Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные определения. 1. Наука о терминах (‘ильм аль-мусталях)




 

1. Наука о терминах (‘ильм аль-мусталях).

Наука об основах и правилах, позволяющих определить приемлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса.

 

2. Предмет науки о терминах.

Приемлемость или неприемлемость иснадов и матнов ха­дисов.

 

3. Польза этой науки.

Она позволяет отличить достоверные хадисы от хадисов, имеющих те или иные недостатки.

 


4. Хадис.

а) Лексическое значение этого слова: “новый”; множест­венное число – ахадис.

б) Терминологическое значение: сообщение о любом сло­ве или деле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, невысказанном им одобрении или его качестве.

 

5. Хабар.

а) Лексическое значение: “известие”; множественное число – ахбар.

б) Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения:

1. Это слово является синонимом слова “хадис”, иначе говоря, как термины оба эти слова передают один и тот же смысл;

2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а «хабар» есть то, что сообщается о ком-нибудь другом.

3. Более общее понимание, в соответствии с которым “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а “хабар” – сообщение либо о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, либо о ком-ни­будь другом.

 

6. Асар.

а) Лексическое значение: “остаток чего-либо”;

б) Терминологическое значение. На этот счет существует два мнения:

1. Это слово является синонимом слова “хадис”, други­ми словами, как термины они передают один и тот же смысл;

2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “асар” есть сообщение о словах или делах сподвижников или последователей.

 

7. Иснад: это слово имеет два значения.

а) Возведение содержания хадиса к его источнику через соответствующий иснад.

б) Цепь передатчиков, приводящая к матну. В этом смыс­ле слово “иснад” является синонимом слова “санад”.

 

8. Санад.

а) Лексическое значение: опора. Подобное название объ­ясняется тем, что “санад” служит опорой хадиса.

б) Терминологическое значение: цепь передатчиков, при­водящая к матну.

 

9. Матн.

а) Лексическое значение: возвышенность, которую об­разует собой твердая почва.

б) Терминологическое значение: слова к которым приво­дит иснад.

 

10. Муснад.

а) Лексическое значение: причастие страдательного зало­га от глагола “аснада” в значении “относить что-либо к че­му-либо”.

б) Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения:

1. Так именуется любая книга, в которой по отдельности собраны сообщения, передаваемые со слов того или иного сподвижника;[8]

2. “Аль-хадис аль-марфу‘” – так именуется хадис с не­прерывным иснадом, в тексте которого приводятся слова про­рока, да благословит его Аллах и приветствует;

3. Под этим подразумевается “санад”.

 

11. Муснид.

Так именуется человек, передающий хадис вместе с его иснадом, независимо от того, обладает ли он знанием[9] о нем или только передает.

 

12. Мухаддис.

Человек, который занимается наукой о хадисах и переда­ет хадисы, хорошо разбирается в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках.

 

13. Хафиз.

Известно два мнения о смысле этого слова.

а) Многие мухаддисы считают, что это слово является си­нонимом слова “мухаддис”.

б) Говорят также, что слово “хафиз” служит для обозна­чения мухаддиса высшего класса, иначе говоря такого мухад­диса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.

 

14. Хаким.

По мнению некоторых ученых, так называют человека, ко­торый знает все хадисы за исключением малой их части.


ГЛАВА 1
Сообщение (хабар)

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Классификация сообщений
с учетом того, как они дошли до нас

 

Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы:

1. Если сообщение передается очень многими путями, оп­ределенное количество которых не установлено, оно относит­ся к числу сообщений, именуемых “мутаватир”.

2. Если сообщение передается небольшим количеством пу­тей, оно относится к числу отдельных сообщений (āхāд).

Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на под­группы и отличается своими особенностями, о чем, если захо­чет Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сей­час перейду к исследованию сообщений, именующихся “му­таватир”.

ТЕМА ПЕРВАЯ
Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир” [10]

1. Определение

а) По форме слово المُتَواتِر “мутаватир” является причастием действительного залога, образованным от масдара[11] “таватур” – следование один за другим.

б) Терминологическое значение слова “таватур”: переда­ча сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.

Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчи­ками каждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения.

 

2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение

Из пояснений к определению ясно, что к категории “мута­ватир” сообщение можно отнести лишь в том случае, если оно удовлетворяет четырем условиям:

а) Если оно передается большим количеством передатчи­ков. Относительно минимального их количества единого мне­ния нет, но в основном считается, что их должно быть не ме­нее десяти.[12]

б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада.

в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сго­вориться между собой с целью фальсификации.[13]

г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств.

Имеются в виду их слова: «Мы слышали…», или: «Мы виде­ли…», или: «Мы прикасались…» Если же в основе их сообще­ний лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории “му­таватир”.

 

3. Суждение о таком сообщении

Сообщение, относящееся к категории “мутаватир”, заклю­чает в себе такую необходимую или же достоверную информа­цию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, буд­то он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом со­общении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в вы­яснении же подробностей деятельности передатчиков необхо­димости нет.

 

4. Группы таких сообщений

Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”, под­разделяются на две группы: словесные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма‘нави).

а) “Аль-мутаватир аль-ляфзи” – это такие сообщения, ко­торые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.

Примером может служить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

] مَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ [

«Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто на­меренно возвел на меня ложь», и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников.

б) “Аль-мутаватир аль-ма‘нави” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу.

В пример можно привести хадисы, где сообщается о возде­вании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, в каж­дом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории “мутаватир”, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздевал руки, позво­ляют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов.[14]

 

5. Наличие таких сообщений

Известно немало хадисов, относящихся к категории “мута­ватир”, например хадисы о водоеме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омове­ния, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да порадует Ал­лах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это…», и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (āхāд) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними коли­чество хадисов “мутаватир” очень невелико.

 

6. Наиболее известные сочинения, посвященные хадисам, которые относятся к категории “мутаватир”

Улемы уделяли большое внимание собиранию хадисов, от­носящихся к категории “мутаватир”, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стре­мящимся к знанию. В пример можно привести следующие со­чинения:

а) Разбитое на главы сочинение ас-Суйути “Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира”.

б) “Катф аль-азхар”, также принадлежащее перу ас-Суйу­ти. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего.

в) “Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир” Мухаммада бин Джафара аль-Каттани.


ТЕМА ВТОРАЯ
Отдельные الآحاد (āхāд) сообщения, передающиеся малым количеством путей

 

1. Определение

а) Арабское слово “āхāд” является формой множествен­ного числа от слова “āхāд” в значении “один” (вахид), а фра­за “хабар аль-вахид” означает “сообщение, передаваемое одним человеком”.

б) Как термин, “хабар аль-ахад” означает «сообщение, не удовлетворяющее требованиям сообщений, относящихся к категории “мутаватир”»[15].

2. Группы таких сообщений по отношению к количеству путей их передачи

Сообщения, передаваемые малым количеством путей, под­разделяются на три группы:

а) Известные المَشْهور (машхур).

б) Редкие العَزِيز (‘азиз).

в) Неизвестные الغَرِيب (г ариб).

Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.