Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МТ товарами: сущность, причины возникновения, факторы роста, динамика, структура и ее особенности на современном этапе




Международная торговая политика: понятие, виды и инструменты.

Ценообразование в МТ.

Международные рынки товаров: сущность, виды и общая характеристика отдельных рынков.

Теории МТ товарами и услугами.

МТ товарами: сущность, причины возникновения, факторы роста, динамика, структура и ее особенности на современном этапе.

Международная торговая политика (МТП).

Содержание:

2. Международная торговля услугами: сущность, отличие их от товаров, классификации и масштабы.

5. Международная товарная биржа: сущность, виды, функции и содержание биржевых сделок.

Важнейшей формой международных экономических отношений является международная торговля – товарно-денежный обмен между национально - государственными хозяйствами товарами, услугами, осуществляемый под действием экономических законов и закономерностей. По некоторым оценкам на МТ приходится более 80% общего объема МЭО.

Причины возникновения международной торговли:

· различия в природно-климатических условиях отдельных стран;

· неравномерность развития различных отраслей в разных странах, продукцию которых невозможно реализовать на внутреннем рынке;

· возникновение международного разделения труда (МРТ) в форме общего и частного;

· большинство стран мира имеет ограниченную ресурсную базу, и поэтому они не могут производить с достаточной эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления.

В процессе развития международной торговли сформировались факторы, обеспечивающие высокие темпы ее развития. К ним относятся:

– непрерывный НТП, промышленная и НТР;

– углубление МРТ в форме единичного;

– интернационализация экономической жизни - усиление взаимосвязи и взаимозависимости между странами на основе развития МРТ, международных экономических отношений, особенно в связи с мобильностью факторов производства;

– активная деятельность ТНК;

– глобализация МЭО и т.д.

Общий объем МТ товарами и услугами в 2009 году составил 15,833636млн. долл., в том числе доля развитых экономик составил 59,7%, развивающихся – 36,7, стран с переходной экономикой – 3,6%. Если в 200году объем торговли товарами составлял 6,448 трлн. олл. То в 2009году – 12,419трлн., то есть выросла почти в два раза.

В результате одной из важнейших экономических закономерностей развития МТ является превышение темпов прироста МТ над темпами прироста мирового производства. Сегодня на каждые 10% увеличения мирового производства МТ увеличивается на 16%.

Международная торговля – это противоречивое единство экспорта и импорта.

Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что каждая страна вывозит ту продукцию, общие издержки производства которой, ниже мировых цен. И размер выигрыша зависит от соотношения мировых и национальных цен. Кроме того, каждая страна стремится к равенству экспорта и импорта, так как долгосрочное превышение экспорта ведет к росту инфляции в стране.

Экономическая эффективность импорта определяется тем экономическим выигрышем, который получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах и услугах. Одновременно осуществляется высвобождение ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в странах, которые не имеют сравнительных преимуществ. В результате эти ресурсы перебрасываются в отрасли, обладающие сравнительными преимуществами.

Международная торговля непрерывно развивается. Если в 1990 году ее объем составлял 4,2 трилл. $ США, 1999 году – 6,5 трилл. $ США, т. е. вырос в 1,5 раза, то в 2004 году – около 8 трилл. $ США, то есть увеличился в 2 раза по сравнению с 1990годом.

Показатели, характеризующие развитие международной торговли:

1. внешнеторговый оборот = экспорт + импорт в валютной форме;

2. экспортная квота, как показатель развития МТ – это доля экспорта в ВВП;

3. импортная квота – доля импорта в ВВП или в потреблении;

4. экспортный потенциал – это доля товаров, услуг, которую страна может продать на международном рынке без ущерба для национальной экономики, и другие показатели.

Особенности МТ на современном этапе:

1. глобализация МТ (Соколенко С. И. – «Глобальные рынки 21 века»);

2. наиболее динамичным товаром на международном рынке является торговля научно-техническими достижениями в форме патентов, лицензии, ноу-хау (их доля сегодня составляет более 10% мирового товарооборота);

3. произошли существенные изменения в структуре мирового экспорта, которые проявляются в увеличении удельного веса продукции обрабатывающей и уменьшении добывающей промышленности. После 2-ой мировой войны доля сырья в структуре экспорта снизилась с 3/5 до 1/3, готовой продукции увеличилась с 2/5 до 2/3;

4. достаточно низкий удельный вес сельскохозяйственной продукции на международном рынке. Это объясняется тем, что современная НТР в данной отрасли в развитых странах способствовала развитию собственного сельскохозяйственного производства. А огромная внешняя задолженность и уменьшение в результате экспортных возможностей большинства развивающихся стран обуславливают снижение темпов роста импорта сельхозпродукции в данные страны;

5. изменение соотношения сил в триаде США – Япония – Западная Европа – уменьшение доли США и увеличение доли Западной Европы и Японии;

6. на современном этапе произошли изменения в распределении МТ на душу населения. Это подтверждает внешнеторговый оборот на душу населения в следующих странах, в $:

США – 3200;

Япония – 3700;

ЕС – 6600;

ЕАСТ – 11300;

НИС (ЮВА) – 6400;

7. возрастание значения международных компаний (МНК), особенно ТНК. В настоящее время 600 ТНК с годовым оборотом свыше 1трлн. долл. США контролируют более 50% международной торговли, в результате развития внутрикорпорационной торговли.

Международная торговля и Украина:

В структуре экспорта Украины значительное место занимал бартер (60% – 40%), но в 2002 году он составил 0,1% экспорта и 0,1% импорта, в экспорте преобладают сырье, материалы и непродовольственные товары, возрастает значение машиностроения; в импорте – газ, нефть, лес, удобрения, некоторые виды химической продукции, увеличивается доля продукции машиностроения.

Возможности изменения структуры экспорта и импорта Украины заложены в следующих отраслях:

- агропромышленном комплексе;

- оборонном комплексе;

- металлургии;

- машиностроении и других.

Если до 1998 года импорт больше экспорта, то с 1999 экспорт больше импорта в Украине. Начиная с 2005 года снова импорт больше экспорта и отрицательный внешнеторговый баланс Украины.

 

2. Международная торговля услугами: сущность, отличия их от товаров, классификации и масштабы.

Международные услуги (services) – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основевзаимного соглашения с другой институциональной единицей на мегауровне.

Услуги можно рассматривать как своеобразный невидимый товар, по чьему-то образному замечанию, - «все, что можно продать, но нельзя уронить на ногу».

Во время международных переговоров о либерализации торговли услугами используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 их разновидностей. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней услугами считаются 160 видов, разделенных на 12 групп:

1. Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи – 25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов.

4. Дистрибьюторские услуги – 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.

6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.

8. Услуги по охране здоровья и социальные слуги – 4 вида.

9. Туризм и путешествие – 4 вида.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов

11. Транспортные услуги – 33 вида.

12. Прочие услуги.

И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими, отраженные в:

 

Различия товаров и услуг ТАБЛИЦА 1

Товары Услуги
Осязаемы Неосязаемы
Видимы Невидимы
Поддаются хранению Не поддаются хранению
Торговля товаром не связана с производством Торговля услугами связана с их производством
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны

 

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом.

Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке, например, принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода (табл. 2). Услуги делятся на:

факторные услуги (factor services) - платежи, возникающие в связи международным движением (миграция) факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы: доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам;

нефакторные услуги (non-factor services) – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулированиямеждународной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.

Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки их потребителям услуги делятся на:

услуги, связанные с инвестициями (investment-related services), - банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

услуги, связанные с торговлей (trade-related services), - транспорт, страхование;

услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and investment related services), - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Существует полезное с аналитической точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг.

 

ТАБЛИЦА 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.