Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российское многонациональное государство и модели федеративного устройства: уроки прошлого и настоящего




Россия – полиэтническое и поликонфессиональное государство, чья политика по национальному вопросу до революции строилась на железобетонных принципах царизма, тем не менее, с начала 20 века с ростом национального самосознания народов России начинается педалирование вопроса с предоставлением суверенитета народам Российской Империи, одним из путей предлагается федерализация. Первыми из общероссийских партий, продвигавших идею федерализации, стали Социал-Революционеры(с 1906 года). РСДРП, избегая слова «федерация», провозглашали право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, а также «широкую автономию» всем народам, не конкретизируя данные популистские выражения.

Идея федерализации России была довольно популярна в программах и деятельности политических партий национальных окраин. На Закавказье это «Мусават», а с 1917 г. – Тюркская Демократическая Партия Мусаватистов-федералистов. Идею Закавказской Федеративной Демократической республики в составе организованной на федеральных началах России после свержения самодержавия продвигала Армянская Революционная Партия Дашнакцутюн. В Грузии определенное влияние имела Партия социалистов-федералистов Грузии. Украинская Демократическо-Радикальная Партия требовала автономно-федеративного устройства России, а в 1908 году её преемница – Товарищество Украинских Прогрессистов. Те же взгляды -Украинская Партия Социалистов-Революционеров. Самая значительная социалистическая организация Белоруссии – Белорусская Социалистическая Громада выдвигала требования образования Российской федеративной демократической республики.

После февральской революции о национальном вопросе заговорили с большей частотой. На I съезде Советов в июне 1917Ленин объявляет, что его партия выступает за союз независимых народов, опустив слово «федерация».Придя к власти, и изучив опыт национальной политики царизма, большевики решили придать власти наднациональный характер. На 3 Съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года провозглашается создание Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), в основе национально-государственный принцип построения федерации.Признавались, однако, только образования, организованные как Советские республики, все вопросы входа и выхода в федерации решал Съезд Советов. Но «федерация» имела декларативный характер, так как у субъектов не было представительства в федеральном центре, не было разграничения компетенций. Речь шла о создании унитарного государства. Большевики впервые заговорили о создании именно федерации, так как чтобы удержать народы России в рамках советской системы, нужно было удовлетворить интересы национальных патриотов. Большая часть России уже вступила в третью фазу национального движения.

Вторая программа партии РКП (Б) от марта 1919 года определила место и рольфедерации в системе власти большевиков, говорилось, какую федерацию большевики приемлют: только федерация, организованная по советскому типу, представляющая собой переходный этап на пути к полному единству и слиянию всех наций в одну. Большевики не объясняют, что означает федерация советского типа и оставляют за собой право в будущем дать трактовку этому понятию. Вторым важным моментом является то, что федерация-это не устойчивая форма политического устройства, а лишь переход на пути к полному единству. 2 Всесоюзный съезд Советов (январь-февраль 1924 года), приняв новую Конституцию закрепил за Союзомнекоторые неотъемлемые права, закрепив и суверенные права республик:право на выход из федерации, если нет возражений других республик, право вносить коррективы в свои конституции, но с учетом конституции СССР, право изменять границы с согласия республики.

5 принципов обычной федерации:

• Единство основ государственного строя

• отсутствие внутренних границ

• разграничение компетенций между центром и республиками

• запрет на выход из федерации

• запрет на изменение статуса субъекта в одностороннем порядке, заключение сепаратных договоров отдельно от центра

Советская федерация со своими принципами:

• Основополагающий принцип – система советов при руководящей роли Компарти

• Формирование на национальной основе

• Все субъекты равноправны

• Право добровольного входа и выхода из состава

• Принципы демократического централизма распространялись на всё общество: выполнялись указы центра, меньшинство было подчинено большинству

В Европе, например, федерации создаются на административно-территориальном принципе, а не национальном, запрещен выход из состава. Наша федерация вдобавок ещё и асимметрична и разноэтажна.

В Конституции в итоге так и не упоминается слово «федерация» - вместо этого «союзное государство». Что же скрепляло советскую федерацию?

• ВКП (б) конечно

• Общественные организации

• Единая Красная Армия

• Службы безопасности (ОГПУ)

• Союзные и союзно-республиканские наркоматы

1922-1936 гг. - воплощение в жизнь плана автономизации Сталина. Дальнейший процесс национального строительства в СССР, финальной точкой которого стало принятие Конституции СССР 1936г., был отмечен усилением унитаристских тенденций. Закрепляя по форме федеративное устройство, Конституция 1936г. отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Сверхцентрализация сохранялась до самого конца СССР, при этом отдельные мероприятия по децентрализации наносили урон выстроенной Сталиным вертикали власти, при этом закладывая под Союз бомбу замедленного действия. Игнорирование национального вопроса в период застоя, подавление в период гласности + педалирование национального вопроса в СССР – федерации только на бумаге, где у народов не было никаких суверенных прав – всё это привело к распаду СССР. Новому руководству необходимо как-то сохранить единство страны, и тут оно начинает не вполне адекватные действия. Ельцин предлагает всем автономным республикам России суверенитета столько, сколько они смогут поглотить!

31 Марта 1992 – подписание федеративного договора:

• Национальные республики получают полный суверенитет, в том числе во внешних связях, экономической и внешнеэкономической деятельности;

• Им гарантируется территориальная целостность;

• Республики объявляются хозяевами своих недр и природных богатств.

 

Конституция 1993 года только фиксирует равенство всех субъектов в отношениях с федеральным центром. Начинается Парад суверенитетов: в общей сложности было подписано 42 договора между центром и субъектами федерации. Парад суверенитетов принимает демонстративный характер. Татарстан определяет характер своих отношений с центром как ассоциированные отношения (конфедерации). Тыва позиционирует себя суверенным государством и сохраняет право на самоопределение вплоть до сецессии. Башкирия, Якутия, Тыва, Коми заявили, что федеральные законы не действуют на их территории, если они противоречат местным законам. Эти же республики, а также Ингушетия заявили о том, что они оставляют за собой объявление ЧП на своей территории. Тыва – не только объявление ЧП, но и военного положения, а также войны и мира. В общем, все обнаглели.

К моменту прихода Путина к власти федерация превратилась в аморфную конфедерацию => необходимо принять меры и применить административный ресурс. Послание ФС: период распада государственности преодолеть удалось, дезинтеграция остановлена, но не преодолена. Выяснилось, что свыше 3,5 тысяч актов противоречили Конституции РФ. 4/5 сразу же были отменены. При анализе 42 договоров 28 сразу признали недействительными. Любые новые договоры, по указу Путина, должны утверждаться ФЗ (чтобы переговоры между центром и субъектом не происходили за спиной у других субъектов).

Административный ресурс Путина: федеральные округа, полпреды президента; новый принцип формирования Совета Федерации (теперь главы исполнительной власти субъектов входят в Государственный Совет); Общественная палата. Попытка усиления влияния центра – сокращение числа субъектов федерации. 89 субъектов – слишком много, так как невозможно учесть интересы одного субъекта. Число субъектов сократилось с 89 до 83, теперь к ним добавились Крым и Севастополь =>85 субъектов. Были ликвидировали 6 АО. Соединение АО с другим субъектом федерации: более слабый субъект присоединяется к более сильному =>нагрузка на центр по финансированию перекладывается на сильный субъект. Принцип хорош для корпорации, но ведь здесь целые народы => перераспределение экономического потенциала и увеличение экономической базы слабых субъектов не произошло.

Основная проблема, стоящая перед вертикалью власти: экономический рост.

Продолжается политика патернализма – подачек из федерального центра, при этом ситуация не улучшается – усугубляется. Нет экономической базы для федеративных отношений. 2005 г.: из 83 субъектов только 19 были донорами бюджета. Сегодня – только 10. Без федеральных дотаций (на основе «самоокупаемости») существуют 4 субъекта: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО. Экономических основ федеративного строя становится всё меньше и меньше. Можно продемонстрировать незавершенность и неполноту процессов по федеративному строительству на примере Чечни и Татарстана. Стоит внести поправки в Конституцию, вообще изменить отношение к ней. Конституция должна стать базой для формирования российского гражданского общества:

1. Ст. 3: единственный источник власти и носитель суверенитета многонациональный народ России (что это за народ, состоящий из наций). Необходимы коррективы: например, русский народ при опоре на все другие народы, проживающие в РФ.

2. Ст. 4 и 5: республики определяются как государства. Государство только одно, его части не должны иметь права на суверенитет.

3. Необходимо обеспечить равенство субъектов. (Пока что – федерация слонов и муравьев из-за экономического неравенства, а также различий в территории и численности населения). А ещё лучше – конституировать Федеральные Округа.

4. Никакой обязательной государственной идеологии быть не может – говорит конституция. Надо менять. Тему патриотизма поднимают в верхах. Ведь идеология – система взглядов общества. Ее нельзя запретить и отрицать. Должна быть идеология, отражающая интересы государства.

5. Конституция: каждый имеет право на указание национальности. Где указать? – в паспорте нет графы национальность => гражданство без национальности. Графа национальность необходима.

 

В итоге Россия должна стать федерацией с государствообразующим русским этносом в союзе с другими народами. На её территории должны быть национально-территориальные автономии в районах, где проживает более 50% титульной нации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.