КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткий исторический очерк о возникновении науки о терминологии хадисов и стадиях ее развития
От внимания исследователя не может остаться скрытым тот факт, что принципы передачи сообщений были сформулированы уже в Священном Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в Коране сказано:
«О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (, правда ли это)…» [5] А в одном из хадисов сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا شَيْئًا فَبَلَّغَهُ كَمَا سَمِعَ ، فَرُبَّ مُبَلِّغٍ أَوْعَى مِنْ سَامِعٍ[ «Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышавшего (непосредственно) ».[6] В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ[ «Иногда передающий знание (передает его) тому, кто знает больше, чем он, и иногда передающий знания сам знающим не является».[7] В цитированных нами выше айате и хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходимо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и точно передавать эти сообщения другим людям. Выполняя веление Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники да будет доволен ими Аллах, проявляли осмотрительность при передаче и восприятии хадисов, особенно в тех случаях, когда они сомневались в правдивости их передатчиков. С учетом этого становится ясной роль иснада при определении приемлемости или неприемлемости тех или иных хадисов. Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, возникла наука отвода и подтверждения, один из разделов которой был посвящен сбору сведений о передатчиках, знанию непрерывных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков не упоминаются, а также знанию скрытых недостатков иснадов. Сначала критике подвергались только некоторые передатчики, что объяснялось малым количеством тех из них, сообщения которых не принимались. Однако впоследствии улемы стали предпринимать больше усилий в этом направлении, в результате чего появились исследования по многим научным дисциплинам. предметом этих дисциплин являлись критерии точности хадисов, а также способы их восприятия и передачи и некоторые другие вещи, которые сначала обычно передавались улемами устно. С развитием науки о хадисах все эти сведения стали фиксироваться и записываться, но записи делались в разных местах книг и были смешаны с материалами, относившимися к другим областям знания. Так, их можно было найти в сочинениях по основам религии, фикху и хадисам, примером чего являются такие труды имама аш-Шафи‘и как “Китаб ар-рисаля” и “Китаб аль-умм”. В конце концов в четвертом веке хиджры эти науки достигли должного уровня развития и отделились друг от друга; их терминология устоялась, а улемы стали составлять специальные труды по терминологии хадисов. Кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рамахурмузи, умерший в 360 году хиджры, написал сочинение под названием “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва`и”, ставшее одним из первых трудов такого рода. Ниже я привожу названия наиболее известных сочинений по терминологии хадисов, начиная со времени написания первых отдельных трудов по данному вопросу и до наших дней.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |