КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уместное количество страданий
Мы уже знаем, что количество страданий в обществе не определяется количеством преступлений, что наказание - это не просто кара за злодеяние, что уровень наказаний не определяет уровня преступности и что право не является орудием управления. Все это также освобождает нас от груза утилитарности. Даже тем, кто придерживается утилитарной точки зрения на наказание, стало ясно, что выбор имеется. Всем остальным это было ясно с самого начала. Но эта свобода ставит и новые проблемы. Если наказание не является порождением преступления, как следует определять уместное для данного конкретного общества количество страданий? Мы свободны, но четких установок у нас нет. Может быть, в тюрьмах должно сидеть больше людей? Может быть, пятая часть мужского населения или, например, третья? Почему бы не ввести снова публичные порки? Или следует шире применять высшую меру наказания? Ответ найти можно. Можно, если мы попытаемся сохранить близость институтов права к остальным культурным институтам. Уместное количество страданий - это никоим образом не вопрос практической выгоды, не вопрос контроля над преступностью. Это культурная проблема, проблема выработки стандартов, основанных на ценностях. Существуют два основных подхода к данной проблеме. Первый - создание пенитенциарных теорий, опирающихся на непререкаемые авторитеты. В основе утилитарных теорий лежит концепция государства. А большинство неутилитарных теорий базируется на заветах Господа, на книгах пророков и так далее. Согласно их концепциям, истина дана высшим авторитетом и находится где-то вовне, задача ученого - перевести эту истину на современный язык. Утилитарист провозглашает идеи государства, не утилитарист - Господа. Но государство может подмять под себя даже культурные перспективы. Гитлер лично занимался вопросами искусства, в особенности музыки и живописи. Но ему были важны и другие культурные аспекты. Они должны были выражать государственные идеи, поэтому решения по ним должно было принимать государство, то есть он. У Франко, Муссолини и Сталина были те же наклонности. Альтернативой концепции права как чего-то уже существующего, данного Господом или природой, является концепция, рассматривающая основные принципы правосудия как уже существующие, но требующие постоянной переработки конкретных установок. В этом случае правосудие не состоит из готовых принципов, которые следует извлекать с помощью методов, принятых в правоведении и других общественных науках, а оно основано на общих представлениях, которые каждое последующее поколение формулирует в качестве правовых принципов. По этой концепции каждый человек рассматривается как нравственная единица, и, если рассматривать это в связи с естественным правом, каждый из нас является пророком. Наказание можно рассматривать как то, что отражает наши представления, нашу систему ценностей. Следовательно, оно регулируется системой стандартов, которые люди применяют в повседневной жизни, решая, что можно делать с другими людьми, а что нельзя. Это стандарты, которые действительно применяются, а не только выявляются через опросы общественного мнения. Степень и способ наказания являются зеркалом, в котором отражены стандарты, главенствующие в обществе. Поэтому перед каждым из нас должен стоять вопрос: позволяет ли мне мой набор ценностей жить в государстве, представляющего меня именно таким образом? Национальный театр в Осло представляет меня как норвежца. Так же как Генрик Ибсен и Эдвард Григ. Так же, как и то, что после Второй мировой войны мы казнили 25 преступников. Казнь Квислинга - это тоже часть меня. Так же, как и огромное количество заключенных, называемое в нашей стране «оскорблением цивилизованного общества». Но, поскольку я являюсь представителем западного культурного сообщества, меня с какой-то стороны представляет и то, что происходит в США. В определенной степени частью меня является и то, что мои культурные родственники считают возможным делать со своими согражданами. Совершенно необязательно иметь Национальный театр или деньги на финансирование художников. Аргументы в пользу этого основываются на принятой системе ценностей. Я считаю, что их иметь нужно, хоть это и очень дорого. То же стоит и за критикой некоторых форм наказания. Отрубать пальцы преступникам сейчас уже кажется неправильным. До 1815 года мы считали это приемлемым, но потом это наказание было исключено из уголовного кодекса. Я считаю неправильным и то, что 2800 человек сидят в тюрьме. Мы вольны решать, какую степень страдания мы находим приемлемой. Указаний на этот счет нет, все определяется только системой ценностей. Те из нас, кто работают в сферах, близких к пенитенциарной системе, несут определенную ответственность, но не в качестве экспертов. Будучи криминологом, я считаю, что мои функции схожи с функциями литературного или художественного критика. Сценарий последовательностью не отличается. Авторы - к примеру, правовой комитет в стортинге - находятся в такой ситуации, что от них не приходится ждать приемлемого описания глубины проблемы, к которой они обратились. Правовая система, в которой нет места для маневра, создает сценарии и спектакли, схожие с теми, которые создаются в тоталитарных государствах. Все предсказуемо, все делается в угоду правителям. Правители, а в демократических странах - политики, всегда пытаются создать впечатление, что перед ними стоят рациональные задачи и утилитарность мышления важна и необходима. Мы, работники культуры, или, как сказали бы жители Восточной Европы, представители интеллигенции, выдвигаем противоположную задачу: разрушить этот миф и вернуть происходящее в сферу деятельности культуры. Возникает ряд серьезных моральных проблем, связанных с тем, кого и за что следует избавлять от страданий. Единственными экспертами в этой области могут быть философы. Но они слишком часто заявляют, что проблемы эти очень сложны и возможности действовать у нас нет. Нам надо думать. Возможно, это не худшая альтернатива, тем более, что на другой чаше весов - избавление от страданий.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |