Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная экономика как наука, ее предмет, функции и методы исследования




Ученые мира, исследующие мировую торговлю и рынок, создают теорию международной торговли и рынка. Общеизвестно, что Хекшер Э. - Олин Б. создали теорию соотношения факторов производства.

Ее впервые протестировали Самуэльсон П. и Столпер В. Используя экономико – математические методы, они подтвердили правильность данной теории.

В 1951году теорию Хекшера-Олина протестировал Леонтьев В., используя в расчетах межотраслевые балансы «затраты - выпуск», характеризующие американскую экономику за 1947 год. Результатом исследования стало сравнение суммы капитала и труда, необходимых для производства 1 млн. долларов экспортируемых и 1 млн. долларов импортируемых товаров. Импорт оказался почти на 30% более капиталоемким, а экспорт не более, чем на 25% трудоемким. В послевоенный период США по сравнению с другими странами были лучше обеспечены капиталом. Данные выводы получили название «парадокс Леонтьева». Многие исследователи пытались разрешить данный парадокс, которые в процессе исследования развитой МТ включали дополнительные и самостоятельные факторы, кроме труда и капитала. Например, Кисинг Д. выделил квалифицированный труд в качестве самостоятельного фактора производства. Расчеты Кисинга Д. показали высокий уровень «квалифицированной насыщенности» экспорта США по сравнению с уровнем импортируемых товаров. В процессе разрешения «парадокса Леонтьева» возникли новые теории:

- технологического различия стран Линдера С.;

- жизненного цикла товара на мегауровне Вернона Р., Уэлса Л. и других;

- ТНК, среди которых выделяется теория 4-х параметров Портера М. и т.д..

В процессе исследования определены особенности развитой МТ и рынка, особенно в 80-90-х годах ХХ – в начале ХХІ веков, обоснована необходимость, раскрыто содержание политики открытой экономики, политики либерализации МТ, которая должна способствовать развитию МТ и международного рынка товаров и услуг.

Во второй половине 20-го века создается теория прямых и портфельных зарубежных инвестиций, сформированы новые формы кредитования экспорта и импорта, обоснована необходимость формирования благоприятного климата для их развития. Большое внимание уделяется теории и практике международной миграции трудовых ресурсов: сформулированы основные принципы, приоритеты, цели, задачи, законодательно-правовые, экономические и финансовые инструменты миграционной политики.

В течение ІІ-ой половины ХХ – начале ХХІ столетий большое внимание уделяется исследованию закономерностей развития МВО, МВС, так как они влияют на национальные валютные отношения и систему, тем более, что в течение данного периода функционируют две МВС: 1944-1973 гг. - Бреттон-Вудская – золовалютная, базирующаяся на золотом паритете, 2-х валютах - девизах (доллар, фунт стерлингов) при фиксированном валютном курсе. В январе 1976г. принята Ямайская МВС – кредитно-бумажная, курс валюты которой базируется на паритете покупательной способности (ППС) при плавающем валютном курсе в границах ±2,25%. Значительный вклад в разработку теории и практики Ямайской и Бреттон-Вудской МВС внесли виднейшие ученые Европы во главе с Кейнсом Дж. М., в США – во главе с Уайтом, Фридманом М. и другими. Создание Ямайской МВС поставило перед учеными и практиками ряд проблем:

- что является экономической основой валютного курса в условиях кредитно-бумажной МВС;

- факторы, влияющие на ВК и разъединяющие его с ППСВ;

- взаимосвязь ВК и платежного баланса;

- их влияние на микро и макропоказатели страны;

- конвертируемость валюты, которая зависит от валютной политики государства и должна отвечать требованиям МВФ к режиму конвертируемости.

Очень сложной проблемой является разработка валютной политики, ее инструментов и ее влияния на национальные, международные валютные и экономические отношения в условиях плавающего ВК.

Исходя из вышеизложенного, предметом курса международной экономики является: исследование и обоснование экономических закономерностей взаимодействия национальных экономик в сфере международной торговли, миграции факторов производства, валютных, финансовых и других отношений, развитию которых способствует внешнеэкономическая политика открытой экономики и ее инструменты, обеспечивающие глобализацию МЭО, экономический рост и повышение благосостояния народов стран мира.

Из вышеизложенного следует, что функциями международной экономики являются:

- познавательная, содержание которой состоит в сборе, обработке фактического, статистического материала, литературы, их анализе и разработке гипотез, концепций;

- теоретическая, реализует функции новых понятий, терминов, формулирует экономические законы и закономерности и на их основе прогнозирует развитие процессов и явлений в международной экономике, создаются новые теоретические разработки отдельных проблем МЭ;

- практическая функция МЭ как науки состоит в том, что она использует теории, инструменты экономической политики, которые позволяют быстро, обосновано и полно ответить на практические вопросы, возникающие в реально существующей международной экономике. И теория и политика направлены на развитие МТ товарами, услугами, международной миграции факторов производства, валютных, финансовых, расчетных и других отношений между странами. Она обосновывает необходимость оптимального сочетания чисто рыночных механизмов с участием государств, международных институтов в регулировании МЭ. Международная экономика как наука способствует формированию нового типа экономического мышления человека реально существующей МЭ: необходимость приобретения и накопления экономических знаний, практических навыков, опыта, которые позволяют будущему специалисту найти место фирмы в МРТ, конкретную форму МЭО, которые обеспечивают повышение эффективности ее деятельности.

В процессе исследования вышеуказанных проблем создана система методов исследования МЭО и МЭ:

· анализа – это метод мысленного расчленения исследуемого объекта на составные части с целью познания частей как элементов целого;

· гипотетический – метод разработки научных предположений – гипотез. Гипотеза – научное предположение, которое разрабатывается с целью объяснения какого-нибудь явления, требующее проверки на практике и теоретического обоснования для того, чтобы стать или не стать достоверной теорией;

· графических изображений – изображение данных, полученных в ходе исследования явления, в виде графиков, диаграмм, рисунков;

· дедукции – движение мышления от общих положений к частным определениям;

· индукции – движение мышления от частных определений к общим умозаключениям;

· исторического анализа состоит в рассмотрении всех компонентов общества, отраженных в исторических процессах возникновения, становления и развития определенной экономической системы;

· логического анализа – это рассмотрение отношений, связей и взаимодействия сторон, которые существуют в развитом состоянии явления, объекта (системы). Историческое и логическое находятся в единстве. Историческое содержит в себе логическое, так как процесс становится явлением;

· научной абстракции – это форма познания, заключающаяся в отвлечении от несущественных, случайных, нетипичных, единичных и выделении существенных, необходимых, общих, устойчивых свойств предметов и отношений;

· нормативного анализа, исследующего взаимосвязи экономических явлений такими, какими они должны быть;

· позитивного анализа, исследующего взаимосвязи экономических явлений такими, какими они есть;

· синтеза – это процесс объединения в единое целое проанализированных частей, свойств, отношений, связей, выделенных посредством анализа, выявление противоречий и поиск путей их разрешения;

· функционального анализа – это исследование устойчивых взаимосвязей между явлениями или отражающими их величинами, в которых изменение одних явлений, величин вызывает изменение других, что позволяет прогнозировать тот или иной результат. Они могут быть выражены в виде уравнений, отражающих взаимосвязь данных величин и явлений как аргумента и функции;

· экономический эксперимент – это исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов ограничены, так как воспроизвести реальные условия и повторить эксперимент сложно, к тому же экспериментировать приходится на субъектах хозяйствования, что может привести к негативным последствиям;

· экономико-математического моделирования позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия и делает возможным прогнозирование экономических процессов.

В результате исследования данными методами формулируются экономические категории и законы:

Экономическая категория – это наиболее общее понятие, которое раскрывает сущностные стороны исследуемого объекта.

Экономический закон выражает сущностные, необходимые, общие, устойчивые, причинно-следственные взаимосвязи в МЭО, экономических явлениях и процессах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Причины, обусловившие перерастание мирового хозяйства в реально функционирующую международную экономику?

2. Основные черты МХ?

3. Основные черты реальной МЭ?

4. Особенности развития МЭ в стременных условиях.

5. Экономические закономерности, законы, под действием которых функционируют МЭ и ее структурные элементы.

6. Международное разделение труда как единств международной специализации и кооперации.

7. Предмет науки МЭ?

8. Функции науки МЭ?

9. Методы исследования реальной МЭ?

 

Тема 2. Национальные экономики и их взаимодействие.

 

Содержание:

1. Национальная экономика: содержание, основные черты, необходимость взаимодействия НЭ, внешнеэкономического комплекса (ВЭК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.