Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3




Звуковой состав русского языка (4 часа)

1. Классификация звуков русского языка

2. Гласные звуки и их классификация

3. Сильные и слабые позиции гласных звуков в потоке речи

4. Согласные звуки и их классификация

5. Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи

 

Все звуки речи в русском языке традиционно делятся на две группы: гласные и согласные, которые различаются акустическими и артикуляционными признаками:

1) гласные – это тональные звуки, согласные – это звуки, которые образуются с участием шума;

2) гласные – это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы, зубы – б, п);

3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации;

4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда;

5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, т.к. ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду;

6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовывать слог.

В этом противопоставлении гласных и согласных звуков речи промежуточное положение занимают сонорные согласные ([м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [p], [р,], й [j]), которые частью признаков сближены с согласными (образование с помощью преграды), а частью – с гласными (преобладание тона, способность образовывать слог).

Гласных звуков в русском языке 6: и, ы, у, э, о, а. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд языка, участие губ.

По степени подъема языка (движение языка от исходного положения к небу) гласные разделяются на гласные верхнего подъема и, ы, у; среднего подъема – э, о; нижнего – а.

По ряду (движение языка по горизонтали – вперед или назад) гласные делятся на гласные переднего ряда – и, э, среднего ряда – ы, а, заднего ряда – у, о. Гласные переднего ряда образуются в результате максимального продвижения языка вперед, а гласные заднего ряда образуются движением языка назад.

По участию губ гласные бывают губными, или лабиализованными (labia – «губы»), и негубными, или нелабиализованными. Губные гласные образуются при участии губ: губы округляются и слегка вытягиваются вперед. В русском языке есть только губные заднего ряда – у, о.

 

 

и у

э о

а

В потоке речи гласные звуки подвергаются сильному изменению. Произнесение гласных звуков меняется в зависимости:

1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах);

1) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова);

2) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми) и от некоторых других условий.

Например, в словах вал и вода в первом слоге произносится звук а, но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением и поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо; а во втором слове гласный находится в безударной позиции, поэтому произносится менее отчетливо и с меньшей долготой. В словах мал и мял гласный звук а находится под ударением, но он разный: во втором слове гласный стоит после мягкого согласного звука и получает более переднюю артикуляцию (при его образовании предшествующий мягкий согласный как бы скрадывает артикуляционные возможности гласного звука а / • а).

Чтобы объяснить характер изменения звуков в потоке речи, лингвисты прибегают к понятию сильной и слабой позиции. Понятие сильной и слабой позиции помогает лингвистам проанализировать «поведение» каждого конкретного звука в реальном потоке речи. Позиция звука – положение звука в слове (позиции бывают ударными и безударными – для гласных звуков, позиция абсолютного начала слова и абсолютного конца слова – для согласных звуков, выделяют позиции перед гласными или перед согласными звуками и т.д.). Позиции, в которые попадают звуки в речевом потоке, бывают сильными и слабыми.

Сильная позиция – это позиция, в которой звуки сохраняют свое качество, не совпадают с другими звуками, отличаются от них (конь, дом).

Слабая позиция – это позиция, в которой звуки теряют ряд или все свои отличительные признаки и начинают совпадать с другими звуками (пруд, ложь).

Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков в русском языке:

- сильную позицию гласные занимают под ударением: [мал], [мол], [мул] [м, эл], [м, ил], [мыл]. Ударные гласные характеризуются неослабленным произнесением и наиболее отчетливым разграничением. Однако ударные гласные несколько изменяются под влиянием предшествующих согласных. Особенно заметные изменения происходят после мягких согласных: [шэс, т] и [с, эс, т], поэтому в сочетаниях «мягкий согласный + гласный (с, г) проявляются оттенки гласных звуков или неосновной вид гласных звуков. Без существенных изменений, вызванных соседним звуком, т.е. в своем основном виде, гласные произносятся в начале слова перед твердым согласным под ударением (остров, эхо, арка, ухо, иск) или в качестве самостоятельного слова – а, у – предлоги.

- Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге: вода, весна, переход и в абсолютном начале слова: огород, абрикос, эхолот. В других безударных положениях гласные занимают вторую слабую позицию: п я тачок, стул о м. В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных в слабой позиции также зависит от качества предшествующего согласного: твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: и, ы, у.

Согласных звуков в русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных звуков.

Во-первых, качество согласного зависит от характера преграды. Она может представлять собой смычку активного органа речи с пассивным, щель между активным органом и пассивным, слияние смычки и щели в результате перехода от смычки к щели и дрожание активного органа речи на пути воздушной струи. Характером преграды и определяется способ образования согласного звука.

По способу образованиясогласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты).

При образовании смычных согласных активный орган речи плотно смыкается с пассивным и воздушная струя, преодолевая эту преграду, производит характерный шум. Воздушная струя может силой своей разомкнуть смычку, и в таком случае происходит выхлоп воздуха, напоминающий взрыв, или же обойти смычку (по бокам преграды, через носовую полость). Поэтому смычные согласные подразделяются на смычно-взрывные и смычно-проходные. Смычно-проходные согласные можно дифференцировать по тому, как воздушная струя обходит смычку. Если она минует смычку, выходя через полость носа, то возникают смычно-проходные носовые согласные, если же воздушная струя обтекает смычку по бокам, то возникают смычно-проходные боковые согласные.

При образовании щелевых согласных активный орган речи не смыкается, а сближается с пассивным, образуя щель. Воздушная струя, проходя через щель, трется остенки щели, что и вызы­вает характерный шум. Щелевые согласные поэтому иначе еще на­зывают фрикативными (от лат. fricare - «тереть, тереться»). Щелевыми в русском языке являются: [в], [в,], [ф], [ф'], [з] [з'], [с], [c], [ж], [ж,], [ш], [ш,], [х], [х,], й [j].

Слитных согласных, или аффрикат, в русском язы­ке всего два звука - [ц], [ч,]. Способ их образования совмещает смычку и щель: органы речи, сомкнутые в начале артикуляции, плавно размыкаются, создавая щель. Звук [ц] по способу образования можно представить как слитное произнесение смычного [т] и щелевого [с], а звук [ч,] - как слитное произнесение мягкого смычного [т,] и мягкого щелевого [ш,].

Дрожащие согласные, или вибранты, в русском язы­ке – это [p] и [р,]. При их образовании кончик языка слегка за­гибается кверху и под воздействием воздушной струи вибрирует, дрожит, чем и создается характерный шум.

Во-вторых, качество согласных звуков зависит от места образования преграды, от того, какие активные и пассивные органы образуют преграду. По активному органу, участвующе­му в создании преграды, согласные делятся на губные и язычные. В образовании губных согласных активное участие принимает под­вижная нижняя губа, которая может смыкаться с верхней губой или сближаться с верхними зубами. Губных согласных в рус­ском языке сравнительно немного: [6], [б'], [в], [в'], [п], [п,], [ф], [ф,], [м], [м,]. Все остальные согласные язычные. Язычные согласные подразделяются на три группы в зависимости от того, какая часть языка смыкается или сближается с пассивным органом речи: переднеязычные [д], [д'], [т], [т'], [ц], [ч'], [з], [з'],[c], [с,],; [ж], [ж,], [ш], [ш'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [p,]; среднеязычный – й [j] заднеязычные - [г], [г,], [к], [к'], [x], [х'].

По пассивному органу, участвующему в создании преграды, согласные делятся на губные, зубные и нёбные. Пассив­ным органом выступает верхняя губа при образовании согласных [б], [б,], [п], [п,], [м], [м']; зубными являются согласные [в], [в'], [ф], [ф'], [д], [д'], [т], [т,] [ц], [з], [з'] [с], [с'], [н], [н'], [л], [л']; нёбные согласные подразделяются на передненёбные - [ж], [ж'], [ш], [ш'], [ч,] [p], [р']; средненёбные – й [j] [г'], [к,], [х'], задне­нёбные [г], [к] [х]. Таким образом, если, например, согласный [б] характеризуется как губно-губной, а [в] - как губно-зубной, это означает, что преграда в первом случае образуется с помощью губ, а во втором случае - с помощью губы и зубов.

В-третьих, качество согласных, зависит от работы голосовых связок, т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков. По данному признаку согласные делятся на сонорные и шумные. У сонорных тон преобладает над шумом. К сонорным в русском языке относятся [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [p], [р,], й [j]. Все остальные согласные шумные. Шумные соглас­ные подразделяются на две группы: звонкие – [ б], [б,], [д], [д,], [г], [г,], [в], [в', [з], [з,], [ж], [ж,] и глухие - [п], [п], [т], [т,], [ф], [ф,], [c], [c']. Не имеют звонких пар глухие согласные [ц], [ч'], [х]. Не имеют глухих пар сонорные согласные. Звонкие согласные отличаются от глухих тем, что в их образовании участвует тон, а глухие согласные состоят из одного шума.

В-четвертых, качество согласных звуков зависит от положения средней части спинки языка. Если она приподнимается к нёбу, что является дополнительной артикуляцией по отношению к работе других органов речи, то образуется мягкий согласный звук. Иначе говоря, разница между, например, [д] и [д'] только в том, что средняя часть спинки языка совершает дополнительное движение, приподнимаясь к твердому нёбу, при образовании звука [д']. Мягкими, или палатализованными (от лат. palatum - «нёбо»), согласными в русском языке являют­ся:[б,], [п,], [в,], [ф'], [м'], [д,], [т,], [з'], [с,], [н'], [л,], [p'], [г,], [к'], [x'], й [j], [ч,], [ж'], [ш']. Все мягкие согласные, кроме [j], [ч,], [ш,], [ж], имеют соотносительные с ними твердые пары. Вне соотносительности по твердости-мягкости находятся только твер­дые [ц], [ж], [ш] и только мягкие [j], [ч'], [ж'], [ш'].

Согласные звуки в потоке речи подвергаются сильному изменению, которое вызвано:

1) положением согласного в конце слова;

2) тем звуком, который находится после согласного, то есть последующим за согласным звуком.

Сильную позицию занимают все согласные звуки, если находятся перед гласными звуками непереднего ряда – а, о, у, ы. Именно в этих фонетических условиях различают наибольшее количество согласных звуков – дом – том – кол – мол (пруда – прута). Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией для всех согласных звуков.

Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных, различающихся по глухости / звонкости, твердости / мягкости.

Сильными позициями для шумных согласных, парных по глухости- звонкости, являются:

1) положение перед всеми гласными: суд – зуд;

2) положение перед сонорными согласными и перед согласными [в], [в,]: груб – круп; злой – слой; зверь – сверь.

Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают:

1) в конце слова – код [кот]- кот [кот];

2) перед звонкими и глухими согласными, кроме сонорных и [в], [в,]: свадьба, пастьба, пряжка.

В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставлены: на конце слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными – шумный звонкий.

Сильными позициями для согласных, парных по твердости / мягкости, являются:

1) положение перед гласными непереднего ряда: круг – крюк, мать – мять, нос – нес;

2) положение в конце слова – плот – плоть, трон – тронь, граб – грабь.

Слабую позицию по твердости/мягкости согласные занимают:

1) перед гласными переднего ряда – сено, синий;

2) перед всеми согласными – пастух – пасти, снасть – снять.

Слабые позиции звуков, то есть позиции, в которых звуки не различаются, в письменной речи являются орфограммами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.