КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связь способностей и задатков
Задатки – первичная природная основа способности, еще не развитая, но дающая себя знать при первых пробах деятельности. Способность связана с врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности. Исследования Н.С. Преображенской и С.А. Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных слоев, что немаловажно для функционирования мозга и, в частности, для проявления способностей. То есть способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками – анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности, не видно реального – действующего человека. В. В. Клименко в своих работах отмечал, что задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной «оснасткой» человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором – проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется – просто сохраняется) превращение их в факт сознания. Таким образом, из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток – потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т.д. Проблема одаренности – это прежде всего качественная проблема, которая ставит основной вопрос о том, каковы способности человека и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект. Одаренность в житейском обиходе подразумевает по большей части высокий уровень способностей; в психологической литературе одаренность обозначает вообще любой уровень способностей. Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений». Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимися в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Гений часто универсален. В качестве примера можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества. Наиболее убедительным доказательством значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества. Но этот показатель при всей его очевидности не дает возможности распознать способности человека в процессе их становления. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная, изолированная способность, даже если она очень развита, не может быть названа талантом. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека касаются не одной профессии, а составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Право называться гением за всю пятитысячную историю цивилизации получили не более 400 человек. Гении всегда интересовали людей, но научно достоверного о них написано мало. Редкость и неординарность гениальности человека породили множество попыток ее объяснения. Но до сего дня исследователя не пришли к единому мнению. Некоторые относят гениев к своего рода медиумам, с чьей помощью некое высшее существо, космический разум сообщает нам результаты своих неповторимых размышлений. Великие открытия как в искусстве, так и в науке словно озаряют гениев, возникают неизвестно откуда. Следующая точка зрения исходит от Шопенгауэра: «Всякий ребенок в известной мере есть гений и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих прежде всего обнаруживается в наивности и возвышенной простоте». Доказательством, по мнению Шопенгауэра, могут служить детские рисунки и детское словотворчество. Многие утверждают, что гениальность передается то наследству, накапливаясь из поколения в поколение. Существует теория патологичности гения – когда гениальность считают своеобразным расстройством психики. Французский ученый XVIII в., философ Гельвеции считал, что талант и его высшая форма – гениальность – не зависят от наследственности: все, чем человек становится, определяется воспитанием и обучением, которое он получает в процессе жизни в обществе. Итак, задатки могут развиться в способности, которые в процессе деятельности станут одаренностью. Но сами по себе задатки не могут считаться способностями. Весь склад личности влияет на проявление и развитие ее способностей и в этом плаще определяет одаренность как важнейшую сторону духовного облика личности. В то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявление в поведении и деятельности личности. Уже первое проявление «склонности кладет свою печать на отношения и поведение личности. Наличие склонности, проявляющейся в интересе к определенным сторонам действительности и деятельности и в устойчивом к ним внимании, уже натравляет силы человека в одну сторону. Исключительное увлечение чем-то одним при известных условиях может привести к отрицательным результатам. Формирующаяся личность может стать односторонней или даже ограниченной в своем развитии. Нередки случаи, когда сильная увлеченность Чем-то приводит к пренебрежению всем остальным. Впоследствии, осознавая важность знаний, многие деятели самообразованием восполняли пробелы в образовании и достигали высокого культурного уровня. Вот почему важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Следует создать условия для всестороннего развития личности уже в школьный период, это необходимая предпосылка развития способностей человека.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |