Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства композиции




Пропорции. В математике пропорцией (от лат. proportio) называется равенство между двумя отношениями четырех величин а: Ь = с: d, в искусстве проп о рции размерные соотношения элементов формы. С древнейших времен человечество было занято поиском формулы красоты! Начиная с древнегреческих философов, математиков и художников проводились теоретические исследования для нахождения самых совершенных гармоничных пропорций. Гармония (от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) — соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта органичное целое. В древнегреческой философии гармония рассматривалась как организованность космоса, противостоящая хаосу, в истории эстетически — как существенная характеристика прекрасного.

Известный древнегреческий мыслитель и математик Пифагор Самосский (VI в.- Ш в .) изучал свойства целых чисел и пропорций. Он хотел «алгеброй проверить гармонию». Пифагор и его последователи считали число, как основу всего. Отношения полов считали источником гармонии космоса. Они утверждали, что треугольник есть первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей. Отсюда дошла до наших дней теорема Пифагора с его знаменитым треугольником: прямоугольник, угольник с углами в 30, 60 и 90° и гармоничным соотношением его сторон. Кроме того, Пифагор считал, что квадрат в большей степени, чем любая другая фигурирует в себе образ «божественной природы». Это была излюбленная им математическая фигура, которая символизировала высокое достоинство, так как прямизна углов определяет целостность, а качество сторон способно устоять перед силой. Видимо, те же … подразумевались и в «Черном квадрате» К. Малевича.

Архитектор эпохи Возрождения Л. Б.Альберта в своем сочинении «Десять книг о зодчестве» писал: «Вновь и вновь следует повторить изречение Пифагора: «Нет сомне­ний, что природа во всем остается себе подобной. Дело обстоит так: существуют числа, благодаря которым гармония звуков пленяет слух, эти же числа преисполняют и гла-ia, и дух чудесным наслаждением». Музыкальная аналогия навела Альберта на мысль о том, что глазу доставляет наслаждение наблюдать пропорции, представляемые в виде отношений целых чисел. Например, числа 1, 3, 5, 7, 9, II... образуют арифметическую прогрессию, а последовательность чисел 1, 1/2, 1/3, 1/4... — гармоническую последо­вательность. Он использовал музыкальные пропорции для того, чтобы установить вза­имосвязь между тремя измерениями: высотой, длиной и шириной.

Древние греки вывели иррациональное число Ф(р), которое символизиро­вало пропорции «золотого сечения». Буква Ф — первая греческая буква в имени великого скульптора Фидия, который часто использовал пропорции «золото­го сечения» в своих скульптурах. Термин «золотое сечение» появился намного позднее. Таким образом, число Ф как раз и равнялось отношению отрезков при делении прямой в «крайнем и среднем» положениях: АВ:ВЕ = АЕ-.АВ = Ф (рис. 3.3, б).

Много замечательных свойств числа Ф было описано в трактате итальянского мате­матика XV в. Л.Пачоли, который изложил теорию геометрических пропорций с иллю­страциями Леонардо да Винчи.

можно получить «золотой прямоугольник» меньших размеров, и так до бесконечности. В этот прямоугольник вписываются логарифмическая спираль, образованная «вращающимися квадратами». В при 1,е по такой спирали строится раковина моллюска Nautilus. Логарифмическая спи­ть тесно связана с числами Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34...) или квадратам боначчи с резким убыванием сторон по отношению к диагонали (рис. 3.4, а). Это …ела, где каждое последующее число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих, к, придумал математик Леонардо из Пизы по прозвищу Фибоначчи в XIII в.

Иллюзию постепенного, едва заметного убывания дают динамические прямоугольники и прямоугольники с соотношениями сторон 1/V2, 1/V3, 1/V5, 1/V8... (рис. 3.4, 6 вставленные в иррациональных числах, которые выражают идеи рост развития. Непрерывное деление — основа их пропорциональных соотношений.

Термин «золотое сечение» возник в связи с построением правильного пятиугольника (рис. 3.5), который включает в себя деление отрезка прямой Hi s неравные части, где целое так относится к большей части, как к меньшей. В некотором приближении отношения «золотого сечения можно представить в виде ряда: 2/3, 3/5, 5/8, 8/13 и т.д. На рис. 3.6 представ примеры часто встречающихся пропорциональных соотношений в композиции костюма. Средневековый немецкий художник А. Дюрер тоже интересовался «золотым сечением» и построением правильных многоугольников. Его интерес отражали в использовании им пятиугольников в готических и арабских орнаментах, еже в планировке крепостей. Именно Дюрер передал средневековые, достаточно простые способы построения правильных многоугольников потомкам.

О «Золо­том сечении» Дюрер писал: «Геометрия обладает двумя великими сокровищами. Первое — это те­орема Пифагора, второе — деление отрез­ка в среднем и крайнем отношении. Пер­вое можно сравнить с мерой золота, вто­рое назвать драгоценным камнем».

Термин «золотое сечение» сформули­ровал немецкий ученый А. Цейзинг в XIX в. и дал ему следующие определения: 1) «зо­лотое сечение» господствует в архитекту­ре; 2) «золотое сечение» господствует в природе; 3) «золотое сечение» господству­ет в архитектуре именно потому, что оно господствует в природе.

Немецкий математик Г.Вейль в своей книге «Симметрия» ограничивается | следующим замечанием: «Это число является не чем иным, как отношением, известным под названием «золотое сечение», играющим столь важную роль в, попытках сведения красоты пропорций к некоторой математической формуле».

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боннар А. Греческая цивилизация. Т.2. М. 1962.

Вейс Г. Внешний быт народов от древнейших до наших времен. Т. 1-3. М. 1873-1879.

ГицескуГ. Пластическая анатомия. Бухарест. 1963, т.1, т.2; 1966, т.З Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. М., 1973, ч. 1; 1974, ч. 2. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. М., 1985.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1974, т.1; 1948, т. 2. Меркурова И.Г. Искусство средних веков, Византии и Западной Европы. М. 1974.

Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972. Основы технической эстетики. ВНИИТЭ. М., 1970.

Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М., ВНИИТЭ, 1987.

Пармон Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте). М., 1982.

Пармон Ф.М. Европейский костюм: стили и мода. М, 1982

Пармон Ф.М. Народная (национальная) обувь - творческий первоисточник для модельера в современных усло­виях. М.,1988.

Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины. 2-е изд. М., 1989.

Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М. 1994.

Пармон Ф.М. Костюм XX века: одежда, обувь, аксессуары. М., 1995. Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий. ВНИИТЭ. М., 1975.

Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М.-Л., 1968.

Степанов Н.К. История русской одежды. Пг., 1916.

Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л., 1984. Сычев Л.П. Сычев В.Л. Китайский костюм. М., 1975.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.