Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские и социально-этические взгляды в белорусском литературном творчестве




Начало XX века - это период дальнейшего развития философской мысли на Беларуси, в центре внимания которой, как это сложилось ранее, оставалась социально-этическая проблематика. Эпи­центр её поисков - идеал общечеловеческой правды, основная тема - смысл и предназначение человека.

Выдающиеся деятели белорусской культуры от Ф.Скорины до Я.Купалы были, прежде всего, социально ориентированными мыслителями, рассматривающими общественные и философские про­блемы в аспекте достижения социального и национального равенст­ва. Философская мысль того времени - это не столько абстрактно-теоретическая рефлексия, сколько философская составляющая об­щекультурного, литературно-художественного и публицистического творчества. В начале прошлого века философская мысль Беларуси наиболее ярко проявилась в культурологической и социально-этической проблематике.

В 20-е годы XX в. появляются произведения, авторы которых формулируют специфически белорусский ответ на извечные вопро­сы человеческого существования, его духовного бытия. Наиболее оригинальные труды этого времени - философское эссе Игната Абдзираловича "Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага сьветагляду" - 1921г. и Сулимы (Вл.Самойлы) - "Гэтым пераможаш. Нарыс крытычнага аптымізму" - 1924 г.

И.Абдзиралович - псевдоним поэта, философа и публициста Игнатия Канчевского (1896-1923), а Сулима - псевдоним друга и учителя молодого Я.Купалы, публициста и критика Владимира Самойлы (1878-1941).

Основа мировоззренческой и жизненной позиции И.Абдзираловича - служение белорусской культуре, любовь к отчизне и само­пожертвование во благо белорусского народа. Он является наслед­ником эстетических и социальных идеалов Ф.Богушевича, Я.Ку­палы, Я.Коласа. Однако его творчество не является вторичной реф­лексией, оно представляет морально-философское подведение итогов исторического и духовного опыта народа с учетом новейших дости­жений философии того времени. В философском эссе "Адвечным шляхам" он показал драматизм исторической судьбы белорусов и в то же время подчеркнул их стремление сохранить независимость, "идти наравне с другими народами к созданию нового общечелове­ческого идеала". Главным в белорусском возрождении И.Абдзиралович считал государственную независимость, которую расценивал как общечеловеческий идеал. Он верил в творческий потенциал народа и с оптимизмом оценивал стремление славянских народов к солидарности. Вероятно, на него оказали определенное влияние концепции "культурно-исторических типов", которые в свое время и по-своему обосновывали Н.Данилевский, О.Шпенглер, К.Леонтьев.

И.Абдзиралович был одним из пророков национального возро­ждения белорусского народа, жившего на пересечении двух месси­анских типов культуры - восточного и западного. На протяжении столетий белорусы так и не примкнули окончательно ни к одному из этих направлений. И в этой самобытности, скорее всего, коренятся истоки её всех нынешних и будущих достижений.

Следует отметить, что наш выдающийся соотечественник не полностью принимал существующее государственное устройство, а именно - его классовую основу, из которой следовало пролетарское мессианство. Он воспринимал его как стремление перестроить всю общественную жизнь в интересах пролетарских слоев населения, для чего необходимо было свершить мировую революцию. В статье "Кооперация", написанной в 1922 г., И.Абдзиралович обосновал философскую концепцию белорусской социально-экономической идеи, сущность которой видел в выборе третьего (между капитализ­мом и социализмом) крестьянско-ремесленнического пути свобод­ных товариществ и народной кооперации, что в свою очередь долж­но было способствовать свободному творчеству, в том числе - и по­эта, художника. Этот путь рассматривался им в качестве парадигмы будущего общества, разностороннего в своих национально-самобытных культурах.

Таким образом, этично-философская концепция И.Абдзираловича- это философия универсального жизненного творчества.

Социально-этическая концепция В.Самойлы - философа, пуб­лициста - источник исторического оптимизма. Он пишет о необхо­димости развития родного языка, национальной культуры, что явля­ется показателем духовного здоровья нации. Ассимиляция, вымира­ние национальных культур означают величайшие потери для миро­вой культуры.

Философ рассматривает и такую, не менее значимую для обще­ства проблему, как необходимость воспитания духовно развитой личности в качестве гаранта того, что в основу социальной практики будут заложены моральные принципы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.