КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА ТРЕТЬЯ Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика 1 страница
1. Что подразумевается под отводом (та‘н)[93] передатчика? Под отводом передатчика подразумевается его отвод языком и отрицательные отзывы о его беспристрастности, религиозности, точности, памяти и внимательности. 2. Причины отвода передатчика Насчитывается десять причин, по которым передатчик может получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспристрастности, а пять других – к точности. а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины. 1. Лживость. 2. Обвинения во лжи. 3. Порочность. 4. Приверженность к нововведениям. 5. Невежество. б) Отвод по причине недостаточной степени точности может быть вызван нижеперечисленными вещами. 1. Грубыми ошибками. 2. Плохим запоминанием. 3. Небрежностью. 4. Большим количеством ошибок. 5. Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что передавали достойные доверия мухаддисы. Ниже речь пойдет о категориях хадисов, которые отвергаются в силу одной из вышеупомянутых причин. Начну с наиболее неприемлемых.
المَوْضُوع Мауду‘ Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то его хадис называется “мауду‘” (подложный; вымышленный). 1. Определение а) Слово “мауду‘” является причастием страдательного залога от глагола “вада‘а” – “уменьшать; унижать”. Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства. б) В качестве термина слово “мауду‘” используется для обозначения измышленной лжи, возводимой на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приписываемой ему. 2. Суждение о передаче такого сообщения. Все улемы единодушны во мнении о том, что любому человеку, знающему, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача его не сопровождается указанием на его вымышленность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
]مَنْ حَدَّثَ عَنِّي بِحَدِيثٍ يُرَى أَنَّهُ كَذِبٌ فَهُوَ أَحَدُ الْكَاذِبِينَ [ «Человек передавший с моих слов сообщение, которое сам он считает ложным, станет одним из двух лжецов[94]».[95] 3. Способы, применявшиеся фальсификаторами хадисов а) Фальсификатор мог что-либо сам, после чего снабжал свои слова вымышленным иснадом и передавал другим. б) Второй способ заключался в использовании слов какого-нибудь мудреца или кого-либо еще, которые также снабжались вымышленным иснадом. 4. Как распознать подложный хадис? Указанием на фальсификацию хадиса могут служить нижеперечисленные вещи: а) Собственное признание фальсификатора в фальсификации: в пример можно привести признание Абу ‘Исмата Нуха бин Абу Марйам в том, что он сфальсифицировал хадис о достоинствах сур Корана сура за сурой, передав его якобы со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими[96]. б) То, что равноценно собственному признанию фальсификатора в фальсификации: примером может служить такой случай, когда передатчика, передающего хадис непосредственно со слов какого-либо шейха, спрашивают о том, когда родился этот шейх, после чего он называет определенную дату, и получается, что смерть этого шейха предшествовала рождению передатчика; при этом данный хадис известен только со слов этого передатчика. в) Данные, полученные в результате изучения биографии передатчика: примером является такой случай, когда передатчик является рафидитом,[97] а в хадисе, который он передает, сообщается о достоинствах семьи пророка, да благословит его Аллах и приветствует. г) Данные, полученные в результате исследования передаваемого сообщения: в пример можно привести тот случай, когда в хадисе используются неправильные фразы, или когда его содержание противоречит тому, что воспринимается с помощью чувств, или тому, о чем ясно говориться в Коране. 5. Причины фальсификации и категории фальсификаторов а - Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого. Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрекшихся от мира и праведников и являлись наихудшими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету. К числу таких фальсификаторов относился Майсара бин Абд Рабби-хи. В своем труде “Ад-Ду‘афа” Ибн Хиббан сообщает, что Ибн Махди сказал: – Я спросил Майсару бин Абд Рабби-хи: «Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры полагается такая-то награда?» Он сказал: «Я сам выдумал их, чтобы внушать людям желание».[98] б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это относится к последователям тех мазхабов, которые были представлены политическими течениями после начала смуты и возникновения различных политических течений наподобие хариджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: «Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие». в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие возможности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путем и сфальсифицировали целый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой религии. К их числу относился распятый за свою ересь Мухаммад бин Са‘ид аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я – последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Аллах».[99] Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сунны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов. г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в виду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к правителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклонениям, в которые впадали эти правители. Примером может служить сообщение о Гийасе бин Ибрахиме ан-Наха‘и аль-Куфи и повелителе правоверных аль-Махди. Как-то раз, войдя к нему и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где сообщалось, что он сказал: «Не следует соревноваться ни в чем, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы[100] или копыта, или состязаний почтовых голубей», [101] добавив к сказанному пророком, да благословит его Аллах и приветствует, слова «или состязаний почтовых голубей» ради аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: «Это я подтолкнул его к этому». д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду некоторые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удивительные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са‘ид аль-Мада’ини. е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление прославиться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, которых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям желание слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К числу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад ан-Насиби.[102] 6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах: а) “Китаб аль-мауду‘ат” Ибн аль-Джаузи. б) “Аль-ля’али аль-масну‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а” ас-Суйути. в) “Танзих аш-шари‘а аль-марфу‘а ‘ан аль-ахадис аш-шани‘а аль-мауду‘а” Ибн ‘Аррака аль-Кинани.
المَتْرُوك Матрук Если причиной отвода передатчика послужило обвинение во лжи, что является второй из вышеупомянутых причин, такой хадис называется “матрук”. 1. Определение а) Слово “матрук” является причастием страдательного залога от глагола “тарака” (оставлять). б) В качестве термина это слово употребляется для обозначения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя передатчика, обвиняемого во лжи. 2. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам: а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным основоположениям;[103] б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 3. Пример В пример можно привести хадис, который Амр бин Шамир аль-Джу‘фи аль-Куфи аш-Ши‘и передавал по словам Джабира, слышавшего со слов Абу-т-Туфайля, что он слышал, как Али и ‘Аммар говорили: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, и произносил слова “Аллах велик” в день Арафата после утренней молитвы, и прерывал послеполуденную молитву в последний из дней ташрика».[104] Ан-Наса’и, ад-Даракутни и другие мухаддисы говорили об Амре бин Шамире следующее: «Хадисы, которые он передавал относятся к категории “матрук”».[105] 4. Степень такого хадиса Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов являются хадисы, относящиеся к категории “мауду‘”, более высокое положение занимают хадисы, относящиеся к категории “матрук”, затем – категории “мункар”, затем – категории “му‘алляль”, затем – категории “мудрадж”, затем – категории “маклюб”, а затем – категории “мудтариб”. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар.[106]
المُنْكَر Мункар Если причиной отвода передатчика является грубая ошибка, или частое проявление небрежности, или порочность, передаваемый им хадис именуется “мункар”. 1. Определение а) Слово “мункар” является причастием страдательного залога от глагола “анкара” (не признавать). б) Слово “мункар” как термин. Улемы давали хадисам, относящимся к этой категории, различные определения. Ниже приводятся два наиболее известных. 1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявшего небрежность или известного своим нечестием. 2. Это такой хадис, который передавал слабый передатчик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия. 2. Примеры а) Примером, относящимся к первому определению, может служить хадис, который ан-Наса’и и Ибн Маджа передают со слов Абу Зукайра Йахйи бин Мухаммада бин Кайса, передавшего со слов Хишама бин Урвы, передавшего со слов своего отца, слышавшего от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте свежие финики вместе с сушеными, ибо, поистине, когда сын Адама ест их, шайтан гневается». Ан-Наса`и сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, и его передавал только Абу Зукайр. Сам он являлся праведным шейхом, со слов которого передавал хадисы Муслим в “Аль-Мутаба‘ат“, однако он не достиг степени таких передатчиков, хадисы которых предположительно являются достоверными в тех случаях, когда никто другой их не передавал».[107] б) Примером, относящимся ко второму определению, может служить хадис, который передал Ибн Абу Хатим со слов Хубаййиба бин Хабиба аз-Заййата, слышавшего со слов Абу Исхака, слышавшего со слов аль-‘Айзара бин Хурайса, слышавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Войдет в рай тот, кто станет совершать молитвы, и выплачивать закят, и совершит хаджж к Дому, и будет соблюдать пост, и будет оказывать хороший прием гостю». Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем сообщается, что эти слова произнес сподвижник, и это известно». 3. Степень такого хадиса Из двух приводимых нами определений хадисов, относящихся к категории “мункар”, следует, что такой хадис относится к виду очень слабых хадисов.
المَعْروف Ма‘руф[108] 1. Определение а) Слово “ма‘руф” является причастием страдательного залога от глагола “‘арафа” (узнавать). б) В качестве термина слово “ма`руф” используется в качестве обозначения хадиса, передаваемого достойным доверия лицом и противоречащего тому, что передает слабый передатчик. 2. Пример Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передаваться со слов достойных доверия лиц и заканчиваться именем Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, поскольку, приведя хадис, передаваемый со слов Хубаййиба и возводимый к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (хадис марфу‘) Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем сообщается, что эти слова произнес сподвижник, и этот хадис относится к категории “ма‘руф”».
المُعَلَّل Му‘алляль Если причиной отвода передатчика послужила ошибка, его хадис именуется “му‘алляль”, и это является шестой из вышеупомянутых причин. 1. Определение а) Слово “му‘алляль” является причастием страдательного залога от глагола “‘алляля” (делать дефектным). б) В качестве термина слово “му‘алляль” используется для обозначения такого хадиса, в котором выявлен недостаток, в результате чего достоверным его признать уже нельзя, несмотря на то что внешне он представляется свободным от недостатков. 2. Определение недостатка (‘илля) Недостатком называется такая скрытая причина, которая делает невозможным признание хадиса достоверным. Из данного определения недостатка (‘илля) следует, что знатоки хадисов считали, что недостаток должен удовлетворять двум условиям: а) Он должен отличаться неясным и скрытым характером. б) Он должен умалять достоинство достоверного хадиса. Если же одно из двух условий не будет соблюдено, например, если недостаток является очевидным или если, несмотря на наличие этого недостатка, хадис все же является достоверным, тогда такой хадис не относится к категории “му‘алляль”. 3. Важность и тонкость знания о недостатках Знание о недостатках хадисов относится к числу важнейщих и наиболее тонких областей науки о хадисах, так как оно требует умения распознавать такие неясные и скрытые недостатки, что делать это могут только настоящие знатоки, отличающиеся хорошей памятью, опытом и глубоким пониманием. Вот почему глубины этой науки смогли постичь лишь немногие выдающиеся имамы, такие, как Ибн аль-Мадини, Ахмад, аль-Бухари, Абу Хатим и ад-Даракутни. 4. В каком иснаде может быть выявлен недостаток? Речь идет о таких иснадах, которые внешне удовлетворяют всем необходимым условиям достоверности, поскольку в слабом хадисе искать недостатки не нужно в силу того, что он является отвергаемым и в практических целях не применяется. 5. Что может помочь в определении недостатков? Определению недостатков способствуют нижеперечисленные признаки. а) Передача хадиса единственным передатчиком. б) Расхождения с ним других передатчиков. в) Другие полученные в результате исследования данные, которые присоединяются к тому, о чем говорится в пунктах а) и б). Для знающего наличие вышеупомянутых признаков служит указанием на ошибку передатчика хадиса. Это достигается либо в результате выявления пропуска после имени последователя в конце иснада такого хадиса, который передатчик передает как непрерывный, либо в результатет установления того, что иснад доходит только до имени последователя, тогда как передатчик возводит иснад до имени пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо в результате обнаружения того, что он ввел один хадис в другой, либо вследствие выявления каких-нибудь других ошибок, что заставляет знающего вынести суждение о том, что данный хадис не является достоверным. 6. Как можно распознать хадис, относящийся к категории “му‘алляль”? Это можно сделать путем сопоставления путей передачи данного хадиса, изучения различий между его передатчиками и сличения уровня их точности, после чего выносится суждение о том, в какой именно версии имеется дефект. 7. Где находится дефект? а) Чаще всего дефекты обнаруживаются в иснаде и имеют отношение к неправильному определению того, к кому именно восходит иснад, а также к таким иснадам, в которых после имени последователя имеется пропуск. б) Меньшее количество дефектов обнаруживается в матнах хадисов. В пример можно привести тот хадис, где отрицается необходимость произнесения слов «С именем Аллаха» во время молитвы. 8. Умаляет ли дефект иснада значение матна? а) Подобный дефект может умалять значение матна, как умаляет он и значение иснада. Примером могут служить такие хадисы, которые считаются дефективными по той причине, что в конце их иснадов после имени последователя имеется пропуск. б) Дефект может умалять значение одного только иснада, тогда как матн такого хадиса продолжает считаться достоверным. Примером может служить хадис, который Йа‘ля бин ‘Убайд передает со слов ас-Саури, передавшего со слов Амра бин Динара, передавшего со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا ] «Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом». В данном случае Йа‘ля указывает, что Суфйан ас-Саури передает хадис со слов Амра бин Динара, но это ошибка, так как на самом деле речь идет об Абдуллахе бин Динаре. Что же касается матна этого хадиса, то он остается достоверным, несмотря на дефект иснада, выражающийся в подобной ошибке, поскольку достойными доверия являются и Амр бин Динар, и Абдуллах бин Динар, а замена одного достойного доверия передатчика на другого не оказывает отрицательного воздействия на достоверность матна, даже если в иснаде имеется ошибка. 9. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “му‘алляль”: а) “Китаб аль-‘иляль” Ибн аль-Мадини. б) “‘Иляль аль-хадис” Ибн Абу Хатима. в) “Аль-‘иляль ва ма‘рифат ар-риджаль” Ахмада бин Ханбаля. г) “Аль-‘иляль аль-кабир ва-ль-‘иляль ас-сагир” ат-Тирмизи. д) “Аль-‘иляль аль-варида фи-ль-ахадис ан-набавийа” ад-Даракутни. Это сочинение является наиболее полным.
Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц Если причина отвода передатчика состоит в том, что его сообщение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие сообщения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, относящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”. 1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до имени сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то такой хадис называется المُدْرَج “мудрадж”. 2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется المَقْلوب “маклюб”. 3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лишнего передатчика, хадис называется المَزِيدِ في متَّصِلِِ الأسانِيد “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”. 4. Если несоответствие заключается в замене одного передатчика другим или в противоречии матна данного хадиса матну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результате чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется المُضْطَّرِب “мудтариб”. 5. Если несоответствие заключается в изменении фраз матна по форме без изменения их смысла, когда порядок перечисления имен в иснаде остается неизменным, такой хадис называется المُصحَّف “мусаххаф”.[109] Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разбирается более подробно.
Мудрадж 1. Определение а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (включать что-либо во что-то). б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное. 2. Виды хадисов категории “мудрадж” Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две группы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн. а) Хадисы с посторонними включениями в иснад 1. Определение: так именуется хадис, в котором изменена форма иснада. 2. Формы таких хадисов: речь идет о таких случаях, когда во время передачи иснада передатчик по какой-то причине начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушавших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде. 3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал следующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем».[110] Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришел к кади Шарику бин Абдуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Передал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слышавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» Произнеся эти слова, Шарик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому записать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются матном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис. б) Хадисы с посторонними включениями в матн 1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное. 2. Такие хадисы подразделяются на три группы: а) Хадисы, в которых включение относится к началу. Таких хадисов насчитывается немного, но все же больше, чем хадисов с включениями в середине. б) Хадисы, в которых включение относится к середине. Их насчитывается меньше, чем хадисов первой группы. в) Хадисы, в которых включение относится к концу. Таких хадисов насчитывается больше всего. 3. Примеры таких хадисов а) Пример хадиса, в котором включение относится к началу. Причиной подобного включения могло послужить то, что передатчик говорил нечто такое, доказательством чему должен был послужить хадис, приводимый передатчиком, который не отделил одного от другого, в результате чего тот, кто слышал его слова, решил, что все сказанное передатчиком является матном хадиса. Примером может служить сообщение, передаваемое аль-Хатибом со слов Абу Катана и Шабабы, которых он отделял друг от друга и которые слышали со слов Шу‘бы, слышавшего со слов Мухаммада бин Зийада, слышавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[-أسبغو الوضوء - وَيْلٌ لِلأعْقَابِ مِنْ النَّارِ]
«Совершайте омовение тщательно. Горе пяткам от мук огня!» Его слова «Совершайте омовение тщательно» являются включением, поскольку принадлежат они Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах. Это становится ясным из той версии этого хадиса, котрую приводит аль-Бухари, передавший со слов Адама, передававшего со слов Шу‘бы, передававшего со слов Мухаммада бин Зийада, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте омовение тщательно, ибо, поистине, Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Горе пяткам от мук огня!”» б) Пример хадиса, в котором включение относится к середине. В пример можно привести хадис, который со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводится в “Книге о начале откровений”. В этом хадисе сообщается, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал часто уединяться в пещере на горе Хира,[111] занимаясь там делами благочестия», под чем поразумевается поклонение (Аллаху) «в течение многих ночей…»[112] Здесь слова «под чем поразумевается поклонение (Аллаху)» являются включением и относятся к словам передатчика аз-Зухри. в) Пример хадиса, в котором включение относится к концу. В пример можно привести хадис Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ الطِّيَرَةُ شِرْكٌ وَمَا مِنَّا إِلاَّ وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ]
«Гадание по полету птиц (есть проявление) многобожия, и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим), однако Аллах устраняет это посредством упования». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Он также сказал: «Я слышал, как о словах “и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим)” Мухаммад сказал: “Я считаю, что эти слова принадлежат Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах”». 4. Возможные причины включений (идрадж) Таких причин насчитывается много, но наиболее известными из них являются нижеследующие: а) Разъяснение того или иного установления шариата. б) Извлечение из какого-нибудь хадиса установления шариата еще до завершения его передачи. в) Разъяснение какой-нибудь непонятной фразы, которая имеется в матне хадиса. 5. Как можно распознать включение? Указанием на включение служат нижеперечисленные признаки: а) Цитирование включения отдельно в другой версии этого хадиса. б) Цитирование его отдельно кем-либо из осведомленных имамов. в) Признание самого передатчика, что он включил те или иные слова в текст хадиса. г) Невозможность произнесения тех или иных слов пророком, да благословит его Аллах и приветствует. 5. Суждение о включении По общему мнению улемов из числа мухаддисов, факихов и прочих авторитетных религиозных деятелей, включать что-либо в хадисы запретно. Исключением являются такие включения, цель которых состоит в толковании какой-нибудь непонятной фразы, имеющейся в матне хадиса, в силу чего к ним прибегал аз-Зухри и другие имамы. 6. Наиболее известные сочинения на эту тему а) “Аль-фасль ли-ль-васль аль-мудрадж фи-н-накль” аль-Хатиба аль-Багдади. б) “Такриб аль-манхадж би-тартиб аль-мудрадж” Ибн Хаджара. Это сочинение представляет собой краткое изложение труда аль-Хатиба аль-Багдади с некоторыми дополнениями к нему.
Маклюб 1. Определение а) Слово “маклюб” является причастием страдательного залога от глагола “каляба” в значении “выворачивать наизнанку”. б) В качестве термина слово “маклюб” используется для обозначения такого хадиса, в матне или иснаде которого одно слово заменяется другим, например, когда начало иснада или матна переставлено в конец, или когда конец иснада или матна переставлен в начало, или когда имеются еще какие-либо перестановки.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |