Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории социального развития




Формы реализации социальных изменений.

 

К основным формам социальных изменений относят социальное развитие, социальный цикл.

Социальное развитие - это процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере в целом или отдельных ее компонентах: социальных отношениях, социальных институтах, социальных группах.

Имеет восходящий (прогрессивный) или нисходящий (регрессивный) вектор. Теории имеют оценочный характер (оценка по шкале: черное – белое, хорошее - плохое).

К теориям социального развития относят все разновидности эволюционизма.

К эволюционистским теориям развития общества относятся теории О. Конта (о стадиях развития человеческого духа, познания); Г. Спенсера (об усилении дифференциации и интеграции социальных систем), Э. Дюркгейма (о развитии механической и органической солидарности), К. Маркса (о смене общественно-экономических формаций) и др. (Смотри соотвествующие идеи в лекции по теме: «Становление и развитие социологии как науки»).

Социальные изменения в эволюционистских теориях характеризуются следующим образом:

- повседневная, естественная, необходимая и неизбежная черта социальной реальности, которая затрагивает общество в целом;

- происходят направленно, строго линейно, прогрессивно- от примитивных к развитым формам, от простых к сложным состояниям, от распыленности к агрегации, от гомогенности к гетерогенности, от хаоса к организации;

- необратимое движение; ни одна ранняя стадия не повторяется и не может быть пропущена;

- причины эволюционных изменений – эндогенные (внутренние), а эволюция — как раскрытие внутренних потенций общества;

- эволюционные изменения отождествляются с прогрессом, поскольку приводят к постоянному улучшению общества, человеческой жизни, социального субъекта.

Сознательно организованные эволюционные изменения имеют форму социальных реформ. Осуществляются правительствами (отмена крепостного права в России - реформа 1861 г.; реформа П.А. Столыпина; нэп). Но могут быть и стихийным процессом (само собой).

Кроме того, возможны революционные социальные изменения .

Характеризуются:

- коренной ломкой социального объекта, это в высшей степени радикальные изменения;

- как изменения не частные, а общие (всеобщие), как правило, опираются на насилие.

Отношения к социальным революциям разные у разных исследователей.

Так, К. Маркс называл их «локомотивами истории». Ленин – праздником эксплуатируемого и угнетенного народа. П. Сорокин – бойней. И.А. Бунин - «окаянные дни» в одноименной книге.

Полагается, что социальные революции возможны в будущем. Но:

- не могут быть насильственными,

- не могут охватывать все сферы жизни общества, а должны относиться к отдельным социальным институтом или институтами.

Идеи социального развития нашли свое продолжение в функциональных и конфликтологических теориях.

К функциональным теориям социальных изменений относится теория американского социолога Уильяма Ф. Огборна.

Источник социальных изменений – материальная культура (орудия, технологии). К их развитию должна адаптироваться нематериальная культура (ценности, нормы, убеждения, религия). Между ними всегда есть дистанция, культурное отставание, культурный лаг.

Теории конфликта разрабатывали Р. Мертон – американский социолог, Р. Дарендорф – немецкий социолог, Л. Козер – американский социолог, конфликтолог.

Они показали, как через конфликтные ситуации (отношения господства и подчинения - Р. Дарендорф; столкновения интересов и ценностей - Л. Козер и др.) и их разрешение формируются новые социальные структуры и отношения; осуществили перенос акцента на идеи социального изменения.

50 - 60-е гг. ХХ века – это период зарождения, становления теории модернизации.

Модернизация (осовременивание).

По характеристике польского социолога П. Штомпки модернизация:

- в наиболее общем – синоним всех прогрессивных социальных изменений, когда общество движется вперед соответственно принятой шкале улучшений;

- комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, происходящих на Западе с XVI в. и достигших своего апогея в ХХ в. в облике современного общества (modernity), как переход от традиционного к современному обществу;

- в узком смысле – обозначает усилия отсталых или слаборазвитых обществ, стремящихся двигаться от периферии к центру современного общества по тем или иным рецептам.

Выделяются две основные модели модернизации:

1. Вестернизация - процесс перехода от традиционного общества к современному путем прямого переноса структур, технологий, образа жизни западных обществ. Инициатором вестернизации обычно становится Запад, форма ее осуществления - преимущественно колонизация.

2. Догоняющая модель - попытка отсталых стран приблизиться к развитым путем создания индустриальной культуры, обеспечения условий для повышения уровня жизни людей и их благосостояния (например, современная Россия, Турция, Мексика).

Экономический аспект считается решающим для изменения всех остальных аспектов жизнедеятельности отсталых обществ. Культура первоначально выносилась за скобки. Полагалось, что прозападные ценности культуры появятся автоматически вслед за экономическим ростом и внедрением политических институтов западного типа.

Ломка культурной идентичности, традиционных ценностей и ментальности рассматривается теоретиками модернизации как необходимое условие ее успешности, а смена культурной идентичности говорит о завершенности модернизационного процесса.

С 50-х годов ХХ в. активное развитие получили теории конвергенции. Конвергенция (от лат. convergo – приближаюсь, схожусь). В основе теории - идея постепенного сглаживания экономических, политических, идеологических различий между капиталистической и социалистической общественными системами. Наиболее видными представителями данной концепции являются П. Сорокин, Дж. Гелбрейт, У.Ростоу.

Другая группа теорий выстраивалась вокруг понятия социальный цикл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 4402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.