КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА ТРЕТЬЯ Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика 3 страница
а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Этой теме посвящена книга аль-Хатиба аль-Багдади под названием “Мудих аухам аль-джам‘ ва-т-тафрик”. б) Небольшое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика. На эту тему был написан целый ряд книг, которые носят название “Аль-вудхан”. Это означает, что в них перечисляются имена таких передатчиков, со слов каждого из которых хадисы передавал только один человек. К числу таких книг относится и книга “Аль-вухдан” имама Муслима. в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика. Этой теме посвящены книги под общим названием “Аль-мубхамат”, например, “Аль-асма’ аль-мубхама фи-ль-анба’ аль-мухкама” аль-Хатиба аль-Багдади, а также книга под названием “Аль-мустафад мин мубхамат аль-матн ва-ль-иснад” Вали ад-дина аль-‘Ираки. Нововведение البِدَعَة (бид‘а) [124] 1. Определение а) Слово “бид‘а” является отглагольным именем от глагола “бада‘а” – вводить что-либо новое. б) В качестве термина слово “бид‘а” используется для обозначения нового явления в религии после ее завершения; иначе говоря, для обозначения того, что было введено в практику в сфере религии после кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 2. Виды нововведений Есть два вида нововведений: а) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии (бид‘а мукаффира). Примером может служить тот случай, когда человек придерживается таких убеждений, которые однозначно свидетельствуют о его неверии. Основное правило состоит в том, что отвергаются хадисы, переданные со слов человека, который отрицает общепризнанные положения шариата, или же со слов того, кто верит во что-либо противоположное[125]. б) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии (бид‘а муфассика). Нововведение такого рода не ставит такого человека вне рамок религии. 3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов человека, который придерживается нововведений а) Если речь идет о таком нововведении, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии, то хадис, передаваемый с его слов, отвергается. б) Если же дело касается такого нововведения, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии, то правильное мнение большинства улемов состоит в том, что передаваемый им хадис может быть принят, но для этого должны быть соблюдены два нижеследующих условия. 1. Передатчик не должен призывать к тому нововведению, которого придерживается он сам[126]. 2. Он не должен передавать того, что пропагандирует нововведение, которого он придерживается. 4. Есть ли особое название у хадисов, которые передаются со слов лиц, придерживавшихся нововведений? У таких хадисов нет особого названия, в целом же они относятся к категории отвергаемых хадисов, которые могут приниматься только в случае соответствия вышеупомянутым условиям.
سوء الحفظ Плохая память[127] 1. Определение передатчика, обладающего плохой памятью Имеется в виду такой передатчик, у которого правильное не перевешивает ошибочного. 2. Категории передатчиков с плохой памятью а) Плохая память может быть присуща передатчику от рождения и проявляться во всех обстоятельствах. По мнению некоторых мухаддисов, хадисы таких передатчиков следует именовать “шазз”. б) Если же провалы в памяти передатчика носят случайный характер либо в силу его почтенного возраста, либо по причине утраты зрения, либо потому, что книги его были уничтожены огнем, то хадис, передаваемый таким передатчиком, именуется “мухталат” (смешанный). 3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов такого человека а) Что касается первого, то есть передатчика, отличительной чертой которого плохая память была изначально, то хадисы, передаваемые им, отвергаются. б) Что же касается второго, то есть передатчика, хадисы которого относятся к категории «мухталат», то суждение о передаваемых им хадисах заключается в следующем: 1. То, что было передано им до смешения, а потом выделено, считается приемлемым. 2. То, что было передано им после смешения, считается отвергаемым. 3. Когда невозможно определить, до или после смешения было передано сообщение, суждение о нем следует отложить до выяснения.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Сообщение, которое
Тема первая: Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся. Тема вторая: Различные виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми. ТЕМА ПЕРВАЯ
В зависимости от того, к кому возводятся те или иные сообщения, они подразделяются на четыре группы: “хадис кудси”, “хадис марфу‘”, “хадис маукуф” и “хадис макту‘”. Ниже о каждой из этих групп говорится более подробно.
الحَديثُ القُدسِي Хадис кудси 1. Определение а) Слово “кудси” образовано от слова “кудс”, что означает “святость”. Имеется в виду, что такой хадис возводится к Самому Аллаху Всевышнему, слава Ему. б) В качестве термина фраза “хадис кудси” служит для обозначения того, что передается нам через пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и иснад чего возводится им к Его Всемогущему и Великому Господу. 2. Разница между “хадисом кудси” и Кораном Различий между тем и другим существует множество, но наиболее известными являются следующие: а) Коран исходит от Аллаха Всевышнего как по форме, так и по смыслу, что же касается “хадиса кудси”, то по смыслу он исходит от Аллаха, а по форме – от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. б) Чтение Корана рассматривается как одна из форм поклонения, а чтение “хадиса кудси” формой поклонения не является. в) “Хадис кудси” не обязательно должен относиться к категории “мутаватир”. 3. Количество “хадисов кудси” По сравнению с общим количеством хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, количество “хадисов кудси” невелико. Всего их насчитывается более двухсот. 4. Пример Примером может служить хадис, приводимый Муслимом в его “Сахихе” со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:
] يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا فَلا تَظَالَمُوا...[ «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» 5. Формы передачи “хадиса кудси” При передаче “хадиса кудси” передатчик, может по своему желанию пользоваться одной из двух нижеследующих форм: а) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: … б) Как передал со слов Аллаха Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах Всевышний сказал: … 6. Наиболее известные сочинения о “хадисах кудси” “Аль-иттихафат ас-санийа би-ль-ахадис аль-кудсийа” ‘Абд ар-Рауфа аль-Мунави, который приводит в своем труде двести семьдесят два таких хадиса.
المَرْفوع Марфу‘ 1. Определение а) Слово “марфу‘” является причастием страдательного залога от глагола “рафа‘а” - поднимать. Таким образом, похоже, что хадисы этой категории были названы так по той причине, что они имеют отношение к человеку, занимающему высокое положение, которым является пророк, да благословит его Аллах и приветствует. б) В качестве термина это слово используется для обозначения слов (кауль), действий (фи‘ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств (сифа), относимых к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. 2. Объяснение определения Имеется в виду то, что связывают с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, или возводят к нему, независимо от того, идет ли речь о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его действиях, невысказанном им одобрении или же о каком-нибудь его качестве, независимо от того, являлся ли человек, относивший это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижником или жил позже, и независимо от того, непрерывным (муттасиль) был иснад такого хадиса или имел пропуски (мункати‘). Хадисы такого рода могут относиться к категориям “маусуль”, “мурсаль”, “муттасиль” и “мункати‘”. 3. Виды таких хадисов Из вышеупомянутого определения следует, что хадисы “марфу‘” подразделяются на четыре категории, а именно: а) المرفوع القولي “Аль-марфу‘ аль-каули”. б) المرفوع الفعلي “Аль-марфу‘ аль-фи‘ли”. в) المرفوع التقريري “Аль-марфу‘ ат-такрири”. г) المرفوع الوصفي “Аль-марфу‘ аль-васфи”. 4. Примеры а) Пример хадиса категории “аль-марфу‘ аль-каули”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то…» б) Пример хадиса категории “аль-марфу‘ аль-фи‘ли”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал то-то…» в) Пример хадиса категории “аль-марфу‘ ат-такрири”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «В присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было сделано то-то», не указав, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразил этому свое порицание. г) Пример хадиса категории “аль-марфу‘ аль-васфи”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отличался наилучшим нравом изо всех людей».
المَوْقوف Маукуф 1. Определение а) Слово “маукуф” является причастием страдательного залога от глагола “вакафа” – останавливаться. Возможно, выбор такого названия для данной категории хадисов объясняется тем, что при передаче этого хадиса передатчик как бы остановился на имени сподвижника и не стал передавать иснад дальше. б) В качестве термина слово “маукуф” используется для обозначения слов (кауль), действий (фи‘ль) или невысказанного одобрения, относимого к кому-либо из сподвижников. 2. Объяснение определения Имеется в виду то, что связывают с каким-нибудь сподвижником (группой сподвижников) или возводят к нему (к ним), независимо от того, идет ли речь о словах, действиях или невысказанном им (ими) одобрении, и независимо от того, непрерывным (муттасиль) был иснад такого хадиса или имел пропуски (мункати‘). 3. Примеры а) Пример хадиса вида “аль-маукуф аль-каули”: В пример можно привести тот хадис, в котором его передатчик сказал: – Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Говорите с людьми о том, что им будет понятно. Неужели хотите вы, чтобы на Аллаха и посланника Его возводили ложь?»[128] б) Пример хадиса вида “аль-маукуф аль-фи‘ли”: Примером могут служить слова сообщения, переданного аль-Бухари: «…и Ибн Аббас, совершивший очищение песком, был имамом на молитве».[129] в) Пример хадиса вида “аль-маукуф ат-такрири”: Примером могут служить такие слова кого-нибудь из последователей: «Я сделал то-то в присутствии одного из сподвижников, и он не выразил мне свое порицание». 4. Ответвления, имеющие отношение к хадисам, которые соответствуют категории “марфу‘” Известны различные виды хадисов категории “маукуф”, отличающиеся друг от друга по своему содержанию и форме, однако внимательный исследователь увидит, что по смыслу своему они соответствуют хадисам категории “марфу‘”, и поэтому улемы называли их “марфу‘ хукман”, имея в виду, что по форме они относятся к категории “маукуф”, но суждение о них должно быть таким же, как и о хадисах категории “марфу‘”. Примеры вышеупомянутых форм а) Примером может служить тот случай, когда какой-нибудь из сподвижников, который ничего не передавал со слов людей Писания, говорил нечто такое, к чему он не мог применять методы иджтихада и что не касалось лексических комментариев или разъяснений неизвестных слов. Примером могут служить нижеперечисленные случаи. 1. Если сообщение касается дел прошлого наподобие начала творения. 2. Если сообщение касается грядущих событий наподобие сражений, смут и того, что будет происходить в День воскресения. 3. Если в сообщении говорится об особой награде или особом наказании за то или иное действие, когда кто-либо из сподвижников говорит: «Сделавшему то-то послужит наградой то-то». б) Можно указать и на тот случай, когда какой-нибудь из сподвижников делал нечто такое, к чему он не мог применять методы иджтихада. Примером может служить молитва Али, да будет доволен им Аллах, во время солнечного затмения, когда при совершении каждого раката он совершал более двух поясных поклонов.[130] в) Примером может служить и тот случай, когда сподвижник сообщает о том, что при жизни пророков они говорили или делали то-то или же не усматривали ничего дурного в том-то. 1. Если сподвижник прямо относит все это ко времени жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такой хадис действительно относится к категории “марфу‘”. Примером могут служить слова Джабира, да будет доволен им Аллах: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы практиковали прерывание половых актов».[131] 2. Если же сподвижник не относит свое сообщение ко времени жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прямо, такой хадис, по мнению большинства знатоков, относится к категории “маукуф”. Примером могут служить слова Джабира, да будет доволен им Аллах: «Когда мы поднимались (на какую-нибудь возвышенность), то говорили: «Аллах велик!» /Аллаху акбар!/, – а когда спускались, говорили: «Слава Аллаху!» /Субхана-Ллах!/[132] г) То же самое относится и к таким случаям, когда сподвижник говорил: «Нам повелевали делать то-то», или: «Нам запрещали делать то-то», или: «Сунне соответствует то-то». Примером могут служить слова одного из сподвижников: «Билялу было велено возглашать слова азана, по два раза, а слова икамы по одному»[133], и слова Умм Атыййи, да будет доволен ею Аллах: «Нам[134] запрещалось принимать участие в похоронных процессиях, но не строго-настрого»,[135] а также сообщение Абу Килябы, передавшего, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с сунной, если женатый человек возьмет в жены девственницу, ему следует провести с ней семь (дней)».[136] д) То же самое относится и к таким случаям, когда при упоминании о сподвижнике передатчик хадиса употребляет одну из нижеследующих четырех фраз: «он возводит его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «он приписывает это пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «относит это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «передает со слов (пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». Примером может служить хадис аль-А‘раджа, передавшего слова Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал (со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующее): «Вы будете сражаться с людьми с маленькими глазами». [137] е) То же самое относится и к таким случаям, когда сподвижник дает толкование какому-нибудь аяту, что связано с причиной его ниспослания. 5. Можно ли использовать хадис категории “маукуф” в качестве аргумента? Как нам уже известно, хадисы, относящиеся к кактегории “маукуф”, могут быть достоверными, хорошими или слабыми. Но может ли такой хадис использоваться в качестве аргумента, даже если достоверность его установлена? Ответ на этот вопрос состоит в том, что сами по себе такие хадисы в этом качестве использоваться не могут, поскольку они касаются слов и действий сподвижников. Однако, как уже отмечалось, когда речь шла о хадисах категории “мурсаль”, если достоверность такого хадиса установлена, он может усиливать собой некоторые слабые хадисы, поскольку сподвижники поступали в соответствии с сунной. Все это касается тех хадисов, суждение о которых отличается от суждения относительно хадисов категории “марфу‘”, в противном же случае такой хадис может использоваться в качестве аргумента наравне с хадисами, относящимися к категории “марфу‘”.
المَقْطوع Макту‘ 1. Определение а) Слово “макту‘” является причастием страдательного залога от глагола “ката‘а” – разрывать; отрезать. б) В качестве термина слово “макту‘” используется для обозначения слов (кауль) или действий (фи‘ль) слов, относимых к последователю[138] или такому человеку, который занимал более низкое положение. 2. Примеры а) Пример хадиса категории “аль-макту‘ аль-каули”: В пример можно привести cлова аль-Хасана аль-Басри о совершении молитвы тем, кто стоит позади человека, придерживающегося нововведений: «Молись, а он (понесет бремя) своего нововведения».[139] б) Пример хадиса категории “аль-макту‘ аль-фи‘ли”: В пример можно привести cлова Ибрахима бин Мухаммада бин аль-Мунташира: «Обычно Масрук опускал занавеску, отделяя себя от членов своей семьи, после чего приступал к молитве, оставляя их и их мирские дела».[140] 3. Суждение об использовании такого хадиса в качестве аргумента Хадисы, относящиеся к категории “макту‘”, не могут использоваться в качестве аргументов ни в каких установлениях шариата, даже если точно установлено, что некто действительно сказал это. Однако если имеются дополнительные данные, указывающие на возможность повышения степени данного сообщения, например, когда при упоминании имени последователя кто-нибудь из его передатчиков говорит: «Он возводит это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», то об этом сообщении можно вынести такое же суждение, как и о хадисе, относящемся к категории “марфу‘ мурсаль”. 4. Сочинения, в которых приводится много хадисов, относящихся к категориям “маукуф” и “макту‘” а) “Мусаннаф” Ибн Абу Шайбы. б) “Мусаннаф” Абд ар-Раззака. в) “Тафсиры” Ибн Джарира, Ибн Абу Хатима и Ибн аль-Мунзира.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |