Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство и белорусский фольклор




Одновременно с научными исследованиями, развитием философской мысли всесторонне развивалась и художественная культу­ра. В 20-е годы на Беларуси формируется национальная художест­венная школа, что имело огромное значение в деле пропаганды бе­лорусского искусства и подготовки кадров. Многие выпускники (в частности, Витебской художественной школы) продолжили своё профессиональное образование в художественных учреждениях Мо­сквы и Ленинграда.

20-е годы характеризуются достаточно активной выставочной дея­тельностью белорусских художников. Регулярно проводились всебелорусские художественные выставки. В это время в республике работали такие мастера живописи, как Ю. Пэн, М. Шагал, К.Малевич, Я.Крюгер, которые получили широкое признание за рубежом.

Однако в начале 30-х годов в искусстве происходит резкий пе­релом, связанный с утверждением в качестве исключительно доми­нирующего метода художественного творчества - социалистическо­го реализма. В результате этого творческая жизнь в республике была поставлена в зависимость от установок партийных органов, опреде­ляющих развитие культуры. В конце 30-х годов начинается доста­точно сложный период в развитии белорусской культуры. Для этого периода характерно идеологическое давление, репрессии против деятелей науки и искусства, сужение сферы использования белорус­ского языка и др. Всячески ограничивались контакты с культурами других народов, общечеловеческие ценности подменялись классо­выми.

В 30-е-5О-е годы XX в. под влиянием культа личности в худо­жественной культуре сложились два основных направления: первое - создание парадно-официозных произведений и второе - лакиро­вочно-добродушных. Это было характерно для всех видов и жанров искусства.

Подъём в развитии белорусской культуры обозначился на ру­беже 50-60-х годов и был связан, прежде всего, с изменениями в жизни страны. Этот период называют ''оттепелью", и связан он с развенчанием культа личности Сталина, что во многом способство­вало потеплению духовной атмосферы в обществе.

Советское государство стало более открытым, значительно ак­тивизировались международные связи. Они осуществлялись госу­дарственными организациями и творческими союзами, обществен­ными организациями, трудовыми коллективами. Значительное влия­ние на их развитие оказали товарищество культурных связей, кото­рое в 1958 г. было реорганизовано в Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Белорусское обще­ство по культурным связям с соотечественниками за границей (об­щество "Родина"). С их непосредственным участием осуществлялся научный и культурный обмен, организовывались выставки, гаст­рольные поездки, проводились кинофестивали, организовывались встречи и конгрессы.

В художественной жизни Беларуси определились два основных направления: обращение к опыту прогрессивного зарубежного ис­кусства и ориентации на национальные традиции. В частности, за­падноевропейское искусство - источник вдохновения талантливых художников А.Кашкуревича, Г.Поплавского и др. Г.Поплавский не­однократно награждался за иллюстрации книжных изданий на меж­дународных конкурсах "Самая красивая книжка мира" (например, в Лейпциге в 1969 г. он получил награду за художественное оформле­ние поэмы Я.Коласа "Новая земля").

После второй мировой войны происходил интенсивный литературный обмен, в котором активное участие принимала Беларусь. В 1946-1985 гг. за границей были изданы 342 произведения белорус­ских писателей. Они знакомили читателя с духовным достоянием белорусского народа. Зарубежному читателю стали известны имена Я.Купалы, Я.Коласа, Я.Брыля, А.Адамовича, И.Мележа, В.Быкова, Н.Гилевича и многих других. В свою очередь произведения зару­бежных авторов переводились на белорусский и русский языки и издавались у нас.

Отличительной чертой белорусского профессионального искус­ства и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета раз­ных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем со­храняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они "живут" в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя наряду с профессиональным искусством любительское творчество.

Белорусский фольклор высоко оценили в мире - Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы. Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50 фестивалей.

Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для её саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для её реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт.

Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют рав­нодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоя­щие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.

Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из со­ломки. Подобного нет нигде в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству (1977г.), которая принесла успех белорусским мастерам. Конферен­ция была организована Международной организацией по народному творчеству под эгидой ЮНЕСКО.

Изделия из соломки - традиционное славянское искусство, кор­ни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины, лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.

Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома нашла применение в тех­нике аппликации, которая использовалась для украшения деревян­ных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.

Одним из самых распространенных видов белорусского народ­ного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в бе­лорусских поэтических произведениях и народных песнях (напри­мер, слуцкие пояса.)

Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере про­явились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им ук­рашали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир род­ственников. В народном быте, таким образом, рушники выполняли не столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функ­ции, что естественным образом сказывалось на художественном ка­честве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с не­разгаданной до конца символикой.

Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства.

В конце XIX - начале XX в. формируется традиционный бело­русский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в нем отразились историко-культур­ные связи белорусов с их соседями - украинцами, русскими, поля­ками, литовцами, латышами.

Белорусский народный костюм обязательно украшался вышив­кой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эсте­тической функцией вышивка играла роль национального символа (например, красные петухи на белом поле, васильки, специфиче­ский, цветочный орнамент и т.д.).

Народный костюм - явление не только материальной, но и ду­ховной культуры. Одежда, согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверье отразилась целостность мировосприятия, представления о том, что человек, природа, космос связаны между собой едиными зако­нами существования.

С давних времен к традиционным народным промыслам в Бела­руси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеме­стно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.

При всем разнообразии гончарные изделия белорусских масте­ров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых - шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивалось с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями из­готовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды покрывают я глазурью, что придает им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.

Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняются и по сей день в традиционных центрах производства керамики - Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня не осталось предприятий, где бы не "господствовала" так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). В Беларуси же сохранились пред­приятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливают­ся вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников России и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений бе­лорусских мастеров гончарного дела.

Значительное распространение в Беларуси получила художест­венная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует ото­ждествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой XVII-XVIII вв.). В народе более всего ценили практичность и функцио­нальность, декор только дополнял удобную форму изделия.

Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву, в Беларуси получили распространение художественная обработка ме­талла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был менее доступен, чем лен, глина, дерево. Его использовали толь­ко для самых необходимых изделий.

Художественная роспись - это достаточно широко распростра­ненное в Беларуси явление художественной жизни получило уни­кальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образова­ния, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, пере­мещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, харак­терные для расписных настенных ковров - озеро или река с лилия­ми, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш - редкий образец соединения изобрази­тельного характера с декоративным исполнением.

Таким образом, в Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бе­режного отношения к ним со стороны государства и народа, живу­щего на белорусской земле. Сегодня в республике при поддержке государства создан Центр белорусского народного творчества "Скарбница" "Сокровищница". Цель его создания - повышение профессионального уровня изделий предприятий художественных промыслов Беларуси. В Центр пришли выпускники Академии ис­кусств, Белорусского государственного университета культуры -мастера по керамике, текстилю, резьбе по дереву, обработке метал­ла, художники и искусствоведы.

В настоящее время разработана и действует Государственная про­грамма поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на 2000-2005 гг. Одно из на­правлений этой программы - интересный культурологический проект "Траецкі кірмаш", направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей рес­публике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разра­батывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов.

Культура Беларуси в своём развитии идет в русле процессов, которые характерны для мировой культуры, сохраняя при этом свою самобытность и неповторимость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 3195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.