Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальные способности




Прежде чем рассматривать специфику музыкальных способностей, остановимся на толковании самого понятия «способности», в том числе и в контексте психологии и педагогики.

Способности – это психические свойства личности, необходимые для успешного выполнения определенного вида деятельности. Способности бывают общими и специальными. Общие способности необходимы для выполнения любой деятельности и свойственны всем людям: говорить, дышать, думать и т.д. Общие способности не только делают успешной деятельность, которой занят человек, но и помогают ему в достижении более высокого уровня его развития. В основе способностей лежат задатки, различные у разных людей по количеству и качеству. Способности и задатки поддаются развитию и зависят от ряда условий.

Первым условием можно считать генетическую предрасположенность, о которой еще Платон говорил, что способности человека являются врожденными и все, что человек знает, является как бы воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. Ф. Гальтон в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия» утверждал, что гениальность и талантливость передается по наследству из рода в род, в частности в семействе Бахов было около 60 музыкантов, 20 из которых были признаны выдающимися. В семье Моцарта было пять музыкантов, в семье Гайдна – двое.

Вторым условием, необходимым для наилучшего проявления и развития способностей, является наличие благоприятного социального и природного окружения, в котором растет ребенок.

Третьим условием надо считать интерес, желание и возможность заниматься той деятельностью, которая соответствует склонностям человека.

Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей.

Гений – высшая степень развития таланта. И талант, и гениальность – это результат развития природных способностей, развитие которых идет значительно более быстрыми темпами, чем у простого человека.

А.С. Пушкин говорил, что талант – это, прежде всего, предрасположение к труду. А маленький Моцарт все свое детство потратил на нелегкий труд музыканта, который был для него радостью, а не тяжким бременем.

Результат деятельности талантливого человека отличается совершенством, оригинальностью, гения – принципиальной новизной.

Специальность, выбираемая музыкантом, должна соответствовать особенностям его темперамента и типу нервной системы. Необходимо учитывать преобладание правополушарного или левополушарного сознания, уровень нейротизма (психологической неустойчивости), интроверсии и экстраверсии.

Экстраверты о тличаются общительностью, обращенностью во внешний мир, легкой приспособляемостью к социальной среде. Но они могут быть излишне импульсивны, поверхностны в чувствах и склонны совершать необдуманные поступки.

Интроверты характеризуются обращенностью в свой собственный мир, склонностью к уединению. Они малообщительны, но обладают настойчивостью, глубиной чувств и размышлений. Экстраверты на эстраде чувствуют себя прекрасно. Часто ученик такого типа, доставлявший немало неприятных минут своему педагогу в повседневной работе, неожиданно «раскрывается» на эстраде. Интроверт, хороший и милый в классе, на эстраде чувствует себя «не в своей тарелке».

Положительные или отрицательные эмоции, связанные с успехом или неуспехом в процессе обучения, являются важным фактором для развития музыкальных способностей. Педагогу необходимо знать и внимательно относиться к возможностям и психологическим особенностям своего ученика.

Большинство исследователей способностей отмечают, что музыкальные способности проявляются раньше других, и вундеркиндов в музыке всегда было больше, чем в других областях. Рано проявившиеся способности будущих великих музыкантов находились почти всегда в благоприятных условиях, их развитию способствовало не только раннее обучение, но и внимание родителей и окружения. Вот почему так велика роль и ответственность родителей за судьбу будущего таланта.

Раннее обучение ребенка музыке, несмотря на общепризнанное раннее проявление способностей, сопряжено с определенными трудностями.

Трудности эти заключены в возрастных и психологических особенностей детей младшего возраста: быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, эмоциональная реактивность. Трудности эти преодолимы, если педагог владеет соответствующими методическими приемами.

Что касается сочетания музыкальных с общими наклонностями к другим видам искусства, то талантливому человеку часто свойственна разносторонняя одаренность, проявление разных граней его дарования. Так, способности к живописи были присущи Ф. Шопену, А. Пушкину, М. Лермонтову, Веберу; музыкальные – А. Грибоедову и Т. Шевченко; актерские – Н. Гоголю, Ф. Шопену. А. Бородин был композитором и химиком. Необыкновенная широта интересов и способностей отличали Аристотеля и Демокрита, М. Ломоносова и Леонардо да Винчи.

Итак, музыкальные способности сложны и многогранны. Задача родителей и педагогов помочь развиться разным природным задаткам, не увлекаясь односторонним развитием.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.