Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Белорусское музыкальное искусство




Белорусское музыкальное искусство - это особая сфера худо­жественной деятельности, получившая значительное развитие в XX в. благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаба и различной направленности, объединенных идеей создания нацио­нального искусства с ориентацией на лучшие традиции мировой культуры. Многие художественные процессы в музыкальном искус­стве не получили еще своего завершения, не совсем четко очерчены. Однако тем не менее уже сегодня очевидно, что белорусская музыка существует как явление. Лучшие достижения белорусских компози­торов составляют золотой фонд национальной музыки. Многие про­изведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры, обогатив её неповторимыми особенностями звучания и гармонии белорусской музыки.

Далеко за пределами республики звучат произведения наших композиторов и белорусские народные напевы, интерес к которым с каждым годом возрастает. Фольклорно-этнографические коллекти­вы, мастера стародавних народных инструментов, солисты, коллек­тивы, которые работают с аутентичным фольклором, - постоянные участники и победители международных фестивалей и конкурсов. Белорусская народная музыка, созданная многими поколениями, таит в себе силу и мощь народа, демонстрирует красоту и доброту его души.

В популяризации белорусской музыки значительную роль сыг­рал ансамбль "Песняры" под руководством В.Мулявина. Его дело продолжили и умножили ансамбли ''Белорусские песняры", "Верасы", "Сябры", "Палац", национально-хореографический ансамбль "Хорошки" и многие другие.

Белорусская профессиональная музыка XX в. находясь на пере­сечении музыкальных стилей, испытала различное влияние, но со­хранила свои особенности. В 30-е годы была открыта Белорусская консерватория, где первым наставником будущих белорусских ком­позиторов стал В.Золотарёв - ученик М.Римского-Корсакова. Имен­но В.Золотарёвым была заложена "русскость" в композиторское письмо его учеников, среди которых и патриарх национального музы­кального искусства А.Богатырев. В период с 30-х по 80-е годы XX в. наиболее влиятельным в белорусской музыкальной культуре являлся русский, восточноевропейский элемент (оперы А.Богатырева, Е.Тикоцкого, Д.Смольского и др.).

В 70-90-е годы творческие интересы композиторов смещаются в сторону разработки национальной тематики (А. Бондарен ко, А.Мдивани, В.Кузнецов и др.). Новая белорусская музыка, или му­зыкальный авангард - самое молодое направление, ориентирующее­ся на западноевропейский музыкальный авангард (В.Войцик, А.Сонин, Я.Поплавская и др). Композиторы этого направления соз­дали ряд произведений, которые с успехом прозвучали в Дании, Голландии, Швеции, Америке, Германии.

Таким образом, в белорусской музыке формируются и развива­ются различные течения, и в панораме музыкальной художествен­ной культуры творчество белорусских композиторов представлено в качестве яркого и самобытного явления, которое органично входит в систему художественной культуры XX в.

В прошлом веке много примечательного происходило в теат­ральной культуре Беларуси. В августе 1920 г. в Минске начал рабо­тать театр под руководством В.Голубка. Этот театр был переимено­ван в 1926 г. в Белорусский государственный передвижной (вандроўны) театр. Его постановки отличались особым национальным колоритом, дополненным блестящим музыкальным оформлением с зажигательными песнями и танцами. В.Голубок - первый народный артист БССР (1928 г.).

В сентябре 1920 г. в Минске торжественно открылся Белорус­ский государственный театр. Он был создан на базе Первого бело­русского товарищества драмы и комедии (1917-1920 гг.). В театре работали три труппы: белорусская, русская и еврейская. Они стави­ли, соответственно со своей национальной спецификой, пьесы Я.Купалы, А.Чехова, Шолом Алейхема и других белорусских, рус­ских и еврейских авторов. БДТ (Беларускі дзяржаўны тэатр) был центром и музыкальной жизни. На его сцене была поставлена первая белорусская опера "Крестьянка" ("Сялянка") на музыку Ст. Манюшки. Актеры, которые работали на белорусской сцене, получали образование не только в Белоруссии, но и за ее пределами. В 1921 г. в Москве начала работать белорусская драматическая студия. Ее вы­пускники в 1926 г. создали в Витебске БДТ-2.

В XX веке Европа открывает для себя белорусский театр, который снискал успех во многих европейских странах. В Шотландии ставится "Ричард" В.Шекспира (театр "Вольная сцена"), "Тени, страхи жизни" Ф.Алехновича (театр "Дзе-Я"). Наблюдается довольно активное со­трудничество белорусского и немецкого театров, двух интересных те­атральных школ. Белорусский театр неоднократно обращался к немец­кой драматургии: "Мария Стюарт' Г.Шиллера была поставлена в Бело­русском академическом театре им.Я.Коласа и в Русском театре; "Что тот солдат, что этот" Б.Брехта - в Национальном академическом театре им. Я.Купалы; "Трехгрошевая опера" Б.Брехта - в Русском. А благода­ря пьесам А.Макаёнка, А.Дударева, которые шли, пожалуй, почти во всех европейских странах, - мир знакомится с Беларусью, ее культурой.

Широкую известность в стране и за её" пределами получил Бело­русский государственный театр оперы и балета. Оперы "Алеся" Е.Тикоцкого, "Альпийская баллада" Я.Глебова, "После бала" Г.Вагнера обогатили сокровищницу мировой музыкальной классики. То же мож­но сказать и о балетных постановках народного артиста СССР В. Елизарьева ("Сотворение мира" А.Петрова, "Рагнеда" А. Мдивани). В настоящее время белорусский балет приобрел всемирную славу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.