Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. 15 страница




— Что (критерий) означает?

— Как вы узнаете, что вы или кто-то другой (критерий)?

— Что вам нужно увидеть, услышать или почувствовать, чтобы узнать, что вы (критерий) или что другие (критерий)?

— Когда человек (критерий)?

— Как бы вы описали (критерий)?

Значит, каждый вопрос или утверждение, направляющие человека на определение используемых им для распознания определенного критерия специфических восприятий и поведений, вероятно, покажут его эквивалент критерия.

Ниже даны несколько примеров по выявлению критериев и информации об эквивалентах критериев. Первый пример — с Полом, известным беллетристом. Особенно ему удается создание многогранных характеров и будоражащих сцен.

МЛ: Как вы подходите к описанию сцены? Что для вас главное?

Пол: Возникает ли при чтении полное переживание.

МЛ: Что вы имеете в виду под "полным переживанием"?

Пол: Под этим я понимаю наполненность каждого чувства — всего, что я вижу, слышу, обоняю, ощущаю на вкус, чувствую. Иначе можно отвлечься. Какой-то аспект переживаний может оказаться заполненным чем-то вне повествования. Я не хочу, чтобы читали книгу и могли при этом что-то есть. Это полное переживание.

МЛ: А что, если что-то не выходит именно так?

Пол: Переписываю, пока не добьюсь своего.

Временной рамкой Пола является настоящее, а критерием — "полнота переживаний". Эквивалентом критерия полноты переживаний (то есть, как он узнает о полноте переживаний) является задействованность всех чувств при чтении.

Фрэнка, великолепного учителя, спросили, как он узнает, когда можно переходить к следующему этапу в обучении учеников.

МЛ: Когда вы переходите к следующему этапу или уровню обучения?

Фрэнк: Когда я вижу, что ученики знают то, над чем мы сейчас работаем.

МЛ: А как вы узнаете, когда ученики знают?

Фрэнк: Когда я вижу, что они могут в определенном объеме повторить, что я им показал, на бумаге, если это вычисления, или в лаборатории, тогда я знаю, что они компетентны, и мы можем двигаться дальше.

Критерий "знаний" Фрэнка тестируется по настоящему, эквивалентом критерия компетентности является способность учеников повторить им показанное.

Мы спросим Алексис, управляющую по кадрам, что она ищет в работнике.

Алексис: Я всегда ищу подходящего человека для подходящей работы. Не лучшего, а подходящего.

МЛ: А что для вас означает "подходящий" в данном контексте?

Алексис: Мне кажется, что и работа, и человек — это шанс каждого из них. Как если бы работа была как живой человек.

МЛ: Что вы имеете в виду под словом "шанс"?

Алексис: Они дают друг другу что-то. В выигрыше оба.

МЛ: Хорошо, тогда что означает "лучший".

Алексис: По лучшему оцениваются остальные.

МЛ: Вы решаете, что работа и человек подходят друг другу сейчас, в будущем или в прошлом?

Алексис: Сейчас. Люди и работа сильно не меняются, поэтому, если они сейчас подходят друг другу, то, вероятно, это и дальше так будет.

Алексис тестирует по настоящему, подходит ли кандитат для работы. "Подходящий" она усиливает словом "шанс". Но понятие шанса не выходит на уровень восприятия и поведения, поэтому мы продолжаем выяснять понятие и получаем эквивалент критерия "они дают друг другу что-то".

Репрезентативные системы. Не редки критерии, которым можно удовлетворить лишь переживаниями из репрезентативных систем. В предыдущем примере Фрэнк говорит, что знает, что учащиеся компетентны, когда может увидеть, что они способны повторить показанное. Услышать об этом или почувствовать это не столь для него важно. Ему нужно увидеть подтверждение.

Репрезентативная система является частью эквивалента критерия и, как и сам эквивалент критерия, может различаться у разных людей, использующих одноименный критерий. К примеру, кто-то распознает искренность по тону голоса, другой — по ощущениям, третий — по внешним признакам.

Подобно тому, как лингвистические ключи глагольных времен помогают нам определить временную рамку, в которой оперирует индивид, есть лингвистические ключи, способствующие обнаружению используемой человеком репрезентативной системы. Слова, обозначающие определенные репрезентативные системы (такие, как "тон", "голос", "ощущение", "видеть", "выглядеть" в предыдущих примерах), называются предикатами. Ниже даны примеры наиболее распространенных предикатов в рамках репрезентативных систем. (Вкусовые и обонятельные объединены, так как большинство не делает различий в этих ощущениях).

Визуальный — ясный, сфокусированный, картина, видение, туманный, сияние, представление, наблюдать, вид, взгляд, показаться.

Кинестетический — чувство, теплый, схватывать, натыкаться, гладкий, грубый, твердый, наощупь, расслабленный, напряженный.

Слуховой — слышать, гармоничный, громкий, болтать, скулить, настраиваться, слушать, говорить, кричать, усиливать.

Вкусовой (Обонятельный) — вкус, аромат, горький, вонять, пахнуть, нюхать, сильный запах, привкус.

Рассмотрим роль репрезентативных систем на примере ситуации с Дэном, дизайнером интерьера, где он задает вопросы Брайану и Сью относительно декора их гостиной.

Дэн: Так что вы надумали?

Сью: Хочу, чтобы в комнате было очень удобно.

Дэн: Так, как вы определите, что в ней удобно?

Сью: Знаете ли, когда мягко и тепло; когда можно прильнуть к чему угодно.

Дэн: А для вас это как звучит, Брайан?

Брайан: Ну, я не знаю, мне бы не было удобно, если бы все выглядело неопрятно.

Дэн: Неопрятно?

Брайан: Ну, когда кругом валяются подушки.

Дэн: Так, что вы считаете удобным?

Брайан: Когда у всего ясно отведенное место. Я не против теплых цветов, но они должны быть чистыми, яркими, четкими.

Эквиваленты критерия удобной гостиной у Брайана и Сью явно разные, но поражает также определенность репрезентативных систем, удовлетворяющих их критериям. Для Сью это кинестетика (мягкий, теплый, прильнуть). А вот для Брайана — система визуальная (выглядело, ясно, цветов, яркий, четкий).

Идентификация подходящей информации репрезентативной системы является, как выясняется, простым определением предикатов, используемых для описания тестов, критериев и эквивалентов критериев<^>1<D>.

Референтные категории.

Референтная категория определяет базу данных, используемую для оценки критериев в рамках определенной оперативной формы. Референции могут быть из прошлого, настоящего или будущего; истинными и надуманными; личностными или информативными. Выявляя референции, мы просим субъекта рассмотреть основу (переживания и информационные источники), используемую им при оценке критерия. Вопросы, выявляющие данные, могут быть следующими.

— На чем основывается ваше заключение (или решение, ощущение и т.д.), что это (критерий)?

— Какой информацией вы пользуетесь (пользовались), чтобы узнать, что вы (критерий)?

Подобные вопросы задаются по каждому критерию в рамках оперативной формы, поскольку база данных для разных критериев может быть разной даже в пределах одного теста. Субъект описывает свои референции, а мы внимательно отслеживаем глагольные имена, используемые им при описании. Глагольные времена говорят, с чем связаны референции — с прошлым, настоящим или будущим.

МЛ: На чем основывается ваше заключение, что вы не хороший студент?

Арт: Я все время старался и ничего у меня не выходило.

Арт использует референции прошлого, на что показывает прошедшее время "старался", "не выходило".

МЛ: Какой информацией вы пользуетесь, чтобы узнать, что выучили что-то новое?

Сью: Все просто, насколько это поможет мне в жизни.

Сью использует референции будущего, о чем говорит будущее время "поможет". В работе по определению необходимо отделять информацию о референциях от любого вступления к референции или ее объяснений.

МЛ: На чем основано ваше решение?

Джим: Ну, на том, как смогли бы все обернуться к лучшему. Я так и делал в прошлый раз.

В этом примере представлены временные рамки и будущего, и прошлого, но каждая описывает разные аспекты переживаний Джима. Когда Джим говорит о своей референции ("как смогло бы все обернуться к лучшему"), он показывает через будущее время "смогло бы", что использует референцию будущего.

Прошедшее время "делал" принадлежит к пояснительной фразе, следующей после определения им референции. Это не к тому, что субъект всегда реагирует, включая свои понятия о референциях во вступления или пояснения. Но иногда это встречается, поэтому, прежде чем отмечать временную рамку референции, необходимо тщательно отобрать описание самой референции из высказываний субъекта.

Истинные и надуманные референции.

Обычно вполне понятно из описания референции, взята она из истинного или из надуманного переживания. Как говорилось в главе 5, если референция относится к будущему, значит она надуманна. Соответственно, если референция относится к воображению о чьих-то чувствах, восприятиях или переживаниях, то она также надуманна. Если есть какие-то сомнения в истинности референции, можно выяснить это, задавая вопросы.

— Вы на самом деле переживали (или это на самом деле было) или вы представили это, или прочли и услышали, а потом представили?

Помните, здесь вы выясняете, не то, что референция кажется реальной, а есть ли под ней реальное основание.

Личностные и информативные референции.

Отделение личностных от информативных референций включает различение субъектом ощущений и эмоций референтного переживания от простого знания об этих ощущениях и эмоциях, не переживая их. Выявление такого различия осуществимо с помощью вопросов.

— Вспоминая об этом, возникают у вас те же чувства, что и тогда, или вы просто вспоминаете происшедшее?

— Представляя это, вы чувствуете, как это ощущалось бы, или вы видите себя, делающим это, или, может, просто описываете для себя, что вы делали бы?

— Для вас это просто информация или это живые переживания?

— Вы ощущаете, что были там, или просто помните, что там были?

— Вы чувствуете, что ощутили бы, каково быть этим человеком, или просто описываете себе, каким может быть переживание?

Вопросы, смоделированные после этих примеров, дают вашему субъекту обе возможности (личностную и информативную), а также предоставляют разницу между ними, таким образом помогая разобраться. Такая помощь не всегда необходима. Людям не обязательно сознавать свои внутренние процессы, чтобы точно рассказать о них. Мы нашли, что следующий вопрос — часто все что нужно, чтобы выявить информацию, является ли референция личностной или информативной.

— На что вы обращаете внимание, когда (оцениваете)?

Затем мы обращаемся к реакции индивида, чтобы выяснить, показывает она на сенсорное или эмоциональное реагирование, конгруэнтное оцениваемой ситуации. Например, представим, что мы болтаем с подругой, возбужденной будущим свиданием. На наш вопрос: "На что ты обращаешь внимание, когда думаешь, как проведешь время? — она отвечает: "Я волнуюсь — я могу даже ощутить его губы". Она, без сомнения, использует личностную референцию, обращая внимание на ощущения и чувства, сопутствующие ожиданиям от встречи. Представим другую подругу, которая в такой же ситуации отвечает: "Я замечаю, что люди, видимо, радуются самим себе, что я хорошо схожусь с новыми людьми, что-то такое. Думаю, как проведу время, я узнаю, когда прийду туда". Она использует информативную референцию — она обращает внимание на восприятия, познавательные процессы, внешнее поведение, а не на ощущения и эмоции, сопутствующие новому свиданию.

Ниже даны примеры проявления и определения разнообразных референций. Как и раньше, мы выделяем курсивом ключевые слова и фразы. Кроме того, определенная референтная информация будет показана в оперативных формах, в которых обычно имеет место. Использование схемы поможет познакомиться с эффектом взаимодействия референций с другими переменными.

В предыдущем разделе мы узнали о Рэе и его способности планировать веселые праздники на дни рождения детей. Рэй тестирует прошлое в отношении критериев "что бы мне понравилось" и "что сделало бы меня счастливым".

МЛ: Рэй, как вы считаете, что могло бы сделать вас счастливым?

Рэй: Я просто вспоминаю, когда мне было шесть лет и что я хотел, чтобы мама мне устроила. Я также вспоминаю праздники у других детей, на которые я ходил, которые мне нравились и которые не нравились.

Это истинные референции прошлого, переживания из его личной истории.

МЛ: Вспоминая, вы ощущаете, что вам шесть лет и вы чего-то хотите от мамы, или вы просто вспоминаете сам факт, что вы чего-то хотите от нее?

Рэй: Да-а, шесть лет. Я чувствую волнение, ожидание. Ну, вы понимаете.

Поскольку Рэй чувствует — это истинная личностная референция прошлого.

МЛ: А вспоминая праздники у других детей, те, что вам нравились и не нравились, вы ощущаете себя на этих праздниках или просто вспоминаете, что они вам нравились или не нравились?

Рэй: Помнится что я чувствовал на одних скуку, а на других, радость.

МЛ: Хорошо, но, вспоминая скучные праздники, вы ощущаете эту скуку?

Рэй: А, ну да. Ощущаю.

И опять истинная референция прошлого личностна.

Рэй — проведение успешного праздника для детей.

Планирование.

П<^>л<D> (Что я хотел)

П<^>л<D> (Участие на праздниках других детей)

П Нравится # ЭК

Радость # ЭК

П

Причина — Следствие

Что понравится детям

У Энн подход к планированию детских праздников совсем иной. Ее планирование включает тесты будущего в отношении к "радости детей" и "все как надо". Ее эквивалент критерия "радости" — это когда дети смеются, улыбаются, заняты друг другом. Ее эквивалент критерия "все как надо", — это когда праздник укладывается в отведенное время и отведенный бюджет и не слишком требует усилий.

МЛ: Откуда вы знаете, что ваш план принесет ребенку радость?

Энн: Я наблюдала за ней на нескольких праздниках, поэтому хорошо представляю, что ей нравилось, а что не нравилось.

МЛ: А что еще?

Энн: Я спрашиваю ее о плане, когда рассказываю, как все будет.

Энн описывает две референции. Первая — истинная референция прошлого ("я наблюдала за ней..."), вторая — истинная референция настоящего ("я спрашиваю ее...")

МЛ: На что вы обращаете внимание, когда она высказывает свое мнение?

Энн: На что? На то, что она говорит.

МЛ: А когда наблюдаете за ней на других праздниках?

Энн: Радостная ли она по виду, весело ей или нет... и что она потом рассказывает.

МЛ: Вы оцениваете какие-нибудь "ее" чувства от праздника?

Энн: Нет, только свой интерес.

В реакции Энн нет ничего относительно опосредованности ощущений дочери. То, что она обращена на поведение дочери, указывает на информативность ее истинных референций прошлого и настоящего.

МЛ: Откуда вам известно, что все планируемое пойдет как надо, что и времени хватит, и денег, и усилий?

Энн: Я просто представляю, как все будет.

МЛ: А если потребуется больше времени, денег и усилий?

Энн: Ну, тогда я изменю план.

Энн использует надуманные референции будущего в качестве основы для тестирования в отношении "все как надо".

МЛ: На что вы обращаете внимание, когда представляете, сколько потребуется времени, денег и усилий?

Энн: На сколько все может пойти не так... испортит ли мне все дело или все пройдет как по маслу.

МЛ: Хорошо, итак, испортит или как по маслу. Вы это чувствуете или представляете себе картину, как все будет.

Энн: Э-э, я чувствую.

Энн переживает ощущения, которые у нее были бы, если бы она на самом деле участвовала в воображаемом. Значит, надуманные референции будущего у нее личностны.

Энн — проведение успешного детского праздника.

Планирование

П<^>и<D> (Прошлые праздники)

Н<^>и<D> (Спрашиваю дочь)

Б Радость # дети смеются, улыбаются, общаются

Б

Б<^>л<D> (Представляю)

Все как надо # достаточно времени, денег, усилий

Причина — следствие

Что понравится детям

В предыдущем разделе мы говорили о Моргане, способном редакторе учебных видеороликов. Нам уже известно, что, редактируя, он тестирует будущее в отношении критерия понятности. Его эквивалентом критерия понятности является то, что материал четко разбит на звенья и каждое звено естественно является продолжением предыдущего.

МЛ: Откуда вам известно, что редактируемый материал становится понятен?

Морган: Я вижу материал глазами новичка и рассматриваю понятность с его точки зрения.

Морган основывает свою оценку на воображаемом восприятии материала глазами новичка. Это надуманная референция настоящего.

МЛ: На что вы обращаете внимание, рассматривая материал как новичок?

Морган: Как и сказал, на его понятность. Последовательны ли все звенья, и исходят ли они из предыдущих.

МЛ: Так что, когда что-то непонятно, вы просто отмечаете это или чувствуете затруднение новичка?

Морган: Я сижу, смотрю на материал глазами новичка, а когда чувствую затруднения, раздражение или скуку, просматриваю его снова и задумываюсь: "Так почему же не было понятно?"

Значит, для Моргана референция настоящего по просмотру видеоролика глазами новичка является личностной, а когда что-то непонятно, он переходит на рассмотрение видеоматериала с точки зрения редактора, делая эту новую референцию настоящего истинной и информативной.

Морган — создание хорошего видеоролика

Редактирование

Н<^>и<D> (Просматривает ролик)

Н<^>л<D><V>н<D> (Глазами новичка)

Б (в)

Б

Понятность # материал разбит на звенья в естественной последовательности.

Причина — Следствие

Редактирование

Мы уже встречались с Биллом как специалистом в торгах произведениями искусства. Нам известны два критерия, по которым он тестирует: "относительная ценность" и "самая низкая возможная цена". Для Билла относительная ценность это стоимость произведения по отношению к другим работам этого же автора. Самая низкая возможная цена означает самую лучшую цену, которую он может заплатить, все равно оставаясь при этом в хороших отношениях с дилером. Оба эти критерия оцениваются в настоящем. Важность подключения сюда критерия хороших отношений с дилером означает, что "дилер захочет снова вступить в деловые контакты со мной в благоприятном для меня аспекте". Критерий хороших отношений расценивается Биллом в тестировании будущего.

МЛ: Что является свидетельством наименьшей возможной цены?

Билл: В основном это решается тем, что я знаю, почем идут работы этого автора и каковы реакции дилера на торге.

Референцией Билла о самой низкой возможной цене является истинная информативная референция прошлого, а о реакции дилера на свое предложение — истинная референция настоящего.

МЛ: О какой реакции вы говорите?

Билл: Установлен ли контакт, не обижен ли он предложением, готов ли он, уже "созрел" и т.д.

МЛ: Хорошо, откуда вам известно, что просто готов или, скажем, "созрел"?

Билл: Видно по глазам — если у него застывший взгляд необыкновенно раскрытых глаз — значит "созрел". По темпу речи, по движениям — отрывистые, судорожные.

МЛ: А вы сами ощущаете, что значит ощущение "зрелости", когда видите или слышите такие реагирования?

Билл: Ни в коем случае. Я отмечаю и беру на заметку.

Билл просто отмечает реакции дилера, не ощущая его ажиотажа. В отношении реакций дилера у Билла информативная референция настоящего.

МЛ: А что вы отмечаете, что дает вам уверенность, что в будущем у вас с дилером останутся хорошие отношения?

Билл: Да что угодно. Его вид, как он говорит, как ведет себя.

Значит, для Билла его информативная референция настоящего на реакции дилера выступает также в качестве референции к тесту о будущих взаимоотношениях с дилером.

Билл — выгодная покупка произведения искусства

Торг

П<^>и<D> (Цены на этого автора)

Н (в, с)

Н<^>и<D> (Реакция дилера)

относительная ценность # сравнение с другими работами

наименьшая возможная цена # поддержание хороших отношений

Категория принуждения

Б (в, с)

Хорошие отношения # я ему нужен, благоприятное отношение в бизнесе

круто, но честно # благоприятное отношение; Н # Б

Сколько платить

Хэйзел всегда платит налоги вовремя. Это включает действие планирования, которое составлено из двух оперативных форм. Первая — текущая оценка, что необходимо сделать. Эквивалентом критерия "необходимо сделать" является все что угодно, у чего будут неприятные последствия, если этого не сделать. Второй шаг — это последовательность необходимого сделать, являющаяся тестом будущего в отношении "проще всего". Эквивалентом критерия "проще всего" является последовательность, требующая наименьших затрат времени и усилий.

МЛ: Как вы узнаете, что нужно сделать?

Хэйзел: Проверяя список платежей, который дает мне бухгалтер, а также вспоминаю, что необходимо было сделать в прошлом году.

МЛ: А что вы вспоминаете, когда думаете, что надо было сделать в прошлом году?

Хэйзел: Э, проверку деловых звонков по телефонным счетам, счета за обеды в деловых поездках, квитанции с почты — и все такое.

Для "необходимо сделать" Хэйзел использует истинную информативную референцию настоящего (проверяет список) и истинную информативную референцию прошлого (что необходимо было сделать в прошлом году).

МЛ: А как вы узнаете, что будет самой простой последовательностью?

Хэйзел: Я представляю, что нужно сделать и разные способы осуществления этого. Если я чего-то не знаю, то спрашиваю у моего бухгалтера или еще у кого-нибудь, кто в этом разбирается.

МЛ: Представляя, что нужно сделать, вы просто перечисляете, что нужно сделать, видите себя, как вы это делаете, или ощущаете, как это делается?

Хэйзел: Вижу, как я это делаю.

МЛ: Вы пользуетесь еще чем-нибудь, какими-нибудь сведениями или опытом в качестве основы для решения, что необходимо сделать и как это сделать проще всего?

Хэйзел: Дайте подумать. Да нет, все, как я сказала.

При оценке простейшей последовательности Хэйзел использует информативную референцию будущего (представляет, что нужно сделать; вижу, как это делаю) и иногда информативную референцию настоящего (спрашиваю).

Хэйзел — оплата налогов вовремя

Планирование

Н<^>и<D> (Проверка списка)

Н

Н

П<^>и<D> (Прошлый год)

Необходимо сделать # в противном случае неприятности

Не сделать необходимое # неприятности; Н # Б

Что делать

Хэйзел — оплата налогов вовремя

Планирование

Н<^>и<D> (Что необходимо сделать — результат предыдущей оперативной формы)

Б (в)

Б

Б<^>и<D> <v>н<D> (Сделать по-разному)

Проще всего # меньше времени и усилий

Н<^>и<D> (Спросить)

Причина — Следствие

Какой последовательностью воспользоваться

Сара голосует на всех выборах; не проголосовав, она будет чувствовать себя безответственной. Сара тестирует будущее в отношении критерия "ответственности", эквивалентом которого в данном контексте является голосование.

МЛ: На основании чего вы знаете, что ощутите себя безответственной, если не проголосуете?

Сара: Я всегда вспоминаю, как мама чувствовала себя виноватой, что не приняла участия в голосовании по школьным обязательствам, когда я была маленькой. Она была тогда очень занята. Чувствовала она себя просто ужасно, и это оказало на меня большое воздействие.

МЛ: Значит, вы считаете, что будете чувствовать себя также?

Сара: Ну да. Я всегда голосую, я знаю, что в противном случае я буду чувствовать себя ужасно. Наши родители учили нас, что голосование — это и большая привилегия, и огромная ответственность.

Сара говорит о двух референциях. Первая — истинная референция прошлого реакции ее мамы на неучастие в голосовании; вторая — надуманная референция будущего о том, что она почувствует, если не проголосует.

МЛ: Вы сказали, что неучастие мамы в голосовании оказало на вас воздействие. Когда вы вспоминаете о ее неучастии, на что вы обращаете внимание?

Сара: На ее боль и стыд за то, что не сделала то, что должна была.

МЛ: А вспоминая, вы ощущаете ее боль и стыд или просто знаете, как она чувствовала себя?

Сара: Я ощущаю это. Стыд. Вот почему на меня это так действует.

Значит, ее референция прошлого личностна.

МЛ: Хорошо. Поскольку вы всегда голосуете, откуда вам известно, что будете чувствовать себя ужасно, если не проголосуете?

Сара: Хороший вопрос. Ну, я знаю, что всегда чувствовала себя хорошо, когда голосовала, а когда я представляю, что не голосую, тогда я представляю, что почувствую себя ужасно... безответственной.

Сара описывает еще одну референцию — истинную референцию прошлого, как она чувствовала себя, когда голосовала; а референция будущего — будет личностной (я представляю, что почувствую себя ужасно).

МЛ: Когда вы вспоминаете как вам было хорошо, когда вы голосовали в прошлом, вы ощущаете эти же чувства сейчас или просто знаете, что чувствовали именно так?

Сара: Я чувствую.

Таким образом, референция прошлого об ощущениях после голосования также является личностной.

Сара — голосует постоянно

Решение

П<^>л<D> (Мама не проголосовала)

П<^>л<D> (Ее голосование)

Б (К)

Б<^>л<D> (Ее неголосование)

Ответственный # голосует

Причина — Следствие

Голосовать ли.

В отличие от Сары Вилли голосует редко. Из наших исследований нам известно, что оперативная форма, лежащая в основе его решения не голосовать, включает 2 теста. Один — это тест будущего в отношении влияния его голоса на ход событий; другой — тест настоящего в отношении личностей кандидатов.

МЛ: Что, по вашему мнению, значит "повлияет на ход событий"?

Вилли: Что я могу видеть изменение, что четыре года тому назад все не такое, как сейчас, и каким будет еще через четыре года.

МЛ: А откуда вам известно, нравится ли вам кандидат или нет?

Вилли: Известно? Да я просто знаю об этом. Нравится, значит, нравится.

Его эквивалентом критерия "повлиять" является "видеть изменения", а для критерия "нравится" эквивалентом будет эмоциональное состояния.

МЛ: Откуда вы знаете, что ваше участие в голосовании не повлияет на ход событий?

Вилли: Да знаю и все.

МЛ: Но как? Вы видите, слышите, ощущаете как-то во внешнем мире или в самом себе?

Вилли: Да поймите, ведь сколько людей. А я — песчинка. Посчитайте сами и увидите, что мой голос — ничто. Кроме того, какая разница, кто победит, все идет так же, как всегда.

Отмеченная первая референция — истинная референция настоящего (ведь сколько людей); вторая — референция прошлого о результатах деятельности прошлых администраций.

МЛ: А это вы откуда знаете?

Вилли: Да я всю жизнь в этом. Эйзенхауэр, Джонсон, Никсон, Форд, Картер, Рейган... что с того?

МЛ: Вы вспоминаете их, когда думаете, голосовать или нет?

Вилли: Еще как.

МЛ: К чему вы обращены, вспоминая этих президентов?

Вилли: Что все они одним миром мазаны и ничего нового они не сделали.

Итак, референция прошлого — информативна.

МЛ: Вот вы говорили, подсчитайте сами. Что вы имеете в виду, когда так думаете?

Вилли: Да просто числа — большие числа.

Значит, референция настоящего тоже информативна.

МЛ: Я заметил, что вы пропустили Кеннеди, когда перечисляли президентов.

Вилли: Мне он нравился.

МЛ: Почему вы считаете, что он вам нравился?

Вилли: Не знаю, был он какой-то обнадеживающий... искренний.

МЛ: А это вам откуда известно?

Вилли: Просто наблюдал и слушал, наблюдал и слушал.

МЛ: Вы наблюдали и слушали, но что вы видели, что слышали?

Вилли: Что он говорит, как он говорит. К нему я чувствовал такое доверие.

МЛ: А вот за него голосовали?

Вилли: Конечно.

Оценивая свое отношение к кандидатам, Вилли использует истинную личностную референцию настоящего.

Вилли — голосует от случая к случаю

Решение

Н<^>и<D> (Обойдетесь без меня; положение в стране)

Б (в)

П<^>и<D> (Прошлые администрации)

Повлиять # изменить

Н<^>л<D> (Реакция на кандидата)

Н

Причина — Следствие

Н (к)

Нравиться # эмоциональное состояние

Голосовать ли.

Причина — Следствие

Переменная причины — следствия выражает обусловленность отношений, в которых индивид полагается на специфическую оперативную форму. Такие обусловленные отношения могут быть между любой комбинацией внешних поведений, восприятий, эмоций, познавательных процессов, обстоятельств и т.д. Причина — следствие характеризуется тем, что "нечто" непременно, как полагают, ведет к "чему-то еще". Прием витамина С лечит простуду; мне радостно, потому что радуются все вокруг; если мне очень надо припарковать машину, значит, место обязательно найдется; чем труднее задача, тем лучше я справляюсь — все это примеры причины — следствия. В них во всех считается, что появление одного является естественным или необходимым следствием другого. Убеждения о причине-следствии — воплощение прошлого опыта, выражаемого как следствия. Если обобщить идею следствий, то причина-следствие обеспечивает основу для поступательного или возвратного взаимодействия причин и следствий. Так, человек, у которого простуда и который считает, что простуду надо лечить витамином С, расположен к принятию витамина С. Индивид, не желающий неприятных ощущений и убеждений, что боль посторонних может вызвать неприятные ощущения у него самого, на основе такого убеждения постарается избегать тех, кому больно. Человек, желающий быть лучше и считающий, что трудные задачи заставляют его собраться, будет на основе такого убеждения расположен к поиску или созданию трудных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.