Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная миграция трудовых ресурсов: сущность, причины, формы. Миграционная политика и ее инструменты




В международной экономике всё более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция трудовых ресурсов. Это одина из наиболее сложных форм международных экономических отношений, поскольку объектом являются человеческие ресурсы, что и определяет остроту возникающих в связи с международной миграцией проблем и многогранность последствий этого процесса.

Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой процесс перемещения трудоспособного населения из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Переселенческие сдвиги в целом возникают, развиваются и сокращаются в сложной зависимости от таких типичных явлений, как экономические циклы, движение инвестиций, состояние занятости и безработицы.

Интенсивность, направления и формы международной миграции рабочей силы обусловлены следующими основными взаимосвязанными факторами:

• неравномерность экономического развития стран;

• ускорение интернационализации производства и глобализации МЭО;

• неравномерность процессов накопления капитала в различных странах;

• изменения в размещении производства;

• конъюнктура рынка труда и структура занятости;

• национальные различия в заработной плате;

• этнично - культурная близость страны - объекта переселения.

 

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из одной страны в другую на постоянное место жительства, под иммиграцией — въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс реэмиграции— возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
Разница между потоками иммиграции и эмиграции называется миграционным сальдо (net migration) и показывает объем чистой миграции. Сумма этих потоков показывает объем валовой миграции.

В зависимости от срока перемещения миграция распределяется на такие виды:

• постоянная (как правило, межконтинентальная);

• временная работа за границей в течение определенного ограниченного времени с последующим возвращением на родину или переездом в другую страну;

• сезонная - ежегодная эмиграция на определенный период с последующим возвращением на родину (как правило, для выполнения работ сезонного характера, например, сбор урожая);

• маятниковая - краткосрочные периодические (ежегодные, ежемесячные, еженедельные) поездки к месту работы за пределы страны (при определенных международных соглашениях между странами).

Международные мигранты подразделяются на:

—иммигранты легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80—90-е гг. ХХ века были периодом высокого уровня миграции;

—работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом, стран Ближнего Востока, Европы;

—нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

—лица, просящие убежища. До 80-х гг. ХХ века численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

— беженцы. По данным ООН в мире в начале 90-х гг. насчитывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада;

— «утечка умов».

Различают вынужденную и добровольную миграцию. Примером вынужденноймиграции может служить вывоз из Африки в Америку в XVI-XIX столетий десятков миллионов негров-рабов, или депортация в Германию 9-10 миллионов людей из оккупированных ею стран в годы второй мировой войны.

Добровольная миграция имеет два вида. Во-первых, это переселенческая миграцию, которая направлена в страны со значительными неосвоенными территориями. Только за первые 40 лет XX века в Америку из Европы выехало около 40 млн. человек. Наибольшее количество эмигрантов (до 20 млн. чел.) выехало из Великобритании. Мигранты расселялись в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Южной Африке. Во-вторых, - миграция, связанная с договорной контрактацией рабочей силы.

В связи с глобализацией, значение международной миграции и международного рынка труда возрастает. Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х гг. ХХ века число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли — на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2млн нелегальных иммигрантов. В 90-х гг. ХХ века эти масштабы иммиграции сохранились.

Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,3 млн. человек.) Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70—80-х тт. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США выехало 84% всех иммигрантов. За прошедшие десятилетия изменяется не только этнический состав, но и квалификационный, и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием -1,5млн человек. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором проживает большая часть населения мира, имеет значительный потенциал трудовых ресурсов. Главной страной иммиграции в этом регионе является Австралия. До 80-х годов XX столетия в иммиграционных потоках в Австралию преобладали европейцы. С середины 80-х годов устойчивым источником иммиграции в Австралию стала Азия. Япония традиционно была страной эмиграции. С началом роста экономики в 60-х годах XX столетия эмиграция ее граждан прекратилась. Начиная с 90-х годов в Японию ежегодно приезжают до 400 тысяч иностранных рабочих. Дефицит рабочей силы испытывают Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Малайзия.

В странах Ближнего Востока, прежде всего Персидского Залива, в конце XX века сложилась уникальная ситуация - иммигранты составляют большинство населения этих стран. В Катаре и Кувейте, например, 85% всех работников - иммигранты, в Объединенных Арабских Эмиратах - 90%.

Южноафриканский рынок труда сложился вокруг самой богатой страны африканского континента – ЮАР, где около двух третей черных рабочих составляют мигранты с краткосрочными контрактами.

Что касается стран Латинской Америки, то до 60-х годов XX века здесь преобладала иммиграция европейцев, а с 60-х годов межконтинентальная миграция все более начинает замещаться внутриконтинентальной. Население мигрирует в основном к бассейну реки Амазонки из стран, расположенных в Андах: Перу, Боливии, Эквадоре, Колумбии. Внутриконтинентальная миграция рабочей силы в Латинской Америке приобрела устойчивый характер. Это объясняется дефицитом земли у большинства крестьян и их неполной занятостью, а также высокими темпами прироста населения, которые в 4 раза выше, чем в развитых странах.

Массовый характер миграционных процессов стал тяжелым испытанием для ограниченных трудовых ресурсов стран СНГ. Спад производства в 90-х годах XX века обусловил высокий уровень безработицы и эмиграцию трудоспособного населения. После 1989 года более 9 млн. человек, приблизительно каждый 30-й житель бывшего СССР, - стали эмигрантами. Больше 3,5 млн. человек составляют беженцы, перемещенные лица и вынужденные репатрианты, около 3,3 млн. человек - те, кто вернулся в места своего этнического происхождения, около 1,2 млн. человек - бывшие депортированные, почти 600 тысяч - экологические мигранты, прежде всего, из зоны чернобыльской аварии, района Аральского моря и бывшего ядерного полигона в Семипалатинске. На просторах СНГ находится 580 000 нелегальных иммигрантов, в том числе выходцы из Азии и Африки, пытающихся проникнуть на Запад.

В современных условиях наиболее репрезентативные тенденции в развитии международного рынка труда демонстрируют страны Западной Европы и США. Внедрение трудосохраняющих технологий в производство товаров и услуг привело к сокращению занятости в промышленности и сфере услуг. Это обусловило постановку вопроса о сокращении рабочего времени и поиск новых форм функционирования рынка труда, которые обобщены в понятие "гибкий рынок труда" (ГРТ).

Жесткая регламентация условий труда работников в соответствии стандартным режимам занятости стала препятствием на пути гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятий. Гибкий рынок труда стал инструментом повышения эффективности производства. "Чем выше ГРП, - писал журнал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)" OECD - OBSERVER ", - тем ниже экономические затраты, тем меньше безработица и ниже издержки производства".

Приобретение рынком труда гибкости, используя новые формы занятости, получило название флексибилизация рынка труда (от английского flexibility – гибкость). Гибкие формы занятости играют важную роль в решении проблемы безработицы, но имеют и более широкие цели. Со стороны предложения рабочей силы на рынке труда они предоставляют трудоспособному населению возможности наиболее удобных форм занятости и режимов труда с учетом индивидуальных потребностей работников, а также меры социальной помощи при переходе от занятости к незанятости и наоборот. Со стороны спроса на труд гибкие формы занятости помогают манипулировать количеством и качеством рабочей силы, которая используется на предприятии, исходя из потребностей развития производства и явной экономической конъюнктуры. По данным статистики западных стран на сегодня, примерно 25-30% занятых, работают по нестандартным режимам рабочего времени. К ним относятся: занятость по временным контрактам, сезонная занятость, неполная занятость, занятость согласно режиму неполного рабочего времени (принудительная или добровольная).

Внедряются различные модели неполного рабочего времени: сжатая рабочая неделя, распределение рабочих мест, альтернативная рабочая неделя, сокращенная рабочая неделя. Получает распространение режим так называемого гибкого рабочего времени, при котором работник может выбирать время начала и окончания работы, а также продолжительность и время обеденного перерыва. За последние годы приобретают определенное распространение "режимы гибкого рабочего года", т.е. режим рабочего времени на основе исчисления годового фонда рабочего времени. Они связаны с неравномерностью загрузки рабочих на протяжении года, вызванной неравномерностью спроса и предложения товаров и услуг, в частности, их сезонным характером.

Компании согласовывают с рабочими годовые контракты, исходя из нормативного годового фонда рабочего времени, которые предусматривают разную продолжительность рабочей недели и рабочего дня в зависимости от спроса на товары и услуги. Спады деловой активности не сопровождаются увольнениями, а сокращением рабочего времени – уменьшением зароботной платы, если трудовой договор предусматривает компенсацию затраченного сверхнормативного рабочего времени свободным временем, социальное значение режимов годового рабочего времени –это гарантии занятости рабочих в периоды спада деловой активности. Это соответствует и интересам компаний, ориентированных на сохранение постоянного состава рабочих. Освободившееся время может быть использовано для вторичной занятости по данной или иной специальности. Например, сегодня в Германии нередко возникает ситуация, когда сотрудник 3 дня работает на предприятии, а 2 дня - в социальном или культурном учреждении. Это соответствует общей глобальной тенденции к перемене деятельности, связанной с формированием многофункционального рабочего и преодолением традиционного разделения труда.

Среди гибких форм занятости широкое распространение получила работа на дому, в частности, высококвалифицированных рабочих в режимах дистанционной занятости.

Таким образом, можно ожидать новую волну флексибилизации в сфере занятости и трудовых отношений в связи со становлением Интернет - экономики. Модернизация трудовых отношений все больше связывается с предоставлением им сетевых форм. В сфере использования дистанционных контактов между работодателем и исполнителем происходит активное развитие технических средств и формирование адекватных новым возможностям норм поведения сторон.

Дистанционные отношения между работодателем и его сотрудниками называется телеработой и является частью процесса децентрализации деятельности во времени и пространстве. Для телеработы характерно использование телекоммуникаций, компьютеров и Интернет - технологий для изменения принятой географии работ, причем компьютеры в данном контексте служат для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться в компьютерных сетях. Наиболее распространенными являются телеработа на дому, почтовая телеработа и концентрированная телеработа.

Телеработа способствует замене постоянного штата временными исполнителями (outsourcing), которые могут выполнять различные виды работ на значительном расстоянии от офиса и даже в разных странах. Эта тенденция выступает одним из факторов развития виртуальных консорциумов как приоритетной формы предприятия в сетевой экономике. Телеработа позволяет людям в районах с высокой безработицей получить доступ к работе в любом районе мира. Для этого работник должен быть квалифицированым, пользующуюмся повышенным спросом, и хорошими личными навыками работы в электронных сетях, а местные власти должны разработать меры по формированию детального профиля своего района в информационном пространстве сети, чтобы создать возможности для дистанционной работы своих жителей. В условиях меняющейся профессиональной структуры и постоянного обновления технического базиса производства приоритетной задачей становится развитие "дистанционного образования": основной, дополнительной, переквалификации, повышения квалификации и т.д.

В целом сочетание Интернет - технологий с традиционной инфраструктурой международных рынков труда позволит существенно сдвинуться в направлении реформирования глобальной сети телеработы.

Украина в международной миграции рабочей силы

Место Украины в международной миграции рабочей силы определяется уровнем ее экономического развития, который ниже по сравнению с западными странами, странами Центральной Европы, Россией, но выше по сравнению с некоторыми странами Восточной Европы (Молдавия, Румыния, Болгария) и Азии (Таджикистан, Вьетнам и другие). Это обусловливает наличие в Украине трудовой эмиграции и иммиграции. Стремление к повышению жизненного уровня, получению более высокой заработной платы является фактором активизации эмиграции. Основными странами въезда украинских эмигрантов стали Россия, Израиль, США, Германия, Белорусия, Чехия. Определенное количество эмигрантов уехало в Казахстан, Канаду, Турцию, Польшу, Армению, Австралию. Основу эмигрантских потоков составляют два диаметрально противоположных сегмента рынка труда: с одной стороны, высококвалифицированная рабочая сила, заинтересованная в более полной реализации и высокой оплате; с другой стороны, низкоквалифицированная рабочая сила, для которой эмиграция является альтернативой безработице.

Привлечение украинских работников к работе за границей может иметь и специфические причины, например, связанные с разрывом традиционных хозяйственных связей на территории СНГ. Так, в течение длительного времени кадры для предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности северной части России комплектовались за счет привлечения работников из Украины. Необходимость сохранения коллективов предприятий, которые уже сложились, стала фактором эмиграции в Россию части этих работников.

Интенсивность миграционных процессов зависит от природно-географических, демографических, этнических и социально-психологических факторов. Для первых лет существования Украины как самостоятельного государства характерна интенсивная иммиграция этнических украинцев из стран ближнего зарубежья. В последующие годы более выраженной стала этническая эмиграция в Россию, Израиль, Германию.

ТАБЛИЦА 8

Регулирование миграции рабочей силы в Украине

 

 


Рис. 5.2. Регулирования миграции рабочей силы в Украине

 

Иммиграционные потоки в Украину касаются в основном трех миграционных регионов:

1) Донбасс, куда иммигрировали, главным образом, беженцы из зон боевых действий - Нагорного Карабаха, Азербайджана, Армении, Грузии, Чечни;

2) Юг Украины, куда переселились мигранты из Приднестровья, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана;

3) Крым стал мигрантопринимающим регионом для депортированных крымских татар, болгар, греков, немцев.

Внешние мигранты в Украину составляют по разным признакам пять таких групп: репатрианты; лица, депортированные по национальному признаку; мигранты из/в ближнее зарубежье; мигранты из/в дальнее зарубежье; нелегальные (часто транзитные) мигранты.

До 1995 года сальдо внешней миграции Украины имело положительный характер. С 1995 года по настоящее время оно имеет устойчивое отрицательное значение.

Последствия миграционных процессов неоднозначны. С точки зрения стратегических национальных интересов Украины интеллектуальная эмиграция из Украины имеет негативные последствия, но возможность самореализации высококвалифицированных специалистов даже за границей в какой-то мере поддерживает престиж украинской науки в мире. Возвращение интеллектуальных эмигрантов из-за определенных условий в Украину должно стать основой развития отечественных исследований теоретического и прикладного характера, как это, например, происходит сейчас в Индии.

Экспорт рабочей силы в определенной мере обусловил приток иностранной валюты в Украину, уменьшил давление избыточных трудовых ресурсов на национальный рынок труда.

Реалии регулирования миграционных процессов в Украине свидетельствуют о необходимости эффективного законодательства в этой области, отсутствии самостоятельной миграционной службы, а также о недостаточности ресурсов для решения имеющихся миграционных проблем.

Механизм регулирования миграционных процессов в Украине уместно формировать как единство следующих трех составляющих: государственное регулирование, рыночное саморегулирование и гражданское регулирование.

Процесс международной миграции трудовых ресурсов регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна — к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов; другая- к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

В каждой стране вырабатывается миграционная политикагосударства — это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынок труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон ввел также квоту для лиц, выезжающих из США в поисках работы,— 140 тыс. человек в год.

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг. ХХ века, в связи с усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов, многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австралия, Италия, Испания, Португалия. Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, ухудшением социально-экономической ситуации в постсоциалистических странах и т. д.

Поэтому в мировой практике выработаны следующие методы регулирования иммиграции.

Большинство принимающих стран используют селективный подходпри регулировании иммиграции, смысл которого заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желаемых иммигрантов варирует от страны к стране, но обычно они относятся к одной из категорий:

• работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

• специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

• представители редких профессий — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

• специалисты с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели.

• крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующих на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних Соглашений. Обычно, в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз; министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.