Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доступ в ЕСГС




Либерализация цен на НПГ

В 2008 г. было принято решение правительства о либерализации цен на НПГ, которое должно способствовать тому, чтобы утилизация попутного

газа стала прибыльным бизнесом. В целом споры о необходимости либерализации цен на НПГ велись с 2003 года, и победу долгое время одерживали нефтехимики. Однако, когда российское правительство заявило о намерении существенно увеличить экологические штрафы за сжигание НПГ, нефтяные компании начали строить собственные перерабатывающие мощности. В результате СИБУР, крупнейший потребитель НПГ в России, контролируемый Газпромом, столкнулся с возможностью нехватки сырья для его строящихся перерабатывающих мощностей. К 2007 году необходимость либерализации цен на НПГ стала очевидной для всех. В 2007 году МЭРТ планировал повысить регулируемые внутренние цены на НПГ до 1017 рублей за 1000 куб. м (в

среднем), но эта мера так и не была принята, и эксперты отмечали, что ее

было бы явно недостаточно — нефтяникам по-прежнему было бы проще

сжигать газ в факелах.

Наконец, 13 февраля 2008 г. премьер Виктор Зубков подписал постановление «О внесении изменений в некоторые постановления правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на нефтяной (попутный) газ», что по сути дела положило конец монополии СИБУРа в данной сфере. Речь идет об изъятии НПГ из перечня продукции, цены на которую подлежат государственному регулированию. Перечень этот утвержден постановлением правительства N239 от 1995 года и предусматривает госрегулирование цен на природный, нефтяной (попутный) и сухой отбензиненный газ.

Либерализация цен на НПГ устранила некоторые инвестиционные риски данного бизнеса, но сама по себе инвестиционную привлекательность

проектов радикально не повысила, поскольку существуют проблемы с предоставлением нефтяникам доступа выделенного из НПГ сухого отбензиненного газа в Единую газотранспортную систему Газпрома.

 

 

Соответственно, в конце 2007 г. Минпромэнерго предложило закрепить в законе приоритет попутного газа при доступе в Единую систему газоснабжения, причем если мощности трубопроводной системы загружены полностью, то ради попутного газа будет временно сокращаться прием природного газа.

Однако проблема состоит не в том, чтобы допустить НПГ в газопроводы Газпрома (тем

более, что его объемы по сравнению с объемами прокачиваемого природного газа относительно незначительны), а в том, что перед этим он должен пройти соответствующую обработку: попутный нефтяной газ имеет сложный компонентный состав, а рабочие характеристики действующей трубопроводной системы на это не рассчитаны.

Аналитики полагают, что принятие поправки ударит по независимым производителям газа: именно за счет сокращения их поставок, а не поставок Газпрома, будут решать вопрос с доступом НПГ в трубу. Хотя Газпром и отмечает, что «обеспечивает приоритетный прием СОГ от нефтяных компаний, подготовленного в соответствии с отраслевыми требованиями и техническими возможностями». В этой связи следует отметить, что, как и в случае с приемом в ЕСГС природного газа независимых производителей, наличие свободных мощностей в системе определяет сам Газпром, и проверить объективность и точность этой информации достаточно трудно.

 

5. Законопроект «О попутном нефтяном газе»

Кроме того, Российское газовое общество разработало законопроект, регулирующий отношения в сфере использования нефтяного (попутного) газа. В.Язев, глава РГО, предлагает увязывать штрафные санкции за сжигание попутного нефтяного газа со степенью рентабельности его переработки и объемом инвестиций в соответствующую инфраструктуру. При этом разработчики закона справедливо отмечают, что акцент исключительно на штрафных, принудительных мерах не будет способствовать решению проблемы, поскольку приведет к усилению коррупции и взяточничества среди

правительственных чиновников.

Законопроект предусматривает предоставление правительству полномочий субсидировать затраты нефтяников на создание систем использования

попутного нефтяного газа. Соответствующее импортное оборудование предполагается освободить от таможенных пошлин. Потребуется также ввести специальный коэффициент для расчета амортизации такого оборудования и облагать его налогом на имущество по льготным ставкам.

Еще одна налоговая мера — взимание налога на добычу полезных ископаемых, если не обеспечивается требуемый уровень утилизации НПГ. Кроме того, Российское газовое общество считает необходимым предоставлять приоритетный доступ в

газотранспортную систему поставщикам и покупателям сухого отбензиненного газа, полученного из НПГ, а также приоритетный порядок подключения к энергосетям генерирующих мощностей, работающих на НПГ.

14 августа 2008 г. состоялось заседание Экспертного совета Российского

газового общества на тему «Проблемы использования попутного нефтяного

газа». На заседании была обсуждена структура проекта ФЗ «О комплексном

использовании нефтяного (попутного) газа при добыче нефти», разработка которого была инициирована РГО. В его работе приняли участие члены Совета Федерации РФ, представители Газпром нефти, ТНК-BP, Роснефти и другие.

Показательно, что РГО в ходе обсуждения законопроекта прибегло к весьма

разумной и эффективной практике согласования и сближения позиций нефтяников и газовиков по различным аспектам, вызывающим между ними споры, и в результате по большинству позиций между сторонами был достигнут консенсус. В ходе заседания было установлено, что с законодательной точки зрения комплекс мер, направленных на

обеспечение рационального использования нефтяного попутного газа, может быть реализован двумя способами:

• принятием Федерального закона «О комплексном использовании нефтяного (попутного) газа при добыче нефти» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

• принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования нефтяного (попутного) газа».

В результате обсуждений было решено выбрать второй вариант: разработать пакет поправок в отдельные действующие нормативно-правовые акты, поскольку если в Госдуму будет внесен не отдельный законопроект о попутном нефтяном газе, а пакет поправок в законодательные акты, то их принятие представляется более вероятным. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования нефтяного (попутного) газа» предполагает внесение поправок в 11 действующих законов: «О недрах», Налоговый кодекс, «О таможенном тарифе», «О газоснабжении в Российской Федерации» и другие.

В сентябре 2008 года законопроект был направлен в Государственную Думу РФ, которая должна его рассмотреть в начале 2009 года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.