КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Консульская служба в древности, средневековье, новое и новейшее время
Чтобы верно рассчитать возможности и средства консульской службы, расставить акценты в её деятельности, важно знать историю этой службы. Первые признаки зарождения консульского института проявились ещё в рабовладельческую эпоху в Греции - проксения, Древнем Риме - патронат. Его происхождение связано с развитием международных связей, особенно торговли и мореплавания. Вначале консульский институт возник как средство защиты иностранцев. Именно поэтому греческую проксению можно определить как особый институт, призванный защищать и оказывать помощь иностранцам. Отношение к иностранцам в зарубежных странах того времени не отличалось дружелюбностью: законы Египта и Индии запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Аналогичным было положение иностранцев в странах Древнего Китая. В Древней Греции господствовало убеждение, что греки - избранный народ, а другие люди – варвары. Своеобразно регулировались отношения с иностранцами в образовавшемся в VII веке Арабском Халифате. Все мусульмане, независимо от государственной принадлежности, не считались иностранцами. Ими признавались только иноверцы. Иностранцы начали обращаться за покровительством к знатным гражданам города - проксенам, которые должны были заботиться об иностранцах и защищать их, в том числе размещать приезжавших иностранцев и даже ходатайствовать о допуске иностранцев на Народные собрания. При назначении проксена государство извещало об этом жителей. Проксен назначался иностранным государство из числа подданных страны пребывания. Таким образом, проксения имела прямое сходство с институтом нештатных консулов, которые появились позже. Проксеном в древности назначались самые авторитетные лица страны. В частности, проксенами в своё время были: философ Демосфен, историк Фукидид и др. Наибольшего расцвета институт проксении получил с V века до н.э. В этот период проксения оформлялась уже своего рода договором между странами. Но даже в это время проксеном можно было стать только по постановлению Совета и Народного Собрания. а) Консульские функции в древности: · через проксенов велись дипломатические переговоры; · проксены принимали участие в разработке договоров с представляемым государством; · наблюдали за продажей товаров, оказывая содействие иностранным купцам; · нередко проксен принимал участие в разбирательстве споров между страной пребывания и представляемой страной; · были свидетелями при составлении завещаний иностранцами; · устанавливали порядок ликвидации наследства иностранца, не оставившего наследников; · обеспечивали иностранца доступ в храмы для совершения религиозных культов. б) Права и привиллегии проксенов: Обязанности, права и привилегии проксенов в греческих полисах различались по обьёму в зависимости от полисов и зависели от воли повелителя полиса. Тем не менее, можно выделить общее: · государство, назначившее проксена, гарантировало ему личную неприкосновенность, безопасность как в мирное, так и военное время; · проксены освобождались от уплаты большинства налогов; · обладали правом на беспошлинный ввоз и вывоз товаров; · обладали правом на первоочередное рассмотрение дел в судах; · в любое время они имели доступ на заседания Народных собраний и других высших органов власти; · занимали почётные места во время театральных представлений; · пользовались специальной печатью с гербом представляемого государства; · имели право помещать щит с изображением герба у входа в жилище. В Древнем Риме функции проксенов выполняли патроны. Как и в Древней Греции, в этой стране иностранцы были лишены почти всех прав, поэтому они были вынуждены искать покровителя- патрона. Вначале они это делали по собственному усмотрению. Затем патроном можно было стать только по решению Сената (парламента). Патронами были представители очень знатных семейств: - в Сиракузах - Цицерон; - остров Хиос - Цезарь; - Бетика - Плиний (младший). Обязанности патрона в Древнем Риме были сходными с обязанностями проксенов в Древней Греции. С развитием торговли между Римом и другими государствами в конце III в. до н.э. в Риме был создан институт иностранных преторов. В его обязанности входило решение споров, где обе стороны были иностранными. Претор назначался верховной властью республики из числа сенаторов. Они издавали эдикты ( извещения), регулирующие отношения римлян с “перегринами” (лицами, не имевшими прав римских граждан), а также “перегринов” между собой. И греческие проксены и римские преторы выполняли некоторые функции, свойственные современным консулам. Однако, были и существенные различия. В частности, если раньше покровительство иностранцам оказывалось через посредничество своих собственных органов власти (народное собрание, Сенат), то постепенно, это покровительство осуществляется уже за счёт назначения служащих представляемого государства. Консульский институт в тот период, несмотря на фактическое наличие консульств, не имел современного статуса. В частности, ещё не была общепризнанной практика назначения консулов от имени исполнительной власти. Эта практика закрепляется лишь с Х-ХI веков. В рабовладельческий период развития общества зародились и отдельные нормы консульского права. Этому вопросу уделяли внимание многие выдающиеся деятели этого времени: Цицерон, Т. Ливий, Сократ, Платон, китайский философ Лао-Цзы и др. Именно в Риме впервые сложилось т.н. “право народов” (jus gentium), которое регулировало отношения Рима с иностранными государствами, а также римских граждан с иностранцами. Китай в 8-м и арабские страны в 9-м веках образовали из своих поселенцев за границей так назывемые “коммерческие трибуналы”, действовавшие в качестве первых консульств. Значительные изменения в функционировании консульской службы произошли в последующее время, в том числе в рамках России, CCCР. В Республике Беларусь этот процесс происходил неоднозначно. В частности, в ВКЛ, хотя и существовали органы внешних сношений, они не были полностью самостоятельными и должны были согласовывать свои действия с рядом лиц и организаций. Министра иностранных дел не было. Его функции исполнял канцлер. С ХVII века ВКЛ не могла заключать какие-либо международные договоры. Это была прерогатива Речи Посполитой. В 1795 году произошёл третийраздел Речи Посполитой. Беларусь вошла в состав России. Возник так называемый “ Северо-западный край ”. Естественно, что в таких условиях, Беларусь не могла самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |