КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассмотрим подготовку социальных работников на примере
Гетеборгского университета. На первом году обучения преподаются общественные науки по шести учебным курсам. Учащиеся расширяют и углубляют свое понимание сути и значимости, взаимосвязи и взаимодействия таких социальных систем, как индивид – общество, определяют свою гражданскую позицию. Одним из ведущих предметов, преподаваемых в рамках общественных наук, является психология. Следующий блок занятий связан с изучением структуры общества, особенностями экономики, социальной политики, социологии. После чего начинается изучение юридических аспектов социальной работы, политической системы государства, системы функционирования муниципалитетов. Особое место занимает подготовка к решению проблем теории и методов социальной работы. Уже после первого года обучения студенты проходят учебную практику. Важно то, что ею руководит профессионал – социальный работник, который уже получил образование и подготовку по данной профессии. После экзаменационной проверки результатов практики преподаватель дает свою оценку, и если она положительная, то студент допускается для продолжения дальнейшего обучения. Второй год обучения проходит в течение 4-го и 5-го семестров. На данном этапе обучения изучается непосредственно сама социальная работа, как вид профессиональной деятельности. Так же на втором году обучения происходит разделение на отдельные курсы. Причем студенты изучают углубленно социально-психологические аспекты овладения профессией и проблемы семьи. В целом учебно-воспитательную работу на данном этапе можно объединить в двуединую группу вопросов. Первая группа касается социально-психологических сторон работы с индивидами, семьей, детьми, составляющими группу риска и социальной группой. Второй аспект подготовки будущих социальных работников основывается на структурных проблемах, т. е. связанных непосредственно с трудной жизненной ситуацией клиентов: жилищные проблемы, социальные связи и отношения, общественная деятельность, а так же общество в целом. Весь процесс обучения продолжается с неотрывным изучением теории социальной работы, преподаются такие предметы, как психология, социология и семейное право. Используются различные формы практической реализации приобретаемых теоретических знаний, например, в форме различных ролевых игр и упражнений. Студенты выступают поочередно и в роли клиента, и в роли социального работника. Проигрываются наиболее возможные ситуации их взаимодействия. Так же в процессе обучения широко используются технические средства. В течение 4-го семестра продолжается обучение по юридическим дисциплинам. Это вопросы, связанные с управлением, различными правовыми аспектами деятельности социального работника. Приобретаются навыки научного исследования. Они принимают форму статистических отчетов, способных приносить пользу не только с учебной точки зрения. В рамках второго года обучения особое внимание обращается на деятельность социального работника по месту жительства и в жилых районах. Поэтому основательно изучается как правовая сторона этой деятельности, так и практические формы ее реализации, то есть каким образом социальный работник далее будет работать в условиях проживания своих клиентов. Профессиональная подготовка социальных работников направлена на комплексную подготовку будущих профессионалов к практической социальной работе. Служба социальной работы в Швеции формировалась с начала текущего столетия. В настоящее время она очень многогранна. Условно можно выделить три основные группы социальных работников. Первую составляют те, кто занимается уходом за больными людьми и инвалидами и работает в основном в медицинских заведениях. Вторая группа представлена социальными педагогами. И третья группа включает собственно социальных работников (патронаж) – это наиболее эффективно действующая, разветвленная многочисленная группа социальных работников. В Швеции, население которой составляет примерно 8 млн. человек, насчитывается около 20 тыс. профессионально подготовленных специалистов – социальных работников. Социальная работа в современной Швеции проводится на различных уровнях: индивидуально, в семье и общине. Социальная работа в общине. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь людям объединиться, организоваться на решение злободневных проблем. Это могут быть и пенсионеры и матери-одиночки и молодежь со своими проблемами. Социальные работники исходят из того, что не всегда личность может решить свои проблемы в одиночку, кроме того, всегда есть люди, у которых такие же проблемы. В Швеции существуют очень хорошие традиции сотрудничества. Народные движения, различного рода общественные организации, общества «Трезвость», спортивные союзы, профсоюзы – очень много внимания уделяют решению именно социальных вопросов. Сотрудничество с этими организациями является весьма важным для социальных работников. Социальная работа в Швеции налажена давно, однако только с конца 70-х годов она была поставлена на профессиональную основу и научно обеспечена теоретическими разработками. Именно в 70-е годы начали осуществляться различные проекты, которые в первую очередь касались трущобных районов. В соответствии с законом, принятым в 1982 г., коммуны сами регулируют вопросы жилищной застройки в том, что касается организации общественного сервиса. В законе указывается, что функции социальных служб являются одними из важнейших при решении вопросов такого планирования. В стране действует целая сеть кризисных центров. Например, кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, молодежные центры преодоления кризиса. Цель работы кризисных центров для мужчин – помочь мужчине найти выход из круга семейных неурядиц, вызывающих насилие и травмирующих всех участников и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по социальной работе, психологи, социологи. Подобные подразделения есть не только в городах и населенных пунктах, но и при тюрьмах, где они, естественно, имеют свою специфику. Специалисты центров исходят из того, что мужчина в состоянии тактично общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется время, чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, неоднородна (семья, местожительства, работа, состояние здоровья, алкоголь, отношение с окружающими). Женские кризисные центры решают не менее серьезные и жизненно важные проблемы. Здесь, круглосуточно действует телефон доверия. Так же обращает на себя внимание изолированность, полузасекреченное существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это непременное условие, так как женщина (одна или с детьми) должна чувствовать себя в безопасности. Находясь в центре, женщина так же может продолжать работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Консультативный вид деятельности женского кризисного центра и дневная форма организации его работы так же присутствуют. Обратившиеся за помощью не только получают квалифицированную помощь, но и могут какое-то время (день или несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из состояния стресса, проанализировать сложившуюся ситуацию, что позволит преодолеть или уменьшить напряженность в отношениях, повысить свой жизненный потенциал, нормализовать социальные связи. В молодежные центры преодоления кризиса (или «молодежные дома») помещают по направлению судов правонарушителей в возрасте от 16 до 21 года. Вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и вообще всякие ограждения. Более того, в дни своего рождения воспитанники могут посещать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу без сопровождения. Обстановка молодежных центров достаточно необычна. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая не похожа на камеру исправительного учреждения. В центре есть музыкальные инструменты, телевизоры и магнитофоны, хорошо оборудованный спортивный зал, медицинский пункт, библиотеки, учебные классы. За серьезные проступки правонарушителей помещают в камеру с ограниченными бытовыми удобствами и возможностями передвижения. Решение о применении такой меры наказания принимается на совете центра по представлению руководителей отделений. Однако неотвратимость наказания – не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся установить с воспитанниками доверительные отношения, создать условия для переосмысления жизни, привить трудовые навыки, познакомить с правилами общения в сфере быта, культуры, интимных отношений. Особо важную задачу призваны решать приюты для подростков, ушедших из семьи, находящихся «в бегах». Здесь не спешат возвращать их в семью или родственникам, поставить на учет в полицию. Работники приюта применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на позитивные личностные качества, пытаются разобраться в характере подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся увидеть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера при решении его проблем. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни, что послужит объективной предпосылкой преодоления кризиса. Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службу, являются шведские наркотические службы. Они занимаются лицами, которые злоупотребляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры социальной поддержки и медицинской помощи предусматриваются для лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет лекарственными средствами. Таким образом, можно сказать, что подготовка социальных работников в Швеции носит функциональных характер. Здесь мы наблюдаем ориентацию не только на теоретический характер преподавания, а так же большое внимание и значения уделяется практики подготовки будущих социальных работников. Хорошо развита сеть социальной работы. Люди с образованием социальных работников работают на различных уровнях. А именно, в комуннах (community) – административно-территориальная единица, в аппарате областного руководства, медицинских учреждениях, в исправительно-трудовых заведениях, в бюро по поиску рабочих мест, в школах и заведениях, занимающихся подготовкой социальных работников; в специальных учреждениях в качестве специалистов по планированию семьи, социальные работники с высшим образованием по этой специальности широко представлены в шведской парламенте. На мой взгляд, социальное образование и социальная работа в Швеции находятся на высоком уровне организации. Данный опыт является хорошим примером для совершенствования социальной работы в нашей стране.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |