Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины ограничения передачи технологии




Государственное регулирование реализация технологий другим странам

Пример 1

Лидером в экспорте лицензий являются развитые страны – члены ОЭСР - США, Япония, Германия, Италия. Они же, а также некоторые быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии являются главными импортерами лицензий. В странах ОЭСР:

• высокотехнологически емкой считается торговля аэрокосмическим оборудованием (22,7% затрат на исследования и разработки в общем объеме производства), офисным оборудованием и компьютерами (17,5%), электроникой и ее компонентами (10,4%) лекарствами (8,7%), приборами(4,8%), электрооборудованием (4,4%);

• среднетехнологически емкой считается торговля автомобилями (2,7%), химикатами (2,3%), прочими промышленными товарами (1,8%), неэлектрическим оборудованием (1,6%), резиной и пластмассами (1,2%), цветными металлами (1,0%);

• низкотехнологически емкой считается торговля кирпичом, глиной, стеклом (0,9%), продуктами питания, напитками и табаком (0,8%), судами (0,6%), нефтью (0,6%), черными металлами (0,6%), изделиями из металла (0,4%), бумагой и обоями (0,3%), деревом и мебелью (0,3%), текстилем одеждой и обувью (0,2%).

При этом средняя ТЕТ для высокотехнологичных товаров составляет 11,4%, среднетехнологичных — 1,7% и низкотехнологичных — 0,5%.

Кроме того, для оценки технологической емкости торговли используется Стандартная международная торговая классификация (Standard International Trade Classification — SITC). Торговля товарами подгруппы 7, которая включает самолеты и их части, офисное оборудование и компьютеры, считается технологически емкой. Иногда в тех же целях используется определение капитальных товаров (машины и оборудование), торговля которыми считается технологически емкой. Как видно, все данные о международном движении технологии носят весьма приблизительный или оценочный характер.

 

Главная цель создания новых технологий – прорыв, произведенной на их основе продукции, на международный рынок и подавление конкурентов. Однако способность к международной мобильности еще не означает возможности такой мобильности. В современном мире передача технологии сопряжена с большими сложностями и рисками политического, оборонного и иного характера.

На пути международной передачи технологии так же стоят весьма серьезные препятствия, как и на пути международного перемещения других факторов производства, которые значительно серьезнее, чем препятствия на пути обычной торговли. Каждая страна стремится удержать технологию в национальных рамках, запрещая или ограничивая вывоз новейшей технологии, понимая, что обеспеченность ею является главной опорой в конкурентной борьбе на рынке. Свою роль играют и соображения национальной безопасности, политические и идеологические мотивы. Многие страны ограничивают импорт технологии с целью ограничения иностранной конкуренции и сохранения рабочих мест. Национальные технические стандарты также могут быть несовместимы с иностранной технологией.

Введение государственного регулирования или контроля за международными передачами технологии может быть вызвано рядом причин, главные из которых связаны с конкурентной борьбой на международном рынке.

• Стремление удержать технологическое лидерство. Политика ограничения методами государственного регулирования вывоза передовых технологий традиционно исходит из концепции технологического лидерства, в соответствии с которой страна, лидирующая в той или иной технологической сфере, имеет относительное преимущество перед другими странами в производстве технологически емкой продукции. Однако является ли технологическое лидерство синонимом экономического лидерства. Отнюдь нет. Технологический лидер обречен на высокие расходы по поддержанию своего лидерства, пока оно приносит желаемый доход. Технологическое лидерство связано с более высоким уровнем расходов на рабочую силу, поддержание патентов и лицензий, на патентование изобретений за рубежом. Страны, не стремящиеся к технологическому лидерству любой ценой, могут просто скопировать или приобрести готовую технологию или произведенные на ее основе товары.

• Соображения национальной безопасности. Государственный контроль направлен, прежде всего, на предотвращение попадания технологии производства вооружений и технологии «двойного назначения» в страны, правительства которых проводят враждебную политику или в отношении которых существуют данные о возможности перехода к такой политике в будущем. Наиболее типичным примером наложения запретов на международную передачу технологии по политическим мотивам является функционирование вплоть до конца 80-х годов Координационного комитета 15 стран НАТО, исключая Францию, по контролю над экспортом в бывшие социалистические страны (КОКОМ). В период холодной войны технологические запреты по линии КОКОМ достигли своего апогея. В те времена в тогдашние соцстраны запрещалось поставлять даже пуговицы на том основании, что западная технология их производства может быть разгадана и использована для создания пуговиц, которые пришиваются на мундиры советских солдат, что укрепит советскую военную мощь.

• Условия международных соглашений. Во исполнение многосторонних соглашений страны-участницы вводят государственный контроль за продажей технологий, которые потенциально могут быть использованы для создания химического, бактериологического, ракетного оружия. Эти виды вооружения считаются особо жестокими, и их производство подлежит запрету или строгому международному контролю. В соответствии с международными соглашениями подлежит особому контролю вывоз технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании материалов, оборудования, имеющих мирное назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.