Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальный слух




 

Музыкальный слух – составная часть музыкальных способностей – всегда называется первым, даже людьми далекими от музыки.

Действительно, музыкальный слух – это то, что раньше всего обращает на себя внимание при разговоре о музыкальных способностях. Естественно, поскольку материалом музыки является звук, сначала надо обратиться к тому анализатору (термин И.П. Павлова, крупнейшего русского физиолога), который передает слуховые ощущения (звуковые колебания) нашему мозгу. Звуковые волны, достигающие органа слуха, воспринимаются им, то есть отражаются в височных долях коры головного мозга. Физиологический слух человека достаточно хорошо исследован. В общеобразовательной школе изучается строение человеческого органа слуха (ухо внешнее и внутреннее), так что в общих чертах оно известно учащимся музыкальных училищ, для которых развитие слуха сопровождает всю дальнейшую жизнь.

Физиологический слух может быть более и менее острым, что зависит и от функционирования органов слуха данного человека, и от степени его развития, и от общего состояния организма.

Однако, такие понятия, как слух физиологический и слух музыкальный, отнюдь не идентичны, и связь их между собой не только прямая и однозначная. Так, человек, обладающий тончайшим физиологическим слухом, может совсем не обладать слухом музыкальным. И, наоборот, общеизвестно, что Л. Бетховен в период написания своей Пятой симфонии почти ничего не слышал. Будучи к концу жизни совершенно глухим, он после пятой симфонии написал еще четыре симфонии и много других произведений, то есть музыкальный слух у него сохранился.

В словарях музыкальный слух определяется как «способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними» и как «основа музыкального мышления и музыкальной оценочной деятельности».

 

 

В книге Е.В. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» говорится, что «музыкальный слух в широком смысле слова – это система, включающая в себя ухо, нервные пути, ведущие в центр и от центра, моторные звенья, определенные участки в центральной нервной системе» [21, 50 ]. Как видим, музыкальный слух уже сам по себе понятие достаточно сложное.

Тремя основными характеристиками слуховых ощущений, которыми наделяется физиологический слух, считаются: высота, тембр и громкость в восприятии. Они же являются основными характеристиками музыкального звука, перечень которых можно найти в любом учебнике по элементарной теории музыки. Однако, в этом списке вторым по значимости после высоты называется обычно определенная длительность музыкального звука, но это его свойство относится к области временной организации музыки, то есть к метроритму. Следовательно, это свойство больше связано с ритмическими способностями.

Музыкальный звук, в отличие от любого другого звука, обладает определенными высотой, тембром, громкостью. Правда, и здесь, как видим, не все точно соответствует качествам того «материала», с которым «имеет дело» музыкальное искусство. Так, в музыке применяются звуки и с неопределенной высотой – например, ударных инструментов. А собственно определенность громкости всецело зависит от самого исполнителя.

Итак, сами качества музыкального звука требуют наличия от слуха таких же конкретных характеристик. Однако в этих требованиях на первое место следует поставить, очевидно, все-таки качество высотного восприятия. Тембровый слух – очень ценное свойство музыканта-профессионала, но он зависит от слухового опыта в значительно большей мере, чем слух высотный, поэтому на начальных этапах обучения не может быть таким решающим критерием, как слух высотный. Громкость же в процессе исполнения музыки допускает очень широкий диапазон применения, но, кроме того, она проще для восприятия любым слухом. Таким образом, тембровая и динамическая стороны музыкального слуха на ранних этапах обучения еще не столь важны, тогда как звуковысотный слух является в этот период основой музыкального развития.

Человеческое ухо воспринимает высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц.

Но так как в музыке применяются звуки, как правило, не выше 4000 герц, то музыканту его слуха надолго достаточно.

Изучение особенностей музыкального слуха началось в середине прошлого века. Первым трудом в этой области была книга немецкого физика, физиолога и психолога Ф. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа теории музыки». Значительное место вопросам музыкального слуха отводится также в книге Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей».

Весьма обширна литература о музыкальном слухе методического характера. Многочисленные книги и статьи посвящены различным вопросам развития слуха, отдельным его сторонам и формам работы в классе сольфеджио.

Музыкальный слух обычно разделяется на два типа: абсолютный и относительный.

Абсолютный слух – это память на абсолютную высоту звука: человек может назвать или воспроизвести самостоятельно высоту звука, а также нескольких звуков, взятых одновременно, без соотношения с другими, высота которых ему известна.

Абсолютный слух – это врожденная способность человека. Практика работы многих сольфеджистов, имевших дело с прекрасным относительным слухом, доказывает, что никакие самые разнообразные средства и приемы не смогли развить относительный слух до «абсолюта». Абсолютный слух выше относительного, однако, он не считается основной способностью музыканта. Считается, что абсолютным слухом не обладали Р. Вагнер, Р. Шуман, П. Чайковский, А. Скрябин, Э. Денисов.

В совокупности с другими компонентами музыкальных способностей хороший и хорошо развитый относительный слух может быть достаточен для профессионала высокой квалификации.

Большинство работ о слухе посвящено его развитию, различным методам и методикам, помогающим музыканту пользоваться своими природными данными. Предмет (учебную дисциплину), посвященный специально развитию слуха, – сольфеджио – Н.А. Римский-Корсаков называл «гимнастикой слуха». Если раньше понятие это заключалось только в пении по нотам, то со временем оно стало гораздо шире. Пение по нотам (сольфеджирование) является лишь одной из форм работ, применяющихся на уроках сольфеджио.

Оставаясь очень важной стороной в развитии слуха, он, тем не менее, не может быть единственным методом в этом развитии. Другими важнейшими формами работы на сольфеджио представляются слуховой анализ, интонационные упражнения и музыкальный диктант.

Слуховой анализ – это определение на слух различных элементов музыкального языка: лада, интервалов, аккордов, их сочетания между собой и др.

Интонационные упражнения, то есть пение различных элементов, помогает их освоить практически и самому воспроизвести.

Музыкальный диктант,т.е. запись по слуху музыкальных построений разного объема и трудности. Диктант является самой сложной формой работы по сольфеджио, помогающей осознать, запомнить и грамотно записать услышанное.

Основной системой слухового воспитания в российской музыкальной школе является ладовая система. Она основана на восприятии в музыке лада как главного организующего начала, на усвоении его элементов и их соотношения и на изучении его интонационных и выразительных возможностей.

Будущие педагоги-сольфеджисты подробно изучат все эти формы работы при прохождении курса методики, а знакомство со специальной литературой поможет найти в ней много полезного и необходимого в работе.

Однако не только сольфеджио развивает слух музыканта. Исполнительская деятельность является одним из важных источников развития слуха. В зависимости от специальности, то есть от того инструмента, на котором играет будущий музыкант, слух идет тем или иным путем развития, и связи здесь совершенно естественны. Так, например, слух пианиста и слух скрипача в процессе работы в классе по специальности развивается по-разному. Пианисту, играя, не приходится заботиться о чистоте интонации: он общается с инструментом, предварительно настроенным специалистом и не может во время игры менять высоту звука, соответствующего данной клавише. Скрипач же сам «творит» высоту звука в процессе игры и непрерывно должен контролировать ее слухом. Поэтому слух его развивается в основном как слух интонационный, высотный, мелодический.

 

У пианиста же, напротив, быстрее развивается слух гармонический, так как фортепиано – инструмент многоголосный, по природе своей связанный со звуковыми комплексами, аккордами. Это не значит, что у скрипача не развивается гармонический слух. Ему помогает и игра с концертмейстером, в оркестре и ансамбле.

О развитии слуха музыкантов разных специальностей, в том числе настройщиков, можно прочитать в книге Н.А. Гарбузова «Внутризонный интонационный слух и методы его развития» [ 4 ].

Интонация, ее восприятие слухом может иметь две стороны: пассивную, то есть умение услышать ее (свойство, совершенно необходимое педагогу или концертмейстеру, и в данном случае слово «пассивная» не несет в себе отрицательной характеристики), а также активную, то есть чисто спеть или сыграть на инструменте, где высота звука зависит от исполнителя. И вот здесь связь, проявляется уже не такая однозначная. Слух очень сложно связан с моторикой, самой техникой извлечения звука голосом или на инструменте. Чисто играющие на скрипке могут фальшиво петь. А бывают и парадоксальные случаи фальшивой игры на скрипке при прекрасном (абсолютном!) слухе.

О связи слуха с моторикой и роли его в работе на струнном инструменте много писали выдающиеся педагоги-скрипачи К.Г. Мострас и Ю.И. Янкелевич. Они подчеркивали теснейшее взаимодействие постоянной активности слуха с постановочными и чисто техническими моментами. Умение слушать и контролировать себя необходимы не только музыкантам, играющим на струнных инструментах, но и на всех других, в том числе и на фортепиано. Во время игры контролируется не только чистота интонации, но и тембр, и динамика, и все те стороны звука, которые необходимы для решения образных и художественных задач.

Особым свойством музыкального слуха, основанным на воображении и представлении, является внутренний слух. Деление музыкального слуха на внешний (как восприятие) и внутренний (как представление музыкального материала) соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно: восприятию явлений и воображению их. Внутренний слух вторичен, так как он опирается на внешний слуховой опыт и является своеобразным «хранилищем» этого опыта.

 

Воображение как психический процесс – это создание в своем сознании образов, явлений или предметов, которые в данный момент человеком не воспринимаются, но были восприняты им раньше. Внутренний же слух и есть такое воображение и представление.

Представление и воображение могут быть непроизвольными и произвольными. Точно также и внутренний слух может действовать как непроизвольно, так и произвольно. Музыка звучит в голове, иногда даже «преследует» нас. С этим знаком каждый, кто имеет с ней дело, не обязательно как исполнитель, но и как простой слушатель. Это непроизвольное действие нашего внутреннего слуха.

Можно заставить свой внутренний слух действовать и произвольно. Например, это необходимо при решении задач по гармонии или в работе над диктантом на уроке сольфеджио, в те промежутки времени, когда он не играется.

Внутренний слух – качество, чрезвычайно ценное для музыканта. О нем говорится во всех книгах, посвященных слуху. Бетховен в последние годы своей жизни пользовался исключительно внутренним слухом. Причем, опыт его внутреннего слуха был настолько богат, что творчески воспринятые впечатления, полученные им еще тогда, когда действовал его внешний слух, помогали ему в его композиторской работе, то есть в создании новой, еще никем не слышанной музыки. Исключительно яркое творческое воображение помогло гениальному композитору преодолеть невосполнимую, казалось бы, для музыканта потерю слуха.

Так же как и творческое воображение, музыкантам необходимо воображениевоссоздающее. Такое воображение помогает нам «слышать» музыку при чтении нотного текста только глазами, без использования инструмента или голоса. Внутренний слух, музыкальное воображение при таком чтении нот работают особенно активно. Работе музыканта с нотами без инструмента при разучивании новых произведений придавали огромное значение такие крупнейшие педагоги, как пианист Л.В. Николаев и скрипач Ю.И. Янкелевич. Для них требование мысленной работы над произведением было одной из существенных особенностей педагогического метода, дававшего такие блестящие результаты. Отличный профессиональный слух – богатство и гордость всякого музыканта.

Несколько слов о «цветном слухе». Иногда у некоторых людей возникают ассоциативные связи с разными цветами при восприятии в музыке отдельных тембров, аккордов и тональностей.

Цветным слухом обладали Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, но уже одно то, что тональность До-мажор воспринималась Римским-Корсаковым как белая, а Скрябиным как красная, говорит о том, что цветной слух – это явление чисто субъективное и не может рассматриваться как одна из основных способностей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.