Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные изменения в постсовременную эпоху




 

Неудовлетворенность процессом модернизации, жесткой нормативностью, кризис позитивистского мировоззрения, ограниченность рационалистической картины мира, удушающее однообразие массовой культуры способствовало возникновению постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, З. Бауман).

Термин «постмодерн» указывает на состояние эпохи после Нового времени (модерна, современности), «постмодернизм» означает ситуацию в культуре и тенденции ее развития в «послесовременную» эпоху.

Теории «неоархаизации» или «неопатриархальности» делают акцент на утверждении в современной социальной жизни образцов доиндустриального общества, прежде всего, связанных с распространением силы во всех сферах социальной жизни (государственной, религиозной, семейной и др.).

Американский политолог С. Хантингтон в начале 90-х гг. предвосхищал эпоху столкновения цивилизаций, в основе которых конфликты не между классами, а между разными системами ценностей, т.е. между народами, принадлежащими к разным культурным образованиям.

Польско-американский социолог Зигмунд Бауман так описывает характерные для постмодерна черты:

- плюрализм культур,

- постоянно происходящее изменение, разновекторные изменения,

- отсутствие властных универсалий, разрушение управления из одного центра, децентрализация,

- доминирование СМИ и их продуктов, отсутствие основной реальности, символическая реальность, виртуальная реальность (созданная СМИ, Интернет, деньги в виде электронных карт и пр.). Созданная с помощью СМИ иллюзия реальности (гиперреальность) может оказаться убедительней самой реальности.

- отсутствие поиска окончательных истин,

- использование иррациональных понятий (не только рациональных научных),

- толерантное отношение к мистике,

- стремление к разрушению системы социального контроля.

Американский социолог Джордж Ритцер анализирует исторические формы рациональности.

В традиционном обществе преобладает ценностная рациональность (М. Вебер). В современном – целевая, формальная (Вебер), техническая или инструментальная.

В обществе постмодерна существует плюрализм типов рациональности.

Одним из них, согласно Ритцеру, является магдональдизация. Это процесс, в котором определяющими становятся принципы работы ресторана быстрого обслуживания. Магдональдизация захватывает большинство сфер: труд, образование, здравоохранение, СМИ, отдых, политику, питание, семейные отношения.

Подобные практики основаны на принципах эффективности (оптимальное продвижение товара, услуги), калькулируемости (расчет количественных показателей, которые становятся символами качества, например, быстрая доставка), предсказуемости (товары и услуги везде одинаковы), контроля (осуществляется посредством технологий – видионаблюдение, ограниченное меню, неудобные сиденья).

Новая рациональность, согласно Ритцеру, является иррациональной, проявляется в «отчуждении человеческого разума», дегуманизации отношений, что ведет к непредвиденным последствиям.

В последние годы (период постсовременности, постмодерна) при характеристике социальных изменений используют термин социальная трансформация.

Социальная трансформация – вид социальных изменений.

Характеризуется:

- изменением не отдельных частных сторон, а сущностных черт, определяющих социетальный тип общества;

- постепенным и относительно мирным характером протекания;

- неизбежностью социальной аномии, обусловленной опережающим разложением старых общественных институтов по сравнению с созданием новых;

- зависимостью изменений не только от деятельности правящей верхушки, но и массовых общественных групп,

- разнонаправленностью изменений,

- слабой управляемостью и предсказуемостью процесса изменений,

- важной ролью стихийных факторов развития, непредрешенностью итогов.

В последней трети ХХ века «эволюционной», «системной» моделям, методологиям линейного анализа был противопоставлен «альтернативный образ» общества, ориентированной на нелинейный анализ самоорганизующихся систем.

Такой подход представлен в направлении, которое получило название социосинергетики.

Под самоорганизацией в синергетической парадигме понимаются процессы возникновения упорядоченных социальных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях.

Это процесс самозарождения, саморазвития, преобразования систем благодаря притокам энергии, информации извне, но, прежде всего, своим внутренним возможностям.

Процесс упорядочивания социальных структур идет через особые критические точки (точки бифуркации). В точках бифуркации система под влиянием самых незначительных воздействий может резко изменить свое состояние, начать эволюционировать в новом направлении, предвидеть которое сложно.

Так, после прохождения самой острой точки кризиса в 90-е годы (1996 г.) общественное сознание россиян в условиях хаоса при необходимости выживания сделало резкое движение в сторону западных ценностей (рыночной экономики, заработки денег, расчета, выгоды, в сторону индивидуализма). После дефолта 1998 гг. произошло заметное движение в сторону традиционно русских ценностей (значительная поддержка коллективизма, государства, добрых социальных отношений, построенных не на рациональном расчете, поиск справедливости и т.п.).

В неравновесной системе хаос, дезорганизация, случай не обязательно разрушительны, но могут быть конструктивны. Хаос конструктивен, когда он создает новые условия для развития, разрушая преграды, мешавшие до этого образованию новых структур.

Изменения происходят спонтанно, надсознательно, нелинейно.

Социальное, кроме саморазвития, дополняется организацией, процессом управления, т.е. происходит сплетение начал организуемого и самоорганизующегося, сознательного и неосознанного, стихийного, предсказуемого и непредсказуемого.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.