Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права на исполнение




 

Статья 1313. Исполнитель

В ст. 1313 ГК подчеркивается, что исполнителем может быть признано только физическое лицо. Его характеристика в качестве автора исполнения обосновывает признание за ним наряду с имущественными правами (исключительным правом) и личных неимущественных прав. Само исполнение является результатом творческого труда актера, певца, музыканта, танцора или другого лица. Выражение "или другого лица" указывает, что содержащийся в статье перечень конкретных творческих профессий носит примерный характер, т.е. под него подпадают профессии дикторов на радио, конферансье на концертах, ведущих телевизионных передач и т.д.

Статья содержит перечень действий, совершение которых дает право именоваться артистом-исполнителем. Исполнитель играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте. В тех случаях, когда танцор исполняет танец, поставленный хореографом, т.е. участвует в исполнении произведения искусства, он становится артистом-исполнителем. Законодатель прямо указывает, что исполняться должно произведение литературы, искусства или народного творчества, либо исполнение должно представлять собой выполнение эстрадного, циркового или кукольного номера. Солистом при этом быть не обязательно, достаточно участия в исполнении. Сеансы гипноза, шахматной игры или совершение иных действий, которые не укладываются в предложенную схему исполнения, не ведут к возникновению исполнительских прав у лиц, их совершающих, так как они не являются исполнителями с точки зрения закона.

Законодатель квалифицировал в качестве "исполнительских" права, возникающие у режиссера-постановщика спектакля, а также иного лица, независимо от названия занимаемой должности (продюсер, директор), которое осуществило постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления. Самостоятельные права на исполнение музыкальных произведений, которыми он дирижировал, возникают также и у дирижера.

 

Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение

1. Регулирование прав на совместное исполнение в России на законодательном уровне предпринимается впервые. Понятие соисполнителя законом не вводится. При исполнении актерами пьесы, танцорами балетной партии, оркестрантами, играющими каждый на своем инструменте, музыкального произведения - роль каждого исполнителя по-своему индивидуальна, совместным является только результат.

Права на совместное исполнение как творческий результат возникают независимо от того, является ли такое исполнение неделимым (неразрывным) целым или состоит из элементов, каждый из которых может быть использован самостоятельно.

2. Порядок осуществления прав на коллективное исполнение урегулирован законом. Согласие на использование коллективного исполнения дает руководитель коллектива. Таковым в отношении оркестра обычно считается дирижер, в отношении хора, танцевального ансамбля - художественный руководитель.

В том случае, когда у исполнительского коллектива нет руководителя в смысле ст. 33 ТК, т.е. лица, уполномоченного от имени работодателя заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с членами коллектива исполнителей, исполнительские права осуществляются совместно членами исполнительского коллектива. Лицо, уполномоченное давать разрешения на использование совместного исполнения, может быть определено в соглашении между членами исполнительского коллектива.

Запретить использование результата совместного исполнения член исполнительского коллектива, не обладающий правом действовать от имени всего коллектива, не может. Единственное исключение - это наличие "достаточных" оснований. Таковыми могут быть признаны обстоятельства, доказывающие, что использование результата конкретного исполнения наносит ущерб чести, достоинству и деловой репутации исполнителя как члена исполнительского коллектива.

Самостоятельным объектом охраны является элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов исполнения. В том случае, когда у такого элемента есть единоличный исполнитель, а соглашение между членами исполнительского коллектива это прямо не запрещает, такой элемент может использоваться создавшим его исполнителем самостоятельно. Это направлено на выделение исполнения солистов из общей массы результата коллективного исполнения.

3. Распределение доходов от использования совместного исполнения может осуществляться на основании соглашения между исполнителями. В отсутствие соглашения о распределении доходов оно делится поровну между исполнителями в соответствии с обычаями профессии по правилам, установленным обществами по коллективному управлению правами артистов исполнителей в стране получения дохода.

4. В случае, когда совместное исполнение образует неразрывное целое, право на защиту смежных прав принадлежит каждому исполнителю. Для обращения за судебной защитой личных неимущественных прав либо исключительного права доверенности от других исполнителей не требуется.

 

Статья 1315. Права исполнителя

1. В ст. 1315 ГК перечисляются виды прав, принадлежащих исполнителю, и принципы их использования.

Исполнителю принадлежит исключительное право на исполнение. Такое исполнение может быть как собственным, так и коллективным (ст. 1314). Содержание исключительного права на исполнение раскрывается в ст. 1317. Особенности охраны личных неимущественных прав исполнителя выделены в отдельную ст. 1316. Сроки действия исключительного права, обращение взыскания на исключительное право и использование его по лицензии, правовое положение исполнений при выполнении служебного задания, территориальное действие права на исполнение урегулированы соответственно в ст. 1318-1321 ГК.

Наряду с исключительным правом на исполнение, которое носит имущественный характер, а, следовательно, может быть объектом договоров о распоряжении исключительным правом (ст. 1233 ГК), с применением к ним общих положений об обязательствах (ст. 307-419) и о договоре (ст. 420-453), исполнителю принадлежат личные неимущественные права, которые не участвуют в гражданском обороте, являются неотчуждаемыми и охраняются в порядке, предусмотренном ст. 1251. К ним относятся:

- право на авторство, т.е. право признаваться автором исполнения;

- право на имя, т.е. право исполнителя указывать свое имя на экземплярах фонограммы, а также в иных случаях использования исполнения. Когда исполнение носит коллективный характер, исполнитель вправе требовать указания наименования коллектива исполнителей. Право на имя не действует в тех случаях, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или коллектива исполнителей (например, в рекламе, мобильном контенте средств связи и т.п.). Использованный законодателем термин "исключает" предполагает, что невозможность должна носить объективный технический характер;

- право на неприкосновенность исполнения отличается от права на неприкосновенность произведения. Неприкосновенность исполнения охраняется только применительно к записи исполнения, сообщению в эфир или по кабелю, когда вносимые изменения приводят к извращению смысла или нарушению целостности восприятия исполнения. За пределами данных способов использования неприкосновенность исполнения не охраняется. Снабжение записи исполнения без согласия автора комментариями, дополнениями, иллюстрациями иными дополнительными материалами не считается нарушением неприкосновенности исполнения. Напротив, любое вторжение в ткань самого исполнения требует предварительного письменного согласия автора. Действовавшее до 1 января 2008 г. правило, что неприкосновенность исполнения охраняется лишь тогда, когда изменения представляют собой посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию исполнителя, отменяется.

В п. 10.2 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 разъясняется, что в случаях, установленных ГК, право на вознаграждение сохраняется у исполнителя фонограммы и тогда, когда исключительное право ему не принадлежит, а равно у обладателя исключительного права, если оно существенно ограничено (ст. 1326 ГК).

2. Для осуществления прав на исполнение необходимо соблюдение авторских прав, т.е. использование исполнения не должно вести к нарушению авторских прав. Разрешение исполнителя на использование исполнения не снимает необходимости получения надлежащего разрешения авторов.

3. Права исполнителя не зависят от судьбы авторских прав. Так, в тех случаях, когда речь идет об исполнении произведений фольклора, где авторских прав нет в наличии, или произведений, срок охраны исключительного права на которые истек, т.е. авторское право перестало действовать, права исполнителя на созданные исполнения подлежат охране.

 

Статья 1316. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя

1. В соответствии со ст. 9 Вводного закона IV авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана исполнению в момент его создания. Не считается нарушением неприкосновенности исполнения его изменения, обусловленные техническими характеристиками записывающих, принимающих и передающих устройств.

2. Исполнитель может в завещании указать любое лицо, независимо от того, является ли такое лицо его наследником, которому поручается охрана имени и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя. Согласно ст. 1134 ГК согласие гражданина быть исполнителем содержащегося в завещании поручения должно быть подтверждено. Делается это в виде надписи на завещании или заявления, поданного нотариусу в течение месяца после открытия наследства. Совершение в течение месяца со дня открытия наследства действий по выполнению такого поручения приравнивается к согласию. Полномочия лица носят пожизненный характер. Они могут быть прекращены решением суда по просьбе исполнителя поручения или наследников исполнителя при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению такого поручения.

При отсутствии таких указаний в завещании или отказе назначенного лица от исполнения поручения либо его смерти пожизненные полномочия по охране авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения переходят к наследникам и их правопреемникам. Охрану авторства, имени и неприкосновенности исполнения может взять на себя любое иное лицо, доказавшее свой признаваемый законом интерес.

 

Статья 1317. Исключительное право на исполнение

1. Исключительное право использовать исполнение в смысле ст. 1229 ГК означает право использовать исполнение самому или разрешать его использование другим лицам любым не противоречащим закону способом, включая право отчуждать исключительные права на исполнение в смысле ст. 1233. Разрешение на использование должно быть выражено в четкой, недвусмысленной форме в письменном виде. Отсутствие запрета не считается согласием или разрешением на использование исполнения. Формулировка "в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи" означает, что перечисленные в нем способы использования не ограничивают возможность использовать исполнение иным образом.

Исполнитель может распорядиться исполнением, передав исключительное право на него в полном объеме (ст. 1234), или передав его приобретателю на определенных условиях, установленных в лицензионном договоре (ст. 1235), выбрав один из видов лицензионных договоров (ст. 1236) применительно ко всем или части правомочий исполнителя в любой их комбинации.

2. Выделяется девять способов использования, для каждого из которых на дату принятия части четвертой ГК существует самостоятельный рынок, что позволяет им быть объектами отдельного соглашения. Способы использования исполнения, прямо не указанные в лицензионном соглашении, считаются не переданными (ст. 1235). Если пределы передаваемых прав не определены в лицензионном соглашении, они действуют на всей территории РФ в течение пяти лет, но не более, чем срок действия исключительного права лицензиата (п. 3, 4 ст. 1235). Так, использованием исполнения считается:

1) сообщение в эфир - представляет собой один из самостоятельно охраняемых способов сообщения исполнения для всеобщего сведения. Под сообщением в эфир, в смысле ст. 1317 ГК, понимается передача исполнения по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции). Кабельное телевидение, Интернет, радио и телевещание к сообщению в эфир не относятся. В ГК уточняется, что использование имеет место независимо от фактического приема исполнения публикой. Достаточно, чтобы действиями пользователя была создана такая возможность. В отличие от стран Европейского Союза, где в соответствии с Директивой 93/83ЕЭС от 27 сентября 1993 г. право передачи через спутник является самостоятельным правомочием исполнителя, сообщение в эфир через спутник включено в право исполнителя на сообщение в эфир;

2) сообщение по кабелю - выделено в самостоятельный вид использования. К нему отнесены все виды использования с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств, независимо от того, как потребитель воспринимает исполнение с помощью звука, изображения, или в их сочетании;

3) запись исполнения - дача разрешения на запись является самостоятельным правомочием исполнителя. Под записью понимается любая фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме. Записью считается все, что позволяет отделить исполнение от места и времени его совершения. Запись исполнения дает возможность осуществлять его неоднократное восприятие (когда речь идет о специальных приспособлениях, обеспечивающих сообщение их слабовидящим или слабослышащим), его воспроизведение на любых материальных носителях, известных сегодня либо могущих появиться в будущем, включая фиксацию их в памяти ЭВМ или другого технического устройства, позволяющего сообщать исполнение лицам, которые не находятся в месте исполнения одновременно с исполнением;

4) воспроизведение исполнения - представляет собой отдельное правомочие исполнителя давать разрешение на использование записи исполнения, при котором происходит изготовление одного и более экземпляра фонограммы с записью исполнения или ее части. При этом запись исполнения на любом электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, позволяющих осуществлять его воспроизведение, приравнивается к воспроизведению. Не считается воспроизведением и не требует получения разрешения правообладателя на воспроизведение такое использование записи исполнения, где воспроизведение исполнения носит: а) временный характер; б) является неотъемлемой частью технологического процесса, чья единственная цель в) состоит в использовании записи или доведения исполнения до всеобщего сведения, на которое получено разрешение правообладателя;

5) распространение записи исполнения - самостоятельное правомочие исполнителя давать разрешение на продажу или иное отчуждение, при котором происходит переход права собственности на материальные носители записи исполнения, независимо от того, идет ли речь об оригинале (первоначальной записи) или экземпляре исполнения в копии;

6) исполнителю принадлежит право давать разрешение на совершение любых действий, позволяющих доводить запись исполнения до всеобщего сведения независимо от того, какие технические средства, предусмотренные подп. 1 и 2 п. 2 ст. 1317 ГК, для этого используются;

7) размещение записи исполнения в сети "Интернет", обеспечивающее любому лицу возможность получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору. Использование исполнения в автономной локальной компьютерной сети или сети с кодированным доступом является сообщением исполнения по кабелю;

8) публичное исполнение записи исполнения с использованием технических средств. Публичным считается сообщение исполнения неопределенному круг лиц в месте, отвечающем одному из следующих критериев: открытость для свободного посещения или присутствие значительного числа лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Место восприятия сообщения исполнения и его одновременность с выступлением исполнителя не имеют значения для квалификации используемого права;

9) самостоятельно охраняемым правомочием исполнителя является право осуществлять самому или давать разрешение на прокат (временное предоставление за плату) оригинала или экземпляров записи исполнения. Прокат записей исполнения регулируется нормами ст. 626, 627 ГК.

3. Исключительное право на исполнение считается исчерпанным (т.е. вошедшим в гражданский оборот с согласия правообладателя в смысле ст. 1229 ГК) в тех случаях, когда запись исполнения произведена с согласия исполнителя, и используется в тех же целях, для которых она была выполнена. Это означает, что при заключении договора с исполнителем на произведение записи необходимо указать предусмотренные п. 2 ст. 1317 виды использования такой записи. Использование записи исполнения вне тех видов использования, которые письменно согласованы при ее проведении, является нарушением исключительного права на исполнение.

4. Договор с исполнителем, касающийся его участия в создании аудиовизуального произведения, предполагает согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения независимо от того, записано такое согласие в договоре или нет. Напротив, отсутствие в договоре с исполнителем согласия исполнителя на отдельное использование зафиксированных в аудиовизуальном произведении звука исполнения, изображения исполнителя или того и другого вместе означает, что такое использование записи исполнения не передано и остается в распоряжении исполнителя. В п. 45 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 судам разъясняется, что данная норма относится к порядку законного использования звука или изображения. Отдельное использование звука или изображения при отсутствии прямого указания на предоставление такого права в договоре является нарушением исключительного права использования исполнения и в том случае, если соответствующий договор был заключен до момента, когда это требование было установлено законодателем сначала в Законе об авторском праве, а потом в ГК.

5. Использование исполнения третьими лицами не снимает с них необходимости соблюдения прав авторов исполняемых произведений. Это означает, что третьи лица, использующие исполнения, несут ответственность за нарушение авторских прав, если такое нарушение было допущено в исполнении.

 

Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние

1. Новеллой, установленной ст. 1318 ГК, является то, что теперь срок действия исключительного права исполнителя действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Ранее срок действия смежных прав, установленный ст. 43 Закона об авторском праве был ограничен 50 годами после первого исполнения или постановки. То есть срок действия исключительного права на исполнение теперь продлен по сравнению с ранее действовавшим.

Такое нововведение является важным для молодых исполнителей, так как в силу ранее действовавших норм срок действия прав на исполнение, осуществленное в раннем возрасте, прекращался еще до истечения жизни такого исполнителя.

Каждое живое исполнение произведения считается "первым" (вновь осуществленным) для целей исчисления срока действия исключительных прав на это исполнение, и в отношении каждого нового живого исполнения начинает течь свой срок охраны. Отсчет срока действия исключительного права на исполнение начинает течь с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю (п. 1 ст. 1318 ГК).

Можно сказать, что такое увеличение срока действия авторского права действует в защиту прав исполнителей и их наследников, но дано в ущерб обществу, из общественного достояния которого право на исполнение возвращается в сферу частного права.

Такой принцип увеличения срока действия авторского права по сравнению с ранее действовавшим имел место и раньше, в том числе когда были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и далее - Закон об авторском праве*(195), а также изменения к нему в 2004 г.*(196) Правда, изменения 2004 г. не увеличили срок действия исключительных прав на объекты смежных прав, оставив его равным 50 годам.

Установленный ст. 1318 ГК срок действия исключительного права на исполнение корреспондирует нормам международных договоров. Так, согласно ст. 17 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам срок охраны, предоставляемой исполнителям по этому Договору, продолжается, по крайней мере, до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором исполнение было записано на фонограмму. Согласно ст. 14 (п. 5) Соглашения ТРИПС срок охраны, предоставляемый по этому Соглашению исполнителям, составляет, по меньшей мере, до конца периода в 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись или имело место исполнение. Одновременно с этим Римская конвенция устанавливает в ст. 14, что срок охраны, предоставляемой в соответствии с указанной Конвенцией, длится, по меньшей мере, до конца 20-летнего периода, исчисляемого с конца года, в котором была осуществлена запись: а) для фонограмм и включенных в них исполнений; б) имело место исполнение - для исполнений; не включенных в фонограммы; в) имела место передача в эфир - для передач в эфир.

Приведенные диспозитивные нормы международных договоров предусматривают для их участников возможность законодательного установления более длительного срока действия исключительного права на исполнение.

Необходимо учесть, что согласно ст. 6 Вводного закона IV сроки охраны прав, предусмотренные в том числе ст. 1318 ГК*(197), применяются в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г. Здесь также указано, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона об авторском праве, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано - со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений (см. ст. 1281 ГК).

Вопросы исчисления сроков правовой охраны авторских и смежных прав постоянно возникают в судебной практике. Соответствующие разъяснения были даны ВС РФ по вопросам судебной практики, возникающим у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах (см. постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15). Эти разъяснения значительным образом помогли судам и правообладателям в разрешении спорных вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дел данной категории, в том числе связанных с разрешением вопросов о сроках действия авторских и смежных прав. Принцип расчета срока действия авторских прав, приведенный ВС РФ, актуален и после вступления в силу части четвертой ГК.

Так, ВС РФ в п. 34 постановления от 19.06.2006 N 15 дал общие разъяснения, применимые к объектам авторских и смежных прав, указав, что при исчислении сроков охраны авторского права и (или) смежных прав необходимо иметь в виду, что эти сроки определяются по законодательству, действовавшему на момент возникновения прав с учетом изменений, внесенных последующими нормативными актами. Так, Закон об авторском праве увеличил установленный ГК РСФСР 25-летний срок охраны авторского права до 50 лет. ФЗ от 20.07.2004 N 72-ФЗ срок действия авторского права увеличен до 70 лет (ст. 27 Закона об авторском праве). Данный срок применяется лишь к авторскому праву, для смежных прав срок охраны составляет 50 лет (ст. 43 Закона).

Срок действия авторского права и (или) смежных прав применяется во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права и (или) смежных прав не истек к 1 января 1993 г. (п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 09.07.1993 N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"*(198)), в том числе и для произведений, на которые истек 25-летний срок охраны. Вместе с тем в отношении авторских прав ВС РФ указал, что если ранее установленный 50-летний срок охраны авторского права истек до 26 июля 2004 г. - даты официального опубликования изменений, внесенных в Закон об авторском праве, то 70-летний срок охраны к этим произведениям не применяется. Исчисление сроков охраны авторских и (или) смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Таким образом, ВС РФ поставил точку в подвергавшемся разногласиям вопросе об исчислении сроков действия авторских и смежных прав. Этот принцип исчисления сроков положен в основу применения как ст. 1318, так и ст. 1281, 1327 и 1331 ГК, посвященных вопросам исчисления сроков охраны авторских и смежных прав.

2. Пункт 2 ст. 1318 ГК сохраняет ранее действовавшее правило увеличения срока действия исключительного права исполнителя, который был репрессирован и посмертно реабилитирован. Срок действия исключительного права на исполнение считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации такого исполнителя.

3. Тот же принцип увеличения срока действия исключительного права на исполнение закреплен в п. 3 ст. 1318 ГК, применительно к правам исполнителя, который работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней. 50-летний срок действия исключительного права на исполнение продлевается на четыре года. Такое увеличение срока имело место ранее - было закреплено в ст. 43 Закона об авторском праве и сохранено в п. 3 ст. 1318 ГК.

4. Статья 1318 ГК устанавливает, что к переходу исключительного права на исполнение по наследству соответственно применяются правила ст. 1283 ГК.

5. Истечение срока охраны объектов смежных прав означает их переход в общественное достояние. Ранее это правило не было специально прописано в ст. 43 Закона об авторском праве, но впоследствии нашло специальное отражение в обозначенном выше постановлении Пленума ВС РФ и теперь прямо предусмотрено п. 5 ст. 1318 ГК.

Перешедшие в общественное достояние объекты смежных прав могут свободно использоваться любым лицом без выплаты вознаграждения. При этом лицами, использующими произведения или объекты смежных прав, должны соблюдаться личные неимущественные права, которые действуют бессрочно. В ст. 1318 ГК дается указание на то, что к исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 ГК.

 

Статья 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии

1. Статья 1319 ГК содержит норму о том, что на принадлежащее исполнителю исключительное право на исполнение произведения не допускается обращение взыскания. Или иными словами, если исключительное право принадлежит исполнителю, то на него не может быть обращено взыскание. Это правило действует также в отношении наследников исполнителя, их наследников и т.д. в пределах срока действия исключительного права. Положения п. 1 ст. 1319 ГК призваны усилить правовое положение исполнителя. Аналогичная норма закреплена в ст. 1284 ГК, которая посвящена правам автора произведения.

Исполнение неделимо связано с личностью его автора - физического лица, в этой связи вполне логично, что именно право исполнителя здесь выделено из всего перечня объектов смежных прав, предусмотренного ст. 1304 ГК, и в отношении которого закреплено ограничение на обращение взыскания.

Предусмотренные п. 1 ст. 1319 ограничения обращения взыскания на исключительное право, принадлежащее самому исполнителю или его наследникам, расширяют перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, предусмотренный ст. 446 ГПК. При этом п. 1 ст. 1319 ГК предусматривает, что взыскание может быть обращено на:

- на права требования исполнителя (его наследников) к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на исполнение;

- на права требования исполнителя (его наследников) как лицензиара по лицензионным договорам;

- на доходы, полученные исполнителем (его наследниками) от использования исполнения.

2. В п. 2 ст. 1319 ГК, как и по аналогии в п. 2 ст. 1284 ГК, за исполнителем закреплено преимущественное право приобретения права лицензиата на использование произведения, если на него обращено взыскание и оно продается с публичных торгов. Можно предположить, что это право исполнителя действует также в случае продажи с публичных торгов и исключительного права на исполнение.

Несмотря на то что предусмотренное п. 2 ст. 1319 ГК право исполнителя является новым, представляется, что при реализации его на практике необходимо руководствоваться общим порядком, предусмотренным ГК, и правилами, установленным для проведения публичных торгов Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В частности, в данном случае подлежат также применению правила, предусмотренные ст. 250 ГК о преимущественном праве покупки, а также ст. 448 ГК об организации и порядке проведения торгов.

 

Статья 1320. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания

Статья 1320 ГК определяет, в каком порядке распределяются права на исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания. ГК указывает на то, что в отношении исполнений, созданных в порядке выполнения служебного задания, применяются правила, которые касаются служебных произведений.

В ранее действовавшем законодательстве этот вопрос не был прямо урегулирован, что создавало правовую неопределенность.

По аналогии со служебными произведениями в случае создания исполнения в порядке выполнения служебного задания по общему правилу исключительные права переходят работодателю. За исполнителями в данном случае сохраняются лишь неимущественные права. Это правило применяется также и в том случае, если имеет место совместное исполнение.

Вместе с тем исполнители могут приобрести исключительные права, если это будет предусмотрено их договором с работодателем, а также если работодатель в течение трех лет с момента передачи ему исполнения не совершит в отношении него одно из действий, перечисленных в абз. 2 п. 2 ст. 1295 ГК, а именно: не начнет использование исполнения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит исполнителю о сохранении исполнения в тайне.

Исполнители имеют право на вознаграждение за использование работодателем исполнения, созданного в порядке выполнения служебного задания. Размер и порядок выплаты такого вознаграждения должны определяться соответствующим договором, а при недостижении соглашения - судом.

Если исключительное право на служебное исполнение вследствие его неиспользования работодателем перейдет к исполнителю, работодатель сохраняет право на использование исполнения способами, которые были обусловлены служебным заданием.

 

Статья 1321. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации

Статья 1321 ГК конкретизирует общие правила действия исключительных прав на территории РФ (ст. 1231) применительно к исполнению. В ней сохранены нормы, касающиеся сферы действия смежных прав, п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве. Субъектами исключительного права на исполнение в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК являются артисты-исполнители, дирижеры и режиссеры-постановщики спектаклей. В ст. 1313 уточняется, что под артистом-исполнителем понимаются актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера. Понятие "режиссер-постановщик спектакля" распространяется на любое лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления, независимо от наименования должности.

Основания предоставления правовой охраны исполнению:

- российское гражданство исполнителя. В таком случае время приобретения российского гражданства (до или после исполнения), место исполнения не имеют значения. Лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства на территории РФ, не может претендовать на предоставление охраны своему исполнению, прошедшему на территории иностранного государства (при отсутствии иных оснований охраны, предусмотренных ГК);

- исполнение впервые имело место на территории РФ. В таком случае гражданство исполнителя не имеет значения. Каждое исполнение уникально и охраняется самостоятельно. Может возникнуть ситуация, когда исполнение одного исполнителя будет охраняться по правилам разных стран в зависимости от территории исполнения. Однако повторное и все последующие исполнения, впервые осуществленные на территории РФ, приобретают охрану в соответствии с ГК;

- исполнение зафиксировано на фонограмме, на которую распространяется исключительное право, действующее на территории РФ. По правилам ст. 1328 ГК для этого нужно, чтобы изготовитель фонограммы был российским гражданином или юридическим лицом, зарегистрированным в Российской Федерации, либо чтобы экземпляры такой фонограммы были впервые публично распространенны на территории РФ. Звуковая запись исполнения, включенная в аудиовизуальное произведение (саундтрек фильма), специально выведена из понятия фонограммы (подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК). Охрана звуковой дорожки к фильму, выпущенной отдельно от самого фильма, предоставляется по тем же основаниям, по которым охраняется данное аудиовизуальное произведение, как его часть;

- исполнение, не зафиксированное на фонограмму, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое по правилам ст. 1332 ГК. Охрана живого (не зафиксированного на фонограмму) исполнения, или исполнения, содержащегося в аудиовизуальном произведении, включенном в сообщение радио- или телепередачи на территории РФ, осуществляется в случае, если организация эфирного или кабельного вещания имеет место нахождения на территории России и осуществляет вещание с помощью передатчиком, расположенных на этой же территории;

- в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ. При включении исполнений в сообщения, распространяемые через сеть "Интернет" (Интернет-вещание), или в радио- и телепередачи иностранных вещательных организаций действуют правила международных договоров. Охране прав исполнителей посвящена Римская конвенция, которая охраняет исполнения при условии, что исполнение имеет место в стране - участнице Конвенции (ст. 4(a)) либо включено в охраняемую фонограмму (ст. 4(b), ст. 5) или распространяется через охраняемое эфирное вещание (ст. 4(c), ст. 6).

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам расширил права исполнителей, охраняемые в силу Римской конвенции, распространив их на все способы передачи средствами беспроволочной связи, принимаемые публикой, включая спутниковое вещание и передачу кодированных сигналов, когда средства декодирования предоставляются публике вещательной организацией или с ее согласия (ст. 2(f)); а также предоставил им право разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору (т.е. их распространение в сети "Интернет") (ст. 10).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.