технический, социально-психологический или иной общественно-полезный результат. Коллекция - это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе единого решения, стиля, конструкции, базовой формы, структуры материала. В разных областях научных знаний понятие "стиль" толкуется по-своему. В архитектуре и искусстве стиль обычно выступает как эстетическая категория, носящая временной характер и представляющая собой своего рода систему единых признаков, объединяющих предметную среду, жанры изобразительных искусств. Стиль в таком его понимании выступает как исторически сложившаяся общность творческих принципов, характера и особенностей выражения наиболее существенных признаков предметов материальной и духовной культуры, создаваемой обществом. Всегда создание принципиально нового немыслимо без вдохновения, которое приходит только в результате постоянного поиска. В модель-идею автор вкладывает свое творческое мастерство, талант художника, свой почерк создателя по-новому решенной, порой уникальной, единичной, неповторимой вещи. Эти модели могут быть более трудоемкими по сравнению с обычными моделями, усложненной конструкции, с увеличенным расходом материала, с введением ручных технологических операций изготовления и отделки (например, ручная вышивка) и т.п. Такие единичные модели, созданные на высоком художественном уровне, являются произведениями прикладного искусства. На упрек журналистов в адрес французского мастера моды Пьера Кардена, что иные его модели просто неудобно надевать (так они вычурны), кутюрье ответил: "Ваши упреки справедливы лишь по отношению к самой "острой" части моей коллекции. Кроме того, художник имеет право на свое видение. Истина не бывает простой, она так же сложна, как люди, которые стремятся ее выяснить. Допустим, Пикассо рисовал женщину, видя ее с трех позиций. А я открываю новые объемы одежды. Существуют две моды: одна - практичная (она долговечна), другая - нарядная (она заставляет много говорить о себе и проходит в один сезон). Признаюсь, мне интереснее работать во второй". На основе моделей-идей порой рождаются, создаются целые коллекции - направляющие, промышленные и др. Композиционно-конструктивно отработанные и технологически совершенные промышленные модели, являясь объектом деятельности дизайнера, создаются с учетом производственных и других возможностей для внедрения и тиражирования в условиях предприятия. Некоторые специалисты считают художника-модельера оформителем, который занимается внешним украшением готовой вещи, формы, созданной без его участия. В действительности это далеко не так. Художник, разрабатывая новую идею, видит форму в целом еще задолго до того, как определится конструкция. Природа "эстетического" не лежит на поверхности явлений, предметов, а взаимосвязана с практической деятельностью создателя и функционально-технической структурой изделия. Красота промышленного образца рассматривается как особый, исторически выработанный и непрерывно совершенствующийся механизм целостной оценки степени совершенства вещи (предмета, изделия). У каждого художника идея нового (модели, коллекции) зарождается в результате постоянного и кропотливого труда. Вот как французский модельер К.Диор проводил первую примерку рождаемой модели: "...Я прошу манекенщицу подойти, походить - я смотрю, как живет платье. Я рассматриваю его в большом зеркале, чтобы увидеть модель в двойном отдалении - в зеркале недостатки виднее... Я смотрю на модель со спины, сбоку, разглядываю, на месте ли каждый шов. И потом задаю себе вопрос: "Получилось ли то, что я хотел?". Тут не приходится щадить ни самолюбие закройщицы, ни свое собственное. Нужно быть суровым судьей. Это требует большого напряжения. Мне не нравится какая-нибудь баска, мне кажется, что она неверна по пропорциям. Может быть, укоротить ее? Наоборот, я ее расширяю. Я ищу новую длину для юбки или для рукавов. Увеличиваю или уменьшаю вырез. Точно устанавливаю место швов. Разница может быть в один сантиметр, но от этого зависит удача модели. Иногда из-за шва не на месте платье полнит фигуру; если шов немного сдвинуть, фигура будет выглядеть стройнее. Обычно цель всех изменений - это большая простота. Какой-нибудь шов кажется лишним - обходятся без него. В другом месте необязательны вытачки - их заменит сутюжка или иное направление ткани. Один из самых больших секретов работы: чем меньше кроя, тем лучше покрой". Деятельность художника в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сферам творчества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку костюм и человек - неразрывное целое, костюм должен быть жизнеспособным, т.е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладываются создателем уже в его первоначальный замысел. Вместе с тем костюм недолговечен по сравнению с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и т.п., которые живут веками, волнуют зрителя постоянно.
2. ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА-КОНСТРУКТОРА. Создание костюма - это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды, обуви. Источники, используемые при создании костюма, могут быть самыми различными. Богатейшей кладовой (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим для будущего специалиста - проектировщика одежды, обуви, аксессуаров - необходимо изучение эстетики форм и конструкций костюма в историческом аспекте под определенным, специфическим углом зрения. Здесь особое внимание уделено изучению конструкции. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма (бытового или сценического) на основе исторического - это понимание и знание конструкции форм той или иной эпохи. 2.1. ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ФОРМ И КОНСТРУКЦИИ КОСТЮМА. Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передавая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма (рис. 1 см. цв. вкл.). При этом формы и конструкции, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональности, не претерпевали особых изменений Наряду с национальным костюмом богатейшим источником творческой деятельности художника является исторический костюм - от простейших элементарных форм одежды древних народов до европейского кроеного платья. В каждую историческую эпоху складывался свой эстетический идеал, костюм является наиболее ярким выражением этого. Линии, формы костюма и его элементов определяют пропорциональные членения, соотношения костюма и фигуры человека. В большинстве исторических костюмов эти соотношения были нарушены. За всю историю костюма можно назвать, пожалуй, два примера подчинения пропорций костюма естественным пропорциям человеческого тела - это античный и современный костюм. Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, он как бы является психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой человека. Психологическая характеристика проявляется в том, что человек надевает на себя. Историческая характеристика складывается из познания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм становится отражением социального неравенства. Одежда. Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный по талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что-либо надевать - появились передники, юбки, брюки. В качестве материала для одежды человек использовал все то, что могло выполнять защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев и т.п. Выбор материала для первобытной одежды обусловлен самой природой, в которой жил человек, и главным материалом повсеместно были шкуры животных. Привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки. Затем появляются нарукавники, предохраняющие руки. Позже родилась идея плаща. Сохранившиеся в употреблении в наше время шали, плащи, накидки, пледы - все это "потомки" той шкуры, которой наш хитроумный предок впервые прикрыл тело. Обувь появилась значительно позже одежды. Ее родиной были горные и северные районы. Головной убор - самый отличительный элемент костюма, отражающий характер, социальное и семейное положение владельца и т.д. Остриженная голова - признак примирения с обстановкой. Считалось, что голова, волосы обязательно должны быть закрытыми. Элементарная одежда первобытного человека представляла собой покрытие с вырезом или разрезом в середине для головы, которое прикрывало спину, грудь, бедра, защищая тело от неблагоприятных воздействий внешней среды - холода, сырости, жары и т.п. Наряду с защитой тела человека от внешних воздействий, как и ряд других причин, условием возникновения и совершенствования одежды явился труд человека как главная движущая сила в развитии общества: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовались одежда и обувь. На примере использования шкур животных для покрытия тела человека рассмотрим, как складывались первоначальные формы одежды вообще. Формы элементарной меховой одежды (целиком используемой шкуры), закрывавшей грудь и живот (в виде передника) или спину, в зависимости от способа крепления развивались следующим образом: 1) шкуры крепили на плече, связывая лапы (например, древняя одежда венгров), - наплечная накидная одежда; 2) посредине 9
7.4. ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ КОСТЮМА. Особая заслуга в становлении бытового костюма в нашей стране принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму. В начале 20-х гг. ею был очерчен круг задач, касающихся, с одной стороны, искусства нового костюма, а с другой -связанный с развитием индустрии одежды. Н.П.Ламанова первой в мировой практике создания бытового костюма обратилась к народному (национальному) костюму. Она тщательно изучает особенности русской народной одежды, отыскивает в них простоту и целесообразность, которые можно использовать в современном костюме. Она утверждает, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, к примеру, ее привлекают элементарность кроя, экономный расход ткани, дешевизна готовых изделий. В своей творческой работе художники-конструкторы постоянно обращались к народному костюму. Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Ассоциация идей - это связь представлений, благодаря которым одно представление, появившееся в сознании, вызывает по сходству, сложности, смежности или противоположности другое. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. При этом национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Широко применяются отечественные ткани, создаваемые коллективами художников и других специалистов текстильной промышленности. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунками и др. Разнообразны и штучные изделия (платки, косынки, шали, шарфы) с красочными народными мотивами, текстильно-галантерейные изделия промышленного производства (тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, кружевное полотно и др.). Характерно стремление художников выявить по-новому декоративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру. Художники создают современный костюм, используя простоту народного кроя - конструкцию русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддевки. Отсюда ведут свое происхождение различные конструкции проймы и оката рукава - низкие проймы, рубашечный рукав - прямой или с ластовицей и т.д. Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя. Изучают и традиционные принципы расположения вышивки. На новой основе трансформируется принцип многослойности и декоративности, комбинирования тканей, столь характерный для народной одежды. Очень сложно, порой даже невозможно выделить какой-то один путь обращения к традиции, так как главным является не подражание ей, а творческое ее использование, переосмысление и создание на этой основе совершенно новых современных образцов. Вот в этом-то и состоит живое развитие традиций, когда они воспринимаются не как сухой набор технических приемов, застывших в своей неподвижной статике. Ни одна международная выставка костюма не обходится без моделей, разработанных по мотивам русской народной одежды. В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды. Изучение и творческая трансформация народного костюма способствуют развитию, обновлению и обогащению современного костюма. Поэтому требуется особенно тщательное изучение и знание народного костюма. 7.5. ТВОРЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКА ПРИ СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА. Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Художник, работая над новой идеей, формой будущего произведения, обращается к различным источникам творческого процесса. Основным таким источником является сама жизнь, все ее проявления. Это может быть наблюдение и изучение природы и выполнение при этом различных зарисовок-животных, птиц, цветов, материалов исторического и народного костюма и т.п. Стремление к красоте было свойственно всем народам уже на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя традиции, передавая навыки и особенности из поколения в поколение, вписывая в себя новые образные понятия, народное национальное искусство дожило до наших дней. Основной смысл и ценность народного костюма, его философия - в его демократичности, широко понятой функциональности, логике форм и конструкций, его рациональности и целесообразности. Народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма. Художник, занимающийся созданием современного костюма, в своей деятельности не должен копировать формы народного, исторического искусства или существующие в природе; он достигает выразительности и образности путем осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления. В представлении предметы, явления, образы обладают не только наглядностью, конкретностью, свойственной восприятию; они являются в какой-то мере уже обобщенными, абстрагированными образами реальной действительности. При воспроизведении ранее виденного предмета наше представление отражает его не во всех деталях (как при восприятии), а лишь в наборе наиболее характерных, важных для данного предмета свойств и признаков. Второстепенные свойства и признаки, не имеющие существенного значения и не несущие образной характеристики при создании новой формы предмета, опускаются, отбрасываются. Ассоциативное представление является важным фактором при создании костюма, оно позволяет достичь разнообразия видимого образа, достичь новизны решения. Творческая трансформация первоисточника начинается со сбора материала. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть работы художника. Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе. Следует подчеркнуть, что первоисточник нужно понимать, подходить к его изучению с уважением, осмысленно. Выполняя копии, зарисовки, надо стремиться прочувствовать все богатство первоисточника - выявить пластику формы и закономерности ее развития, красоту пропорциональных отношений элементов друг к другу и к целой форме, разнообразие и богатство ритмов, характер цветового построения, фактурное разнообразие и определить важность всего этого в целостной композиции. Первоисточник для художника - это то же, что мелодия, такт, мотив для композитора, который, по-своему аранжируя эту мелодию, ставя звуковые сочетания в новые тональности, добивается новой выразительности, нового содержания. Первоисточник может вдохновить художника на создание своих, чисто специфических решений, которые будут теми или иными качествами напоминать о первоисточнике. Однако строя композицию на основе первоисточника, нельзя полностью использовать старую форму. Художник обязан создавать модели, в которых отражается современность, мода времени. Не копирование старого, а осмысление его богатства и создание новых, интересных предложений - такое требование предъявляется к художнику, который работает, например, по материалам исторического и народного костюма, архитектуры и классического искусства. Это постоянный поиск и вместе с тем неиссякаемый живительный источник, к которому обязан обращаться художник, чтобы его идеи всегда были согреты оптимизмом, гуманизмом, присутствующими в народном и классическом искусстве. Понятно, что не каждый человек, создающий полезные вещи, способен находить точные и яркие по эмоциональной выразительности решения. Для этого недостаточно свободного владения материалом и технологией производства, конструктивной изобретательности, инженерного остроумия. Все эти качества сами по себе не могут родить художественный образ в архитектоническом искусстве. Необходимы талант, художественно-творческая одаренность, т.е. способность мыслить образами. В архитектоническом искусстве -это умение найти эмоционально-выразительную форму предмета, умение найти такие пропорции, очертания, ритмы, цветовые отношения, материал, фактуру, орнамент, расположение, которые в совокупности выражали бы определенное душевное состояние, настроение. Понятно, что подобное умение теснейшим образом связано с мастерством, но к одному мастерству оно все же несводимо. Основы его, как и всякого таланта, коренятся в природной одаренности человека, и мастерство способно лишь развить, отшлифовать талант, но не заменить его. Поэтому-то далеко не все предметы быта, костюма и т.п. оказываются произведениями искусства. Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. Сегодня развивают традиции в модном костюме художники-дизайнеры во всех уголках нашей страны. При этом национальные мотивы в наиболее интересных современных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Черты национального своеобразия проявляются в моделях, выполненных из материалов, близких по структуре и орнаменту к домашнему ручному ткачеству или народным набойкам. Костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных народному костюма, например полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Так, например, народные рубахи, сарафаны, душегреи и другие элементы русского народного костюма используются для создания современных блуз, платьев, курток, полупальто и т.п. Приемы декоративного решения народной одежды используются при проектировании современных трикотажных полотен и изделий из них. Неповторимое национальное своеобразие современным детским изделиям придает использование элементов народной вышивки и другим приемов декорирования. Не всегда народные традиции находят достойное преломление в современном костюме. Неудачи иногда преследуют и сегодня отдельных художников при неправильном, поверхностном подходе к первоисточнику. Творческая трансформация первоисточника и, в первую очередь, народного костюма, путем ассоциативного представления способствует эмоционально-образному решению современного костюма как завершенного художественного ансамбля. Первоисточник может подсказать также создание отдельных образцов логичных форм, оригинальных конструкций, интересных композиций, фактурных и орнаментальных решений материалов и трикотажных полотен, что в целом способствует обновлению и расширению ассортимента современных швейных, текстильных, трикотажных и других изделий легкой промышленности. Изучение и творческая трансформация народного искусства способствуют развитию, обновлению, обогащению современного костюма, созданию в нем своеобразного национального колорита. Тема традиции и новаторства не новая, но вместе с тем постоянно актуальная как в любом виде искусства, так и в костюме. Например, вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в тех случаях, когда угадан орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена идеальная чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, ее композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы, способные разнообразить и обогатить современное платье. Если говорить о глубоком художественном образном решении современного костюма, то задача здесь усложняется еще более. Требуется глубокое знание народного костюма, народной вышивки. Задача решения бытового модного костюма так же сложна, как и создание костюмов для хоровых и танцевальных коллективов, исполнителей народных танцев и песен. Дело в том, что костюм вместе с человеком должен создавать единый ансамбль глубокого идейно-художественного содержания. Обязателен творческий подход к наслоению прошлого. Создавая современные произведения, нельзя ограничиваться простой компиляцией, механическим соединением народных мотивов. Идя этим путем, художник рискует выхолостить всю неповторимую прелесть, живую образность и целостность народного искусства. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом развития искусства, промышленности, новых форм быта людей. Те же специалисты-новаторы, которые могут проникнуться глубоким образно-логическим содержанием русской народной одежды, обуви, создают необычное - новую моду. Так, находкой времени явилось возрождение в 50-х гг. художником В.И.Араловой русских сапог, в которых ходит сегодня весь мир.
7.6. РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ. Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод за период 1950-1980 гг., показал, что художники в своей творческой деятельности обращались к формам, конструкции, декору, композиции (в том числе цвету и фактуре) и способам ношения или в целом к образно-ассоциативному представлению о первоисточнике. Определенная же ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсутствием систематизированного исследования и доступности к этому источнику творчества. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника. Это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится и к созданию костюма - бытового и сценического. Современный специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием национальной культуры. Рекомендуется широко создавать модели, форма которых образуется простыми технологическими средствами - драпированием полотнищ сборками, складками, защипами и т.п., развивая таким образом, например, ассортимент женского и детского платья на основе традиционных крестьянских рубах, сарафанов, передников. Тонально-ритмическое и цвето-фактурное многообразие декоративных композиций вышивки и узорного ткачества и других приемов орнаментального решения русского народного костюма - богатейший творческий первоисточник для создания трикотажных, ткацких, набивных, вышитых современных орнаментальных композиций. Черты национального своеобразия могут проявляться также в моделях, выполненных из материалов, близких по структуре, фактуре, рисунку к крестьянскому ткачеству или народным набойкам. Бесконечное богатство идей (в плане ассортимента, форм и приемов композиционно-конструктивного решения спортивных и спортивного типа курток, блуз и других изделий) содержат такие элементы русского народного костюма, как рубахи (мужские и женские) и различная верхняя одежда. Основой современного художественного проектирования, в том числе формообразования предметной среды, является создание предметов потребления многофункционального использования. Упорядочение предметной среды подразумевает одновременно проектирование только самого необходимого, полезного и целесообразного. По такому принципу должен строиться и гардероб костюма современного человека. Принцип "минимального" при этом подразумевает максимальные возможности гардероба. Достичь такого можно, создавая трансформируемые формы, которые обеспечивают вариабельность и вместе с тем разнообразие композиций. Элементы дизайна, присущие русскому народному костюму, в том числе обуви, обеспечивали широкий диапазон способов ношения, вариаций внутри формы, создавая тем самым разнообразие композиций костюма. Присутствие декора в композиции костюма правомочно лишь тогда, когда декоративные элементы не наносят ущерба форме, а напротив, сохраняя характер структуры, обогащают форму приятным для восприятия добавлением. Наличие декора, в особенности обилие его, допустимо только при условии строгой упорядоченности. Художник-конструктор должен создавать модели и коллекции, в которых отражается действительность. Принципы композиционного построения народного костюма (в том числе обуви) - четкость форм и линий, логичность конструкции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции - для специалиста сегодня являются примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов. Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное; поэтому было бы неправильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве - путь развития и обновления современного костюма.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 4404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |