Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. 14 страница




Результат

Ведение техдокументации

Действия выбор темы исследование выбор стиля

Оперативные формы выбор темы что надо знать? какие источники информации есть? выбор информации выбор стиля

Очевидно, что прежде чем соответствующим образом задействовать последовательность оперативных форм, составляющих деятельность по исследованию, необходимо выбрать тему. Выбранная тема покажет затем важную референцию прошлого в каждой из оперативных форм, составляющих действие по исследованию. Оценки по необходимой информации, где ее можно раздобыть и как лучше всего отобрать необходимое из источника, осуществляются индивидом в соответствии с референцией прошлого избранной темы. Хотя может показаться очевидным, что исследование нельзя сделать без выбора сначала темы, но для незнакомых с ведением техдокументации это может явиться открытием. Факт тот, что многие садятся за такое дело без ясной идеи о теме или с темой, но в слишком общих чертах, и это кончается пустой тратой времени и сил на поиски литературы, сбор информации и т.д. Выводы оперативной формы, где решается, что необходимо знать, показывают, какими референциями пользоваться при определении в отношении получаемой информации. Все это является примером последовательного использования референции для другого или других последующих шагов. Однако, как мы уже говорили, выводы из оперативных форм могут также информировать и дополнять друг друга одновременно, возвратно и т.д. Оперативные формы Боба дают пример этого во взаимодействии между шагами решения о необходимом и выделения информации. В то время, как необходимое является важной информативной референцией в форме "выделения", сведения, выделяемые им, могут также одновременно функционировать как важная информативная референция для формата "необходимого". То есть выделяемая информация может менять понятия необходимости. А в результате — еще лучшее оформление документации.

К примеру, предположим, что он исследует документацию по последним разработкам в компьютерной технологии. Проводя исследования, он встречает литературные ссылки, говорящие о долговременном воздействии технологии на отношения в обществе, аспект, на котором он раньше не останавливался. Оперируя по форме "что необходимо знать", он размышляет, является ли "воздействие на общество" тем, на чем необходимо сконцентрироваться. Хотя такая оценка может показаться очевидной, факты говорят за то, что многие, установив для себя интересы исследования, автоматически проходят мимо любой информации, несоответствующей избранной области. Способность, которой обладает наш исследователь в данном контексте, существует частично благодаря используемым им оперативным формам, а частично как результат его гибкости в рассмотрении всей новой информации между этими двумя оперативными формами. Остановившись, чтобы просмотреть весь затронутый нами материал, вы поймете, что теперь обладаете направляющими указателями, которым можно следовать при определении своего результата, оценке его уместности, выборе моделей для копирования, проявляющий желаемый вами результат желаемым вами способом в желаемых ситуациях, понимании типов действий и оперативных форм, включенных в осуществление этого результата. Вы прошли лишь первую ступень. А теперь мы перейдем к следующей фазе — к выявлению и определению приемов, которыми можно воспользоваться для сбора информации о результатах и действиях и для выявления переменных, составляющих оперативные формы таланта и компетентности.

10. Определение действий и оперативных форм.

Беседуя, люди составляют связки ключей своих внутренних процессов. Такими ключами являются слова, используемые для описания переживаний. К примеру, в нашей культуре легко узнать, когда человек говорит о происшедшем, а не происходящем или могущим произойти в будущем; просто нужно прислушаться временной глагольной форме. Но лингвистические маркеры используются гораздо шире, чем просто чтобы определять прошлое, настоящее и будущее. Они выявляют также понятия всех ступеней поведения — действий и оперативных форм, — о которых идет речь. К счастью, все мы воспитаны в данной культуре и обладаем лингвистическими декодерами, воспринимаемыми как часть нашего биологического и культурного наследия. Мы используем, распознаем и реагируем на язык, являющийся ключом к неразгаданной тайне наших внутренних процессов. Наиболее важными лингвистическими понятиями для определения последовательности оперативных форм, в которых задействован индивид, являются определяющие последовательности наречия — "тогда", "затем", "потом", "после", "вслед", "сначала" и т.д. Используемые для разделения глаголов, определяющих какой-то тип действия или деятельности, такие наречия служат для маркировки значительного изменения. Например, в ответ на преднамеренно общий вопрос: "Как вы подходите к техдокументации?" — Боб (субъект из примеров в предыдущей главе) отвечает:

— Сначала я определяю специфическую тему, затем произвожу необходимое исследование, потом, когда это сделано, решаю каким стилем воспользоваться, планируя, и только потом начинаю писать.

Данным утверждением Боб сообщает, что организует задачу написания технической документации по пяти действиям: выбор темы, исследования, выбор стиля, планирование, написание. Во всех случаях, кроме одного, он маркирует изменение деятельности указанием "затем — потом". При написании Бобом документации эти действия представляют собой отдельные шаги — хотя, как мы знаем из предыдущей главы, не обязательно независимые. Наречия используются часто в маркировке изменений в действиях, но не всегда, — деятельность по планированию он не обозначил наречием. В данном случае изменение действия очевидно из факта, что поведения, определяемые в каждой из трех фраз его ответа, являются разными. Когда индивид пользуется новым глаголом (определять, планировать, писать и т.д.), чтобы выразить другое действие, такое действие является поведенческим проявлением другой оперативной формы или набора оперативных форм. Для маркировки таких сдвигов в деятельности наличие наречий необязательно.

Для Боба выбор стиля и планирование воспринимаются как отдельные действия, что демонстрируется фактом описания всего процесса по очередности, не смешивая одно действие с другим. Другой человек, для которого написание техдокументации не включает в себя выбор стиля, описал бы процесс так: "Выбираю тему, затем произвожу исследование, потом планирую и, наконец, пишу."

Отвечая на наши вопросы, Боб старался помочь, и ответы его были исчерпывающи. Люди, не привыкшие к детальному описанию своих внутренних процессов, даже когда их просят об этом, легко могут пропустить какой-нибудь шаг, который кажется им тривиальным или само собой разумеющимся. Так откуда же тогда знать, что выявлен весь набор действий, лежащих в основе специфического результата? Это делается посредством опроса субъекта о границах действий, которые вами уже выявлены. Вопросы, которые почти всегда выявляют такую информацию, представляются вариантами следующего.

Есть ли еще что-нибудь, что вы делаете прежде чем(выбрать тему)?

Когда вы (выбрали тему), после этого вы готовы (начать исследование)?

Вне зависимости от формы вопроса, он заставляет индивида задуматься, насколько это в его силах, а не выпустил ли он что-нибудь.

Получив описание действий, ответственных за проявление результирующего поведения, вам требуется решить, являются ли какие-нибудь из этих действий сами по себе проявлением более одной оперативной формы. Выявить это можно, применив тот же вопрос к каждому действию, что применялся к результирующему поведению.

Как вы подходите к (выбору темы)?

Отвечая на этот вопрос, субъект либо обозначит набор оценок (каждая из которых, по-видимому, означает одну оперативную форму), либо начнет описывать единственную оперативную форму для данного действия. Очевидно, если он предлагает вам набор оценок — каждая из этих оперативных форм представляет собой поведенческий шаг, который может потребовать исследования и определения. Если, наоборот, отвечая на вопрос, он описывает единственную оценку, то можно проверить, чтобы убедиться, что это единственная оперативная форма, задав вопросы в общей форме.

Есть ли еще какие-нибудь соображения по (выбору темы)?

Является ли описываемое вами единственным, что вы оцениваете, прежде чем (выбрать тему)?

Такой процесс схематически можно выразить так.

Результат

Написание технической документации

Спрашиваете "Как вы подходите к написанию техдокументации?"

Получаете Выбор темы исследование Выбор стиля

Действия

Спрашиваете ("как вы подходите..?)

Спрашиваете ("Есть ли еще соображения..?)

Получаете оперативные формы Выбор темы необходимо знать? источник информации? Выделение информации Выбор стиля

В отношении выявления оперативных форм существует еще более важное лингвистическое понятие: использование союза "и". Подобно наречиям, обозначающим последовательность, использование "и" между описаниями двух оценок указывает, что обе эти оперативные формы являются отдельными шагами. Более того, уже само "и" показывает на одновременное существование двух (или более) оперативных форм. Мы взяли следующее описание у женщины, очень способной в хореографии.

— Ну, если звучит музыка, у меня появляются ощущения, как она звучит, и я ощущаю шаги, совпадающими по ритму... и после у меня получается несколько разрозненных кусков в голове, и затем вырисовываются связующие звенья.

Последовательность, описанная ею здесь, имеет четыре оперативных формы. Две первых имеют место одновременно (ощущаю звуки и подгоняю по ритму), на что указывает используемый ею союз "и". Оперативные формы здесь разные (что подтверждается дополнительными вопросами, критерии и референции разные), но происходят одновременно.

Следующий отрывок выявления содержит примеры всех понятий в отношении определения числа и типов действий и оперативных форм, лежащих в основе проявления результата. В данном примере у субъекта, Алана, особый дар к конструированию. Его творения, хоть и просты, но очень искусны. Разговор ведется о кормушке для птиц, которую он недавно смастерил (для большей выразительности понятий мы выделяем их курсивом)

МЛ: Как вы подходите к конструированию кормушки?

Алан: Ну, некоторое время планирую ее, затем просто строю.

Первый ответ Алана говорит нам, что он делает различия между действием по планированию и действием по постройке. Это последовательные шаги, на что указывает использование "затем".

МЛ: А как вы подходите к планированию?

Алан: Я размышляю о необходимых функциях кормушки и из чего ее сделать.

МЛ: Что вы имеете в виду под словом "функции"?

Алан: Она должна выдержать семечки, и чтобы они были сухими. Должно быть место для птиц. И все такое.

Вопрос: "А как вы подходите к планированию?" — должен выявить, состоит ли Аланово планирование из более чем одной оперативной формы и, если это так, какие они. Алан отвечает, описывая два поведения: оценку необходимых функций и оценку необходимых материалов. Эти два поведения, вероятно, одновременны, на что показывает "и", а не "и затем". Как мы выяснили позже, функциональность оказывает воздействие на его оценку необходимых материалов. То есть выводы "оценки функций" высвечивают информативные референции в оперативной форме "оценки материалов". Вопрос: "Что вы имеете в виду под функциями?" призван начать определение эквивалента критерия для "функций".

МЛ: Хорошо, есть что-нибудь, что вы должны сделать, прежде чем начать обдумывать функции и т.д.?

Алан: Да нет, ничего такого, если только я не мастерю что-то для других. Тогда я сначала выясню, чего он хочет.

МЛ: Давайте предположим, что мастерите кормушку для дома.

Алан: Хорошо.

Майкл Либо тестирует по шагам, предшествующим "оценке функции и материалов", и обнаруживает наличие предшествующего поведения "сбора информации" в особом контексте конструирования для постороннего человека. (Если вас интересует конструирование для других, вам захочется найти оперативные формы, используемые Аланом в сборе такой информации).

МЛ: Обдумав функции кормушки, решив, какие материалы использовать, после этого вы готовы строить кормушку?

Алан: Ну, нет. Затем я определяю ее форму и обдумываю, какие материалы в моем распоряжении. По возможности я предпочитаю пользоваться уже имеющимся.

Затем проверяется, заканчивается ли планирование Алана только оценкой функций и материалов. Оказывается, что нет. Выясняется, что затем он "определяет форму" и (одновременно) "обдумывает, какие материалы в его распоряжении".

МЛ: Так. Определившись с формой и материалами, вы готовы приступать к работе?

Алан: Ну, разве что собрать вместе материалы и инструменты и выкроить время, а так готов.

Действия по планированию кормушки заканчиваются, когда он приходит к определенным выводам в отношении формы и имеющихся материалов. Эти выводы показаны как информативные референции прошлого в последующем действии сбора материалов и инструментов и в действиях, вовлеченных в саму постройку кормушки (информация о пользовании материалами, порядок действий и т.д.)

Результат

Конструирование

Действия Планирование Собирание инструментов и материалов Постройка

Оперативные формы??

Сбор информации Функции Необходимые материалы Дизайн Наличие материалов

Определившись с набором оперативных форм, лежащих в основе результата, как это мы сделали здесь с Аланом, можно начинать выявление оперативных форм для каждого из шагов. Конечно, в процессе определения результата, действий и количества оперативных форм часто вы будете высвечивать информацию в отношении содержания этих оперативных форм. К примеру, в описании шагов, которые Алан осуществляет во время планирования конструкции для постороннего человека, выясняется критерий, которым он пользуется в рамках оперативной формы сбора информации — желание другого человека.

Если вам показалось, что в процедуре проявления требуется чрезвычайная тщательность, — вы совершенно правы. Если бы намеревались просто оценить Алана, не было бы необходимости собирать всю эту информацию. Оценить можно было бы и просто любуясь его искусной работой. Информация об Алане еще больше усиливает наше им восхищение, но мы забрасывали наш исследовательский невод вовсе не для того, чтобы весь улов состоял из чувства восхищения. Мы хотим скопировать особый дар Алана. А копирование — и по определению, и на практике, — требует совершенно точной подгонки всех деталей и переменных. Скопировать навык гораздо труднее, чем просто оценить его, но награда в смысле расширения восприятия и компетентности огромна.

11. Выявление и определение переменных.

Определившись с результатом и выяснив количество основных действий и оперативных форм, можно начинать определение семи переменных для каждой оперативной формы. Данная глава снабдит вас приемами выявления и определения для выполнения этой задачи.

Все примеры выявления, данные в этом разделе, предполагают, что первые жизненно важные шаги из предыдущей главы уже усвоены. Переменные обсуждаются в наиболее полезном, на наш взгляд, порядке. Выявление переменных оперативных форм иллюстрируется соответствующими фрагментами, взятыми из наиболее обширных исследований, чтобы осветить модели, релевантные описываемому понятию.

И еще одно важное замечание, прежде чем мы пойдем дальше. Собирая информацию в отношении оперативных форм по специфическим действиям, вы можете обнаружить, что проявление действия фактически зависит от одной или более оперативных форм, о которых раньше вы и понятия не имели. Когда такое случается, прекратите определение переменных и отсортируйте основную последовательность оперативных форм. Получив ясное понимание новой последовательности, можно вернуться на прежнее место и продолжать исследование переменных.

Тестовые категории.

Временные рамки и критерии.

Тестовая категория охватывает оценку, сделанную в пределах специфической оперативной формы. Критерии — это стандарты, применяемые для такой оценки; а временная рамка теста определяет, важно ли, чтобы критерии были выполнены в прошлом, настоящем или будущем.

Оперативную форму лучше всего проявлять, предварительно определив временную рамку теста и критерии. Для этого — две причины. Во-первых, эту информацию легко и просто получить. И во-вторых, предварительное определение временной рамки теста и критериев помогают убедиться, что вы в достаточной мере определили полную последовательность оперативных форм. Поскольку каждая оперативная форма будет характеризована свойственными только ее временной рамкой и набором критериев (за исключением случая одновременных тестов в рамках оперативной формы), если ваше выявление раскрывает два или более теста для определенной оперативной формы, вы можете воспользоваться этой информацией для определения, на самом ли деле эти тесты представляют отдельные оперативные формы, а может они одновременны в рамках одной и той же оперативной формы.

Поскольку временная рамка теста и критерии почти всегда показываются всякий раз при определении критериев, критерии и тестовые временные рамки обычно выявляют вместе. Выявление критериев вовлекает выяснение у ваших субъектов важных стандартов, используемых ими в осуществлении оценок в рамках специфического контекста. Вопросы следующей формы эффективны при выявлении критериев.

— Что для вас главное, когда вы (поведение)?

— На что вы обращаете внимание, когда (поведение)?

— Что главное, когда они (поведение)?

— Когда вы (поведение), что вы оцениваете?

— Важными соображениями, когда вы (поведение), являются..?

Короче говоря, любой вопрос или утверждение по выявлению стандартов, используемых субъектом для оценок в определенной оперативной форме, вероятно, выявит целый перечень релевантных критериев. Этот целый перечень может, конечно, состоять из одного критерия, а может и из многих. Перечисленные критерии могут быть по приоритетности, а могут оказаться равнозначными. Вы можете выяснить, все ли выявленные вами критерии важные, задав вопрос следующего типа.

Есть ли что-нибудь еще важное (значительное, приковывающее ваше внимание, ценное для вас), когда вы (поведение)?

Выявив критерии, можно выявить временную рамку теста, задавая вопросы, направляющие внимание субъекта на соображения по поводу отнесения критериев к прошлому, настоящему или будущему. Хотя обычно такие понятия не находятся на переднем крае сознания человека, но они являются частью его опыта, и если спросить о них, индивид почти всегда в состоянии дать информацию о критериях и временных рамках. Примеры таких вопросов:

— Вы оцениваете прошлое, настоящее или будущее?

— Когда вы размышляете (критерий), думаете ли вы, как вы были (критерий), какой вы (критерий), каким вы будете (критерий)?

— Это соображения о прошлом, настоящем или будущем?

— Вы обращаете внимание, как (критерий) воздействует на ваше прошлое, как воздействует на вас сейчас или как будет воздействовать в вашем будущем?

Любой вопрос или утверждение, определяющие критерий, выражено или в контексте вопроса, просьба субъекту обдумать и рассказать о временной рамке, к которой он применяет критерий, сделают для него возможным определить используемую им временную рамку.

Не всегда необходимо задавать явный вопрос о критерии или временной рамке теста. Описывая свои переживания и внутренние процессы, люди часто включают и критерии, и временные рамки. В предыдущей главе был показан пример выявления способности Алана к планированию. Вот один из его ответов: "Тогда я сначала выясняю потребности этого человека".

Одним из того, что Алан сообщает нам здесь, это что используемый им критерий в сборе информации является "потребностью" (а не, скажем, "требование"). Временная рамка теста становится очевидной по временной форме глагола, используемой субъектом в описании своего критерия. Так, в отрывке с Аланом он говорит, что выясняет, что желает человек. Используется глагол в настоящем времени, что, по-видимому, и является временной рамкой теста его критерия. Алан озабочен, что желает человек сейчас, а не что ему хотелось в прошлом или чего захочется в будущем (прошедшее время и временная рамка прошлого и будущее время и временная рамка будущего). Вне зависимости от вашего подхода к выявлению сведений у субъекта, помните, что вам необходимо определить и критерии, используемые им в оценках, и оцениваемую по отношению к этим критериям временную рамку.

Ниже мы приводим примеры выявления критериев и временных рамок теста. Курсив служит для большей очевидности понятий. В первом примере Билл, интервьюрируемый субъект, обладает способностью эффективно поторговаться (результирующее поведение) в торге о произведении искусства (контекст). Оперативной формой является "сбор информации".

МЛ: Что главное, когда вы собираете информацию о таком торге?

Билл: Во-первых, что составляет относительную ценность произведения и какова самая низкая возможная цена, за которую его можно взять.

МЛ: Если бы вы участвовали в таком торге сейчас, вы размышляли бы об относительной ценности и самой низкой цене в настоящем, какими эти ценность и цена были в прошлом, или какими они будут в будущем?

Билл: По какой самой низкой цене я могу взять его сейчас. Я на самом деле задумываюсь о ценах на произведение искусства в прошлом, но только чтобы иметь представление, насколько низкой может быть цена сейчас.

В сборе информации Билл пользуется критериями "относительной ценности" и "самой низкой возможной цены", временная рамка данного теста — настоящее.

Морган — специалист в редактировании (результатное поведение) учебных видеороликов (контекст). Оперативной формой, которую мы выявляем, является принятие решение о редактировании.

МЛ: Вы смотрите ролик, на основе чего вы решаете сделать ту или иную редакцию?

Морган: Ну, он должен быть понятным. Все должно быть понятно зрителям, если они хотят учиться.

МЛ: Вы берете в расчет, что учебный момент понятен вам сейчас или что он будет понятен зрителю в будущем?

Морган: Конечно же, я думаю о человеке, который будет это смотреть.

В редактировании учебного видеоролика Морган пользуется критерием "понятности". Временная рамка тестирования понятности — будущее. То есть он оценивает, смогут ли люди понять ролик в будущем, а не понимает ли он сам или понимал ли ролик в прошлом.

У Бетти особая способность так распланировать праздничный обед, что все получают удовольствие. Выясняем оперативную форму ее решения о меню.

МЛ: Какие главные соображения в решении о меню?

Бетти: Я должна внести блюда, которые люди находят приятными.

МЛ: Это то, что приятно сейчас, что было приятно, что, по вашему представлению, будет приятно?

Бетти: Обычно я оглядываюсь назад и думаю, что людям нравилось, и составляю меню из этих блюд.

Для Бетти критерий "приятный" оценивается по отношению к прошлому. В частности, она оценивает, что нравилось ее гостям, и старается соответствовать меню прошлого.

Рэй любит и ему хорошо удается планировать детские дни рождения. Оперативная форма — планирование вечеринки.

МЛ: Когда вы планировали прошлый день рождения своей дочки, какими были ваши соображения?

Рэй: Что мне понравилось бы на вечеринке, когда я был в таком возрасте, как она.

Рэй тестирует прошлое и использует критерий "понравилось" (а не понятно, я бы оценил, извлек бы пользу и т.д.) В данном примере единственный ответ Рэя показывает и критерий и временную рамку теста.

Салли отвечает на комплименты с трудом и делает при этом самоуничижительные замечания.

МЛ: О чем вы думаете, когда кто-то вам делает комплимент?

Салли: Искренен ли он, просто так говорит или даже выставляет меня на посмешище.

МЛ: Значит, искренен или нет?

Салли: Да.

МЛ: А вы всегда смущаетесь и занимаетесь самоуничижением, когда вам говорят комплимент?

Салли: Нет, не всегда. Если мне комфортно с этим человеком, комплименты я приминаю очень хорошо.

Спрашивая о контрпримере, мы обнаруживаем, что есть контекст, где Салли совсем по-другому отвечает на комплимент, — контекст комфортности с человеком, — и таким образом находим еще один критерий: комфортность. Реакция Салли на комплименты происходит от ее тестирования настоящего в отношении комфортности взаимоотношений с человеком и его искренности.

Реакция Джона на комплименты отличается от реакции Салли. Вне зависимости кто говорит комплимент, Джон отвечает с явным удовольствием и сердечной благодарностью.

МЛ: Что вы оцениваете, когда вам делают комплимент?

Джон: Э, я не знаю.

МЛ: Ну, тогда о чем вы думаете?

Джон: О, как это приятно.

МЛ: Еще о чем-нибудь?

Джон: Да нет в общем-то. Просто в самом деле приятно.

Когда Джону делают комплимент, он тестирует по настоящему, критерий "приятно".

Боба и Сэма не приняли на работу. Реакция Сэма — ощущение уверенности, что в следующий раз он поведет себя лучше; реакция Боба — обескураженность и полное нежелание искать и дальше работу.

МЛ: Что вы оценивали, когда вам отказали в работе?

Боб: Да ничего я не оценивал. Все, что я знал, — это что я не получил работу. И чтобы я не сделал, работу я не получу.

Боб тестирует будущее в отношении получения работы. К сожалению, референции, используемые им для тестирования будущего, основаны на неудачах прошлого и на не имении работы в настоящем. С таким созвездием переменных он обречен ощущать обескураженность и поражение. А что же Сэм?

МЛ: Что вы оценивали, когда вам отказали в работе?

Сэм: В основном как быть в будущем — что по-другому можно сделать в следующий раз, что сработает лучше.

МЛ: Лучше, чтобы получить работу?

Сэм: Чтобы получить работу, верно.

Как и Боб, Сэм тестирует будущее. Но в отличии от Боба его критериями являются "по-другому", "сработает лучше". Разница их реакций на непринятие на работу в основном основана на разнице используемых критериев. Боб тестирует по "получить работу не получить работу", что легко позволяет (поскольку у него множество референций прошлого и настоящего о неполучении работы) сконструировать будущее, также не выглядящее обещающим в смысле получения работы. Тест Сэма ведет его к соображениям об изменениях в своем будущем поведении и предполагает, что при подходящем поведении он обязательно получит работу.

В день выборов Вилли остается дома, а Сара идет и голосует.

МЛ: Вы решили остаться дома и не голосовать или просто забыли?

Вилли: Я решил остаться дома. Я не глупец.

МЛ: О чем вы думали, принимая такое решение?

Вилли: Мой голос никак не повлияет, и мне все равно никто из кандидатов не нравится.

МЛ: А как насчет программ, изложенных в бюллетенях? Вы о них не думали?

Вилли: Нет.

МЛ: Предположим, что в бюллетене был кандидат, который вам по душе. Тогда вы голосовали бы?

Вилли: Да, вероятно, голосовал бы.

Решение Вилли остаться дома является результатом оперативной формы, содержащей два теста. Один — тест будущего — в отношении значимости его голоса, второй — тест настоящего — нравятся или не нравятся ему кандидаты. И пока ни один из кандидатов ему не нравится, между двумя тестами конфликта нет. Если бы кандидат ему нравился, возник бы конфликт между двумя тестами. Вилли разрешает конфликт, подчиняя критерий значимости голоса в будущем критерию нравящегося кандидата в настоящем.

МЛ: Вы решали, голосовать или нет, или голосуете по привычке?

Сара: Первое. Меня так и подмывало не ходить. И работы накопилось много, да и голосов вряд ли мы набрали.

МЛ: Значит, было что-то важное, раз вы все равно пошли голосовать?

Сара: Я подумала, как я буду думать о себе, если не проголосую.

МЛ: А как бы вы подумали о себе, если бы не проголосовали?

Сара: Безответственная.

Подобно Вилли, решение Сары задействует оперативную форму из двух тестов. Один тест настоящего в отношении критерия "набирания голосов"; и другой — тест будущего в отношении критерия "безответственности". Два эти теста выливаются в конфликт выводов по участию в выборах, принуждая ее подчинить нынешний "недобор голосов" ощущению себя человеком ответственным в будущем.

Эквивалент критерия.

Как-то именовать критерий не то же самое, что знать его значение. Как говорилось в главе 4, критерий — это наименование определенного набора восприятий или поведений. Два человека могут использовать один и тот же критерий (имеется в виду наименование критерия), но иметь совершенно разные представления, что за восприятия и поведения составляют этот критерий. Так, оба супруга могут высоко ценить "уважение", но для мужа уважение означает не говорить или не делать что-то, что может задеть другого, а для жены уважение может означать высказать, что у нее на уме в отношении другого человека. И муж и жена будут стараться удовлетворить свои желания быть уважаемыми друг другом, но каждый будет делать это по-своему.

Зная критерии, используемые оппонентом, можно выявить эквиваленты критерия для каждого из критериев, расспрашивая о значении специфического критерия или о том, откуда индивиду известно, что критерий удовлетворяется. Можно, например, воспользоваться вопросами предлагаемого типа:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.