Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 1802 г. в России был образован МИД




При Петре I практиковалось назначение на консульскую должность 2-х лиц одновременно. Один из них утверждался в должности консула, а другой должен был перенимать опыт, быть кандидатом в консулы.

В это время русское правительство не признавало необходимости в предварительном уведомлении принимающего государства в желании утвердить консульство.

Российские консулы в это время либо получали жалованье от правительства России, содержались на особые сборы с купечества, либо обращали в свою пользу консульские сборы.

Число российских консульств разных классов быстро росло:

В 1825 г. в Европе было: 21 консульство, 11 вице-консульств, 3 консульских агенства. Среди них были как штатные, так и нештатные. (в 1825 году в России было 20 штатных консульств (Великобритания, Бразилия, Венеции, Генуе, Дании, Египте, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции и др. страны). Наиболее разветвлённая сеть российских консульств была во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Увеличилось и количество российских консульств в Азии и Африке.

В конце феодальной эпохи развития России консульский институт стал уступать место дипломатическому. Однако в буржуазную эпоху консульский институт, в том числе в России, стал возрождаться.

В ХYIII веке задачи консулов определялись царской инструкцией.

В 1820 г. права и обязанности консульских учреждений России впервые были кодифицированы в специальном документе- УСТАВЕ, предназначенном для использования в Европе и Америке. Их главной задачей были защита интересов российских подданных и содействие развитию торговли и мореплавания.

Второй УСТАВ России, предназначенный для регулирования консульской деятельности в Европе и Америке появился в 1858 г. На Востоке в это время консульская деятельность регулировалась Торговым Уставом. Консульский устав, содержащий общие положения для всех российских консульских учреждений был утверждён лишь в 1893 году.

Третий УСТАВ был принят в 1893 г.

В нём уже совершенно конкретно описывались консульские функции в таких странах как Турция, Китай, Япония. Содержались и общие положения для всех консульств.

Четвёртый УСТАВ был принят 1903 г.

Характерными особенностями этого документа были:

· впервые говорилось о порядке назначения консулов;

· содержались положения о полномочиях консулов в делах

государственного хозяйства;

· имелись положения о функциях консулов в отношении морских

судов и их экипажей;

· содержались положения об обязанностях консулов по

прибытии и убытии морских судов, о консульском надзоре за

продажей и покупкой морских судов, о консульских

обязанностях при кораблекрушениях;

· об отношениях подданных в случае рождения ребёнка, болезни

или смерти гражданина;

· имелись положения о паспортах, донесениях консулов

относительно экономики страны пребывания;

· об официальных сношениях консулов с местными властями

страны пребывания;

· положения о порядке разбирательств тяжб и споров между

мореходными и торговыми людьми;

· положения о консульских пошлинах;

· отдельно говорилось о правилах и особенностях консульской

службы в Персии, Турции, Китае, Корее;

· прилагался тариф консульских сборов;

В 1832 году Коллегия Иностранных Дел России была

упразднена. Консульские функции стали выполнять различные

департаменты МИД России:

- внутренних дел;

- хозяйственно-счётных дел;

В 1917 году в МИД России впервые был создан специальный департамент: департамент консульской и распорядительской службы, который занимался исключительно вопросами консульской службы.

Хотя институт нештатных консулов в России зародился ещё в ХYIII веке, в 1902 году в России было 300 нештатных консульств. Нештатные консулы в то время не имели права совершать нотариальные действия. Ещё раньше в 1893 г. из компетенции нештатных консулов России были изъяты следующие функции:

- выдача заграничных паспортов российским подданным

- визирование паспортов иностранцев для поездки в Россию

- удостоверение правильности переводов юридических документов

Консульский институт в СССР

После октябрьской революции в России дипломатические и консульские отношения значительно изменились. При этом было допущено и немало серьёзных ошибок:

· Большевики провозгласили своей стратегической целью победу

мировой революции, а революции, как правило, обходятся без

дипломатии. Лозунг “победа мировой революции” впервые отсутствовал

лишь в Конституции СССР 1927 г.

· Большевистское правительство отказалось от итогов работы

предыдущей дипломатии, от традиционных методов международных

переговоров. Оно обращалось не к правительствам, а к народам

зарубежных стран.

· Пролетарское происхождение стало важнейшим аргументом при

кадровых передвижениях, в том числе и в сфере дипломатической и

консульской службы.

· Дипломатические классы и ранги были отменены.

Однако вскоре стало ясно, что мировая коммунистическая революция не состоялась и большевикам пришлось вступить в дипломатические отношения со многими, в том числе капиталистическими странами. Действия дипломатии Советской России оказались настолько непрофессиональными, что привели к великой трагедии России. Срыв дипломатических переговоров позволил Германии двинуть войска вглубь территории России. Правительство Советской России было вынуждено вновь вернуться к дипломатическим переговорам и подписать тяжёлый и унизительный для России Брестский мир. События повторились в период советско-польской войны 1919-1920 г.г. “Революционные эксперименты” большевиков дорого стоили народам России, но особенно драматично они сказалось на судьбах белорусского народа, поскольку и Брестский и Рижский мир полностью игнорировали интересы народа Беларуси, делили территорию нашей страны между участниками войны.

Первая мировая война и революция в России возбудили в общественно-политических кругах Беларуси надежду на возрождение национальной государственности и восстановление страны как субъекта международных отношений. В 20-е гг. проводилась политика национально-культурного обновления республики, имевшая значительное влияние на становление суверенитета. В частности, были основаны Университет, Институт белорусской культуры (который в 1929 г. был преобразован в Академию наук), начали выходить новые белорусские журналы и газеты, развивалась национальная литература, росло число белорусских школ (в 1928 г. они составляли 80 % от общего числа). Часть государственных учреждений стала осуществлять делопроизводство на белорусском языке. Этот процесс продолжался до конца 20-х годов. В феврале 1918 года была провозглашена Белорусская Народная Республика. В период с весны по осень 1918 г. Рада БНР и сформированные ей органы предприняли попытки к созданию реальной государственности со всеми атрибутами, в т.ч. дипломатической службой. Сношения с внешним миром находились под контролем Председателя Рады БНР, главы правительства и министра иностранных дел (первоначально народного секретаря по иностранным делам). В 1918 году за рубеж направлялись специальные миссии с конкретными поручениями на небольшой срок: в Москву, Варшаву, Берлин, Киев, Берн, Копенгаген и др. города Европы. Уже в 1919 году началось формирование сети постоянных представительств БНР за границей. К концу 1920 г. представительства БНР существовали в Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии, Грузии, Турции, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Дании, Франции. Попытки руководителей БНР добиться признания со стороны Германии успеха не имели, поскольку правительство Германии рассматривало Беларусь как часть России.

Постепенно советская дипломатия была вынуждена принять правила и традиции мировой дипломатической практики. Одновременно большевики искусно использовали свои нововведения: народную дипломатию, общественные движения (например, под лозунгом: “Руки прочь от Советской России”, левую оппозицию в буржуазных странах). Эффективным инструментом советской дипломатии был Коммунистический Интернационал, существовавший с 1919 по 1943 г. За годы советской власти была создана широкая сеть дипломатических, торговых представительств, консульских учреждений за рубежом, подготовлена кадры профессиональных дипломатов. Чаше всего после революции 1917 года первые дипломаты, наряду с дипломатическими функциями, выполняли и консульские: например, такие функции в Швеции выполнял В.В. Воровский, в Копенгагене (Дания) Суриця. В Осло (Финляндия) консульские вопросы вёл русский революционный комитет. Советские консульства появились в Монголии, Китае. Генеральное консульство РСФСР было создано в Берлине. К началу 1922 года Советское государство имело за рубежом 24 консульских учреждения разных классов (создание консульских агенств запрещалось).

Появились и первые законодательные акты Советской власти по консульской службе:

Декрет СНК РСФСР от 18 октября 1918 г. “Об организации консульств”

Этот документ отменял Консульский Устав царской России 1903 года,

определял цели и принципы советской консульской службы, регламентировал

деятельность советских консульских учреждений, определял их задачи и

организации. Консульские учреждения могли выполнять любые задачи, кроме

политических. Декрет предусматривал создание института нештатных

(почётных) консулов, назначаемых из местных граждан. Документ устанавливал 3 класса консулов в РСФСР:

· Генеральный консул (назначался Народным комиссариатом по

иностранным делам)

· Консул

· Вице-консул (назначался Генеральным консулом с одобрения

НКИД).

Консулы были обязаны: осведомлять посольства об экономической и

социальной жизни России. Они могли исполнять нотариальную функцию;

Консулам вменялось в обязанность ведение актов гражданского состояния

(регистрация браков, разводов, рождения, смерти и т.д.) При заведении

судебных дел против граждан России консулы должны были играть роль

третейских судей, осуществлять функцию опеки и попечительства. Консулы

должны исполнять функцию по социальному обеспечению граждан России,

живущих за границей, исполнять функцию по защите российских моряков,

судов Российской Федерации, а также судов, принадлежащих иным странам

или их гражданам;

Народному комиссариату по иностранным делам давалось право издавать Инструкции о консульских сборах за услуги частным лицам, определять функции консульских учреждений, хотя подробной детализации не было;

Все консулы были подчинены посольствам РСФСР.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.