КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание процесса переработки газового конденсата
Сырье (нестабильный газовый конденсат) поступает на блок первичной ректификации С-100. В блоке первичной ректификации (С-100) проводят ректификацию нестабильного газового конденсата с получением фр. НК- 75 (95) °С сырья гидроочистки - С-200 и фр. 75 (95) – КК сырья гидроочистки - С-300.
Полученные в С-100 фракции: 1. Фракция НК- 75 (95) °С поступает в С-200 для гидрирования непредельных углеводородов и очистки от сернистых и азотистых соединений с последующей ректификацией на фракции, которые перерабатываются на установке низкотемпературной изомеризации (С-500) и установке дегидрирования пропан –бутановой фракции (С-600). олученная в С-200 гидроочищенная пентан - гексановая фракция поступает на установку изомеризации (С-500). Сжиженные газы, полученные после гидроочистки и ректификации в С-200, поступают на установку (С- 600) для получения сырья установки получения метил – третбутилового эфира МТБЭ (этил – третбутилового эфира /ЭТБЭ/) С-700 и установки риформинга (олигомеризации) непредельных газов (С-900). Дегидрирование фр. С3-С4 осуществляется непрерывно в кипящем слое катализатора, при давлении близком к атмосферному и температуре 560-580ºС. 2. Фракция 75 (95)ºС – КК поступает в С- 300 для гидрирования непредельных углеводородов и очистки от сернистых и азотистых соединений с последующей ректификацией на фракции фр. 85 -140 (180)ºС для переработки на установке каталитического риформинга (С-400) и фр.180 - КК для получения дизельного топлива или топлива для реактивных двигателей В схеме С-300 предусмотрен ректификационный узел для: 1. Выделения и стабилизации сырья каталитического риформинга; 2. Разделения потоков базовых компонентов топлива для реактивных двигателей и дизельного топлива.
После С-300 фр. 85-140 (180)ºС подается в С-400 на каталитическое риформирование. Проведение процесса каталитического риформинга осуществляется в одну ступень на полиметаллическом катализаторе при пониженном давлении. Технологической схемой предусматривается осушка и увлажнение циркулирующего водородсодержащего газа, осернение и оксихлорирование катализатора.
Дегидрированная фр. С4 из С- 600 поступает в процесс производства МТБЭ (ЭТБЭ) основанный на реакции селективного взаимодействия изобутилена, входящего в состав углеводородных фракции С4, с метанолом (этанолом) в мягких условиях (температура 50-80ºС, давление 7-12атм в зависимости от используемого сырья). Технология позволяет производить как МТБЭ, так и ЭТБЭ, что значительно повышает качество производимых реформулированных бензинов.
Дегидрированная фр. С3 С-600 и отработанная фр. С4 установки МТБЭ (С-700) поступают на установку олигомеризации (риформинга) газов (фр. С3-С4), содержащих непредельные углеводороды, с применением твердых цеолитсодержащих катализаторов с получением в качестве товарного продукта высокооктанового компонента бензина.
Очищенная в процессе риформинга (олигомеризации) фракция сжиженных газов направляется в качестве рецикла на установку (С-600) дегидрирования.
От бензина риформинга газов отделяется фракция С5 для последующей этерификации с получением высокооктанового компонента (С-800). Легкий бензин С-600 направляется в секцию 800 на этерификацию для получения высокооктанового компонента бензина.
Выводы
Утилизация НПГ— капиталоемкий и сложный процесс, для успеха которого требуется согласования противоречащих друг другу позиций заинтересованных сторон. Ситуация усугубляется трудностями с выходом продукции утилизации НПГ на рынок. Кроме того, проблема обостряется из-за того, что масштабное сжигание НПГ одновременно имеет экологические аспекты, затрагивает сферу изменения климата, представляет собой бесцельное уничтожение ценных природных ресурсов, а также является политическим вопросом, поскольку связана с отношениями нефтяных компаний и Газпрома. Правда определенный оптимизм внушает деятельность ряда нефтяных компаний в этой сфере, которые, скорее не благодаря, а вопреки правительственной политике, реализуют собственные программы использования НПГ, либо через создания СП с СИБУРом, либо используя НПГ для генерирования электроэнергии, тем самым одновременно решая задачу преодоления возможного дефицита электроэнергии в России. Формирование условий, ориентированных на решение проблемы использования НПГ в России, должно быть ориентировано на скорейшую реализацию новых инвестиционных проектов в данной сфере — оснащение промыслов необходимой измерительной аппаратурой, сооружение газосборных сетей и компрессорных станций, строительство газоперерабатывающих заводов. Вместе с тем, утилизация НПГ может стать коммерчески выгодным видом деятельности, и либерализация цен на НПГ отражает «движение» в этом направлении. Однако для создания выгодного бизнеса по использованию НПГ необходима продуманная долгосрочная стратегия правительства в этой области, которая эффективно бы сочетала меры экономического стимулирования и штрафные санкции. В сфере утилизации НПГ очень остро стоит вопрос о том, как добиться повышения степени его использования, не подорвав при этом экономические позиции нефтяных компаний, особенно сегодня, в условиях наметившегося снижения нефтедобычи и сворачивания инвестиционных программ нефтяных компаний. Очевидно, в ситуации разворачивающегося экономического кризиса и падения мировых цен на нефть, вопрос повышения использования НПГ будет принесен правительством в жертву интересам поддержки отрасли, о чем свидетельствует решение о переносе сроков обеспечения 95% утилизации НПГ с 2011 г., как планировалось изначально, на 2012, (а потом и предложения МПР и Минэнерго по переносу сроков на 2014 г). В этой связи нельзя не вспомнить ситуацию с введением топливных стандартов Евро-3 и Евро-4, когда сначала был предложен достаточно агрессивный график перехода на более экологически чистое топливо, который оказался нереален из-за неготовности российских НПЗ, и был в результате перенесен на более отдаленное будущее вследствие активного лоббирования нефтяных компаний. Очевидно, и в отношении НПГ правительство поторопилось, сначала поставив нереалистичные задачи выхода на 95% утилизацию НПГ к 2011 г., не в полной мере учтя всю сложность проблем в данной сфере. Потом оно перенесло эти сроки, возможно, получив более полное представление о ситуации в этой сфере, поддавшись на лоббизм нефтяников, и оказавшись вынужденным учитывать новые экономические реалии, сложившиеся в последние месяцы 2008 г. — начале 2009 г. в России. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России считает, что такая отсрочка идет в разрез с директивами руководства страны по повышению энергоэффективности экономики на 40% к 2020 г., закрепленному Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 4 июня 2008 г. №889, и не отвечает глобальным тенденциям по переводу экономики на низкоуглеродный сценарий. С другой стороны, сегодня есть и позитивные тенденции — разработан проект Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного (попутного) газа», принятие которого позволит кардинально улучшить ситуацию с утилизацией НПГ в РФ. WWF России считает необходимым оказать активное содействие позитивным тенденциям в вопросах утилизации НПГ и проводит общественную кампанию по ускорению решения данной проблемы. В этой связи Всемирный фонд дикой природы обратился к ведущим российским нефтяным компаниям с предложением о принятии Добровольных обязательств по утилизации попутного газа не ниже 95% при введении новых месторождений в эксплуатацию начиная с 2010 г. Так, показатели утилизации НПГ нефтяными кампаниями, их тренды по годам планируется сделать публичными показателями, чтобы общественность могла оценивать уровень экологической ответственности той или иной компании, в том числе и по этим данным. Проведенные переговоры с нефтяными компаниями дали следующие результаты. Большинство компаний не прислали нам подтверждение о готовности принять предложенные WWF России Добровольные обязательства по утилизации НПГ не ниже 95% при введении новых месторождений в эксплуатацию начиная с 2010 г.. Исключение составляет Сургутнефтегаз, которая уже успешно реализует программу по достижению 95 % утилизации НПГ и в целом по компании принимает на себя Добровольные обязательства, однако для отдельных, особенно сложных, вновь вводимых месторождений обязуется достичь данный показатель на 4 год после ввода в разработку. Остальные компании предлагают альтернативные варианты в виде реализуемых программ, направленных на повышение уровня использования попутного газа (см. Приложение Табл. 7). Большинство компаний подтверждает остроту проблемы утилизации попутного газа, объясняет комплекс проблем, с которыми они сталкиваются в связи с использованием НПГ и осуществляемую деятельность. Так, к примеру компания Роснефть, приступив к реализации Целевой газовой программы, оценивает объем финансирования в более 100 млрд руб. и предусматривает строительство электростанций, газоперерабатывающих установок, временного подземного хранилища газа, систем сбора и транспорта газа в сети Газпрома и на газоперерабатывающие заводы СИБУР Холдинга. Компания ЛУКОЙЛ оценивает требуемый объем инвестиций для реализации программы утилизации НПГ на 2009–2011 гг. в 26 млрд руб. Однако данных действий компаний не достаточно для решения проблемы. Другое направление, по которому WWF России с партнерами будет стремиться решать проблему НПГ — содействие в продвижении финансовых инструментов, будь то финансовые возможности в рамках Киотского протокола и в дальнейшем пост-Киотского соглашения, либо через инструменты «устойчивого финансирования» экологически ответственных банков как российских, таи международных. В качестве примера можно привести состоявшееся в феврале 2009 заключение сделки между Роснефтью и компанией Carbon Trade & Finance SICAR S.A. (совместное предприятие Dresdner Bank и ОАО Газпромбанк) о покупке у Роснефти единиц сокращения выбросов парниковых газов (ЕСВ),полученных в результате реализации программ по утилизации нефтяного попутного газа на Харампурском и Хасырейском месторождениях в Западной Сибири, а также кредит. Я надеюсь, что эти и другие шаги, предпринятые всеми секторами российского общества (власть, бизнес, общественность), комплексный подход помогут скорейшему решению наболевшей проблемы утилизации НПГ в стране.
Приложение
Таблица 1. Извлеченные ресурсы и объемы сожженного НПГ в 2006 г
Таблица 2. Объемы добычи НПГкомпаниями - недропользователями в РФ в 2006 г
Таблица 3. Добыча попутного газа нефтяными компаниями; данные первых 9 мес. 2005–2007 гг, млрд м3
Таблица 4. Оснащенность замерными установками факельных хозяйств пользователей недр в ХМАО
Таблица 5. Динамика использования нефтяного попутного газа в России, млрд м3 Таблица 6. Основные показатели использования нефтяного газа в России в 2001–2007 гг
Таблица 7. Принятие Добровольных обязательств и показатели по добыче и утилизации НПГ
Список литературы 1. Крюков В. А., Силкин В. Ю., Токарев А. Н., Шмат В. В. Как потушить факелы на российских нефтепромыслах: институциональный анализ условий комплексного использования углеводородов (на примере попутного нефтяного газа) / отв. ред. В. В. Кулешов; ИЭОПП СО РАН. — Новосибирск, 2008. — 340 с. 2. Соловьянов А. А., Андреева Н. Н., Крюков В. А., Лятс К. Г. Стратегия использования попутного нефтяного газа в Российской Федерации. — М.: ЗАО «Редакция газеты «Кворум», 2008. — 320 с. 3. Доклад «Энергоэффективность в России: скрытый резерв» http://www.arett.ru/ru/news/.2211.html 4. Постановления от 7 марта 1995 г N239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен /тарифов/» и от 15 апреля 1995 г N332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» 5. A Twelve Year Record of National and Global Gas Flaring Volumes Estimated Using Satellite Data//Final Report to the World Bank — May 30, 2007 http://www.ngdc.noaa.gov/dmsp/interest/DMSP_flares_20070530_b.pdf 6. Ведомости, 13.02.09 7. Ведомости, 20.08.07 8. Газета «Коммерсантъ» № 17(3834) от 05.02.2008 9. Газета «Коммерсантъ» № 49(3866) от 26.03.2008 10. Караганов В. Чтобы повысить эффективность использования попутного нефтяного газа, революционные подходы не подходят//Нефть и капитал, 2007, №11 11. Крюков В., Силкин В., Токарев А., Шмат В. Новая старая проблема утилизации НПГ: от ведомственных разногласий к институциональным барьерам? // Нефтегазовая вертикаль. — 2007 — № 21 — С. 166–175. 12. Нефть и капитал, 2008, № 1–2 13. Нефть России, ноябрь 2008 г., №11 14. Попутный газ должен иметь приоритетный доступ в газовые сети// РИА Новости, 13.02.2008 15. Проблема утилизации ПНГ связывается все больше с экологией// Независимая Газета, 27.06.2007 http://www.ng.ru/energy/2007-06-27/11_stats.html 16. Профиль, №6(562) от 18.02.2008 17. Российская газета — Центральный выпуск №4622 от 27 марта 2008 г. 18. Ты — мне, я — тебе//Нефть и Капитал, 02/2008, №1 19. Материалы с сайтов: http://www.rbsys.ru/print.php?page=937&option=media http://www.au92.ru/msg/20080326_8032606.html http://www.klerk.ru/news/?82605; http://www.klerk.ru/news/?126097 http://www.lobbying.ru/content/sections/articleid_2811_linkid_25.html http://www.au92.ru/msg/20080326_8032606.html http://rccnews.ru/Rus/Refinary/?ID=73257 http://www.rb.ru/topstory/business/2007/08/20/133533.html http://www.rosbalt.ru/2008/07/29/508547.html http://www.gazo.ru/images/upload/ru/1555/GL_15.08.2008.doc http://www.lukoil.ru/press.asp?id=1036 http://www.lukoil.ru/press.asp?id=1108 http://www.gosnadzor.ru/publicatoin/ddjest/022008/i-24.html http://www.rbcdaily.ru/2007/10/01/tek/295887; http://www.rbcdaily.ru/2008/02/11/tek/320434 http://siteresources.worldbank.org/EXTGGFR/Resources/344690Sanitation0and0hygiene0at0wb.pdf?resourceurlname=344690Sanitation0and0hygiene0at0wb.pdf http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=5183&pid=11; http://www.mnr.gov.ru/part/?act=print&id=4158&pid=11
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |