Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Согласно этому подходу, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса, т.е. она обратима, повторяема




В противовес идеям прогрессивного развития появляются представления о циклическом, волнообразном характере социальной динамики.

Теории циклического изменения

Социальный цикл понимается как неслучайное изменение, реализуемое в виде повторяющегося движения к состоянию, уже имевшему место в прошлом.

Аристотель утверждал: «Нет ничего нового под солнцем». Известны учения Геродота, Полибия о циклах политического режима.

В эпохи Возрождения, Просвещения более детально обосновывается цикличность развития. Д. Вико в работе «Новая наука» (1725) распространил циклический образ на человеческую историю, являющуюся результатом человеческих действий.

Каждое общество совершает цикл, состоит из трех стадий:

- век богов,

- век героев,

- век людей.

Цикл завершается кризисом, гибелью данного общества.

Смена этих эпох зависит от нравов, правильных установлений, форм правления.

В XIX в. – начале XX в. идеи циклического характера изменений отражены в следующих работах:

1. русского историка Н.Я. Данилевского, обосновавшего идею локальной цивилизации, «культурно-исторического типа», показавшего, что цивилизации находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой;

Близки идеи К.Н. Леонтьева – русского философа. Создал мистико-натуралистичекую концепцию истории – как истории смены культурно-социальных организмов. Закон жизни такого организма выражается в следующих стадиях: восхождение от исходной простоты к «цветущей сложности» (характеризуется осознанием своего божественного предзаначения), далее через «вторичное упрощение» и «уравнительное смешение» (господство демократии, принципа пользы, «вымывание» этического, религиозного начала) к распаду и гибели. Российское общество, по мнению Леонтьева, может избежать такой судьбы при сохранении национальных, духовных устоев православия и монархизма.

2. немецкого мыслителя О. Шпенглера, развившего идею о цикличности и замкнутости различных культурных систем; их возникновении, расцвете, гибели. По мысли Шпенглера в среднем через 1000 лет культура вырождается в цивилизацию, что ведет к утилитарщине;

3. английского социолога А. Тойнби, характеризующего исторический процесс в концепции «вызовов» и «ответов», показавшего зависимость движения истории от полноты и интенсивности ответа общества на исторический вызов (внешний – климат, война или внутренний - кризис). В разрешении трудностей ведущая роль отводится лидерам, интеллектуальной, творческой элите.

П.А. Сорокин (русско-американский социолог) разделяя социальную и культурную систему, ведущую роль отводил внутренним (эндогенным) факторам развития. В процессе социокультурной динамики выделял циклы, связанные со сменой социокультурной системы.

Определяет три типа социокультурных суперсисистем, в основе которых лежит определенная система ценностей:

1. Идеациональная культура – ценности, лежащие в ее основе, носят внутренний нематериальный характер. Они абсолютные, вечные, нетленные. Принципы этики системы исходят от Бога, их цель – привести своих последователей к единению с высшей и абсолютной ценностью.

2. Чувственная ментальность - предпочтение чувственных, эмпирических, материальных ценностей (эвдемонизм – этика счастья, гедонизм – этика удовольствия, утилитаризм – этика утилитарного расчета, сенсуализм – этика чувств). Эти системы относительны, меняются в соответствии с ситуациями. Их цель - увеличение чувственного счастья, комфорта, полезности и удовольствия.

3. Идеалистическая суперсистема – сочетает ценности первой и второй.

Полагал, что движение от чувственной системы к идеациональной возможно только через промежуточную (идеалистичекую). Например, от этики удовольствия сразу освоить этику аскетизма невозможно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.