Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные требования при наличии условий, предусмотренных ст. 225.10 АПК. 9 страница




 

Каковы пределы рассмотрения дела судом

кассационной инстанции?

 

Этот вопрос возникает очень часто, так как некоторые кассационные инстанции забывают, что современное процессуальное законодательство очень верно расставило акценты: кассационная инстанция - это суд права, а не факта (как первая и апелляционная инстанции), поэтому кассационное производство не связано с установлением обстоятельств дела, исследованием и переоценкой доказательств по делу. Высшая судебная инстанция неоднократно указывала на ошибки кассационной инстанции в связи с выходом за пределы предоставленных полномочий, что, в частности, выражается:

- в принятии доказательства, отвергнутого судом первой инстанции <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 N 5674/02.

 

- в самостоятельной оценке доказательств, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2004 N 9515/04.

 

- в переоценке доказательств <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2004 N 2405/04.

 

В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, выясняет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (п. 1, 3 ч. 1 ст. 287 АПК).

Под проверкой законности судебных актов понимается установление правильности применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта. Поэтому при отмене судебного акта ввиду его незаконности кассационная инстанция должна четко и аргументированно указать основания отмены судебного акта.

Сегодня кассация ограничена в пределах пересмотра судебных актов доводами, содержащимися в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы <1>. Однако из этого общего правила есть исключение, установленное законом, когда кассационная инстанция выходит за пределы доводов кассационной жалобы.

--------------------------------

<1> Такому законодательному решению предшествовала теоретическая дискуссия о пределах пересмотра дел кассационной инстанцией: в пределах доводов жалобы или в полном объеме независимо от доводов кассационной жалобы (см. подробнее: Замышляев Д.В. Проблемы кассационного контроля правильности судебных актов // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 10).

 

Помимо проверки законности оспариваемого судебного акта кассационная инстанция проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Если суд кассационной инстанции устанавливает, что выводы суда первой или апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, то дело подлежит передаче на новое рассмотрение. Основывая свои выводы на фактах, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли недоказанными, и принимая новое решение исходя из иной оценки представленных доказательств, суд кассационной инстанции выходит за пределы полномочий, установленных законом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 4714/05; от 11.10.2005 N 4321/05; от 17.04.2007 N 16195/06 и др.

 

Как должен поступить суд кассационной инстанции,

если доводы заявителя жалобы направлены

на переоценку доказательств?

 

Дача иной оценки доказательства в кассационной инстанции свидетельствует о выходе суда за пределы своих полномочий. Так, рассматривая одно из дел, Президиум ВАС РФ отметил, что суд кассационной инстанции вышел за пределы своей компетенции, дав иную оценку обстоятельствам дела <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 6882/09.

 

Суд кассационной инстанции должен отклонить доводы заявителя, если они направлены на переоценку доказательств, исследованных нижестоящими судами, поскольку переоценка доказательств и выводов, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанций, не входит в компетенцию суда второй инстанции <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановления ФАС Уральского округа от 09.12.2008 по делу N А60-226/08; от 09.09.2008 по делу N А60-134/2008 и др.

 

Суд кассационной инстанции не может принимать доказательства, которые не были исследованы в судах первой и апелляционной инстанций. Так, Президиум ВАС РФ по одному из дел отметил, что удовлетворение заявления о фальсификации доказательств, поданного участвующим в деле лицом только на стадии кассационного производства, выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 N 10204/08.

 

Есть ли какие-то обстоятельства, которые обязан проверить

суд кассационной инстанции независимо от доводов жалобы?

 

Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, отнесенные законом к безусловным основаниям отмены оспариваемого судебного акта (решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции). Основания безусловной отмены судебных актов в кассационном порядке перечислены в ч. 4 ст. 288 АПК.

При наличии безусловных оснований кассационная инстанция отменяет судебный акт нижестоящего суда и направляет дело на новое рассмотрение. При этом в постановлении кассационного суда должны быть указаны и другие нарушения, допущенные нижестоящим судом или судами.

 

Подлежит ли отмене судебный акт, вынесенный коллегиальным

составом судей, если в копии, направленной сторонам,

отсутствует подпись одного из судей?

 

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 288 АПК неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении является безусловным основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке (а также в апелляционном порядке). Однако в нашем случае речь идет об отсутствии подписи одного из судей на копии судебного акта, что не является основанием для отмены судебного акта, если в оригинале подписи есть. В обоснование данного вывода можно сослаться на Постановление Президиума ВАС РФ, в котором отмечено, что отсутствие подписи одного из судей на тексте судебного акта, полученного стороной, не является основанием для отмены судебного акта по п. 5 ч. 4 ст. 288 АПК <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2007 N 2335/07.

 

В каких случаях кассационный суд вправе

вынести новое решение по делу?

 

Поскольку суд кассационной инстанции не вправе исследовать доказательства, постольку вынесение им нового решения возможно лишь тогда, когда нижестоящим судом (или судами) правильно установлены все обстоятельства по делу. По этой причине кассационная инстанция может принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Кроме того, вынесение нового решения кассационным судом возможно, если законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований.

Так, по одному из дел заявитель кассационной жалобы потребовал взыскать с ответчика убытки со ссылкой на ст. 15, 393 ГК <1>. Суд первой и апелляционной инстанций правильно установил обстоятельства дела. Однако им не было дано надлежащей оценки того, что ответчик получил неосновательное обогащение в размере заявленного истцом требования, а не причинил убытки. Суд кассационной инстанции на основании установленных нижестоящими судами обстоятельств дела переквалифицировал поведение истца со ст. 15, 393 на ст. 1102 ГК.

--------------------------------

<1> См.: Пацация М.Ш. К вопросу о "чистой" кассации в арбитражном процессе // Законодательство и экономика. 2006. N 6. С. 6.

 

Должна ли кассационная инстанция проверять обоснованность

оспоренного судебного акта?

 

Как в процессуальной науке <1>, так и в судебно-арбитражной практике не стихает спор о том, должна ли кассационная инстанция проверять обоснованность оспоренного судебного акта. Нередко практика свидетельствует о том, что суды кассационной инстанции проверяют обоснованность судебных актов.

--------------------------------

<1> См.: Арсенов И.Г. Арбитражный процесс. Проблемы кассационного пересмотра. М.: Норма, 2004. С. 114 - 115; Лиходумова С.Н. К вопросу о полномочиях суда кассационной инстанции по направлению дела на новое рассмотрение // Вестник Федерального арбитражного суда Уральского округа. 2007. N 1. С. 69.

 

Безусловно, суд кассационной инстанции, проверяя законность судебного акта, оценивает правильность применения законодательства, соответствие выводов суда обстоятельствам дела. Но это не означает права кассационной инстанции на переоценку доказательств. Переоценка доказательств - разновидность нарушения принципа непосредственности судебного разбирательства. В соответствии с принципом непосредственности судебного разбирательства "арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу... Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта" (ст. 10 АПК).

При этом встречаются и противоположные ситуации. Отменяя решение и направляя его на новое рассмотрение, кассационная инстанция иногда не анализирует высказанную позицию суда первой или апелляционной инстанции, считая судебные акты недостаточно обоснованными. Согласно п. 15 ч. 2 ст. 289 АПК указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело. Во многих постановлениях кассация ограничивается фразой "недостаточно обоснованное решение", но не указывает, какие факты, входящие в предмет доказывания, должны быть исследованы, в чем недостаточность доказательств и т.д. Отсутствие конкретности в постановлениях кассационной инстанции приводит к неоднократным отменам судебных актов.

 

В научной литературе часто пишут о безусловных основаниях

отмены судебных актов, хотя закон не использует указанную

терминологию. Что такое безусловные основания

для отмены судебных актов?

 

Среди оснований для отмены судебных актов принято выделять безусловные, при наличии которых и вне зависимости от того, повлияли они или нет на законность судебного акта, судебный акт должен быть отменен.

Закон приводит исчерпывающий перечень безусловных оснований для отмены судебных актов как в апелляционном, так и кассационном порядке. В большинстве своем к ним относятся нарушения принципов арбитражного процесса. При наличии безусловных оснований для отмены судебных актов дело направляется на рассмотрение в тот суд, где было выявлено соответствующее нарушение.

Согласно ч. 4 ст. 288 АПК к безусловным основаниям для отмены судебных актов в кассационном порядке отнесены:

1) рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;

2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке при рассмотрении дела;

4) принятие судом решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении;

6) отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в ст. 155 АПК;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения, постановления.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 284 АПК арбитражный суд

кассационной инстанции рассматривает дело в судебном

заседании по правилам рассмотрения дела арбитражным судом

первой инстанции, предусмотренным АПК, с особенностями,

установленными гл. 35 Кодекса. В чем заключаются

эти особенности?

 

Арбитражный процессуальный кодекс унифицирует процедуру рассмотрения дел, выбирая за исходную модель разбирательство дел в суде первой инстанции. К особенностям кассационного производства можно отнести следующее:

- рассмотрение дела в кассационном порядке коллегиальным составом из трех профессиональных судей (ч. 1 ст. 284 АПК);

- неприменение норм об изменении основания или предмета иска, изменении размера исковых требований (ст. 49 АПК);

- неприменение норм о вступлении в дело третьих лиц (ст. 50, 51 АПК);

- неприменение норм о соединении или разъединении нескольких исковых требований (ст. 130 АПК);

- неприменение норм о предъявлении встречного иска (ст. 132 АПК);

- неприменение нормы о ведении протокола судебного заседания (ст. 155 АПК).

Процедура рассмотрения дела в суде первой инстанции практически пригодна для кассационного пересмотра, за исключением исследования доказательств.

 

Часть 1 ст. 276 АПК не упоминает определение суда первой

инстанции в качестве объекта оспаривания в кассационной

инстанции. Какой срок установлен для кассационного

обжалования определений суда первой инстанции:

один месяц (ч. 3 ст. 188 АПК) или два месяца

(ч. 1 ст. 276 АПК)? <1>

 

--------------------------------

<1> См.: Загайнова С.К., Сердитова Е.Н. О единообразии судебной практики при определении срока на подачу кассационной жалобы на определение судов первой, апелляционной инстанции // Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Практика. Комментарии. Обзоры. 2005. N 4(24). С. 73 - 77.

 

Судебная практика расширительно толкует ч. 1 ст. 276 АПК, распространяя двухмесячный срок на кассационное обжалование, если иное прямо не установлено законом. Вместе с тем в проекте нового Постановления Пленума ВАС РФ "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" отмечено, что "кассационная жалоба на определение арбитражного суда апелляционной инстанции может быть подана в срок, не превышающий месяца со дня вынесения этого определения".

 

Возможно ли исправление недостатков судебных актов

в кассационном порядке?

 

Действующий АПК не акцентирует внимание на возможности исправления недостатков судебных актов в кассационном порядке. Однако исходя из содержания ч. 1 ст. 284 АПК арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с установленными законом особенностями, следовательно, возможно применение норм о вынесении дополнительного решения (в кассационном суде - постановления), о разъяснении принятого судом кассационного постановления, исправлении допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок.

Особо следует сказать о дополнительном постановлении. В соответствии с ч. 1 ст. 178 АПК арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если:

1) по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение;

2) суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество или не указал действия, которые обязан совершить ответчик;

3) судом не разрешен вопрос о судебных расходах.

Поскольку суд кассационной инстанции не вправе исследовать доказательства, переоценивать доказательства, то и дополнительное постановление не выносится в том случае, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было вынесено решение (п. 1 ч. 1 ст. 178 АПК).

Существует некоторая неопределенность, связанная с тем, что дополнительное решение выносится до вступления решения в законную силу. Постановление кассационного суда вступает в законную силу немедленно, поэтому срок возможного вынесения дополнительного постановления не определен. Такая неопределенность привела к тому, что суды кассационной инстанции редко применяют указанную норму.

Однако следует учесть, что далеко не все недостатки постановления могут быть исправлены способами, перечисленными в ст. 179 АПК. В связи с этим можно привести пример из практики ФАС Уральского округа, где по одному из дел было отмечено, что если решение (постановление) подписано не всеми судьями, участвующими в судебном заседании, то такое процессуальное нарушение не может быть устранено вынесением определения об исправлении опечатки в решении (постановлении) <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2008 по делу N А60-17810/2001-С3.

 

36. Производство по пересмотру судебных актов

в порядке надзора

 

Какова правовая природа современного института

пересмотра судебного акта в порядке надзора?

 

Конституционно-правовая природа надзорного производства как правового института отражена в ряде решений КС РФ и может быть сведена к следующему:

- это пересмотр судебных актов, предназначенный для исправления судебных ошибок;

- пересмотр вступивших в законную силу актов суда в порядке надзора по своему содержанию и предназначению является дополнительным способом обеспечения правосудности судебных решений;

- имеет резервное значение: используется, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты <1>.

--------------------------------

<1> Постановление КС РФ от 11.05.2005 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива "Содействие", общества с ограниченной ответственностью "Карелия" и ряда граждан" и др.

 

Поскольку пересмотр в порядке надзора возможен лишь в отношении актов, вступивших в законную силу, рассмотрение дел в надзорной инстанции как дополнительная гарантия законности таких актов носит исключительный характер и, следовательно, предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии арбитражного процесса <1>.

--------------------------------

<1> Постановление КС РФ от 11.05.2005 N 5-П.

 

Кого можно отнести к субъектам, которым предоставлено

право оспаривания судебных актов в надзорном порядке?

 

Следует отметить, что надзорное производство - это последняя инстанция пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Правом на обжалование судебных актов в надзорном порядке обладают три группы субъектов. Во-первых, это лица, участвующие в деле, к которым АПК относит стороны, заявителей и заинтересованных лиц (по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК случаях), третьих лиц, прокурора, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК. Во-вторых, это лица, не привлеченные к рассмотрению дела, чьи права затронуты вынесенными судебными актами (ст. 42 АПК). В-третьих, прокурор по делам, указанным в ст. 52 АПК.

 

До принятия АПК 2002 г. надзорное обжалование могло иметь

место при сомнении в законности и обоснованности

судебного акта. Каковы основания для надзорного

обжалования в настоящее время?

 

С принятием АПК 2002 г. содержание надзорного производства существенно изменилось, что повлияло и на основания оспаривания судебных актов. Право оспорить в порядке надзора судебный акт существует тогда, когда есть основания считать, что этим актом существенно нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального или процессуального права.

Как видим, пересмотр судебного акта в надзорном порядке возможен при наличии совокупности факторов:

- в судебном акте допущено нарушение норм материального или процессуального права (следовательно, принимается во внимание лишь законность судебного акта, но не обоснованность);

- существенность нарушения прав и законных интересов заявителя;

- нарушение лишь прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (подведомственность).

Понятие существенности нарушения прав и законных интересов носит оценочный характер. Многое зависит от того, что понимается под существенными нарушениями. В международном праве в качестве существенных нарушений рассматриваются такие нарушения, которые повлияли на исход дела. Конституционный Суд РФ к существенным относит фундаментальные и принципиальные нарушения <1>.

--------------------------------

<1> Андреева Т.К. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора // Комментарий к АПК РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 1020.

 

Европейский суд по правам человека также исходит из того, что при определении национальным судом гражданских прав и обязанностей ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания и получения нового решения. Действие принципа правовой определенности, с которым в соответствии с принципами и нормами международного права связывается реализация права на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, предполагает, по мнению Европейского суда по правам человека, стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, что, в свою очередь, обусловливает перенос основного бремени пересмотра решений судов на ординарные судебные инстанции - апелляционную и кассационную с соблюдением в качестве основополагающих положений принципов окончательности и стабильности решений, вступивших в законную силу. Отступления от указанных принципов возможны только по обстоятельствам существенного и неопровержимого характера в целях исправления судебной ошибки (Постановления от 28.10.1999 по делу "Брумареску (Brumarescu) против Румынии", от 24.07.2003 по делу "Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации", от 20.07.2004 по делу "Никитин (Nikitin) против России") <1>.

--------------------------------

<1> Постановление КС РФ от 11.05.2005 N 5-П.

 

Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ АПК был дополнен положением, в соответствии с которым лицо, полагающее, что нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, вправе в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора изложить требование о присуждении ему компенсации.

 

Не нарушает ли права заинтересованных лиц положение

закона о том, что в надзорном порядке судебные акты

могут быть обжалованы лишь в течение трех месяцев?

 

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Конституционность данной нормы была предметом рассмотрения КС РФ, который отметил следующее: "Наличие законодательно установленного срока, в пределах которого заинтересованные лица должны определиться с волеизъявлением на обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, не может рассматриваться как препятствие для реализации ими права на оспаривание в порядке надзора вступившего в законную силу судебного акта. Более того, неурегулированность данного вопроса приводила бы к неопределенности в спорных материальных правоотношениях и в возникших в связи с судебным спором процессуальных правоотношениях.

Следовательно, само по себе установление в части 3 статьи 292 АПК Российской Федерации срока для подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта в действующей системе арбитражного процессуального законодательства соответствует предназначению надзорного производства в арбитражном процессе, не препятствует заинтересованным лицам воспользоваться по своему усмотрению правом на оспаривание вступившего в законную силу судебного акта в целях исправления судебной ошибки и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление КС РФ от 17.11.2005 N 11-П.

 

Важно отметить, что подача надзорной жалобы предполагает обязательность исчерпания других имеющихся возможностей для проверки законности указанного акта в судебном порядке.

 

Зависит ли срок, установленный законом для восстановления

пропущенного срока для оспаривания судебного акта

в надзорном порядке, от субъекта, обращающегося

с надзорной жалобой? С чем это связано?

 

Наличие института восстановления пропущенного срока - это гарантия защиты прав и законных интересов лиц, которые по уважительным причинам пропустили срок, установленный законом для оспаривания судебного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, может быть восстановлен:

- по ходатайству заявителя при условии подачи такого ходатайства не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта;

- по ходатайству лица, указанного в ст. 42 АПК, не позднее шести месяцев со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.

 

Надзорное производство существенно отличается

от иных стадий процесса. Какие стадии могут быть

выделены в этом производстве?

 

Традиционно выделяется три стадии надзорного производства.

Прежде всего, стадия принятия надзорной жалобы (представления) и возбуждение надзорного производства. Судья ВАС РФ решает вопрос о принятии (или непринятии) надзорной жалобы (представления) к производству единолично. Законом установлен пятидневный срок для совершения этих действий. О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Копия определения направляется лицу, подавшему заявление или представление.

Если судья сочтет необходимым, то затребует дело из арбитражного суда первой инстанции.

На этой стадии также действует такой процессуальный институт, как возвращение надзорного заявления или представления.

Второй стадией является рассмотрение обращения. Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле. Законом установлен месячный срок для рассмотрения обращения, но исчисляется он по-разному (в зависимости от того, истребовалось ли дело):

- если дело не истребовалось, то срок рассмотрения не должен превышать месяц со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ;

- если дело истребовалось, то он не должен превышать месяц со дня поступления дела в ВАС РФ.

На этой стадии коллегия судей должна определить, есть ли основания для надзорного пересмотра данного дела: имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта и присуждения компенсации, исходя из доводов, содержащихся в заявлении или представлении, а также из содержания оспариваемого судебного акта.

При наличии оснований для передачи дела для рассмотрения в Президиум будет вынесено определение, в котором должны быть указаны:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.