Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беовульф




Плаванье Майль-Дуйна. Майль Дуйн, сын героя (короля?) Айлиля и монахини. Воспитывался как королевский сын, был прекрасен и храбр, но отец его погибает от рук разбойников. И Майль отправляется в плавание, чтобы найти разбойников и отомстить за отца (на месте гибели отца он построил храм). Он странствует по диковинным странам. В итоге он приходит к мысли о прощении разбойников (христианство или его влияние).

???

Плаванье Брана, сына Фебала. Ирландская сага "Плаванье Брана, сына Фебала" рассказывает о воине Бране, который достиг Эмайн - Махи - Острова женщин. Однажды Бран услышал чудесную музыку: мелодия была столь сладостной, что убаюкала героя, а проснувшись, он увидел рядом с собой на земле яблоневую ветвь, усыпанную цветами. Когда Бран вернулся домой, ему явилась женщина в диковинных одеждах и запела песню об острове Эмайн, где нет ни зимы, ни горя, ни нужды, где скачут на раздолье кони бога Мананнана и царят радость и веселье. Женщина пригласила Брана на этот остров и вдруг исчезла. С ней исчезла и яблоневая ветвь. Сожалея о пропаже. Бран велел снарядить флот и на следующее утро двинулся в путь. Вскоре Бран увидел остров Эмайн и провел там, как ему казалось, всего один год. Потом его спутники начали тосковать по родному Эрину: сильнее других рвался домой Нехтан, сын Коллбрена. Бран поддался на уговоры, но пообещал своей возлюбленной, правительнице Острова Женщин, что скоро возвратится. Флот Брана благополучно достиг Ирландии и стал вблизи берега: герой назвал местным жителям свое имя и услышал в ответ, что Брана, сына Фебала, давным - давно нет в живых, что он, как гласят древние сказания, столетия назад ушел в море. Нетерпеливый Нехтан прыгнул за борт и вброд добрался до суши, но едва он ступил на землю, как на глазах у потрясенных спутников превратился в дряхлого старца, а затем рассыпался в прах. Тогда Бран велел поворачивать обратно, и больше его в Ирландии не встречали.

Старшая Эдда. Исландские саги (древнегерманская поэзия): в стихотворной форме. Величайший памятник – старшая Эдда. Её относят и к скандинавской, и к древнегерманской поэзии. Можно также сказать, что она – собрание древнеисландской поэзии. Эти сказания возникли в художественном мышлении древних германцев. Древние германцы занимали значительную часть Европы. Были оттеснены на север Европы, на территорию нынешней Скандинавии, и аборигены сохранили их УНТ=> старшую Эдду называют ещё скандинавской поэзией. Затем некоторые скандинавы покинули родину, тк усилилась королевская власть и проникало влияние христианства. Они переселились на о.Исландию, и т.о. поэзия древних германцев через Скандинавию попала на о. Исландию. А те, кто там жил сохранили поэзию своих предков в народной памяти, т.к. они оказались в чуждой этнической среде и эти древнегерманские сказания сохранились т.о. прежде всего в Исландии. Но, разумеется, со временем языческое наследие трансформируется. В Исландии христианство было принято на руб. I- II тысячелетия. Т.о., язычество очень долго сохранялось в Исландии, поэтому там и сохранились древнейшие памятники. Цикл этих памятников: Старшая Эдда. Что такое Эдда вообще никто не знает и с этим вопросом в современном литературоведении полная фигня происходит. Древние исландцы были натурами поэтическими, они очень высоко ставили профессию поэта (т.н. скальда, но эту профессию ещё нужно заслужить, долго учиться). ЭДДА (др.-исл. Edda), название двух памятников древнеисландской литературы; этимология слова «эдда» не ясна, возможен перевод его как «парародительница». Открытие. Первоначально «Эддой» называлось одно из произведений исландского ученого и государственного деятеля Снорри Стурлусона, содержавшее изложение скандинавских мифов и описание приемов поэтического мастерства. В 1643 епископ Бриньольв Свейнссон обнаружил древнюю рукопись с текстами песен о богах и героях и нашел в ней совпадения с рядом цитируемых у Снорри стихотворных фрагментов. Свейнссон решил, что это сочинение было написано легендарным исландцем Сэмундом Мудрым (1056–1133); хотя впоследствии это мнение было опровергнуто, поэтическая рукопись стала называться «Эдда Сэмунда», «Поэтическая Эдда», «Старшая Эдда», или просто «Эдда», а книга Снорри — «Эдда Снорри», «Прозаическая Эдда», или «Младшая Эдда». Песни «Эдды» и сохранившиеся в других рукописях эпические песни получили название эддической поэзии, которая по сравнению с поэзией скальдов более проста и свободна по форме. «Старшая Эдда». «Старшая Эдда» представляет собой собрание песен о богах и героях, записанных в сер. 13 в. Рукопись «Эдды», известная в науке как Codex Regius 2365 (Королевский кодекс 2365, сейчас хранится в столице Исландии Рейкьявике), по праву считается одним из самых знаменитых письменных памятников Средневековья. «Эдда» содержит 10 мифологических и 19 героических песен, которые перемежаются небольшими прозаическими вставками, поясняющими и дополняющими их текст. Эддические песни написаны размерами форнюрдислаг и льодахатт. Песни «Эдды» анонимны, от других памятников эпической литературы их отличают лаконизм выразительных средств и концентрация действия вокруг одного эпизода сказания. Рукопись «Старшей Эдды» открывает «Прорицание Вельвы» — грандиозная картина мироздания, облеченная в форму пророчества о рождении и грядущей гибели мира. Следующая, самая обширная песнь Эдды»,— «Речи Высокого» — являет собой вложенные в уста бога Одина наставления в житейской мудрости и рассказ о том, как Один принес себя в жертву ради обретения высшего знания. Мифологические песни «Эдды» могут иметь форму состязания в мудрости («Речи Вафтруднира», «Речи Альвиса»), перебранки между героями («Песнь о Харбарде», «Перебранка Локи»), магического заклинания («Поездка Скирнира», часть «Речей Гримнира») или повествования, изобилующего занимательными подробностями («Песнь о Хюмнире», «Песнь о Трюме»). Диалогическая форма многих песен могла отражать практику передачи знания от учителя к ученику — перечни имен богов, великанов и карликов, сказания об их происхождении и деяниях, фантастические географические сведения и объяснения причин явлений природы складываются в «Эдде» в сложную картину представлений скандинавов о мире и законах, им управляющих. Среди героических песен «Эдды» большая часть относится к циклу общегерманских сказаний о подвигах Сигурда — победителя дракона Фафнира — и трагической судьбе Гудрун, оплакавшей смерть Сигурда, потерявшей братьев в кровавой распре и ради отмщения погубившей могучего Атли и своих детей. Образы героических песен «Старшей Эдды» были использованы создателем знаменитой прозаической «Саги о Вельсунгах» (кон. 13 в.), в которой их напряженный трагизм трансформирован в неспешный и внешне бесстрастный рассказ «саги о древних временах».

Младшая Эдда – 1й средневековый уч-к поэзии. Снорри Стурлусон – воин и учитель скальдов. МЭ написана в период упадка поэзии скальдов (12-13 в., ок. 1222-12225 г.). Это прозаический трактат о поэтике скальдов, имевший целью преподать основы их искусства на лучших образцах прошлого. СС (1176-1241 г.) – выдающийся ирландский поэт и историк, происходил из знатного рода Стурлунгов, одного из самых богатых и могущественных в Исландии. Владения СС: земли на западе Исландии, имел право являться на альтинг (совет старейшин) в сопровождении 1000 вассалов. Принимал активное участие в политической жизни страны. 2 раза занимал место «главного судьи» - высшую выборную должность в Исландии. Был сторонником присоединения исландии к Норвегии, нодеялся стать ярлом норвежского короля (наместником). От этого шага ждал окончания гражданской смуты. Находился в дружине короля Хакона Хаконарсона, обещал мирным путем осуществить эту цель политики норвежских королей. Не нашел поддержки среди соотечественников, потом рассорился с королем и был убит по его приказу. Для скальда времен СС языческая мифология и основанная на ней система образов – условная традиция высокой поэзии, требовала специального изучения. СС дает эту традицию в систематическом изложении. МЭ распадается на 3 части:

а. обзор мифологии, источником послужила Старшая Эдда. Поэтические мифы у СС = законченная система в форме диалога между королем Гюльви и Одином – учителем мудрости; б. объяснение важнейших кеннингов, принятых в поэзии скальдов+обзор эпических сюжетов, послуживших созданию соответствующих образных выражений. В качестве примеров СС цитирует самых известных скальдов; в. содержит метрику, описание размеров и строф, употребляемых скальдами. Примером служит драма самого СС в честь короля Хакона. Она содержит все размеры поэзии скальдов. Происхождение понятия Эдда. Эдда – наименование, данное самим СС его поэтическому учебнику. Несколько версий, предположительно, песнь. После обнаружения текста Старшей Эдды, ее автоматически начинают называть также, поскольку она в более полном виде содержит мифы, изложенные в МЭ. Модель мира в Младшей Эдде. В прологе дается христианская модель мира. После Ноева потопа бог продолжает наделять людей дарами, в том числе и разумом для познания мира. Люди считают землю своей прародительницей, что есть кто-то, кому все подчиняется, что все состоит из некоего вещества. Мир делится на три части. Африка, Европа или Энея и Азия, чудесная страна, где полно золота, драгоценностей, где находится середина земли. Там же – страна Турков и Троя. Там было 12 гос-в и 12 правителей Трои. Из Страны Турков родом и Один. Его родословная возводится к Приаму. Приам = дочь Троан = Трор (Тор, воспитывался во Фракии, СС называет ее еще Трудхейм, Тор – рыжий) + Сибилла (Сив) = Лориди = Эйнриди = Вингетор = Вингенер = Моди = Маги = Сескев = Бедвиг = Атри (Аннан) = Итрманн = Херемод = Скьяльдун (Скьёльд) = Бьяв (Бьяр) = Ят = Гудольв = Финн = Фридлав (Фридлейв) = Волен (Один) + Фригг. Один покинул Страну Турков, узнав, что его станут превозносить в северных странах. Он оставляет трех своих сыновей в Стране Саксов, Вестфали и Стране Франков (род Вёльсунгов). Потом пошел на север в Рейдготланд (теперь Ютландия) и оставил там сынаСкъёльда (Скъёльдунги – датские конунги). Конечный пункт – Швеция. Конунг Гюльви, увидев таких прекрасных людей, непохожих ни на кого, предложил Одину править его землями, сколько тот пожелает. Один выбрал место для города Сигтуны, поставил там 12 правителей, т.е. сделал по подобию Трои. Потом еще сходил до Норвегии, поставил там еще одного сына конунгом. Асы расселились по северным землям, их язык распространился там. Асы – потому что из Азии, ложная этимология.
Видения Гюльви. Боги и герои. Конунг Гюльви удивлялся тому, как асы правят миром. Решил посмотреть, сами ли они все это делают. Принял обличие старика и пошел в Асгард. Но асы поняли, кто он еще до того, как Гюльви к ним пришел, и послали ему видение. Он увидел дом, войдя в который, оказался перед тремя правтолами разной высоты. Там сидели три конунга: Высокий, Равновысокий и Третий (Троица???). Гюльви задает Высокому вопросы. Кто самый старший из богов? «Его называют Всеотец, но в древнем Асгарде было у него двенадцать имен: первое имя Всеотец, второе - Херран, или Херьян, третье - Никар, или Хникар, четвертое - Никуц, или Хникуд, пятое - Фьёльнир, шестое - Секи, седьмое - Оми, восьмое - Бивлиди, или Бивлинди, девятое - Свидар, десятое - Свидрир, одиннадцатое - Видрир, двенадцатое - Яльг, или Яльк». Где живет этот бог, в чем его мощь, какими деяниями прославлен? Живет в своих владениях, царствует надо всем, все создал, все ему принадлежит. До того, как создал небо и землю, жил с истинными великанами. Важнее всего, что он создал человека и его душу. Достойные после смерти пойдут в рай (Гимле, Вингольв), плохие – в ад (Хель, а потом – Нифльхель, что в девятом мире). Что было вначале, откуда все взялось? Пересказ истории сотворения мира по СЭ. Но имевший 12 имен был из племени инеистых великанов и был злым. А когда он уснул, под его руками и ногами выросли его дети. Трое же звали его Имиром. Когда расстаял иней, из него возникла корова Аудумла, кормила великана молоком (4 молочные реки из вымени!). Сама же Аудумла лизала соленые камни и вылизала из них человека. 1й человек звался Бури, у него был сын Бор, а сыновья Бора от дочери великана Бёльторна (Один, Вили, Ве) убили великана Имира, и реки его крови потопили всех остальных великанов. Только один из великанов спасся с семьей – Бергельмир. Построил ковчег, далее – по плану J. От него – новые племена инеистых великанов. Высокий говорит Гюльви, что Один и его братья – правители на небе и земле. Из тела Имира они сотворили землю и небо, из крови - океан. Ризделили землю на Асгард (Троя), мидгард и земли великанов. Потом разделили ночь и день, потом из ясеня сделали мужчину, из ивы – женщину. Один дал жизнь и душу, Вили – разум и движение, Ве – облик, речь, слух, зрение. Боги со своими детьми живут в Асгарде. Один+Фригг = все асы. Старший сын – Тор. От дочери великана Нерви, которую зовут Ночь и одного из асов Деллинга родился День. Ночь и День объезжают землю на Инеистой гриве и Ясной гриве (это их кони). К востоку от Мидгарда – Железный лес, там живет великанша, прародительница великанов-волков. Оттуда же родом будет Лунный Пес, Фенрир, который сожрет землю. С земли на небо ведет мост Бивёрст (радуга). В Асгарде боги построили Чертог Радости, святилище богинь – Вингольд, кузницу. Делали все из золота. Помимо людей, разумом обладали карлики (были червями в теле Имира, боги дали им разум). Главное место, святилище, где боги вершат свой суд, у ясеня Иггдрасиль, мирового древа. У Иггдрасиля три корня: один у асов, второй – у инеистых великанов, третий в Нифльхейме. Его подгрызает потихоньку дракон Нильхёгг. Под третьим же корнем источник Мимира, дарует мудрость. Один отдал глаз, чтобы испить из него. Под тем корнем, что на небе – священный источник Урд. Его водой поливают Иггдрасиль. Боги: есть 12 божественных асов, но их жены не менее значимые фигуры. Один+Фригг; Аса-Тор (Эку-Тор, Тор), у Тора есть 2 козла в колеснице, молот Мьёльннир, Пояс Силы, железные рукавицы, бог-кузнец; Бальдр – свет, белый бог; Ньёрд – повелитель ветра; от Ньёрда – Фрейр, дождь, солнечный свет, урожай, и Фрейя, на поле брани делит с Одином убитых, любовные дела; Тюр, самый смелый, от него зависит победа в бою; Браги, дар слова, красноречие, поэзия; его жена – Идунн, хранительница молодильных яблок для богов; Хеймдалль, белый бог, сын 9ти дев-сестер; Хёд, слепая сила; Видар, молчаливый, помощник в несчастьях; Али (Вали), сын Одина и Ринд, меткий стрелок; Улль, сын Сив, лыжник, лучник, красавец, единоборец; Форсети, сын Бальдра и Наины, лучший судья; Локи, сын великана Фарабаути, раздор, ложь, хитрость, и т.д., Фенрир – сын Локи и великанши.

Героический эпос зрелого Срв. Героический эпос отражает исторические события, которые связаны с процессом формирования нации и складывания государства. Он формируется на исходе I тысячелетия и записывается в нач II тыс. В эпосе раннего этапа фактически отсутсвует категория времени, в то время как эпос зрелого Средневековья – это прежде всего история. В основе германского эпоса зрелого средневековья всегда лежит историческое событие, переданное поэтически.=>не очень достоверно. Кроме того, время там спрессовано, т.е. история как бы уплотняется, события, разделённые веками, приурочены в гер эпосе зрелого Средневековья к какому-то одному событию. Места событий, к.п., обозначены довольно чётко, в то время как даты древние сказители часто путали. В героическом эпосе зрелого средневековья война всегда получает оправдание, т.к. это война с неверными, священная война за идею христианства. Христианство защищает рыцарь. Рыцарь держит в руках меч. Перевёрнутый меч по форме напоминает крест. Война за веру служит объединению людей. Существует героический эпос испанский, германский, французский.

«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ» («Chanson de Roland») имеет историческую подоплёку. Это средневековая французская эпическая поэма (наиболее ранняя и совершенная Оксфордская редакция, ок. 1170); историческую основу составляют легенды о походах Карла Великого. Герой поэмы — воплощение рыцарственности и патриотизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.