Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символизм и аллегоризм и другие




Стилизация и трансформация.

Смещение сюжетно - композиционного центра.

Контраст и акцент.

ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ.

Основная задача любого художественного произведения – передать мысли и чувства автора. Если задача изображения видимой формы предметов требует практического владения техникой живописи, то передача ощущений требует определенных теоретических знаний в области условно - принятых знаков и символов.

При всем обширном многообразии человеческих чувств и переживаний их можно условно разделить на три группы: - чувство равновесия (покоя), чувство радости, чувство печали. Передача этих чувств и их оттенков осуществляется с помощью различных художественных приемов (так называемых приемов композиции). Любое художественное произведение не является композицией одного приема. Каждая картина – это сумма тех или иных приемов, которые в итоге способны передать тонкую гамму человеческих ощущений. Основными приемами композиции являются:

1. Симметрия – асимметрия.

2. Статика – динамика.

1. Для передачи чувств покоя или тревоги существует прием симметрия – асимметрия. Равновесие может совершаться: по массе, по тону, по ритму, цвету и т.д. Процесс уравновешивания заключается в нахождении двух противоположных параметров и установления между ними определенного пропорционального соотношения (так легкое уравновешивается тяжелым, объемное - плоским, светлое – темным, теплое – холодным, доброе – злым и т.д.). Сдвиг баланса в сторону доминирования одного параметра вызывает нарастающее чувство тревоги, печали или дискомфорта. Полное равновесие – чувство идеального покоя (рис 1,2).

 

2. Для изображения чувств, передающих ощущениядвижения (динамики) и неподвижности (статики), существуют определенные способы. Достижение этих эффектов связано в основном с использованием простых геометрических фигур, лежащих в основании композиционной схемы: квадрата, как символа материальности, треугольник, как символа движения и круга, как символа вечности. Использование квадрата в основе композиции связано с ощущением устойчивости. Использование треугольника – с чувством движения. Применение в основе композиционнойсхемыкруга, дает ощущение плавного, бесконечного движения времени (рис.3-5).

Рис.

Рис.

 

3. Для передачи чувства борьбы и напряжения, усиления звучания того или иного аспекта композиции применяется художественный прием - контраст. С помощью контраста происходит акцентирование важных моментов композиции. Здесь также может использоваться контраст цвета, формы, ритма, тона, образов ипрочих средств композиции (рис.6,)

 

Рис.6

 

 

4. Изображая видимый мир, художник передает не что иное, как свой взгляд. Взгляд имеет так называемые области центрального и бокового зрения. Желая рассмотреть предмет, мы стараемся сосредоточить на нем центральное зрение. То явление физического или психологического плана, которое заинтересовало художника, помещается им в центр композиции. Все, что располагается по краям, изображает область бокового зрения. Известно, что художники стараются не прописывать картины по краям, имитируя таким способом сглаженность бокового зрения. Именно поэтому, пространство картины, передавая человеческий взгляд, требует четкого деления изображаемого на главное и второстепенное. Явление, которое заинтересовало художника, помещается им в центральную часть холста и называется главным композиционным центром. Ему подчиняется весь строй картины (второстепенные детали, третьи планы). В основе композиции картины может быть положены явления как чисто физические (форма, ритм, цвет, фактура, пластика движения и т.д.), так и психологические – чувства, эмоции, переживания.

 

 

Рис.7

 

Но часто бывает, что центр формата приходится на пустоту или на второстепенные малозначимые предметы (рис.8). Здесь речь идет о приеме смещения сюжетно – композиционного центра. Если попытаться понять автора, почему он смещает главную фигуру (или группу фигур) от центра и «разглядывает ее боковым зрением», можно прийти к выводу, что не столько фигура интересна художнику, сколько ее взаимоотношения с пространством или с другой фигурой. Важны не только внутренние душевные переживания, но тонкие психологические связи человека с другими людьми, со всем окружающим миром.

 

 

Рис.8

5. Для передачи информации определенного характера существует способ ее шифровки в виде знаков и символов. Использование символов и аллегорий -еще один прием композиции (рис.9).

Рис.9

 

Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.