Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технико-экономические показатели




При выборе машин следует учитывать соответствие ее технико-экономических показателей характеру выполняемых работ. Эти показатели также необходимы для выявления эффективности новой машины в сравнении с прежними моделями.

Важный показатель работы машины – ее производительность, т.е. количество продукции, выраженной в соответствующих единицах: т, м2, м3 и др., которое вырабатывает или перемещает машина за определенный период времени – час, смена, месяц, год.

Этот показатель позволят производить необходимые расчеты при проектировании и организации механизированных работ, свидетельствует о достоинствах машины, по сравнению с другими, предназначенными для этих же целей, определять требуемое количество машин для выполнения работ в установленный срок.

Различают три категории производительности машин – теоретическую (расчетную, конструктивную), техническую и эксплуатационную.

Теоретическая производительность – это выработка машин в единицу времени в условиях непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих органов, расчетных нагрузках в расчетно-условной производственной обстановке.

При ее подсчете учитывают вид машины: циклического (периодического) или непрерывного действия.

Теоретическую производительность (м3/ч или т/ч) для машин циклического действия определяют по формуле

 

П0 = 60 qn или П0 = 60 qny, (2.3)

 

где q – количество продукции, вырабатываемой машиной за один рабочий цикл, м3, т или в единицах продукции; n – конструктивно-расчетное число циклов, выполняемых машиной за 1 мин, n = 60/ t ц (t ц – теоретическая продолжительность одного цикла, с); y – плотность материала т/ м3.

Для машин непрерывного действия при перемещении сыпучих материалов непрерывным потоком теоретическую производительность рассчитывают по формуле

 

П0 = 3600 Sv или П0 = 3600 Svy, (2.4)

 

где S – расчетное поперечное сечение перемещаемого потока или площадь поперечного сечения вырезаемого слоя разработки материала, м2; v – расчетная скорость перемещения или разработки материала м/с.

При перемещении штучных грузов или материалов отдельными порциями теоретическую производительность рассчитывают по формуле

 

П0 = 3600 q n v/l, (2.5)

 

где q n – объем материала в одной порции (м3) или груза (т); l – среднее расстояние между порциями материала или штучными грузами, м.

Теоретическая производительность указывается в технической характеристике машин и используется для предварительного сопоставления машин различного вида.

Техническая производительность – это наивысшая производительность машин при работе в конкретных условиях. Для снегоочистителя, например, к таким условиям относят характеристику убираемого снега: свежевыпавший, слежавшийся и т.п., толщина снимаемого слоя.

Техническую производительность для всех машин определяют по формуле

 

П т = П0 k т, (2.6)

 

где k т – коэффициент, учитывающий конкретные условия работы.

Эксплуатационную производительность определяют для конкретных условий работы с учетом времени на перерывы по техническим, технологическим и организационным причинам (заправка топливно-смазочными материалами, смазывание и регулирование механизмов), иные простои. Включают сюда отсутствие фронта работ и перебазирование на новое место работы. На эксплуатационную производительность также оказывают влияние качество системы управления и квалификация машиниста

 

П э= П т k в k у = П т k н, (2.7)

 

где k н – общий коэффициент использования машины; k у – коэффициент учитывающий качество системы управления и квалификация машиниста (k у = 0,85-0,95); k в – коэффициент использования машины по времени:

 

k в = Т пол / Т см= [ Т см – (t тех + t орг + t т.о. + t от)]/ Т см , (2.8)

 

где Т пол– полезное рабочее время в течение смены, ч; Т см – продолжительность смены, ч; t тех , t орг – продолжительность простоев по техническим и организационным причинам, ч; t т.о и t отк – продолжительность простоев на проведение технического обслуживания и устранение неисправностей (текущий ремонт).

Для машин циклического действия k в = 0,8-0,9, а для непрерывного действия – 0,85-0,95.

По эксплуатационной производительности нормируют и планируют механизированные работы, определяют потребность в машинах при заданной часовой производительности, оценивают выбранные технологию и организацию работ, а также эффективность использования новых машин.

При выборе машин для производства работ по природообустройству и охране природы важным показателем является расход топлива. Он определяется по действующим нормативам или по данным актов испытаний. При их отсутствии среднюю норму топлива – [г/(кВт. ч)] при номинальном режиме работы машины определяют по формуле

 

Q т = q уд k в k з k N k д.м Р с, (2.9)

 

где q уд – удельный расход топлива, (кВт. ч); k в – коэффициент использования двигателя по времени (k в = 0,65-0,80); k з – коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и регулирование работы двигателя (k з = 1,03); k N – коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования двигателя по мощности; k д.м – коэффициент использования двигателя по мощности (k д.м = 0,5); Р с – номинальная мощность двигателя, кВт. Удельный расход топлива на режиме номинальной мощности для машин с бензиновым двигателем составляет 327-340 г/(кВт. ч), а с дизельным – 238-272 г/(кВт. ч).

Чтобы определить стоимость единицы продукции и провести технико-экономические подсчеты при составлении смет и планов механизированных и автоматизированных работ необходимо знать стоимость одного машино-часа (маш-ч) работы машины.

Стоимость 1 маш-ч показывает, во сколько обходится организация работы данной машины в течение одного часа. В стоимость 1 маш-ч входят расходы на восстановление первоначальной стоимости машины и ее капитальный ремонт (амортизация); содержание машинопрокатных баз; транспортирование, демонтаж и монтаж машины.

Также включают сюда техническое обслуживание и все виды ремонта, кроме капитального; эксплуатационные и вспомогательные материалы, инструменты и приспособления; энергоресурсы – топливо, электроэнергия; заработная плата рабочим, обслуживающим машину.

Зная стоимость 1 маш-ч и часовую эксплуатационную производительность машины, определяют себестоимость единицы продукции

 

С ед = С маш-ч/ П э, (2.10)

 

где С ед – себестоимость единицы продукции, руб/м3; С маш-ч – расчетная цена 1 ч работы машины, руб.; П э – эксплуатационная производительность.

Для оценки экономической эффективности машин используют обобщенный показатель суммарных приведенных затрат – З

 

З = С г + Е н К, (2..11)

 

где С г – себестоимость годового объема продукции машины; Е н – нормативный коэффициент капитальных вложений, устанавливаемый соответствующими методиками; К – единовременные капитальные вложения на создание машины /1/.

Для сравнения вариантов машин, используемых на одних и тех же работах, предпочтительнее учитывать не суммарные приведенные затраты, а их удельные величины З уд, определяемые как отношение приведенных затрат к годовой эксплуатационной производительности.

Работа машины будет эффективна при З уд стремящейся к min. Это возможно при максимальной производительности машины и минимальных расходах энергии, эксплуатационных материалов, затрат времени на ее перемещение между объектами, ремонт и обслуживание.

Показателем экономической эффективности новой машины является срок ее окупаемости

 

Т ок = К/Э г, (2.12)

 

где Э г – ожидаемая годовая экономия от внедрения новой машины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.