Мы стремились подчеркнуть единство формальных приемов композиции в литературе и изобразительном искусстве путем демонстрации некоторых общих структурных принципов внутренней организации художественного «текста» (в широком смысле этого слова). Это оказалось возможным сделать прежде всего потому, что как произведение литературы, так и произведение изобразительного искусства в большей или меньшей степени характеризуется относительной замкнутостью, то есть изображает особый микромир, организованный по своим специфическим закономерностям (и, в частности, характеризующийся особой пространственно-временной структурой). Далее, в обоих случаях может иметь место множественность авторских позиций, вступающих друг с другом в разного рода отношения.
Авторская позиция может быть более или менее четко фиксирована в литературном произведении - и тогда возникает аналогия с прямой перспективной системой в живописи. В этом случае правомерно ставить вопрос: где был повествователь во время описываемых событий, откуда ему известно о поведении персонажей (иначе говоря, вопрос о вере читателя автору, о достоверности описания)81 - совершенно так же, как по перспективному изображению можно догадываться о месте живописца по отношению к изображаемому событию. Отметим, как более мелкий факт, что с изображением в прямой перспективе сопоставим рассмотренный выше принцип психологического описания с употреблением специальных «слов остранения» (типа «видимо», «как будто» и т.п.). В обоих случаях характерна субъективность описания, ссылка на ту или иную субъективную - и тем самым неизбежно случайную - позицию автора. В обоих случаях, далее, показательна ограниченность авторского знания: автор может чего-то не знать - будь то внутреннее состояние персонажа в литературном описании или то, что выходит за пределы его кругозора при перспективном изображении; при этом речь идет именно о сознательных ограничениях, налагаемых для вящего правдоподобия автором на собственное знание82. Собственно говоря, именно в силу этих ограничений и становится логически правомерным вопрос об источниках авторского знания, о котором мы только что говорили.
В этом отношении весьма характерны случаи специального подчеркивания автором ограниченности собственного знания. Помимо уже отмеченных выше случаев, ср. еще характерную фразу из гоголевской «Шинели», когда автор (рассказчик), сообщив нам, что подумал Акакий Акакиевич, спешит сразу оговориться: «А может быть, даже и этого не подумал - ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать все, что он ни думает» (Гоголь, III, 159).
Не менее знаменательна и нередко встречающаяся попытка как-то объяснить, оправдать авторское знание, в частности, мотивировать проникновение в психику своего героя, особенно характерная для Достоевского. В этом отношении достаточно показательно, например, его предисловие к «Кроткой»: по словам Л.Штильмана, «в своем рассуждении он [Достоевский. - Б. У. ] пользуется фикцией стенографа, ведущего запись монолога, правда, не внутреннего, а произносимого (еще одна фикция!) "закоренелым ипохондриком, из тех, что говорят сами с собою". Для Достоевского,- продолжает Штильман,- вообще характерна забота о мотивировке, о формальном оправдании речи, раскрывающей внутренний монолог. Отсюда пространные диалоги, устные монологи, псевдодокументы: мемуары, дневники, исповеди, письма»83.
В то же время по отношению к другой возможной системе описания (изображения) вопрос об источниках авторского знания вообще невозможен, то есть не является корректным в пределах самой этой системы. Примером может служить эпос в случае литературы и изображение, построенное по принципам обратной перспективы, в случае живописи. Эпическое произведение может оканчиваться, например, гибелью всех действующих лиц, но вопрос «откуда известно» о произошедших событиях - столь естественный для «реалистической» литературы - здесь не может быть задан без необратимого выхода за рамки данной художественной системы84. Точно так же и изображение предмета в системе обратной перспективы дается не через индивидуальное осознание, а в его данности. Художник в этом случае не позволяет себе изобразить прямоугольный предмет сужающимся к горизонту (как это предписывается правилами линейной перспективы) только потому, что таким он видит его в данный момент и с данной зрительной позиции. Художник изображает свой объект таким, как он есть, а не таким, как он ему кажется. Вопрос об относительности всякого вообще знания и, следовательно, о степени доверия к автору здесь не стоит вовсе85. Тот же принцип имеет место и в эпосе (ср. постоянные эпитеты в эпосе как формальный признак описания не «кажущегося», а «действительного» бытия)86.
Совпадения между принципами построения изображения в системе обратной перспективы и принципами построения описания в эпосе доходят до деталей. Так, для системы обратной перспективы характерно утеснение поля зрения: листва на дереве передается здесь в виде нескольких листьев, толпа людей может изображаться в виде тесной группы из нескольких человек и т.п.87 Ср. аналогичный прием в фольклоре или древней литературе, когда подвиги войска обобщаются в поведении одного героя, например, Евпатия Коловрата, Всеволода Буй Тура и т.п.88 Можно напомнить также о традиционном приеме описания битвы в эпической литературе, когда бой представляется в виде последовательной серии отдельных единоборств (например, в «Илиаде» Гомера)89.
С другой стороны, утеснение поля зрения может иметь своим следствием утрату связи между отдельными изображениями в картине (когда рука лишь касается предмета, а не держит его, ноги идущих людей беспорядочно сталкиваются и т.п.90). Но подобное же отсутствие координированности между отдельными эпизодами возможно и в литературе - и именно в силу особой сосредоточенности описания каждого из этих эпизодов (сосредоточенности столь сильной, что каждое описание имеет самодовлеющую ценность, а связь между ними утрачивается). Это особенно очевидно в фольклоре; ср. также отмеченное Гёте отсутствие координированности у Шекспира, которое сам Гёте сопоставляет с двойным светом в картине (заметим, что множественность источников света характерна прежде всего для системы обратной перспективы)91.
Точно так же, например, постоянным эпитетам в эпическом произведении соответствуют постоянные атрибуты в иконописном изображении: «Как "ласковый князь Владимир Красное Солнышко" остается "ласковым" и "красным солнышком" при казнях, так точно святые русских икон не расстаются со своей священной одеждой ни в какое время дня и ночи, ни при каких обстоятельствах. Святитель всюду в ризе, князь - в княжеском платье или царском венце, воин - с плащом или в воинских доспехах»92.
Следует подчеркнуть, что при описании как первого, так и второго типа в принципе возможна множественность авторских позиций (точек зрения). Если говорить о живописи, то множественность точек зрения характерна в первую очередь для системы обратной перспективы; однако, как отмечалось, она может быть констатирована и в живописи нового времени - практически на всех этапах эволюции искусства93. Что же касается литературы, то вопреки известному мнению (которое связывает описание, использующее разные точки зрения, с появлением реалистического социального и психологического романа) использование различных точек зрения при повествовании может быть отмечено и в достаточно древних текстах.
Укажем в этой связи, что прием параллелизма, характерный для эпоса самых разных народов, нередко свидетельствует именно о параллельном использовании нескольких точек зрения. Когда говорится, например:
Добрый молодец к сеничкам приворачивал, Василий к терему прихаживал, -
то перед нами не что иное, как описание одного и того же события в двух разных планах - соответствующих двум различным точкам зрения (так сказать, для кого «добрый молодец», а для кого - «Василий»).
Спорадическую ссылку на разные точки зрения можно обнаружить в ирландских сагах. Например, в описании встречи Кухулина и Эмер в саге «Сватовство к Эмер» сначала описываются Эмер и ее девушки, как их застал Кухулин (и это служит поводом рассказчику вообще дать характеристику Эмер), а потом описывается Кухулин, как его увидели Эмер и девушки (последнее в большей степени передается в прямой речи одной из девушек, что характерно вообще для эпоса).
Использование нескольких противостоящих друг другу точек зрения можно наблюдать и в древнерусской литературе, например в «Казанской истории» (XVI век), где в описании совмещены противоположные точки зрения русских и осажденных казанцев94. Ср. в этой связи также замечания М.М.Бахтина о многоплановости и известной полифоничности мистерии, о зачатках полифонии у Шекспира, Рабле, Сервантеса, Гриммельсгаузена95.
Указанные принципы описания не следует понимать ни в оценочном, ни даже в эволюционном смысле (хотя очевидно, что последний принцип характерен, например, для средневекового мировосприятия96, тогда как первый типичен для нового времени)97. Скорее, это две принципиальные возможности, перед выбором которых стоит автор (повествователь или живописец) и которые в том или ином сочетании могут сосуществовать при построении художественного текста. Представляется, что сама возможность подобного выбора в литературе заложена уже в практике повседневной речи, то есть бытового рассказа (мы старались показать это выше). В самом деле, рассказчик всегда стоит перед выбором, как ему рассказывать - последовательно ли воспроизводить свое восприятие излагаемого события или же представить его в каком-то реорганизованном виде. Реорганизация может быть для вящего эффекта (принцип детектива: сначала делается так, чтобы слушатель не догадался, в чем дело, а потом ему неожиданно преподносится разгадка) или, наоборот, для объективного изложения фактов (рассказчик не передает своего первоначального понимания, считая его теперь несущественным, то есть не задает своей позиции, но рассказывает, как все происходило «на самом деле» - по его реконструкции).
1 См.: Булгаков, 1988, 416. 2 См.: Шкловский. 1919, 106. Заметим, что о явлении остранения помимо использования чужой точки зрения есть н другая сторона (определенным образом связанная с вышеупомянутой); прием затруднения формы, специальное увеличение трудности восприятия - с тем чтобы возбудить активность воспринимающего, заставить его в процессе восприятия вещи пережить самую вещь. 3 См. выше, с. 26-29. 4 Ср. противопоставление средневекового карнавального юмора и сатиры нового времени у М.М.Бахтина. Бахтин характеризует народный юмор средневековья как смех, направленный на самого себя (когда смеющийся не исключает себя из того мира, над которым смеется), и видит и этом одно из принципиальных отличий народного - праздничного - смеха от чисто сатирического смеха нового времени, где смеющийся «ставит себя вне осмеиваемого явления, противопоставляет себя ему», зная только отрицающий смех (см.: Бахтин, 1965, 15). Вообще о характерности внутренней точки зрения для средневекового мировосприятия, а внешней позиции для нового времени - см. ниже. 5 См. выше, с. 91-95. 6 См.: Бахтин, 1963, 7. 7 См. с. 160-161 наст. изд. 8 Что мы и старались продемонстрировать выше, на с. 161. 9 См. выше, с. 119-120. 10 См. с. 97 наст. изд. 11 См. примеры на с. 98-99 наст. изд. 12 См.: Б.Успенский, 1995, 253 и cл.; Б.Успенский, 1995а, 287 и cл.; Б.Успенский, 1995б, 310 и cл. 13 Подробнее об этом см.: Б.Успенский, 1995, 250. 14 См.: Ю.Лотман, 1966а. 15 См.: Павел, 1878, 34-35. 16 См.: Ю.Лотман и Б.Успенский, 1970. Попытки обсуждения героев произведения как живых людей, характерные как для наивного читательского восприятия, так и для традиционной критики (ср. о последней: Тынянов, 1965, 25), в известной степени также могут рассматриваться как случаи экспансии жизни в искусство, нарушающей его рамки. 17 Отсюда же и характерная для искусства XX века тенденция вводить в текст искусства какие-то конкретные реалии жизни - ср., например, куски газет в картинах кубистов (у Брака и др.); доведение этой тенденции до предела имеем в живописи «pop-art». Аналогичную роль играет введение в литературный текст документальной газетной хроники (ср., например, у Дос-Пассоса), всевозможных реклам, анонсов и т.п. 18 В средневековом и более древнем искусстве, особенно в миниатюре, нередки случаи, когда изображение выходит за пределы формально обозначенных границ художественного произведения, - например, рука или нога той или иной изображенной фигуры как бы «протыкает» - художественное пространство, показываясь по сю сторону очерченной рамки. 19 См.: Флоренский, 1922, 90-91. 20 См.: Честертон, 1928, 152; ср. также близкие (хотя и не столь четко сформулированные) мысли в работе: Христиансен, 1909, 237-240. 21 См. о подобных изображениях: Шапиро, 1969, 223. В отличие от изложенной здесь трактовки, Шапиро считает такие случаи доказательством того, что у древнего живописца вообще не было рамок. 22 См. об этом, например: Попов-Татива, 1924. 23 См.: Шапиро, 1969, 225. Аналогичным образом аплодисменты и восклицания «браво!» могут звучать, например, при исполнении оперы - непосредственно во время спектакля, - ни в коей мере не вторгаясь при этом в самое действо, то есть не нарушая представления и не препятствуя его восприятию. Подпись художника на картине и возглас «браво!» во время спектакля представляют собой в некотором смысле явления одного порядка: они как бы накладываются на художественный текст, но но существу не имеют к нему отношения - иначе говоря, они вне пределов художественного пространства. 24 В Паремейнике XIV в. писец Козьма приписал на полях: «...ох мне лихого сего попирия [чирия. - Б. У. ], голова мя болит...»; в Прологе XIV в. писец написал: «Ох, ох, голова мя болить, не могу и псати; а уже иощь, ляз ми снати» (см.: Покровский, 1916, 273, 363). На полях сборника слов Григория Богослова XI в. сделана искусной рукой надпись: «чьглс кривая главо пинт прямо» (то есть «щегол, криная голова, пиши прямо»); запись эта принадлежит, видимо, так называемому «нотарию», то есть руководителю скриптория (старшему писцу), и обращена к писцу данной рукописи. В других случаях записи (различного содержания) делались владельцами книги. Ср. вообще анализ содержания приписок в работах: А.Соболевский, 1908; Седельников, 1927; Лихачев, 1962. Начиная с XIV-XV вв. мы встречаем протесты против приписок на полях (см.: Панченко, 1984, 106), что свидетельствует о новом эстетическом отношении к книге, когда пространство основного текста постепенно перестает противопоставляться в культурном сознании маргинальному пространству приписок. Так, в январской служебной Минее XII н. из комплекта миней новгородского Софийского собора в конце рукописи в нравом верхнем углу приписано почерком XIV в,: «О горе тому, кто черькает у книг по полем, на оном свете те ниеъмена исъцьркают беси по лицю жагалом железным» (см.: Горский и Невоструев, III, 2, 49, №438); в ноябрьской Минее из того же комплекта находим приписку читателя XV в.: «Кто пише у книг по полем, вьси на том свете та ниеъмена по лицу исписати» (там же, 34, №436); последняя приписка тем более замечательна, что на нолях этой рукописи никаких других посторонних приписок нет. 25 В старом русском церковном богослужении (о котором мы можем судить сейчас по старообрядческой практике) замечания чисто технического характера (так сказать, «мета-литургические»), не относящиеся к содержанию службы, но только к порядку ее прохождения (типа: «переверни страницу» и т.п,), могли произноситься не шепотом, а в полный голос - именно потому, что они в принципе не могли нарушить литургического действа, по существу не имея к нему отношения. Поэтому же, в частности, неправильное произношение исправлялось (а у старообрядцев и сейчас исправляется) непосредственно во время богослужения (см.: Селищев, 1920, 16; Б.Успенский, 1997, 312-313, примеч. 5а). Иначе говоря, режиссура вторгалась в само действо - но только для поверхностного наблюдателя, не сосредоточенного на его содержании (подобно тому, как в японском кукольном театре ведущие актеры не скрыты от зрителя, не будучи, однако, им замечаемы в процессе представления). По всей видимости, в еще большей степени то же было характерно для литургического действа древности - но затем литургические моменты постепенно ритуализовывались (ср., например, облачение архиерея как характерный пример такого рода). 26 См. выше, с. 223. 27 Иными словами: если позиция живописца соотносится с позицией зрителя, смотрящего на картину. 28 Ср. в этой связи характерное обозначение рамок картины в виде оконной рамы, дверного проема и т.п., нередкое в европейском искусстве. 29 Иными словами: если позиция живописца не соотносится с позицией зрителя, а противоположна ей. 30 Именно поэтому, как это иногда отмечается, древняя картина - в отличие от картины новой - в принципе не нуждается в раме, то есть в формально очерченных границах изображения: сами формы переднего плана образуют естественные рамки картины. Древняя картина изображает не часть, механически отделенную от целого, но особым образом переорганизованное (в пределах рамок) и в себе замкнутое пространство (см.: Б.Успенский, 1995, 260-261). 31 См.: Шапиро, 1969, 27. 32 См.: Жегин, 1970, 56-61; ср.: Жегин, 1964, 185-186. Ср.: Б.Успенский, 1995, 260. 33 См.: Жегин, 1970, 59-60, 76. 34 Напротив, в японской живописи с характерным для нее использованием точки зрения внешнего наблюдателя, смотрящего сверху (что иногда связывают с тем, что японский художник пишет обычно положив картину на пол, а не ставя ее перпендикулярно к земле, как это характерно для европейского искусства), интерьер здания передается через устранение крыши, а не через снятие передней стенки (см.: Виппер, 1922, 70-71; Глазер, 1908). 35 См. их описание (на славянском материале) в работе: Поливка, 1927. 36 Не менее характерны традиционные зачины и концовки для эпистолярного стиля, где они имеют (в особенности это относится к переписке XVIII-XIX вв.) настолько условный характер, что могут входить в определенное противоречие с содержанием письма. Действительно, вызовы на дуэль, оскорбления, негодующие письма и т.п. неизбежно заканчивались заверением в почтении и преданности. Ср. реакцию на этот обычай А.П.Сумарокова, который заключил одно из своих писем таким образом: «С истинным почтением имею честь быть не вам покорный слуга, потому что я чертовым слугою быть не намерен, а просто слуга Божий, Александр Сумароков» (см.: Вяземский, 1929, 55). Переход на внешнюю точку зрения в начале и конце письма вообще очень характерен для эпистолярного стиля: нередко письмо начинается с формального обращения к адресату, данного с точки зрения отправителя, и заканчивается столь же формальным наименованием отправителя, данным с точки зрения адресата; этот официальный стиль в начале и конце письма может контрастировать со свободным стилем в основной его части (так, например, обращение но имени-отчеству в начале письма может сменяться уменьшительной формой в середине и т.п.). Любопытную реакцию на этот стиль мы встречаем в письме В.Н.Каржавина к брату Е.Н.Каржавину (1754 г.), который подписался таким образом: «С тезоименитством твоим поздравляю брат твой Я» (Пекарский, 1872, 417). Так же может объясняться и отсутствие каких-либо зачинов и концовок в письмах Пушкина. 37 См.; Неклюдов, 1969, 158. 38 См. выше, с. 28. 39 В этом отношении характерны практические правила фотосъемки, сообщаемые в элементарных руководствах по фотографии. Так, на фотографии пейзажа, как известно, необходимо присутствие переднего плана, позволяющего реконструировать точку зрения субъекта-наблюдателя, и очень целесообразна фигура человека на переднем плане, помещаемая обычно сбоку (тогда мы смотрим с его точки зрения). Ср. тот же принцип и на старинных видовых гравюрах. В противном случае описание становится безличным и тем самым может быть неинтересным (как несоотносимое с какой-то реальной позицией). Можно сослаться в этой связи и на принципиально различное восприятие нами рассказа заведомо выдуманного или, с другой стороны, рассказа о действительных событиях: последнее придаст заинтересованность, делая реальной позицию субъекта, воспринимающего данные события. 40 См. об этом: Лихачев, 1967, 218. 41 Там же, 232-233. 42 См. об этом: Ю.Лотман, 1968, 12, примеч. 9. Обращение к зрителям, знаменующее собой выход за пределы сценического пространства, как формальная концовка нередко встречается в театре. Достаточно напомнить конец «Недоросля» Д.И.Фонвизина: фраза Стародума, указывающего на г-жу Простакову, - «Вот злонравия достойные плоды!» - конечно, обращена не столько к персонажам комедии, сколько к зрительному залу. 43 О значении театра кукол для Гоголя см.: Гиппиус, 1924; о значении живописи для Гоголя см.: Ю.Лотман, 1968. 44 О соответствующем значении этой формы см. выше, с. 127-130. 45 См.: Гуковский, 1959, 41. 46 Там же, 40. 47 См.: Бахтин, 1963, 55-56. 48 Напомним, что в отношении организации времени мы уже отмечали подобный принцип при рассмотрении этой проблемы в гл. 3: время может быть представлено в произведении в виде отдельных (дискретных) сцен, каждая из которых дается с точки зрения синхронного наблюдателя, характеризуясь своим специальным микровременем (см. выше, с. 125). Очевидно, что в том случае, когда пространство или время представлено в виде дискретных кусков, рамки появляются на стыке этих кусков, отмечая переход между ними. 49 См.: Жегин, 1970. В наиболее схематизированной форме этот принцип представлен, конечно, в древнем египетском искусстве. Ср. передачу пространства здесь в виде расположенных друг под другом рядов. 50 См.: Жегин, 1970, 84-85; ср.: Жегин, 1964; Жегин, 1965. 51 См. выше, с. 113-114. 52 Фон, конечно, принадлежит именно периферии изображения - см. об этом ниже. 53 В этой связи характерно изображение интерьера в виде разрезанного здания с устраненной передней стеной (в XVII в. в России, в XIII-XIV вв. Италии), причем внутренний вид разрабатывается перспективно (см.: Михайловский и Пуришев, 1941, 121), представляя собой таким образом как бы своего рода картину в картине. 54 Можно сослаться в этой связи на характерное для живописи кваттроченто изображение обнаженной модели (на основном плане картины) на фоне архитектурных декораций, которые трактуются в системе линейной перспективы. 55 В связь с этим может быть поставлено и то обстоятельство, что главные фигуры в иконах трактуются фронтально, тогда как второстепенные могут даваться в профиль (см.: Б.Успенский, 1995, 275-276). 56 Линия горизонта определяется как линия, па которой сходятся параллельные линии при перспективном изображении. 57 См. выше, с. 232 наст. изд. Ср. также: Б.Успенский, 1995, 259 и сл. 58 В качестве примера можно сослаться на «Благовещение» Боттичелли, на полотна Й. ван Клеве и т.п. См. особенно «Мадонну с младенцем и апостолом Фомой» работы мастера из Гроссгмайна. 59 Этим может быть объяснено то любопытное обстоятельство, что при изображении фона - и вообще на периферии картины - в старой живописи нередко появляются элементы художественной системы, более продвинутой в эволюционном отношении, нежели система, применяемая при изображении основного плана (см.: Шапиро, 1953, 293). Иначе говоря, при изображении фона и вообще фигур, имеющих вспомогательное значение для самой картины, художник может опережать свое время; так, фон может строиться но закономерностям прямой (линейной) перспективы, по принципам барокко (с типичными здесь ракурсами и выразительной мимикой) и т.п. - в то время, когда соответствующая художественная система еще не занимает господствующего места в искусстве. Действительно, формы прямом перспективы и формы барокко ориентированы именно на внешнего зрителя, непосредственно завися от пространственной и временной позиции последнего (отсюда - неизбежный субъективизм такого изображения); естественно, что подобную ориентацию можно ожидать именно на периферии живописного произведения. Укажем в этой связи, что закономерности прямой перспективы были известны с достаточно давнего времени (по-видимому, с V в. до н.э.), но применение их ограничивалось прикладными задачами; прежде всего они применялись при изображении театральных декораций (показательно, что само открытие прямой перспективы было связано с театральным декорационным искусством - «сценографией», ср.: Б. Успенский, 1995, 293). Есть основания полагать, что и в эпоху Возрождения применение в живописи прямой перспективы первоначально было также связано с театром (такая связь иногда отмечается, например, в отношении пейзажей Джотто). См. ко всему сказанному: Б.Успенский, 1970а, 10-11. 60 См. об этом: Б.Успенский, 1965, 254; Б.Успенский, 1995, 284 и сл. 61 См.: Бенуа, I, вып. 1, 107-108. 62 См.: Флоренский, 1967, 396-397; Каптерева, 1965, 5. 31. 63 См. роспись на саркофаге из Керчи (Гос. Эрмитаж), изображающую мастерскую египетского художника (см. репродукцию в кн.: Павлов, 1967, табл. 26): показателен контраст между профильным изображением художника и фасовым изображением на картинах, висящих на стенах. Ср. также объяснение фасового изображения демона Беса в египетском искусстве именно тем, что лицо Беса изображалось как маска: Виппер, 1922, 61 (примеч. 2), 64 (примеч. 3). Можно предположить, что возникновение фасового портрета в египетском искусстве первоначально вообще было связано с изображением изображения (погребальной маски), а не непосредственно самого человека. Действительно, первоначальной функцией портрета в Египте было заменять погребальную маску: портрет вставлялся в мумию на тех же правах, что и маска, и долгое время сосуществовал с ней (см. об этом: Павлов, 1967, 46, passim). Надо полагать, что сначала копировалась именно маска и уже потом фасовое изображение отделилось от мумии и стало функционировать самостоятельно. Полную аналогию к сказанному можно усмотреть в эволюции натюрморта. В самом деле, изображение целых предметов наблюдается впервые в искусстве бронзового века в виде оружия, изображаемого на саркофагах и сакральных памятниках, причем изображенное оружие как бы служит в этих случаях заменой реального, положенного на крышку гробницы (см.: Виппер, 1922, 53, примеч. 1). 64 См.: Мальмберг, 1915, 15-16 и особенно примеч. 38. 65 Ср.: Шапиро, 1973, 40, 44, 61 (примеч. 89); предлагаемая нами интерпретация не совпадает с объяснением Шапиро. 66 См.: Некрасов, 1926, 12-13 и табл. 1, рис. 1. 67 Такого же рода противопоставление может наблюдаться и при изображении мертвых. Как отмечает Б.Р.Виппер, мертвые тела изображаются в египетском искусстве теми же приемами, что и статуи (см.: Виппер, 1922, 60-61: ср.: Шапиро, 1973, 43-44). Совершенно так же в греческой вазовой живописи при общей профильности изображения мертвые тела могут даваться en face и в резком ракурсе (см.: Виппер, 1922, 94-95; ср. также 61 и 95, примеч. 1). Между тем в русской иконописи при общей фронтальности изображения мертвые тела, напротив, могут быть показаны в профиль. Такова икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» XVI в. из Стариц (собрание Третьяковской галереи): отрубленная голова Иоанна, лежащая на подносе, изображена в профиль. Это тем более показательно, что профильное изображение святых, вообще говоря, не допускается в иконописи (см.: Б.Успенский, 1995, 275 и сл.). Можно полагать вообще, что мертвое тело по своей семантике относилось в сознании художника к фону, к «декорациям» - и, соответственно, изображалось но законам изображения последних. Отсюда проблема изображения «натюрморта», то есть мертвой природы, связана с проблемой «изображения в изображении». Ср. о связи ракурса с изображением мертвого тела: Виппер, 1922, 61, 95; Рате, 1938, 15-16. 68 В отношении связи фона (декораций) и «статистов» характерен способ перемены декораций в шекспировском театре - когда реквизит вносили и уносили сами действующие лица (второстепенные персонажи), см.: Аникст, 1965, 146. Ср. аналогичную функцию униформистов в современном цирке. 69 Вообще об изображении персонажей по принципу кукол - безотносительно к функции данных персонажей в произведении - см.: Гиппиус, 1966. 70 См.: Неклюдов, 1966, 42; ср.: Ю.Лотман, 1966, 464. 71 В отношении театра характерны, с одной стороны, элементы пантомимы на заднем плане в старинном театральном действии и, с другой стороны, резкое усиление условности при изображении «сцены на сцене». Вообще о приеме «сцены на сцене» см.: Боас, 1927. Ср. также маски в античном театре, которые появляются только у исполнителей характерных ролей - старика, плута и т.п. (об этом можно судить но изображению театрального представления в помпейской живописи или на иллюстрациях в рукописях Теренция). 72 Отмечено А.Бемом (см.: Бем, 1933, 417-423). Отмечая подобные случаи, Бем, однако, не связывает наименования такого рода с функцией персонажа в произведении, но указывает, что они должны были неизбежно восприниматься па фоне поэтики «натуральной школы», представляя собой «гоголевское наследие, продолжающее определенную традицию»; понятно, между тем, что использование предшествующей традиции более всего проявляется именно па фоне повествования. Материал для аналогичных примеров можно найти в работе того же автора «Словарь личных имен у Достоевского»: Бем, 1933а. Особенно знаменательно, что Достоевский в «Униженных и оскорбленных» сам заставляет Маслобоева в порыве раздражения против аристократии сочинять фамилии такого типа: «барон Помойкин, граф Бутылкин», «граф Барабанов» (ср.: Бсм, 1933, 422); ср. еще выражение: «лежу себе как этакой граф Бутылкин» в речи пьяного арестанта «Записок из мертвого дома» (Достоевский, IV, 115). Мы видим опять-таки, что подобный прием закономерно появляется в случае «изображения в изображении». 73 См.: Б.Успенский, 1962, 127, где условность определяется через понятие знака как ситуация ссылки на выражение, а не на содержание, и ставится вопрос о мере условности (определяемой но порядку компонентов ч последовательности: знак знака знака... и т.д.). 74 Аналогичное явление можно проследить и для кино. См. хотя бы усиление условности в кино в случае «рассказа в рассказе», который нередко дается, например, с использованием приемов немого кино. 75 Так же может трактоваться и условный орнамент па полях старой русской иконы. Поясняя возникновение этого орнамента, А.И.Анисимов писал, что древнейшие иконы украшались драгоценными камнями, врезавшимися непосредственно в левкас или в холст, в поля иконы или в изображение нимба. «За неимением этих дорогостоящих материалов,художник традиционно воспроизводил в краске тот рисунок и цвет, которые стали для него привычными атрибутами в применении к украшению иконы» (см.: Анисимов, 1928, 178). Мы видим, что условный орнамент здесь непосредственно связан с «изображением в изображении». 76 См.: Б.Успенский, 1995, 194-195. 77 Характерным образом Ф.И.Буслаев считал, что «в древне-христианской живописи преобладает начало скульптурное», то есть что в иконах изображались как бы не сами фигуры, но скульптурные представления этих фигур (см.: Буслаев, 1910, 204). Это вполне согласуется со взглядом Буслаева на иконы как на условное искусство - откуда и следует естественное стремление рассматривать иконописное изображение как построенное по принципу «изображения в изображении». 78 Ср.: Б.Успенский, 1995, 238. 79 О влиянии театра на живопись вообще писалось довольно много. См. прежде всего: Маль, 1908; Коген, 1943: Франкастель, 1965, 213 и сл.; Кернодль, 1945. 80 О пантомиме в начале спектакля см.: Аникст, 1965, 289. 81 См.: Гуковский, 1959, 201 и сл., а также: Сколес и Келлог, 1966, 1 гл. 7. 82 Ср. выше, с. 195. Ср. также примеры из произведений Достоевского, приведенные у Д.С.Лихачева (Лихачев, 1967, 326). 83 См.: Штильман, 1963, 330. 84 Укажем вообще, что сама возможность - или невозможность - задавать вопросы определенного рода может служить характерным признаком той или иной художественной системы. 85 С этим же связана, между прочим, и характерная для древнерусской литературы манера повествования, которую можно было бы назвать приемом «безличного остранеиия» - «манера говорить об известном как о чем-то неизвестном, будет ли это обычай, имя исторического лица, название города и т.д.» (так, например, повествователь, сообщая о крещении ребенка, может пояснить: «якоже обычаи есть Христианом имя детищу нарещи» - хотя совершенно ясно, что читателю это не может быть неизвестно); см.: Лихачев, 1958, 29. Таким образом, точка зрения повествователя здесь принципиально независима от читательской позиции, как бы демонстративно к ней не приспособляясь. 86 Условность такого описания может быть констатирована только с позиции какой-то иной системы описания. В рамках же данной системы подобного рода описание - объективно. 87 См.: Жегин, 1970, 54. 88 См.: Лихачев, 1970, 67; Богатырев, 1963, 28-29. 89 Ср. сформулированный Ф.Ф.Зелинским «принцип хронологической несовместимости» у Гомера: гомеровское действие, по Зелинскому, знает только последовательное, но не параллельное развитие, то есть два события никогда не происходят в одно и то же время, но непременно одно за другим» (см.: Т.Зелинский, 1896; Т.Зелинский, 1899-1900; ср.: Альтман, 1928, 48). Ср. аналогичный вывод исследователей сказки: «В сказке отсутствует одновременность перемещений разных персонажей (исключая, впрочем, ситуации сопутствия и погони). Если приводится в движение один персонаж, то другой должен быть усыплен, умерщвлен, заточен, заколдован и т.д.» (Мелетинский, Неклюдов, Новик и Сегал, 1969, 125). 90 См.: Жегин, 1970, 54. 91 См.: Гёте, 1905, 338 и сл. 92 См.: Соколов, 1916, 12. Ср.: Подобедова, 1965, 40, и особенно Щепкин, 1897, 119-122; здесь же и вообще о единстве формальных приемов в эпосе и в иконописи. 93 См. выше, с. 11-12. 94 См. анализ этого произведения с других позиций в работах Д.С.Лихачева: Лихачев, 1967, 104-107; Лихачев, 1961, 646-648. 95 См.: Бахтин, 1963, 2-3, 47. 96 Принципиальная объективность восприятия и изображения мира вытекает здесь из непризнания произвольности связи между знаком и обозначаемым, как это вообще характерно для средневекового мировоззрения. 97 Укажем в этой связи, что само внимание к методу (в частности, к языку) описания, ставящее сами описываемые факты в зависимость от методики их обнаружения, - иначе говоря, преимущественное внимание к «как», а не к «что» при описании - характерно именно для мировосприятия нового времени (сошлемся, например, на позитивизм в философии, квантовую механику в физике).
Цитируемая литература
Аввакум, 1927 - Памятники истории старообрядчества, кн. I, вып. 1 [Сочинения протопопа Аввакума ]. Под ред. Я.Л.Барскова и П.С.Смирнова. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). Аверинцев, 1973 - С.С.Аверинцев. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н.Лазарева / Под ред. В.Н.Гращенкова и др. М., 1973. Адлер, 1907 - Б.Ф.Адлер. Карты первобытных народов // Известия имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при имп. Московском университете. СПб., 1907. Т. CXIX. (Труды Географического отделения. Вып. II). Александренко, 1911 - Материалы по смутному времени на Руси XVII в., собранные проф. В.Н.Александренко // Старина и новизна. М., 1911. Кн. XIV. Алешковский, 1972 - М.Х.Алешковский. Русские глебоборисовские энколпионы 1072-1150 годов // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. Альберти, I-II - Леон-Баттиста Альберти. Десять книг о зодчестве. М., 1937. Т. I-II. Альберти, 1651 - Tre libri della pittura et il trattato della statua di Leon Battista Alberti // Trattato della pittura di Lionardo da Vinci, nouamente dato in luce, con la vita dell'istesso autore, scritta da Rafaelle du Fresne. Si sono giunti i tre libri della pittura et il trattato della statua di Leon Battista Alberti, con la vita del medesimo. In Parigi, 1651. Альтман, 1928 - М.Альтман. К поэтике Гомера // Язык и литература. Л., 1928. Т. IV. Альтман, 1971 - М.С.Альтман. Читая Пушкина // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971. Английские путешественники... - Английские путешественники в Московское государство в XVI в. / Перевод с англ. Ю.В.Готье. Л., 1937. Андреев, 1932 - Н.Е.Андреев. О «Деле дьяка Висковатого» // Seminarium Kondakovianum Prague, 1932. Т. V. Андрей Денисов, 1884 - [Андрей Денисов]. Поморские ответы. [Мануйловка], 1884. Аникст, 1965 - А.Аникст. Театр эпохи Шекспира. М., 1965. Анисимов, 1928 - А.Анисимов. Домонгольский период русской иконописи // Вопросы реставрации. П. М., 1928. Анненков, I-II - Ю.Анненков. Дневник моих встреч. New York, 1966. Т. I-II. Антонова, Мнева, I-II - В.И.Антонова, Н.Е.Мнева. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Государственная Третьяковская Галерея). М., 1963. Т. I-II. Арциховский, 1944 - А.В.Арциховский. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944. Бабенчиков, 1933 - М.Бабенчиков. Портрет Е.Пугачева в Гос. Историческим музее // Литературное наследство. М., 1933. Т. 9-10. Баксандал, 1972 - M.Baxandall. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy. London,1972. Бакушинский, 1923 - А.В.Бакушинский. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства // Искусство. Журнал Российской Академии Художественных Наук. Т. I (1923). Бакушинский, 1925 - А.В.Бакушинский. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М., 1925 Баллод, 1913 - Ф.В.Баллод. Древний Египет, его живопись и скульптура. I-XX династии. М., 1913. Бальдассаре, 1959 - J.Baldassare. La rapprezantazione dello spazio nella pittura cristiana primitiva. Bari, 1959. Бальдини, 1986 - Umberto Baldini. Beato Angelico. Firenze, [1986]. Барсов, 1866 - Елпидифор Барсов. Семен Денисов Старушин, предводитель русского раскола XVIII в. (Материалы для истории русского раскола) // Труды Киевской духовной академии. 1866. Т. I, февраль. Баталин, 1873 - Н.Баталин. Древнерусские азбуковники. Воронеж, 1873. Бахтин, 1963 - М.М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. (Первое издание этой книги вышло в 1929 г. под названием: Проблемы творчества Достоевского). Бахтин, 1965 - М.М.Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. Белый, 1931 - Андрей Белый. На рубеже двух столетий. М., 1931. Белый, 1934 - Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.-Л., 1934. Белый, 1966 - Андрей Белый. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966. Бем, 1933 - А.Бем. Личные имена у Достоевского // Сборникъ на честь из проф. Л.Милетичъ. София, 1933. Бем, 1933а - А.Бем. Словарь личных имен у Достоевского // О Достоевском. Прага, 1933. Т. II. Бенуа, I-IV - А.Бенуа. История живописи. СПб., 1912. Т. I-IV. Бертье, 1910 - J.J.Berthier. L'Église de Sainte-Sabine à Rome. Roma, 1910. Боас, 1927 - F.S.Boas. The Play Within the Play // F.S.Boas. A Series of Papers on Shakespeare and the Theatre. 1927. Богатырев, 1963 - П.Г.Богатырев. Словацкие эпические рассказы и лироэпические песни. М., 1963. Богораз, 1925 - V.G.Bogoraz. Ideas of Space and Time in the Conception of Primitive Religion // American Anthropologist. New series. 1925. Vol. XXVII. Богораз (Тан), 1923 - В.Г.Богораз (Тан). Эйнштейн и религия. Применение принципа относительности к исследованию религиозных влияний. М.- Пг., 1923. Вып. 1. Большаков, 1903 - Подлинник иконописный / Изд. С.Т.Большакова под ред. А.И.Успенского. М., 1903. Бонфанте, 1964 - Дж.Бонфанте. Позиция неолингвистики // В.А.Звегинцев. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1. Браун, 1907 - Joseph Braun. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient: nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg im Br[eisgau], 1907. Стереотипное переиздание: Darmstadt, 1964. Бреун, 1957 - Josua Bruyn. Van Eyck problemen. De levensbron. Het werk van een leerling van Jan van Eyck. Utrecht, 1957 («Orbis artium: Utrechtse kunsthistorische studiën», I). Бузескул, 1911 - В.Бузескул. К какому времени года относятся похождения Чичикова? // В.Бузескул. Исторические этюды, СПб., 1911. Булаховский, 1950 - Л.А.Булаховский. Исторический комментарий к русскому литературному языку. Киев, 1950. Булгаков, 1927 - А.Булгаков. Английский театр при пуританах (Вильям Давенанг и постановка его оперы «Осада Родоса» в 1656 г.) // О театре. Л., 1927. Булгаков, 1988 - М.Булгаков. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Романы. Минск, 1988. Буним, 1940 - M.S.Bunim. Space in Medieval Painting and the Forerunners of Perspective. New York, 1940. Буслаев, 1910 - Ф.И.Буслаев. Византийская и древне-русская символика по рукописям от XV до конца XVI вв. // Ф.И.Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910. Т. II. Буслаев, 1910а - Ф.И.Буслаев. Для истории русской живописи XVI века // Ф.И.Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910. Т. II. Буслаев, 1910б - Ф.И.Буслаев. Древнерусская борода // Ф.И.Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910. Т. II. Буслаев, 1910в - Ф.И.Буслаев. Изображение страшного суда по русским подлинникам // Ф.И.Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910. Т. II. Буслаев, 1910г - Ф.И.Буслаев. Литература русских иконописных подлинников // Ф.И.Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910. Т. II. Буслаев, 1910д - Ф.И.Буслаев. Подлинник по редакции XVIII века // Ф.И.Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910. Т. II. Буслаев, 1910е - Ф.И.Буслаев. Русская эстетика XVII века // Ф.И.Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910. Т. II. Бычков, 1973 - В.В.Бычков. Образ как категория византийской эстетики // Византийский временник. М., 1973. Т. 34. Бялостоцкий, 1970 - Jan Bialostocki. The Eye and the Window: Realism and Symbolism of Light-Reflections in the Art of Albrecht Dürer and His Predecessors // Festschrift für Gert von der Osten. [Köln, 1970]. Валлис, 1964 - Mieczysław Wallis. Medieval Art as a Language // Actes du V-me Congres International d'Esthetique. Amsterdam, 1964. Веселовский, 1940 - А.Н.Веселовский. Из истории эпитета // А.Н.Веселовский. Историческая поэтика. Л., 1940. Вёльфлин, 1915 - H.Wölfflin. Kunstgeschichtliche Grundbegriffe. München, 1915. Вёльфлин, 1931 - H.Wölfflin. Die Kunst der Renaissance. Italien und das Deutsche Formgefuhl. München, 1931. Вёльфлин, 1947 - H.Wölfflin. Gedanken zur Kunstgeschichte. Gedrucktes und Ungedrucktes. Basel, 1947. Вильямc, 1980 - Peter Williams. A New History of the Organ: From the Greeks to the Present Day. Bloomington and London, [1980]. Виноградов, 1923 - В.В.Виноградов. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития протопопа Аввакума» // Русская речь / Под ред. Л.В.Щербы. Пг., 1923. Вып. 1. Виноградов, 1926 - В.В.Виноградов. Проблема сказа в стилистике // Поэтика. Временник отдела словесных искусств. I. Л., 1926. Виноградов, 1936 - В.В.Виноградов. Стиль «Пиковой дамы» // Пушкинский временник. М.-Л., 1936. Т. 2. Виноградов, 1938 - В.В.Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв. М., 1938. Виноградов, 1939 - В.В.Виноградов. О языке Толстого // Литературное наследство. Т. 35-36: Л.Н.Толстой. М., 1939. Ч. 1. Виноградов, 1959 - В.В.Виноградов. О языке художественной литературы. М., 1959. Виппер, 1922 - Б.Виппер. Проблема и развитие натюрморта. Казань, 1922. Владышевская, 1990 - Т.Ф.Владышевская. Богодухновенное ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры (Эволюция идеи) // Meханизмы культуры / Под ред. Б.А.Успенского. М., 1990. Волошин, 1933 - Г.Волошин. Пространство и время у Достоевского // Slavia 1933.Ročn.XII.Seš.l-2. Волошинов, 1929 - В.Н.Волошинов. Марксизм и философия языка. Основные методы социологического метода в науке о языке. Л., 1929. Ворд, 1975 - John L. Ward. Hidden Symbolism in Jan van Eyck's Annunciations // The Art Bulletin. 1975. Vol. LVII. No 2. Всеволодский-Гернгросс, 1913 - В.Всеволодский (Гернгросс). История театрального образования в России. СПб., 1913. Т. I (XVII и XVIII вв.). Вульф, 1907 - O.Wulff. Die umgekehrte Perspektive und die Niedersicht. Eine Raumanschaungsform der altbyzantischen Kunst und ihre Fortbildung in der Renaissance // Kunstwissenschaftliche Beiträge. A.Schmarsow gewidmet. Leipzig, 1907. Вульф, 1929 - O.Wulff. Der Ursrung des Kontinuicrenden Stils in der russischen Ikonenmalerei // Seminarium Kondakovianum. Prague, 1929. Т. III. Выготский, 1968 - Л.С.Выготский. Психология искусства. М., 1968. Высотский, 1966 - С.С.Высотский. Развитие фонетики современного русского языка / Под ред. С.С.Высотского. М., 1966. Вяземский, 1929 - П.Вяземский. Старая записная книжка / Ред. и примеч. Л.Гинзбург. Л., 1929. Габричевский, 1928 - А.Г.Габричевский. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета / Под ред. А.Г.Габричевского. М., 1928. Гауптман, 1965 - P.Hauptmann. Das russische Altgläubigentum und die Ikonenmaierei // Beiträge zur Kunst des Christlichen Ostens. Erste Studien-Sammlung. Recklinghausen, 1965. Гвоздев, 1924 - А.А.Гвоздев. Итоги и задачи научной истории театра // А.А.Гвоздев. Задачи и методы изучения искусств. Пг., 1924. Георгий Конисский, 1913 - Георгий Конисский. Стихи Христу, изобразуемому спящим младенцем на кресте // ЧОИДР. 1913. Кн. 3. Геррин, 1992 - Judith Herrin. Constantinople, Rome and the Franks in the seventh and eighth centuries // Byzantine Diplomacy: Papers from the Twenty-fourth Spring Symposium of Byzantine Studies. Cambridge, March 1990 / Ed. by Jonathan Shepard and Simon Franklin. [Aldershot], 1992 («Society for the Promotion of Byzantine Studies». Publications, 1). Гёте, I-X - И.-В.Гёте. Собрание сочинений. М., 1975-1980. Т. I-X. Гёте, 1905 - Разговоры Гёте, собранные Эккерманом. СПб., 1905. Гиббенет, I-II - Н.Гиббенет. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882-1884. Т. I-II. Гильфердинг, I-III - Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом. СПб., 1894-1900. (Сб. ОРЯС. СПб., Т. LIX-LXI) Гиппиус, 1924 - B.B.Гиппиус. Гоголь. Л., 1924. Гиппиус, 1966 - В.В.Гиппиус. Люди и куклы в сатире Салтыкова // В.В.Гиппиус. От Пушкина до Блока. М.-Л., 1966. Глазер, 1908 - G.Glaser. Die Raumdarstellung in der japanischen Malerei // Monatshefte für Kunstwissenschaft. 1908. Гоголь, I-XIV - Н.В.Гоголь. Полное собрание сочинений. М., 1937-1952. Т. I-XIV. Голубев, I-II - С.Голубев. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Киев, 1883-1898. Т. I-II. Голубинский, I-II - Е.Голубинский. История русской церкви. М., 1901-1917. Т. I-II. Гопкинс, 1963 - G.Hopkins. A Note on Frontality in Near Eastern Art // Art islamica. 1963. III. №2. Горский и Невоструев, I-III - А.В.Горский, К.Л.Невоструев. Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки. М., 1855-1917. Т. I-III. Грабарь, 1945 - A.Grabar. Plotin et les origines de L'esthétique médiévale // Cahiers archéologiques. 1945. Fasc. 1. Грюнайзен, 1911 - W. de Gruneisen. La perspective. Esquisse de son evolution des origines jusqu'a la Renaissance // École francaise de Rome. Mélange d'archeologie et d'histoire. 1911. Vol. XXXI. Гуковский, 1959 - Г.М.Гуковский. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. Гуковский, 1965 - Г.М.Гуковский. Пушкин и русские романтики. 2-е изд. М., 1965. Гуревич, 1972 - А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М., 1972. Даль-Бодуэн, I-IV - Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка / 4-е изд. испр. и значительно доп. под ред. И.А.Бодуэна-де-Куртенэ. СПб., 1912-1914. Т. I-IV. Даненс, 1965 - Elisabeth Dhanens. Het retabel van het Lam Gods in de Sint-Baafskathedraal te Gent. Gent, 1965 («Inventaris van het Kunstpatrimonium van Oostvlaanderen», VI). Даненс, 1973 - Elisabeth Dhanens. Van Eyck: The Ghent Altarpiece. New York, [1973] («Art in Context»). Даненс, 1980 - Elisabeth Dhanens. Hubert and Jan van Eyck. S. 1, [1980]. Дементьев, 1969 - А.А.Дементьев. Максимко, Тимошка и другие // Русская речь. 1969. № 2. Демкова, 1965 - Н.С.Демкова. Неизвестные и неизданные тексты из сочинений протопопа Аввакума // ТОДРЛ. 1965. Т. XXI. Демус, 1947 - O.Demus. Byzantine Mosaic Decoration. London, 1947. Достоевский, I-XXX - Ф.М.Достоевский. Полное собрание сочинений. Л., 1972-1990. Т. I-XXX. Дюрер, I-III - [Albrecht] Dürer. Schriftlicher Nachlass. Herausgegeben von Hans Rupprich, Bd. I-III. Berlin, 1956-1969. Евреинов, I-III - Н.Н.Евреинов. Драматические сочинения. СПб.-Пг. 1908-1923. Т. I-III. Жегин, 1964 - Л.Ф.Жегин. Некоторые пространственные формы в древнерусской живописи // Древнерусское искусство. XVII век / Под ред. В.Н.Лазарева и др. М.,1964. Жегин, 1965 - Л.Ф.Жегин. Иконные горки. Пространственно-временное единство живописного произведения // Труды по знаковым системам. II. Тарту. 1965. (Уч. зап. ТГУ. Вып. 181). Жегин, 1970 - Л.Ф.Жегин. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М., 1970. Зелинский, 1896 - Ф.Ф.Зелинский. Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады // Χαριστήρια. Сборник статей по филологии и лингвистике в честь Федора Евгеньевича Корша. М., 1896. Зелинский, 1899-1900 - T.Zelińsky. Die Behandlung der gleichzeitigen Ereignisse im antiken Epos // Philologus. 1899-1900. Supplementband, 8. Зелинский, 1911 - Ф.Ф.Зелинский. Вильгельм Вундт и психология языка: жесты и звуки // Из жизни идей. 3-е изд. СПб., 1911. Т. II. Зеньковский, 1970 - С.А.Зеньковский. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. München, 1970. Иван Грозный, 1951 - Послания Ивана Грозного / Подг. текста Д.С.Лихачева и Я.С.Лурье. Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. М.-Л., 1951. Иваницкий, 1890 - Н.А.Иваницкий. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. LXIX. Труды этнографического отдела. М., 1890. Т. XI. Вып. 1. Иванов, 1972 - Вяч.Вс. Иванов. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии // Ранние формы искусства / Сост. С.Ю.Неклюдов. Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1972. Иванов и Топоров, 1965 - Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. Иоффе, 1944-1945 - И.И.Иоффе. Русский Ренессанс // Уч. зап. ЛГУ. 1944-1945. № 72. Серия филологических наук, 9. Казакова и Лурье, 1955 - Н.А.Казакова, Я.С.Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV- нач. XV века. М., 1955. Казинец и Вортман, 1992 - E.Kasinec, R. Wortman. The Mythology of Empire: Imperial Russian Coronation Albums // Biblion: The Bulletin of the New York Public Library. 1992. Vol. I. No. 1. Каптерева, 1965 - Т.Каптерева. Эль Греко. М., 1965. Картер, 1954 - David G.Carter. Reflections in Armour in the Canon van der Paele Madonna // The Art Bulletin. 1954. Vol. XXXVI. No. 1. Кернодль, 1945 - G.R.Kernodle. From Art to Theatre. Form and Convention in the Renaissance. Chicago, 1945. Кёрнер, 1993 - Joseph Leo Koerner. The Moment of Self-Portraiture in German Renaissance Art. Chicago and London, [1993]. Кирпичников, 1895 - А.Кирпичников. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной // Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890 г. М., 1895. Т. II. Клевиц, 1941 - Hans-Walter Klewitz. Die Krönung des Papstes // Zeitschrift für Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Weimar, 1941. Bd. LXI (LXXIV. Band der «Zeitschrift für Rechtsgeschichte»). Kanonistische Abteilung, XXX. Коген, 1943 - G.Cohen. The Influence of the Mysteries on Art // Gazette des Beaux Arts. 1943. Кожина, 1929 - Ю.А.Кожина. Одно из художественных течений в русской живописи XVI-XVII вв. // Русское искусство XVII века. Л., 1929. Кореманс, 1953 - L'Agneau Mystique au labaratoire: Examen et traitement. Sous la direction de Paul Coremans. Anvers, 1953 («Les primitifs Flamands», III: Contributions a l'etude des primitifs Flamands, 2). Кореманс и Янссенс де Бистговен, 1948 - Р.Coremans and A.Janssens de Bislhoven, Van Eyck: The Adoration of the Mystic Lamb. Antwerp-Amsterdam, 1948 («Archives Centrales Iconographiques d'Art National: Flemish Primitives», vol. I). Королев, 1956 - В.Ф.Королев и др. Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. Котошихин, 1906 - Г.Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906. Кочетков, 1974 - И.А.Кочетков. Житийная икона в ее отношении к тексту жития. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1974. Коялович, 1904 - Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII веков / Под ред. М.И.Кояловича. СПб., 1904. Ла Барр, 1964 - W. La Barre. Paralinguistics, Kinetics, and Cultural Anthropology // Approaches to Semiotics / Ed. by T.A.Sebeok et al. The Hague, 1964. Лазарев, 1947 - В.Н.Лазарев. История византийской живописи. М., 1947. Т. I. Лазарев, 1954 - В.Н.Лазарев. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства / Под ред. И.А.Грабаря и др. М., 1954. Т. II. Лазарев, 1961 - В.Н.Лазарев. Феофан Грек и его школа. М., 1961. Лазарев, 1966 - В.Н.Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. Лазарев, 1970 - В.Н.Лазарев. Об одной новгородской иконе и ереси антитринитариев // В.Н.Лазарев. Русская средневековая живопись. М., 1970. Лазарев, 1970а - В.Н.Лазарев. Древнерусские художники и методы их работы // В.Н.Лазарев. Русская средневековая живопись. М., 1970. Лазарев, 1970б - В.Н.Лазарев. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства // В.Н.Лазарев. Русская средневековая живопись. М., 1970. Лазарев, 1971 - В.Н.Лазарев. Система живописной декорации византийского храма IX-XI вв. // В.Н.Лазарев. Византийская живопись. М., 1971. Ланге, 1889 - J.Lange. Darstellung des Menschen in der älteren griechischen Kunst. Strassburg, 1889. Ленцман, 1967 - Я.А.Ленцман. Сравнивая Евангелия. М., 1967. Лерт, 1921 - E.Lert. Mozart auf der Bühne. Berlin, 1921. Лесков, I-XI - Н.С.Лесков. Собрание сочинений. М., 1956-1958. Т. I-XI. Лилеев, 1880 - М.И.Лилеев. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии. [СПб., 1880]. (Оттиск из «Памятников древней письменности», 6). Лилеев, 1895 - М.И.Лилеев. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. // Известия историко-филологического Института кн. Безбородко в Нежине. 1895. Т. 14. Лихачев, 1958 - Д.С.Лихачев. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М., 1958. Лихачев, 1961 - Д.С.Лихачев. Литературный этикет русского средневековья // Poetics - Poetyka - Поэтика. I. Warszawa, 1961. Лихачев, 1962 - Д.С.Лихачев. Текстология. М.-Л., 1962. Лихачев, 1966 - Взаимодействие литературы и изобразительного искусства Древней Руси / Под ред. Д.С.Лихачева // ТОДРЛ. 1966. Т. XXII. Лихачев, 1967 - Д.С.Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. Лихачев, 1970 - Д.С.Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1970. Лихачева, 1976 - В.Д.Лихачева. Искусство книги: Константинополь. XI век. М., 1976. Лоран, 1970 - E.Loran. Cezanne's Composition. An Analysis of His Form with Diagrams and Photographs of his Motifs. Berkeley and Los Angeles, 1970. Лотман, 1965 - Ю.М.Лотман. О проблеме значений во вторичных моделирующих системах // Труды по знаковым системам. II. Тарту, 1965. (Уч. зап. ТГУ. Вып. 181). Лотман, 1965а - Ю.М.Лотман. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Труды по знаковым системам. II. Тарту, 1965. (Уч. зап. ТГУ. Вып. 181). Лотман, 1966 - Ю.М.Лотман. Художественная структура «Евгения Онегина» // Труды по русской и славянской филологии. IX. Тарту, 1966. (Уч. зап. ТГУ. Вып. 184). Лотман, 1966а - Ю.М.Лотман. О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах // Тезисы докладов во Второй летней школе по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1966. Лотман, 1968 - Ю.М.Лотман. Проблемы художественного пространства в прозе Гоголя // Труды по русской и славянской филологии. XI. Тарту, 1968. (Уч. зап. ТГУ. Вып. 209). Лотман, 1969 - Ю.М.Лотман. О метаязыке типологических описаний культуры // Труды по знаковым системам. IV. Тарту, 1969. (Уч. зап. ТГУ. Вып. 236). Лотман и Успенский, 1970 - Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский. Условность в искусстве // Философская энциклопедия. 1970. Т. 5. Маль, 1908 - E.Male. L'art religieux de la fin du moyen age en France. Paris, 1908. Мальмберг, 1905-1906 - В.К.Мальмберг. Отзыв о диссертации Ал.М.Миронова на степень доктора истории и теории изящных.искусств «Альбрехт Дюрер, его жизнь и художественная деятельность». К характеристике эпохи Возрождения в немецком искусстве // Ученые записки имп. Юрьевского университета за 1905 год. Юрьев, 1905-1906. № 4. Мальмберг, 1915 - Вл.К.Мальмберг. Старый предрассудок. К вопросу об изображении человеческой фигуры в египетском рельефе. М., 1915. Малышев, 1965 - В.И.Малышев. Новые материалы о протопопе Аввакуме // ТОДРЛ. 1965. Т. XXI. Манго, 1972 - The Art of the Byzantine Empire, 312-1453: Sources and Documents / Comp. and ed. by C.Mango. Engelwood Cliff, New Jersey, 1972. Мандер, 1936 - Carel van Mander. Dutch and Flemish Painters. Translation from the Schilderboeck and Introduction by Constant van de Wall. New York, 1936. Мансветов, 1874 - И.Д.Мансветов. О изображении распятия на лжице, находящейся в Антониевом монастыре в Новгороде // Древности. 1874. Т. IV. № 2. Марков, 1962 - V.Markov. The Longer Poems of Velemir Khlebnikov. Berkeley and Los Angeles, 1962. Матвеев, 1971 - А.Б.Матвеев. Фрески Андрея Рублева и стенопись XII века во Владимире // Андрей Рублев и его эпоха / Под ред. М.В.Алпатова. М., 1971. Матейчек, 1926 - A.Matĕjček. Velislavova bible a jejf misto ve vývoji knizni ilustrace goticke. Praha, 1926. Материалы АН, I-X - Материалы для истории императорской Академии наук. СПб., 1885-1900. Т. I-Х. Матье, 1947 - M.Е.Матье. Искусство Нового Царства XVI-XV вв. // История искусства Древнего Востока. Л., 1947. Т. I. (Древний Египет. Вып. 3) Матью, 1963 - G.Mathew. Byzantine Aesthetics. London, 1963.. Мейергоф, 1960 - H.Meyerhoff. Time in Literature. Berkeley and Los Angeles, 1960. Мелетинский, Неклюдов, Новик и Сегал, 1969 - Е.М.Мелетинский, С.Ю.Неклюдов, Е.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление