Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный рынок технологий: сущность, необходимость, правовая защита научно-технологических знаний и интеллектуальной собственности




Государственное регулирывание реализации технологий другим странам.

Международное техническое содействие (помощ).

Основные формы международной реализации технологий.

Международный рынок технологий: сущность, необходимость, правовая защита научно-технологических знаний и интеллектуальной собственности.

В международной экономике технологии обычно рассматриваются как развитой фактор производства, отличающийся высокой международной мобильностью, а само понятие «технология» (technology) трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.

Технология совершенствуется по мере того, как новые научные и иные достижения находят применение в производстве товаров и услуг. Это означает изменения в уровне и состоянии знаний о различных способах, которые могут использоваться при выпуске продукции. Если технологии совершенствуются, то при том же фиксированном наборе производственных ресурсов становится возможным увеличение объема производства продукции или освоение выпуска улучшенных либо новых видов изделий. Применение новых технологий позволяет повышать уровень общественного благосостояния, решать проблему дефицита товаров и услуг на основе роста производительности машин и оборудования, труда работников, отдачи земельных участков и т.д.

Технологии, во-первых, могут представлять собой самостоятельные способы превращения ресурсов в товары и услуги и в этом своем качестве выступать в виде конструкторских решений, методов и производственных процессов. Во-вторых, они могут сочетаться с другими видами ресурсов, т.е. овеществляться в новых машинах и приборах, работниках с лучшим образованием или подготовкой и т.д. При этом исторически исходной формой перемещения технологий является не самостоятельное их движение, а в сочетании с другими видами ресурсов – землей, капиталом, рабочей силой. Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине ХХ века нового международного рынка – технологического, который функционирует наряду с международными рынками труда и капитала. Материальной основой возникновения и функционирования этого рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах.

Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому на рынке появляется специфический товар-технология, международное перемещение которого сглаживает технологические различия между странами. Рынок технологий сегментирован. В той его части, где осуществляется торговля лицензиями, патентами, «ноу-хау» и т.д., технология выступает как самостоятельный фактор производства. На других сегментах этого рынка, где технологии материализованы в технологически емких видах продукции, квалифицированных работниках, высокотехнологическом капитале, международное перемещение технологий смыкается с межстрановым движением товаров, рабочей силы и капитала.

Важнейшей предпосылкой возникновения и функционирования международного технологического рынка является правовая защита научно-технологических знаний и интеллектуальной собственности. Правовая защита призвана обеспечить ученым, изобретателям, разработчикам новых технологий исключительное право распоряжения результатами своего труда в течение определенный срок и исключить возможность безвозмездного использования этих результатов третьими лицами.

Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются: патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка и ноу-хау.

Патент (patent) является документом, выдаваемым компетентным государственным органом изобретателю, который удостоверяет его авторство и приоритет, а также предоставляет ему монопольное право на использование новшества в течение определенного времени (обычно 15-20 лет). Владелец патента в случае нарушения своих прав может обратиться в суд и взыскать с виновной стороны причиненный ему ущерб.

Система патентной защиты позволяет обществу располагать полной и регулярной информацией о существе создаваемых изобретений, которые при отсутствии патента либо держались в секрете, либо вовсе не создавались. Публикуемые данные патентной статистики свидетельствуют о роли отдельных стран в создании новых технологий и их позиции в международной передаче технологий. Поэтому защита с помощью патента способствует ускорению внедрения в производство новых технологий.

Однако злоупотребление патентной монополией способно привести к прямо противоположному результату – искусственному сдерживанию научно-технического прогресса. История развития техники содержит немало примеров такого рода.

Оформление патента и его поддержание предполагают уплату высоких патентных пошлин. Поэтому изобретатели-одиночки и малые фирмы-эксплеренты зачастую вынуждены продавать патенты тем фирмам, которые в состоянии коммерчески освоить изобретение. При продаже патента титул собственности на коммерческое изобретение переходит к покупателю, чаще всего – к крупным компаниям.

Высокий уровень патентных пошлин не единственная, а часто и не главная причина того, что владелец патента переуступает право на использование изобретения другой стороне. Потребность в скорейшем распространении новых технологий создает необходимость многократного использования изобретения в течение срока действия патента, как самим владельцем технологии, так и другими фирмами. В связи с этим появилась лицензия как форма правовой защиты новых технологий.

Лицензия (license) – это разрешение лицензиара, т.е. владельца технологии или прав промышленной собственности, независимо от того, защищены они патентом или нет, которое выдается лицензиату, т.е. заинтересованной стороне, приобретающей технологию или соответствующие права, на использование технологически применимых в производстве знаний на определенный срок и за установленное вознаграждение. Такое разрешение позволяет лицензиату организовывать производство с применением изобретений, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой и иной информации, являющихся предметом выданной лицензии.

Следовательно, наряду с патентными лицензиями (patent license) существуют беспатентные лицензии, т.е. лицензии на право использования научно-технических достижений и технологий либо непатентоспособных, либо не запатентованных по каким-либо причинам. Беспатентные лицензии, как правило, выступают в виде ноу-хау (know-how license). При этом беспатентные лицензии в чисто количественном аспекте преобладают над патентными.

К ноу-хау принято относить технический опыт и секреты производства, информацию, имеющую коммерческую ценность. Ноу-хау может быть представлено программно-математическим обеспечением, математическими формулами и алгоритмами, приемами и навыками производства, схемами, чертежами, описаниями и т.д. Предмет ноу-хау, будучи использован в производстве, создает известные преимущества, хотя и не обеспечен патентной защитой. На практике не редко совершается продажа патентной лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства.

Авторские права на международном рынке технологий наряду с патентами и лицензиями защищает копирайт (copyright), что буквально означает право воспроизведения. Копирайт защищает от копирования главным образом произведения искусства и литературы – книги, фильмы, радиопередачи и т.д. Однако часто копирайт распространяется и на используемые в производстве знания в виде эскизов, макетов, рисунков, чертежей и т.д.

Инструментом правовой защиты технологий выступает товарный (фирменный) знак или марка (trademark), обычно помещаемый на продукции фирмы в виде рисунка, инициалов основателя (владельца) компании, аббревиатуры, графического изображения и т.д. Товарный знак регистрируется (как по месту нахождения компании, так и за рубежом), и его запрещено использовать другими фирмами без официального разрешения.

Как уже отмечалось, технологии, как фактору производства, присуща высокая степень международной мобильности. Опыт показывает, что издержки передачи технологий внутри национальных хозяйств заметно меньше, чем при передаче технологий иностранным фирмам. В связи с этим можно было бы ожидать, что реализация технологий на национальном рынке будет превосходить их продажу на международном рынке. Однако на практике наблюдаются прямо противоположные процессы.

В большинстве развитых стран крупные компании охотнее продаюттехнологически применимые знания иностранным фирмам, чем отечественным, а внешние рынки технологий значительно превосходят внутренние. Причины этого, на первый взгляд, противоречивого явления достаточно многообразны.

Во-первых, на пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов. Поэтому внешнюю экспансию легче осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или с помощью заграничных инвестиций. Другими словами, передача новой технологии за рубеж выступает как форма борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и иные барьеры.

Во-вторых, многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, чем независимым фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется это тем, что многонациональная компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование новых технологий, исключается возможность утечки производственных секретов за пределы МНК и превращения покупателя в серьезного конкурента.

В-третьих, реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции на экспорт. Выгода, извлекаемая фирмой-продавцом новых технологий, в этом случае получила название эскорт - эффекта (escort-effect).

В-четвертых, часто только путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер. Такое встречное или перекрестное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направления развития науки и техники. Обычно такие фирмы функционируют в отраслях с часто меняющейся технологией и выпускающих много видов продукции (например, химическая и электротехническая промышленность). Таковы важнейшие (но далеко не все) причины, по которым собственник новых технологий стремится реализовать их не на внутреннем, а на международном рынке.

Заинтересованность продавца совпадает с заинтересованностью покупателя, так как на международном технологическом рынке совокупное предложение новых технологий сталкивается с совокупным спросом на них. Мотивы, побуждающие покупателя приобретать новые технологии на международном рынке, также многообразны.

Во-первых, импортируя новые технологии, покупатель обычно добивается существенной экономии средств и времени в сравнении с самостоятельными разработками в этой области. Масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжительны во времени, а предполагаемые их результаты не всегда определяемы. Поэтому часто проще купить, чем сделать самому.

Во-вторых, приобретая новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать в короткие сроки свое техническое отставание в той или иной области. Конечно, далеко не все, что продается на рынке технологий, отражает последние научно-технические достижения и далеко не всегда владелец технического новшества спешит его реализовать в виде лицензии. И, тем не менее покупки на технологическом рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.

В-третьих, приобретение импортных технологий обычно сопровождается сравнительно малыми издержками по освоению производства продукции. Объясняется это тем, что на продажу поступают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических процессов.

В-четвертых, практика показывает, что изделия, производимые по зарубежной технологии, обычно отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому часть выпуска новых изделий направляется на международном рынке, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.

Экономическими агентами на международном технологическом рынке, как правило, выступают промышленно развитые страны. Именно на них приходится абсолютно преобладающая часть оборота международного рынка технологий. Мировым лидером на этом рынке являются США. Они ежегодно экспортируют наукоемкую продукцию на сумму около 700 млрд. дол. За США идут Германия (530 млрд. дол) и Япония (400 млрд. дол.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.