| Нейропсихология детского возраста – наука о:
| (a) нарушении развития психических функций в детском возрасте;
(b) формировании мозговой организации психических процессов человека;
(c) специфике органических поражений мозговых структур в детском возрасте;
(d) об усложняющемся изменении мозговых структур в процессе онтогенеза.
| b
|
| Специфические особенности нейропсихологических синдромов в детском возрасте были описаны
| (a) Л.С. Выготским;
(b) А.Р. Лурия;
(c) Л.С. Цветковой;
(d) Э.Г. Симерницкой.
| d
|
| Поражения коры левого полушария в раннем детском возрасте:
| (a) как правило, сопровождается преимущественными нарушениями пространственных функций;
(b) в большинстве случаев сопровождается более грубыми, чем у взрослых, речевыми расстройствами;
(c) как правило, не сопровождаются афатическими нарушениями, характерными для взрослого возраста;
(d) проявляются, прежде всего, нарушениями зрительно-пространственных функций.
| с
|
| У детей дошкольного возраста при поражении левого полушария:
| (a) речевые нарушения проявляются более стерто, чем у взрослого;
(b) в большей, чем у взрослого, степени страдают вербально-мнестические функции;
(c) прежде всего, страдают зрительно-пространственные функции;
(d) как правило, возникают преимущественные нарушения пространственных функций.
| a, b
|
| По мере взросления ребенка при поражении коры левого полушария:
| (a) выраженность речевых расстройств становится более стертой и атипичной;
(b) все более отчетливо проявляется системное недоразвитие ВПФ, связанных с наглядным мышлением;
(c) возникают лишь частичные дефекты зрительного гнозиса;
(d) выраженность речевых расстройств усиливается.
| d
|
| Поражения правого полушария мозга у детей дошкольного возраста:
| (a) приводят к более отчетливым, чем у взрослых, перцептивным расстройствам;
(b) в большинстве случаев сопровождается более грубыми, чем у взрослых, речевыми расстройствами;
(c) проявляются стертыми нарушениями зрительно-пространственных функций;
(d) сопровождаются лишь частичными дефектами зрительного гнозиса.
| a
|
| При поражении гипоталамо-диэнцефальных структур у детей
| (a) возникают лишь частичные дефекты зрительного гнозиса;
(b) возникают отчетливые нарушения речевой памяти и перцептивных функций;
(c) как правило, возникают преимущественные нарушения пространственных функций;
(d) отчетливо проявляется системное недоразвитие ВПФ, связанных с наглядным мышлением.
| b
|
| Отметьте идеи, сформулированные Л.С. Выготским:
| (a) о меняющемся значении мозговых зон в процессе прижизненного развития психических функций;
(b) о последовательном формировании ВПФ и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации;
(c) о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на ВПФ на разных этапах психического развития;
(d) о специфических особенностях «детских» нейропсихологических синдромов.
| a, b, c
|
| Положение о меняющемся значении мозговых зон в процессе прижизненного развития психических функций было сформулировано:
| (a) Л.С. Цветковой;
(b) Л.С. Выготским;
(c) А.Р. Лурия;
(d) Э.Г. Симерницкой.
| b
|
| Положение о последовательном (хронологическом) формировании ВПФ и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации было сформулировано:
| (a) Л.С. Цветковой;
(b) Л.С. Выготским;
(c) А.Р. Лурия;
(d) Э.Г. Симерницкой.
| b
|
| Представление о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на ВПФ на разных этапах психического развития было сформулировано:
| (a) Л.С. Цветковой;
(b) Л.С. Выготским;
(c) А.Р. Лурия;
(d) Э.Г. Симерницкой.
| b
|
| Специфические особенности «детских» нейропсихологических синдромов исследованы:
| (a) Л.С. Цветковой;
(b) Л.С. Выготским;
(c) А.Р. Лурия;
(d) Э.Г. Симерницкой.
| d
|
| Психическое развитие детерминировано:
| (a) наследственными факторами;
(b) социальными факторами;
(c) социально-биологической интеграцией;
(d) объективными нейробиологическими законами.
| c
|
| В норме сроки перехода от одного этапа психического развития к следующему определяются:
| (a) объективными нейробиологическими законами;
(b) обогащенностью среды;
(c) социальными факторами;
(d) востребованностью извне.
| a
|
| Понятие «мозговая организация психической функции»обозначает:
| (a) определенные области коры, обеспечивающие реализацию данного психологического феномена;
(b) совокупность определенных мозговых структур, осуществляющих реализацию данной функции;
(c) морфофункциональную совокупность паттернов различных систем и подсистем мозга, обеспечивающих протекание различных уровней и этапов данной функции;
(d) совокупность нейронных ансамблей и блоков, осуществляющих реализацию данной функции.
| с
|
| Формирование и протекание специфических человеческих психических функций определяются:
| (a) своевременным созреванием определенных зон мозга и соединяющих их связей;
(b) преимущественно наследственными факторами;
(c) востребованностью извне;
(d) врожденными свойствами человеческого мозга.
| a
|
| Закон развития ВПФ «снизу вверх» сформулирован:
| (a) Э. Кречмером;
(b) Л.С. Выготским;
(c) А.Р. Лурия;
(d) Э.Г. Симерницкой.
| b
|
| Представление о развитии мозга путем надстраивания новых этажей над старыми сформулировано:
| (a) Э. Кречмером;
(b) Л.С. Выготским;
(c) А.Р. Лурия;
(d) Э.Г. Симерницкой.
| а
|
| По мере созревания более высокоорганизованных церебральных систем, принимающих на себя осуществление более сложноорганизованных психических процессов, мозговые структуры более низкого уровня:
| (a) утрачивают свои регулирующие функции;
(b) подвергаются обратному развитию;
(c) функционируют под управлением новых в качестве их базиса;
(d) сохраняют свои регулирующие функции.
| c
|
| Согласно закону развития ВПФ «снизу вверх»:
| (a) развитие мозга в онтогенезе носит многоэтапный, ступенчатый характер;
(b) развитие мозга идет путем надстраивания новых этажей над старыми;
(c) по мере созревания новых уровней организации мозга, функции управления переходят к постоянно обновляющимся высшим уровням, при этом старые уровни подвергаются обратному развитию;
(d) в процессе развития психической функции и усложнения ее мозговой организации устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и строения ВПФ и высшим.
| d
|
| Согласно принципу хроногенной локализации функций:
| (a) мозговая организация одной и той же функции меняется в процессе созревания мозга;
(b) мозговая организация психических функций человека остается неизменной на протяжении онтогенеза;
(c) для появления определенной функции требуется достаточная степень зрелости нервной системы;
(d) по мере созревания новых уровней организации мозга, функции управления переходят к постоянно обновляющимся высшим уровням, при этом старые уровни подвергаются обратному развитию;
| а
|
| Ограничения моторного репертуара ребенка стереотипными повторениями элементарных движений вследствие грубого нарушения мотивационной сферы при поражении префронтальных отделов коры свидетельствуют о:
| (a) гетерохронном развитии ВПФ;
(b) нарушении относительной дискретности синхронного развития ВПФ;
(c) нарушении принципа своевременности;
(d) нарушении принципа единства социального и биологического в онтогенезе.
| b
|
| Изолированное развитие мышления и речи у двухлетнего ребенка свидетельствуют о:
| (a) гетерохронном развитии ВПФ;
(b) относительной дискретности синхронного развития ВПФ;
(c) нарушении принципа своевременности;
(d) нарушении единства социального и биологического в онтогенезе.
| b
|
| Гетерохронное развитие ВПФ:
| (a) жестко детерминировано генетической программой;
(b) определяется социальными факторами;
(c) свидетельствует о нарушении принципа своевременности;
(d) свидетельствует о нарушении психического развития.
| a
|
| Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает:
| (a) трудности формирования гностических функций;
(b) неодновременность развития функций;
(c) патологию со стороны двигательного аппарата;
(d) различия в результатах нейропсихологического тестирования.
| b
|
| Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается:
| (a) в том, что гетерохрония является естественным фактором развития;
(b) в масштабности охвата психических функций;
(c) в том, что асинхрония касается лишь одного аспекта работы мозга;
(d) различий нет, это синонимы.
| a
|
| Формирование отдельных психических функций и психологических факторов с различной скоростью обозначается как
| (a) гетерохрония;
(b) асинхрония;
(c) ретардация;
(d) акселерация.
| a
|
| Укажите термин, обозначающий стойкое опережение в развитии одних функций по отношению к другим:
| (a) гетерохрония;
(b) асинхрония;
(c) ретардация;
(d) патологическая акселерация.
| d
|
| Неодновременные закладки и формирования разных функциональных систем, являются отражением:
| (a) межсистемной гетерохронии;
(b) внутрисистемной гетерохронии;
(c) асинхронии;
(d) ретардации.
| a
|
| Неодновременное созревание отдельных компонентов функциональной системы является отражением:
| (a) межсистемной гетерохронии;
(b) внутрисистемной гетерохронии;
(c) асинхронии;
(d) ретардации.
| a
|
| Онтогенетически наиболее ранее созревание биологических функциональных систем, обеспечивающих жизненно важные функции (дыхание, сердцебиение, теплообмен, пищеварение и т.п.) является отражением:
| (a) межсистемной гетерохронии;
(b) внутрисистемной гетерохронии;
(c) асинхронии;
(d) ретардации.
| a
|
| Практически полная зрелость подкорковых структур мозга новорожденного при незрелости коры является отражением:
| (a) межсистемной гетерохронии;
(b) внутрисистемной гетерохронии;
(c) асинхронии;
(d) ретардации.
| a
|
| Высокая степень зрелости подкорковых структур мозга новорожденного при незрелости коры является отражением:
| (a) принципа гетерохронности;
(b) нарушением принципа гетерохронности;
(c) нарушения принципа своевременности;
(d) нарушения принципа единства социального и биологического в онтогенезе.
| a
|
| На ранних этапах формируются элементы функциональной системы, обеспечивающие простые уровни работы, затем включаются более сложные, позволяющие реагировать на внешние и внутренние раздражители более тонко. Это явление свидетельствует о:
| (a) межсистемной гетерохронии;
(b) внутрисистемной гетерохронии;
(c) асинхронии;
(d) ретардации.
| b
|
| Восхождение от элементарных сенсорных процессов в сфере наглядного отражения к восприятию и целостной картине мира является отражением:
| (a) межсистемной гетерохронии;
(b) внутрисистемной гетерохронии;
(c) асинхронии;
(d) ретардации.
| b
|
| Восхождение от конкретных понятий к различным уровням обобщения и абстракциям в интеллектуальной сфере является отражением:
| (a) межсистемной гетерохронии;
(b) внутрисистемной гетерохронии;
(c) асинхронии;
(d) ретардации.
| b
|
| Восхождение от элементарных сенсорных процессов в сфере наглядного отражения к восприятию и целостной картине мира является отражением:
| (a) гетерохронности;
(b) нарушения гетерохронности;
(c) нарушения принципа своевременности;
(d) нарушения относительной дискретности синхронного развития ВПФ.
| a
|
| Восхождение от конкретных понятий к различным уровням обобщения и абстракциям в интеллектуальной сфере является отражением:
| (a) гетерохронности;
(b) нарушения гетерохронности;
(c) нарушения принципа своевременности;
(d) нарушения относительной дискретности синхронного развития ВПФ.
| a
|
| Многочисленные перестройки внутри системы восприятия у ребенка первого года жизни
свидетельствует о:
| (a) гетерохронности;
(b) нарушении гетерохронности;
(c) нарушении принципа своевременности;
(d) нарушении относительной дискретности синхронного развития ВПФ.
| a
|
| Многочисленные перестройки внутри системы восприятия у ребенка первого года жизни
свидетельствует о:
| (a) гетерохронии;
(b) асинхронии;
(c) врожденной патологии;
(d) ретардации.
| a
|
| Перестройка сенсорных систем в пользу дистантных рецепторов у ребенка на 2-3 месяце жизни свидетельствует о:
| (a) гетерохронии;
(b) асинхронии;
(c) патологической акселерации;
(d) ретардации.
| a
|
| Биологический смысл гетерохронного характера психического развития заключается в том, что на каждом этапе онтогенеза формируются те высшие психические функции и их системы:
| (a) которые именно в данном возрасте востребованы социальным окружением;
(b) которые в данном возрасте жестко предопределены нейробиологическими законами;
(c) которые именно в данном возрасте необходимы для развития психической деятельности ребенка и его приспособления к окружающей предметной и социальной среде;
(d) управление которыми способны осуществить соответствующие церебральные системы.
| c
|
| Зона ближайшего развития – это:
| (a) период наибольшей избирательной чувствительности мозга к определенному средовому воздействию;
(b) соответствие требований, предъявляемых социумом ребенку морфофункциональной готовности его мозга;
(c) уровень достигнутого интеллектуального развития;
(d) то, что может ребенок с помощью взрослого.
| d
|
| Сензитивный период – это:
| (a) период наибольшей избирательной чувствительности мозга к определенному средовому воздействию;
(b) соответствие требований, предъявляемых социумом ребенку морфофункциональной готовности его мозга;
(c) уровень достигнутого интеллектуального развития;
(d) то, что может ребенок с помощью взрослого.
| a
|
| Зона актуального развития – это:
| (a) период наибольшей избирательной чувствительности мозга к определенному средовому воздействию;
(b) соответствие требований, предъявляемых социумом ребенку морфофункциональной готовности его мозга;
(c) уровень достигнутого интеллектуального развития;
(d) то, что может ребенок с помощью взрослого.
| d
|
| Ассоциативные волокна головного мозга обеспечивают:
| (a) целостную работу полушария, связывая соседние извилины или доли внутри одного полушария;
(b) проведение одномодального импульса от периферических рецепторов к соответствующим корковым представительствам анализатора;
(c) межполушарные ассоциативные процессы, регуляция которых сводится как к взаимной активации, так и к взаимному торможению контралатеральных зон;
(d) синтез возбуждений разной модальности в мотивационно организованную двигательную активность;
(e) взаимную активацию и взаимное торможение контралатеральных зон;
(f) целостную совместную работу двух полушарий;
(g) связь энергорегулирующих зон продолговатого мозга с корой с целью поддержания циклов сна и бодрствования.
| a
|
| Проекционные волокна головного мозга обеспечивают:
| (a) целостную работу полушария, связывая соседние извилины или доли внутри одного полушария;
(b) проведение одномодального импульса от периферических рецепторов к соответствующим корковым представительствам анализатора;
(c) межполушарные ассоциативные процессы, регуляция которых сводится как к взаимной активации, так и к взаимному торможению контралатеральных зон;
(d) синтез возбуждений разной модальности в мотивационно организованную двигательную активность;
(e) взаимную активацию и взаимное торможение контралатеральных зон;
(f) целостную совместную работу двух полушарий;
(g) связь энергорегулирующих зон продолговатого мозга с корой с целью поддержания циклов сна и бодрствования.
| b
|
| Интегративно-пусковые волокна головного мозга осуществляют:
| (a) целостную работу полушария, связывая соседние извилины или доли внутри одного полушария;
(b) проведение одномодального импульса от периферических рецепторов к соответствующим корковым представительствам анализатора;
(c) межполушарные ассоциативные процессы, регуляция которых сводится как к взаимной активации, так и к взаимному торможению контралатеральных зон;
(d) синтез возбуждений разной модальности в мотивационно организованную двигательную активность;
(e) взаимную активацию и взаимное торможение контралатеральных зон;
(f) целостную совместную работу двух полушарий;
(g) связь энергорегулирующих зон продолговатого мозга с корой с целью поддержания циклов сна и бодрствования.
| d
|
| Комиссуральные волокна головного мозга обеспечивают
| (a) целостную работу полушария, связывая соседние извилины или доли внутри одного полушария;
(b) проведение одномодального импульса от периферических рецепторов к соответствующим корковым представительствам анализатора;
(c) межполушарные ассоциативные процессы, регуляция которых сводится как к взаимной активации, так и к взаимному торможению контралатеральных зон;
(d) синтез возбуждений разной модальности в мотивационно организованную двигательную активность;
(e) целостную совместную работу двух полушарий;
(f) связь энергорегулирующих зон продолговатого мозга с корой с целью поддержания циклов сна и бодрствования.
| c
|
| Проведение одномодального импульса от периферических рецепторов к соответствующим корковым представительствам анализатора обеспечивают:
| (a) ассоциативные волокна;
(b) проекционные волокна;
(c) интегративно-пусковые волокна;
(d) комиссуральные волокна;
(e) лимбико-ретикулярные волокна.
| b
|
| Целостную работу полушария, объединение соседних извилин или долей внутри одного полушария обеспечивают:
| (a) ассоциативные волокна;
(b) проекционные волокна;
(c) интегративно-пусковые волокна;
(d) комиссуральные волокна;
(e) лимбико-ретикулярные волокна.
| a
|
| Целостную совместную работу двух полушарий обеспечивают:
| (a) ассоциативные волокна;
(b) проекционные волокна;
(c) интегративно-пусковые волокна;
(d) комиссуральные волокна;
(e) лимбико-ретикулярные волокна.
| d
|
| Связь энергорегулирующих зон продолговатого мозга с корой с целью поддержания циклов сна и бодрствования осуществляют:
| (a) ассоциативные волокна;
(b) проекционные волокна;
(c) интегративно-пусковые волокна;
(d) комиссуральные волокна;
(e) лимбико-ретикулярные волокна.
| e
|
| Синтез возбуждений разной модальности в мотивационно организованную двигательную активность обеспечивают:
| (a) ассоциативные волокна;
(b) проекционные волокна;
(c) интегративно-пусковые волокна;
(d) комиссуральные волокна;
(e) лимбико-ретикулярные волокна.
| c
|
| Межполушарные ассоциативные процессы, регуляция которых сводится как к взаимной активации, так и к взаимному торможению контралатеральных зон, обеспечивают:
| (a) ассоциативные волокна;
(b) проекционные волокна;
(c) интегративно-пусковые волокна;
(d) комиссуральные волокна;
(e) лимбико-ретикулярные волокна.
| d
|
| Укажите особенности, характеризующие структурно-функциональную организацию мозга новорожденного:
| (a) незрелость коры при значительной сформированности подкорковых структур;
(b) отчетливо выраженная система вертикальных и горизонтальных связей внутри полушарий;
(c) относительная эквипотенциальность полушарий;
(d) практически полная зрелость мозолистого тела.
|
|
| Укажите закономерности, характеризующие нормальное развитие
| (a) корковые структуры у детей, являясь наиболее зрелыми на момент рождения, обеспечивают процесс формирования межполушарной асимметрии и взаимодействия полушарий;
(b) функции, обеспечиваемые левым полушарием, в целом несколько раньше формируются в ходе онтогенеза;
(c) корково-подкорковые (вертикальные) взаимодействия формируются раньше, чем внутриполушарные (горизонтальные);
(d) проекционные зоны внутри полушарий созревают раньше, чем ассоциативные.
|
|
| Созревание проекционных полей зрительного анализатора завершается к:
| (a) концу первого года жизни;
(b) 6-7 годам;
(c) окончанию пубертатного периода;
(d) 20-25 годам.
| b
|
| Созревание большинства подкорковых структур головного мозга завершается к:
| (a) концу первого года жизни;
(b) 7-8 годам;
(c) окончанию пубертатного периода;
(d) 20-25 годам.
| a
|
| Созревание проекционных полей слухового анализатора завершается к:
| (a) концу первого года жизни;
(b) 6-7 годам;
(c) окончанию пубертатного периода;
(d) 20-25 годам.
| b
|
| Созревание зоны ТРО завершается к:
| (a) 4-5 годам;
(b) 8-12 годам;
(c) окончанию пубертатного периода;
(d) 20-25 годам.
| b
|
| Миелинизация проводящих путей передней третичной ассоциативной зоны завершается к:
| (a) концу первого года жизни;
(b) 7-8 годам;
(c) окончанию пубертатного периода;
(d) 20-25 годам.
| d
|
| Созревание вторичных областей нижнетеменной коры головного мозга завершается к:
| (a) концу первого года жизни;
(b) 6-7 годам;
(c) окончанию пубертатного периода;
(d) 20-25 годам.
| b
|
| Созревание вторичных областей верхнетеменной коры головного мозга завершается к:
| (a) концу первого года жизни;
(b) 7 годам;
(c) окончанию пубертатного периода;
(d) 20-25 годам.
| b
|
| Зрительное и слуховое сосредоточение появляются в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| b
|
| «Комплекс оживления», социальная улыбка, поворот к говорящему лицу появляются в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| b
|
| Гуление появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| b
|
| Различение цвета желто-синей оппонентной системы появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| c
|
| Различение цвета красно-зеленой оппонентной системы появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| d
|
| Различение объектов по размеру появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| c
|
| Различение целостных объектов и их отдельных признаков появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| d
|
| Способность дифференцировать выражение лица, различать мимику и жесты появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| d
|
| Бимануальная координация под зрительным контролем появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| d
|
| Начало лепета появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| d
|
| Понимание собственного имени появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| d
|
| Первые проявления произвольности (внимание к исчезнувшему объекту) появляются в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| d
|
| Предпочтительное восприятие формы как интегрированного целого появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
| d
|
| Произвольное произнесение звуков и слогов, интонационно-мелодическая имитация речи появляются в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
|
|
| Жестовое прощание появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
|
|
| Константность восприятия формы предмета появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
|
|
| Вербальная категоризация предметов появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
|
|
| Явная интонационная выразительность появляется в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
|
|
| Содружественные движения глаз стабилизируются в возрасте:
| (a) 1 мес.;
(b) 2-3 мес.;
(c) 3-4 мес.;
(d) 5-6 мес.;
(e) 8-9 мес.;
(f) 12 мес.
|
|
| Проявлениями полушарной специализации являются:
| (a) доминирование левого полушария по речи у правшей и большинства левшей;
(b) ведущая роль правого полушария в отношении двигательных функций у праворуких;
(c) доминантность правого полушария в анализе зрительной (прежде всего оптико-пространственной) и кинестетической информации;
(d) большая связь левого полушария с аффективными процессами по сравнению с правым.
|
|
| Автором концепции избирательной стволовой активации является:
| (a) М. Кинсборн;
(b) М. Газзанига;
(c) Э. Ленниберг;
(d) Э.Г. Симерницкая.
|
|
| Автором концепции прогрессивной латерализации функций является:
| (a) М. Кинсборн;
(b) М. Газзанига;
(c) Э. Ленниберг;
(d) Э.Г. Симерницкая.
|
|
| Автором концепции, рассматривающей становление латерализации речевых функций благодаря подавлению механизма формирования двойной энграммы, является:
| (a) М. Кинсборн;
(b) М. Газзанига;
(c) Э. Ленниберг;
(d) Э.Г. Симерницкая.
|
|
| Автором концепции инвариантной латерализации является:
| (a) М. Кинсборн;
(b) М. Газзанига;
(c) Э. Ленниберг;
(d) Э.Г. Симерницкая.
|
|
| Автором концепции,рассматривающей латерализацию психических функций как продукт действия биосоциальных механизмов, является:
| (a) М. Кинсборн;
(b) М. Газзанига;
(c) Э. Ленниберг;
(d) Э.Г. Симерницкая.
|
|
| Уровни межполушарного взаимодействия и этапы их стабилизации в онтогенезе выделены:
| (a) М. Кинсборн;
(b) Э.Г. Симерницкой;
(c) А.Р. Лурия;
(d) А.В. Семенович.
|
|
| Автором концепции уровневой организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе является:
| (a) М. Кинсборн;
(b) Э.Г. Симерницкой;
(c) А.Р. Лурия;
(d) А.В. Семенович.
|
|
| Транскортикальных связей стволового уровня осуществляют межполушарное взаимодействие в период:
| (a) до 3 лет;
(b) от 3 до 7-8 лет;
(c) от 9 до 12-15 лет;
(d) на протяжении всей жизни.
|
|
| Межгиппокампальные комиссуры осуществляют межполушарное взаимодействие в период:
| (a) до 3 лет;
(b) от 3 до 7-8 лет;
(c) от 9 до 12-15 лет;
(d) на протяжении всей жизни.
|
|
| Каллозальные связи осуществляют межполушарное взаимодействие в период:
| (a) до 3 лет;
(b) от 3 до 7-8 лет;
(c) от 9 до 12-15 лет;
(d) с 12-15 лет.
|
|
| Специфическими особенностями нейропсихологических синдромов у детей являются:
| (a) слабо выраженные клинико-психологические проявления очаговых поражений головного мозга;
(b) длительный период обратного развития симптомов;
(c) высокая зависимость от латерализации очага поражения;
(d) своеобразный отставленный эффект при повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе.
|
|
| Выраженность клинических проявлений локальных поражений головного мозга с уменьшением возраста ребенка:
| (a) существенно меняется;
(b) при поражении правого полушария становится более грубой;
(c) при поражении правого полушария становится более стертой и атипичной;
(d) при поражении левого полушария становится более стертой и атипичной.
|
|
| Ранние локальные поражения коры головного мозга у детей
| (a) компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкорковых отделов;
(b) могут напоминать синдромы корковых поражений у взрослых;
(c) компенсируются в меньшей степени, чем поражения подкорковых отделов;
(d) протекают более стерто и атипично, чем у взрослых.
|
|
| К причинам, обусловливающим специфику детских нейропсихологических синдромов, относятся:
| (a) незавершенность процесса становления межфункциональных связей;
(b) завершенность процесса становления межфункциональных связей;
(c) доминирование симптомов задержки и нарушения развития;
(d) более низкая пластичность функциональных систем, чем у взрослых.
|
|
| Левшество – это:
| (a) преобладание размера левой руки над правой;
(b) совместное преобладание лево-расположенных парных органов над правыми;
(c) преобладание левой руки и левой ноги над правыми;
(d) различия в чувствительности правой и левой половины тела.
|
|
| Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:
| (a) повреждением глубоких структур мозга;
(b) патологией лобных долей;
(c) нарушением работы теменно-затылочных отделов;
(d) височной патологией.
|
|