Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеркультурная коммуникация




Профессиональная коммуникация в сфере образования.

Понятие «профессиональная коммуникация»:

· коммуникация, в процессе которой конструируются профессиональные сообщества [Колянов А.Ю. Коммуникативный подход к проблеме профессиональной деформации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bj.pu.ru/],

· процесс возникновения взаимопонимания в определенной предметной области [Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 512 с.],

· процесс обмена информацией между специалистами [Минкина В.А. Информационная культура и способность к рефлексии / В.А. Минкина // Высшее образование в России. - 1995. - 4. - С. 27–36.],

· профессионально обусловленный процесс обмена информацией между представителями одной профессии в познавательно-трудовой и творческой деятельности, направленный на профессиональное развитие, в ходе которого создаются профессиональные сообщества, характеризующиеся определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между членами сообщества [Воробьева, Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования [Текст] / Н. А. Воробьева // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - март 2009, ART 1314. - CПб., 2009г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.htm. – Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588. ].

Компоненты в структуре профессиональной коммуникации в сфере образования:

· мотивационно-потребностный,

· когнитивный,

· деятельностный,

· рефлексивный.

[Воробьева, Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования [Текст] / Н. А. Воробьева // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - март 2009, ART 1314. - CПб., 2009г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.htm. – Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588. ]

В настоящее время все в большей мере обозначается особый вид коммуникации — интеркультурная коммуникация, основанная на диалоге культур.

Акцентирование в учебном процессе особенностей взаимодействия родной и иноязычной культуры создает образовательную ситуацию особого рода — ситуацию интеркультурной коммуникации — проникновение в сущность, национальный колорит культуры другого народа при сопоставлении с родной культурой.

В поликультурном пространстве современного мира общение — бинарное взаимодействие двух культур — может быть обозначено как интеркультурное, а коммуникация интеркультурной. Множественность диалоговых (бинарных) интеркультурных коммуникаций создает общую сеть межкультурного общения и требует особого рода подготовки человека к ней.

Функция же языка — быть средством общения, средством познания, поэтому и существует диалектическое единство языка и культуры.

Столь подробное освещение проблемы «язык и культура» объясняется ее исключительной важностью для процесса обучения.

Таким образом, исследования по проблеме культуры как социально-педагогического феномена, позволяют утверждать следующее:

1. Культура — это понятие, более широкое по отношению к образованию. Образование — введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. Взаимосвязь культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

2. Хранитель культуры — язык, в котором аккумулированы фундаментальные культурно-исторические ценности человечества. Следовательно, изучая язык, человек изучает ценности носителя этого языка, формируя свои ценностные ориентации.

3. Культура выполняет коммуникативно-ценностную функцию, передает знания, опыт, ценности нации и эпохи, осуществляет коммуникацию. А особый вид коммуникации, основанный на диалоге культур, и является интеркультурной коммуникацией, которой еще предстоит стать органичным компонентом университетского образования. [Янкина Н. В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 120 с.]

Профессиональная Интернет-коммуникация (чат, форум, телеконференция, ICQ, Skype, сетевые сообщества), основы поведения в сети (нетикет), особенности дискуссии в сети («синхронная» и «асинхронная» коммуникация).

Профессиональная Интернет-коммуникация – это компьютерно-опосредованный профессионально обусловленный процесс передачи информации равноправными в виртуальном пространстве представителями одной профессии, способствующий профессиональному развитию участников коммуникации и ориентированный на создание совместного методического продукта. [Воробьева, дис]

К наиболее распространенным Интернет-технологиям по типу коммуникации «многие ко многим», на которых преимущественно строятся академические сетевые сообщества, можно отнести следующие:

· электронные дискуссии или форумы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки, веб-форумы, чаты и пр.);

· Интернет-конференции с возможностью обсуждения размещенных в них статей;

· электронные журналы, предоставляющие экспертную информацию о состоянии предметной области (обратная связь с автором чаще всего организована через электронную почту);

· электронные библиотеки, как сочетание коммуникации специалистов, организаций и технологий.

[Папаев С.Т. Роль стандартизации для коммуникаций в электронной среде // Методы современной коммуникации.Вып. 1 / Под ред. В.Н. Переверзева. М., 2003].

Литература:

1. Введениевпедагогическуюдеятельность:учеб.пособиедлястуд.вузов,обучающихсяпопед.спец./Подред.А.С.Роботовой.-4-еизд.,перераб.-М.:AcademiA,2007.

2. Воробьева,Н.А.Структурапрофессиональнойкоммуникациивсфереобразования[Текст]/Н.А.Воробьева//ПисьмавЭмиссия.Оффлайн(TheEmissia.OfflineLetters):электронныйнаучныйжурнал.-март2009,ART1314.-CПб.,2009г.-URL:http://www.emissia.org/offline/2009/1314.htm.

3. ДукаН.А.Введениевпедагогическуюдеятельность:Учеб.пособие/Н.А.Дука.-Омск:Полиграфическийцентр,2004

4. КаптеревА.И.Информатизациясоциокультурногопространства/А.И.Каптерев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

5. КоляновА.Ю.Коммуникативныйподходкпроблемепрофессиональнойдеформации.-[Электронныйресурс].–Режимдоступа:http://www.bj.pu.ru/

6. КукушинВ.С.Введениевпедагогическуюдеятельность:Учеб.пособие/В.С.Кукушин.-2-еизд.,перераб.идоп.-Ростовн/Д.:МарТ,2005.

7. МатьяшО.И.Чтотакоекоммуникацияинужнолинамкоммуникативноеобразование/О.И.Матьяш//Сибирь.Философия.Образование.-2002.-6.-С.37-47

8. МинкинаВ.А.Информационнаякультураиспособностькрефлексии/В.А.Минкина//ВысшееобразованиевРоссии.-1995.-4.-С.27–36.

9. НикитинаН.Н.Введениевпедагогическуюдеятельность:теорияипрактика:Учеб.пособиедлястуд.вузов,обучающихсяпопедагогич.спец./Н.Н.Никитина,Н.В.Кислинская.-3-еизд.,стер.-М.:AcademiA,2007.

10. ОрловА.А.Введениевпедагогическуюдеятельность:практикум:учеб.пособиедлястуд.пед.вузов,обуч.поспец."Педагогикаипсихология"/А.А.Орлов,А.С.Агафонова.-3-еизд.,стер.-М.:AcademiA,2008.

11. ОкуневА.А.Речевоевзаимодействиеучителяиученика.–СПб.,2006.

12. Психолого-педагогическийпрактикум:учеб.пособие/автор-сост.А.К.Быков.-М.:Сфера,2006.

13. Психолого-педагогическийпрактикум:учеб.пособиедлястуд.вузов/подред.В.А.Сластенина.-М.:AcademiA,2005.

14. СластенинВ.А.идр.Педагогика:Учеб.пособиедлястуд.высш.пед.учеб.Заведений.—М.:Издательскийцентр"Академия",2006.

15. Тренингпедагогическогообщения:учеб.пособиедлястуд.вузов,обучающихсяпоспец."Педагогикаипсихология"/А.П.Панфилова.-М.:AcademiA,2006.

16. ЯнкинаН.В.Формированиеготовностистудентауниверситетакинтеркультурнойкоммуникации:Монография.—СПб.:Изд-воРГПУим.А.И.Герцена,2003.—120.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.