Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стиль и стилизация в дизайне




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ

 

Стиль является одним из основных понятий, связанных с эволюцией костюма во времени и в человеческом обществе. Можно выделить так называемый иль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера, фирменный стиль.

Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характеризующая определенный этап его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в остальном произведении; художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, в которых заложено определенное содержание. В нем выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение каждой эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, художественным переживанием человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху.

Стиль — это конкретное воплощение эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой Инородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие гили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства — в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства трактуют как последовательность больших стилей, таких как романский стиль, барокко, классицизм, рококо; неоклассицизм, историзм, модерн.

К классическим относятся такие стили, как английский (английская классика — классические виды верхней одежды), Шанель, джинсовый, вестерн, морской и т.д.

Помимо «больших художественных стилей» и «микростилей» существует такое понятие, как «авторский стиль», или «индивидуальный стиль мастера», — совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера, проявляющаяся в типичных для него темах, идеях, в своеобразии изобразительно-выразительных средств и художественных приемов. Авторским стилем началось творчество таких крупнейших кутюрье и дизайнеров одежды, как Шанель, К. Диор, К. Баленсиага, А.Курреж, Дж.Версаче, К.Лакруа и др. Художественно-пластическая однородность современной предметной среди получила определение «дизайн-стиль». Дизайн-стиль отражает результаты эстетического освоения технического прогресса, достижения промышленности в создании материалов. Он связан с новейшими материалами и технологиями, которые способны не только изменять облик вещей, но и придавать новые свойства жизни человека, влияя на процесс взаимодействия вещи и человека. В дизайне существует понятие «фирменный стиль» — стилевое единство с элементов промышленной фирмы (от оформления среды до продукции), спроектированных для создания определенного запоминающегося образа все, что связано с деятельностью и продукцией предприятия. Фирменный стиль ведется конкретным автором, существует, как правило, вне территориальности границ и носит субъективный характер понятием «стиль» тесно связано понятие «стилизация». Стилизация является художественным приемом при создании новых произведений искусства. Стилизация — намеренное использование формальных признаков и образной темы того или иного стиля (характерного для определенной эпохи, направления, автора) в новом, необычном для него художественном контексте. а предполагает свободное обращение с прототипами, в частности трансформацию форм, сохраняя при этом связь с исходным стилем. В этом случае исторический источник всегда узнаваем. В отдельные эпохи подражание стилям классического искусства (античного искусства) было господствующим принципом. Так, прием стилизации использовался в классицизме, неоклассицизме

Стилизация как художественный прием служила источником появления новых форм и образов в искусстве модерна. В современном дизайне она сохраняет свое значение, особенно если речь идет о так называемом коммерческом дизайне («корпоративном» дизайне), ориентированном на создание продукции для массового потребителя.

Стилизация в дизайне — это, во-первых, сознательное употребление признаков того или иного стиля при проектировании изделий (чаще употребляется в этом значении термин «стайлинг»); во-вторых, прямой перенос наиболее характерных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, в область ее декора; в-третьих, создание условной декоративной формы путем подражания внешним формам природы или характерных для первой половины XVI в. Кроме того, в рамках «большого стиля» могут развиваться «микростили». Так, в пределах стиля рококо в 1730—1750-х гг. существовали «микростили»: шинуазри (китайщина) и тюркери (турецкий стиль); в стиле модерн (1890—1900-е гг.) можно выделить неоготику, неорусский геометрический стиль и т.п.; в стиле арт-деко (1920-е гг.) — египетский, африканский, геометрический стили и т.д.

Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена «большие художественные стили»: ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образ. Уже в XIX в. появились стили, ориентированные на использованиепрошлого и их смешение (историзм, эклектика). Эклектика стала одной важнейших характеристик культуры XX в., особенно его последней трети культуры постмодернизма (эклектика — смешение различных стилей одновременно, что оказало влияние и на моду). Последним «большим художественным стилем» можно считать стиль модерн. В XX в. на смену «большим стилям» пришли к концепции в искусстве, связанные прежде всего с инновационной сущность искусства авангарда: абстракционизм, функционализм, сюрреализм, поп и т.д., отражавшие мировоззрение человека XX в. Сегодня речь может идти о «большом стиле», а скорее о «модном стиле», когда стиль приобретает местные значения, теряя при этом устойчивость в течение достаточно длительного времени, которой обладали «большие стили эпохи». Так, в моде XX в. в каждое десятилетие существовали свои «микростили» в костюме, последовательно сменявшие друг друга: в 1910-х гг. — восточный стиль и нео-грек; в 1920-х гг| русский, египетский, латиноамериканский, африканский; в 1930-х гг. — неоклассицизм, историзм, латиноамериканский, сюрреализм; в 1940-х гг. — кантри и вестерн; в 1950-х гг. — нью лук, Шанель; в 1960-х гг. — космический 1970-х гг. — романтический, ретро, фольклорный, этнический, спортивна джинсовый, диффузный, милитари, бельевой, диско, сафари, панк-стиль) 1980-х гг. — экологический, новые пираты, неоклассика, необарокко, секси, корсетный; в 1990-х гг. — гранж, этнический, экологический, гламур, историзм, нео-панк, киберпанк, нео-хиппи, минимализм, деконструктивизм т.д. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер одежды стремится создать свой стиль. Но впечатляющее многообразие стилей в современной моде вовсе не означает того, что они появляются порой вольно. Актуальным становится стиль, в котором находят отклик политические события, социальные проблемы, волнующие людей, их увлечения и ценности. В модных стилях отражаются изменения образа жизни и образа человека, представления о его месте и роли в современном мире. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их обработки.

Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «классическими»: стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени.

Стилизация широко применяется в моделировании одежды для созда­ния новых форм и выразительных образов. Блестящими примерами стилиза­ции являются коллекции И.Сен-Лорана I960— 1980-х гг.: «Африканки», «Рус­ские балеты/оперы», «Китаянки», «Испанки», «Памяти Пикассо» и т.п.

Стиль является более устойчивым социальным феноменом, чем мода (мож­но в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание К. Шанель: «Мода ме­няется, а настоящий стиль — никогда»).

При всем многообразии стилей, которые каждый сезон предлагают модель­еры и рекламируют модные журналы, телевидение и Интернет, можно выя­вить общие тенденции, определяющие направления развития современного дизайна одежды. Одна из этих тенденций — продолжающаяся демократизация моды, своеобразное «освобождение от ига моды», которое проявляется в от­сутствии единого и обязательного для всех модного образца, в стирании гра­ниц между одеждой разного назначения, в необязательности законов «хоро­шего вкуса» и правил сочетания различных вещей, цветов и материалов. Дру­гая тенденция — индивидуализация предметной среды, создание условий для свободного самовыражения каждого человека. Усиливается гуманитарная роль дизайна, способного помочь в решении проблем, стоящих перед современным обществом, так как он может влиять на формирование образа жизни, опреде­лять структуру потребностей человека, способствуя утверждению экологичес­ких ценностей в обществе. Таким образом, определяющей можно считать эко­логическую ориентацию в современном дизайне и в дизайне одежды в том числе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 11472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.