КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные определения. 1. Наука о терминах (‘ильм аль-мусталях)
1. Наука о терминах (‘ильм аль-мусталях). Наука об основах и правилах, позволяющих определить приемлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса.
2. Предмет науки о терминах. Приемлемость или неприемлемость иснадов и матнов хадисов.
3. Польза этой науки. Она позволяет отличить достоверные хадисы от хадисов, имеющих те или иные недостатки.
4. Хадис. а) Лексическое значение этого слова: “новый”; множественное число – ахадис. б) Терминологическое значение: сообщение о любом слове или деле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, невысказанном им одобрении или его качестве.
5. Хабар. а) Лексическое значение: “известие”; множественное число – ахбар. б) Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения: 1. Это слово является синонимом слова “хадис”, иначе говоря, как термины оба эти слова передают один и тот же смысл; 2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а «хабар» есть то, что сообщается о ком-нибудь другом. 3. Более общее понимание, в соответствии с которым “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а “хабар” – сообщение либо о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, либо о ком-нибудь другом.
6. Асар. а) Лексическое значение: “остаток чего-либо”; б) Терминологическое значение. На этот счет существует два мнения: 1. Это слово является синонимом слова “хадис”, другими словами, как термины они передают один и тот же смысл; 2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “асар” есть сообщение о словах или делах сподвижников или последователей.
7. Иснад: это слово имеет два значения. а) Возведение содержания хадиса к его источнику через соответствующий иснад. б) Цепь передатчиков, приводящая к матну. В этом смысле слово “иснад” является синонимом слова “санад”.
8. Санад. а) Лексическое значение: опора. Подобное название объясняется тем, что “санад” служит опорой хадиса. б) Терминологическое значение: цепь передатчиков, приводящая к матну.
9. Матн. а) Лексическое значение: возвышенность, которую образует собой твердая почва. б) Терминологическое значение: слова к которым приводит иснад.
10. Муснад. а) Лексическое значение: причастие страдательного залога от глагола “аснада” в значении “относить что-либо к чему-либо”. б) Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения: 1. Так именуется любая книга, в которой по отдельности собраны сообщения, передаваемые со слов того или иного сподвижника;[8] 2. “Аль-хадис аль-марфу‘” – так именуется хадис с непрерывным иснадом, в тексте которого приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует; 3. Под этим подразумевается “санад”.
11. Муснид. Так именуется человек, передающий хадис вместе с его иснадом, независимо от того, обладает ли он знанием[9] о нем или только передает.
12. Мухаддис. Человек, который занимается наукой о хадисах и передает хадисы, хорошо разбирается в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках.
13. Хафиз. Известно два мнения о смысле этого слова. а) Многие мухаддисы считают, что это слово является синонимом слова “мухаддис”. б) Говорят также, что слово “хафиз” служит для обозначения мухаддиса высшего класса, иначе говоря такого мухаддиса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.
14. Хаким. По мнению некоторых ученых, так называют человека, который знает все хадисы за исключением малой их части. ГЛАВА 1 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Классификация сообщений
Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы: 1. Если сообщение передается очень многими путями, определенное количество которых не установлено, оно относится к числу сообщений, именуемых “мутаватир”. 2. Если сообщение передается небольшим количеством путей, оно относится к числу отдельных сообщений (āхāд). Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на подгруппы и отличается своими особенностями, о чем, если захочет Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сейчас перейду к исследованию сообщений, именующихся “мутаватир”. ТЕМА ПЕРВАЯ 1. Определение а) По форме слово المُتَواتِر “мутаватир” является причастием действительного залога, образованным от масдара[11] “таватур” – следование один за другим. б) Терминологическое значение слова “таватур”: передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации. Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения.
2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение Из пояснений к определению ясно, что к категории “мутаватир” сообщение можно отнести лишь в том случае, если оно удовлетворяет четырем условиям: а) Если оно передается большим количеством передатчиков. Относительно минимального их количества единого мнения нет, но в основном считается, что их должно быть не менее десяти.[12] б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада. в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации.[13] г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств. Имеются в виду их слова: «Мы слышали…», или: «Мы видели…», или: «Мы прикасались…» Если же в основе их сообщений лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории “мутаватир”.
3. Суждение о таком сообщении Сообщение, относящееся к категории “мутаватир”, заключает в себе такую необходимую или же достоверную информацию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, будто он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом сообщении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в выяснении же подробностей деятельности передатчиков необходимости нет.
4. Группы таких сообщений Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”, подразделяются на две группы: словесные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма‘нави). а) “Аль-мутаватир аль-ляфзи” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу. Примером может служить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] مَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ [ «Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто намеренно возвел на меня ложь», и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников. б) “Аль-мутаватир аль-ма‘нави” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу. В пример можно привести хадисы, где сообщается о воздевании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, в каждом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории “мутаватир”, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздевал руки, позволяют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов.[14]
5. Наличие таких сообщений Известно немало хадисов, относящихся к категории “мутаватир”, например хадисы о водоеме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омовения, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это…», и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (āхāд) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними количество хадисов “мутаватир” очень невелико.
6. Наиболее известные сочинения, посвященные хадисам, которые относятся к категории “мутаватир” Улемы уделяли большое внимание собиранию хадисов, относящихся к категории “мутаватир”, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стремящимся к знанию. В пример можно привести следующие сочинения: а) Разбитое на главы сочинение ас-Суйути “Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира”. б) “Катф аль-азхар”, также принадлежащее перу ас-Суйути. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего. в) “Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир” Мухаммада бин Джафара аль-Каттани. ТЕМА ВТОРАЯ
1. Определение а) Арабское слово “āхāд” является формой множественного числа от слова “āхāд” в значении “один” (вахид), а фраза “хабар аль-вахид” означает “сообщение, передаваемое одним человеком”. б) Как термин, “хабар аль-ахад” означает «сообщение, не удовлетворяющее требованиям сообщений, относящихся к категории “мутаватир”»[15]. 2. Группы таких сообщений по отношению к количеству путей их передачи Сообщения, передаваемые малым количеством путей, подразделяются на три группы: а) Известные المَشْهور (машхур). б) Редкие العَزِيز (‘азиз). в) Неизвестные الغَرِيب (г ариб). Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |