Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место национального вопроса в сценариях развала СССР




Национальный вопрос в СССР находился под контролем западных спецслужб все годы после окончания второй Мировой Войны, поскольку национальный вопрос является эффективным средством решения стратегических задач запада. Спецслужбы США понимали, что победить СССР в открытом противостоянии будет очень проблематично, если не невозможно, и решили использовать национальный вопрос для того, чтобы разложить СССР изнутри за счет национального вопроса, самого слабого звена в политике СССР. В теоретическую базу сценариев развала СССР входили: план Аллена Даллеса (директора ЦРУ), который предполагал культивирование национализма в СССР, вражды народов, ненависти к русским – самому непокорному этносу и народу на земле; директива СНБ США 1948 г. относительно политики США в отношении Прибалтики, в которой говорилось о том, что США никогда не признавали и не признают статус прибалтийских народов, как государственных образований в составе СССР, и о провозглашении права на самоопределение народов Прибалтики (тем самым ставилась задача о сокращении территории СССР за счет отсечения национальных окраин); и Государственный закон США № 8690 1959 г. о государственном суверенитете порабощенных народов СССР, в котором перечисляются все народы СССР, кроме русского, которые, по мнению США, находятся в статусе порабощенных народов, и ставится задача по их освобождению. В ходе Хельсинского процесса тактика запада меняется: был подписан Акт о нерушимости границ послевоенной Европы, то есть американцы де-факто признали Прибалтику в составе СССР. Но взамен они потребовали поднять тему прав человека в СССР, которая всегда являлась благодатной почвой для разжигания конфликтов, поскольку все республики отличаются, а значит, породить национальную ревность среди национальных республик достаточно легко, что приведет к конфликтам. Эта задача совпала с борьбой за пост Генсека: с 1978г. проводится расчистка кадров под Горбачева, в ходе которой ставится задача разрушения славянского ядра партийного руководства; снимаются с постов русские, украинские, белорусские деятели. Так, например, в 1978г. харизматический лидер белорус К.Т. Мазаров снимается с поста 1 зампреда, а 10 ноября 1982 г. происходит неожиданная смерть Брежнева, а ведь на 15 ноября было запланировано проведение пленума ЦК КПСС, в ходе которого В.В. Щербицкий должен был быть назначен 1 секретарем ЦК Компартии Украины. Последним препятствием на пути Горбачева к власти являлся военно-промышленный комплекс в лице маршала СССР Устинова. В декабре 1984 г.проводились маневры стран Варшавского договора. Устинов после данных маневров умирает, а затем умирают и министры обороны Чехословакии, Венгрии, ГДР по причине «острой сердечной недостаточности», что кажется минимум странным. В марте 1985 г. Горбачев производит себя в Генсеки КПСС. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. полноправными членами Политбюро ЦК КПСС стали сторонники Горбачёва: Лигачёв, Рыжков, Чебриков; в Политбюро складывается «горбачёвское большинство». На XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986) Горбачёв заявил о принципиальности расширения гласности. Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существующих проблем. Сменились главные редакторы в ряде газет и журналов, впоследствии выступавших наиболее оппозиционно («Новый мир», «Московские новости», «Аргументы и факты»). "Гласность" была целиком использована на расшатывание национального вопроса в СССР - на Украине началась кампания пропаганды украинской культуры, начали говорить о том, что русская культура "задавила" украинскую. На семинаре в Американском университете в Турции в 1999 году, Горбачев заявил, что целью всей его жизни было уничтожение коммунизма. После назначения Горбачева в США принимается «план игры», подготовленный Збигневом Бзежинским, задача которого заключалась в постепенной децентрализация СССР посредством развертывания процессов сепаратистского движения, для чего было необходимо нанести удар по КПСС – несущей конструкции системы. На 27 съезде КПСС Горбачев определяет курс Брежнева как «застой», проводит дискредитацию всего курса Брежнева, его сторонников, однако как можно считать застоем период, когда СССР превратился в мировую державу, достиг паритета в военных вооружениях с ведущими державами, создал единый народно-хозяйственный комплекс? Далее – проводится линия по дискредитации партийных лидеров союзных республик: бывшего 1 секретаря компартии Рашидова, перемены в руководстве Казахстана, что было очевидной ошибкой, но ошибкой преднамеренной. В декабре 1986 пролилась первая кровь – казахи требуют вернуть Д. Кунаева. Таким образом, Казахстан был лакмусовой бумажкой - раз полыхнуло, значит, в других республиках возникнут недовольства. Американцы помогают Горбачеву в удалении из ВПК и Министерства Обороны неугодных лиц. 28 мая 1987г. состоялся полет американского спортивного самолета, приземлившегося на Красную площадь, что являлось провокацией, поводом для полной смены руководства Минобороны. Далее Горбачев использует Партию как инструмент для разрушения единства республик. В 1988г. принимается Резолюция об экономической самостоятельности республик, что приводит к нарушению единого экономического пространства (т.к. размытые этнические границы не совпадают с территориальными). Хозрасчет приводит к обособлению экономической жизни, что разрушило связанный, единый хозяйственный комплекс СССР. Всё это становится причиной конфликтов в Тбилиси, Кишиневе, Приднестровье, погромов в Душанбе, Казахстане, Киргизии и т.д. В Прибалтике в качестве разжигающего национальную рознь использовался Пакт Молотова-Риббентропа (в 1989 году Горбачев осудил Пакт как разделяющий сферы влияния с фашистами). 13 марта 1989г. СНБ США издается конфиденциальный документ, в котором определялась линия поведения американских президентов во взаимоотношениях с Горбачевым. В декабре 1989 Горбачев и Буш встречаются на Мальте, объявлено об окончании холодной войны. В марте-мае 1990 Литва, Латвия, Эстония заявляют о независимости. В июле 1990 на конференции национально-освободительных движений СССР, проходит Тбилисское воззвание к порабощенным народам империи. В создавшейся ситуации Горбачев провоцирует сепаратистские тенденции в Прибалтике. Принимается решение об ослаблении КПСС: ликвидируется статья 6 Конституции о руководящей и направляющей роли партии, создается Компартия РСФСР (создание параллельной структуры приводит к двоецентрию, ослаблению КПСС), а позже провозглашается федеративный принцип построения партий. Это провоцирует принятие соответствующего закона «Об усилении ответственности за посягательство на национальное равноправие и насильственное нарушение единства территорий СССР». Вскоре начинается так называемый «парад суверенитетов». С мая 1988 г. по январь 1991 г. декларации о суверенитете приняли Верховные Советы почти всех союзных и автономных республик. Горбачев проводит переговоры в Ново-Огарево о новом союзном договоре по формуле «9+1»: президент СССР и лидеры 9 союзных республик (страны Прибалтики, Молдавия, Грузия и Армения не участвовали в переговорах), предусматривающий значительное повышение роли республик, а центру назначалась не управляющая, но координирующая роль – по сути, новое объединение должно было носить характер конфедерации. Однако распад СССР был неизбежен. В июле 1991 г. был создан ГКЧП, в Москву вводятся танки, но активные действия не предпринимаются. Более того, Президент РСФСР Б.Ельцин перехватывает инициативу и берет власть в свои руки. В результате 8 декабря 1991 г. было подписано Беловежское соглашение о роспуске СССР и создании СНГ, открытого для присоединения бывших членов Союза и других государств. Национальная политика может быть мощным орудием созидания, а может довести страну до катастрофы, чем и воспользовались США, чтобы уничтожить своего злейшего врага.

 

60. Современная Россия: многонациональное государство и цивилизация. Существует три основных подхода к толкованию термина «цивилизация»:

1) Унитарный (цивилизация – идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое)

2) Стадиальный (цивилизация – это этап прогрессивного развития)

3) Локально-исторический (цивилизации – это качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования)

Например, английский исследователь Арнольд Тойнби выделяет по локально-историческому принципу 8 цивилизаций: Японскую, Конфуцианскую, Латиноамериканскую, Индуистскую, Африканскую, Западную, Исламскую, Славяно-Православную.

Под локальной цивилизацией понимается: Большая социокультурная общность, которая существует длительное время и имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специальные формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет индивидуальный путь исторического развития. Вкратце: цивилизация – это организация общества + культура.

Однако, Россия – отдельно взятая самодостаточная цивилизация. Доказательства тому – её основные черты.

1) полиэтничность, многоконфессиональность

2) своеобразие природно-климатического фактора: огромная территория, много климатических зон

3) Геополитический фактор: нахождение между западом и востоком и отсутствие естественных границ порождает оборонительный национализм.

4) Общинность, коллективизм, соборность (из-за природно-климатических условий, небольших сроков сбора урожая)

5) Ведущая роль государства в определении курса

Российская цивилизация не похожа на западную! Доказательство:

1) Если западный колониализм начинается с экономического освоения и господства, то российский – с политического

2) Доминантой являются коллективистские, а не индивидуалистские ценности. Запад – государство-рынок, а Россия – государство-община

3) Партии в России создаются слева-направо, сверху-вниз, от центра к периферии, то есть не по классической западной модели

РФ – это многонациональное государство, в котором проживает 71-128 коренных народов. Коренное население – это народы, не имеющие своей государственности за пределами РФ. Особенность наций, проживающих в РФ – что они этнические, а не политические. Каждая находится в своей экономической, религиозной и культурной среде.

Особенности национального вопроса:

1) Переплетение центробежной и центростремительной тенденций (например равнозначность понятий РФ и Россия, конституция ст.5 п.2 о том, что республики (государства) имеют собственные конституцию и государство, ст.5 п.3 о самоопределении народов В РФ.

2) Асимметричность федерации (85 субъектов, более 70 – дотационные)

3) Размытость национальных границ – нет районов компактного проживания

4) неравномерность расселения (7% населения в 29 нац. субъекте РФ на 50% территории)

5) отсутствует нац. ядро, со времён большевиков русские перестали быть государствообразующим этносом

На сегодняшний день очевидно следующее:

1) снижение статуса русского этноса (теперь мы не «покровитель» и не «освободитель»);

2) русский этнос никогда не составлял большинство населения (всегда не более 50%, а сейчас – более 80 %). По международным стандартам мы – моноэтническое государство.

Русский этнос – это:

1) самая большая разделенная нация

2) носит виртуальный характер, выпал из рамок федеративных отношений, не является государствообразующим

Также налицо проявления русофобии и пренебрежительного отношения к русскому этносу как преобладающей части населения.

На сегодняшний день актуальна задача укрепления русского этноса как ядра государства, борьбы с дезинтеграцией и развалом Российской Федерации, осознание того, что только большинство населения в лице русского этноса способно осуществлять решение ключевых проблем гос-ва. Современная Россия должна стать национальным государством с национально-территориальными автономиями, в которых титульное коренное население составляет свыше 50 %. Необходимо возвратить русскому этносу право быть хозяином на своей земле, поднять русское нац. самосознание, сформировать русскую нац. элиту, а это станет возможным только при формировании русской нац. идеи, которая и будет отправной точкой в формировании жизненно необходимой идеологии.

 

61. Конституция 1993 года – отказ от преемственности в сфере национальных отношений. По Конституции 1993 года Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Для понимания основ национальной политики необходимо разобраться в главных принципах федеративного устройства, в основах соблюдения прав разных народов и слиянии их в единый организм. В преамбуле к Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это одна из особенностей российского подхода к национальному вопросу. Критерий многонациональности – не наличие людей разных наций, а наличие исторически сложившихся групп населения, проживающих компактно на своей территории. Критерий многонациональности предполагает установление прав гарантии свободы и развития языковых и культурных обычаев; необходимость своеобразного «суверенитета» для каждой нации. Не существует многонационального народа, есть многонациональные страны. Важно так же отметить статьи Конституции РФ, непосредственно связанные с правами национальностей. Ст.1 п.2 гласит, что «наименования РФ и Россия равнозначны». Тем самым проявляется противоречивое сплетение центробежных и центростремительных тенденций в России, что является ее особенностью. 3 ст. п.1 говорит о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Однако, нет понятия «многонациональный народ», есть многонациональное гос-во. В ст. 5 п.1 говорится о том, что «РФ состоит из равноправных субъектов РФ», однако субъекты имеют различный правовой статус, разный уровень развития, что говорит об их неравноправности. Соответственно формирование Федерации является асимметричным. Во 2 пункте этой же статьи республики определяются как государства, что противоречит ст. 4, т.к. республики не обладают суверенитетом. Из п.3 ст. 5 следует, что РФ является одноэтажной, субъекты не обладают правом выхода из Федерации. Более того, свыше 70 субъектов дотационные, а, следовательно, экономически не самостоятельные. Также, по экономическому весу субъекты не равны, что делает их равноправными лишь в юридическом смысле. Согласно ст.5., п.4 ряд субъектов получил право на прямые договоры с центром. В своем послании федеральному собранию Путин заявил: "пусть будут договоры, но они должны соответствовать федеральным законам". П.2 ст. 13 гласит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», однако любое государство имеет свою идеологию вне зависимости от наличия признания. В противном случае возникает латинство, при котором «чья сила, того и вера». В стране должна быть система взглядов, отображающая интересы общества. В ст. 26 п.1 говорится о том, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность», однако в паспорте гражданина РФ графа «национальность» отсутствует. В своих обращениях Путин и Медведев, давая определение "российской нации", дистанцируют её от украинцев и белорусов, тем самым разрушая славянское единство. Более того, понятие «российской нации» является скорее перспективой, нежели данностью, т.к. в РФ нет национальной идентичности народов. П. 3 ст. 67 гласит, что «границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия», однако при этом не учитывается ситуация, при которой государственная граница государства совпадает с границей субъекта (пример - граница с Китаем, при изменении которой не учли мнение Хабаровского края). В ст. 68 говорится о том, что «государственным языком РФ на всей ее территории», однако при этом русский этнос, как носитель языка носит виртуальный характер, хотя на русском языке говорит свыше 80% населения страны. Таким образом, можно сделать вывод, что основы национальной политики РФ по Конституции 1993 г. являются весьма противоречивыми и требуют внесения дальнейших корректив.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.