Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Природные предпосылки и развитие способностей




Способности и типология людей.

Виды способностей.

Изучая конкретно-психоло­гическую характеристику различных способностей, мы можем выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

Следовательно, различаются общие и специальные способности .

Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отраже­нию действительности, элементарный уровень развития восприятия, па­мяти, мышления, воображения, воли и сложные - способности к обуче­нию, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др.

Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных об­щих способностей человек не может включиться ни в один из видов че­ловеческой деятельности.

Специальные способности. Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфи­ческой человеческой активности - деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются специальные спо­собности - графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практи­чески-созидательные и др.

 

В структуре способностей некоторых индивидов общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способ­ностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Эти общие способ­ности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.

Для художественного типа свойственна яркость образов, воз­никающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования.

Есть основания полагать, что различия в типологии способ­ностей связаны с функциональной асимметрией больших полу­шарий, где правое полушарие «ответственно» за образное мыш­ление, а левое - за символическое.

1. Талант и одаренность.

2. Талант и мастерство.

3. Природные предпосылки способностей.

4. Способности и наследственность.

5. Формирование способностей.

1. Талант и одаренность.

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талантэто сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоя­тельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую дея­тельность.

Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

Нельзя ставить знак равенства между талантом как потен­циальной возможностью создания значительных ценностей в нау­ке, искусстве и социальной жизни и реализацией этих возмож­ностей в продуктах материальной и духовной культуры общества. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особен­ностей конкретных задач, которые стоят перед государством. В период войн бурно развиваются полководческие таланты, в мирное время — инженерные, конструкторские и т.д.

Структура таланта. Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью. Удивительные мнемические способности С.Ш. не нашли в конечном счете никакого применения (кроме демонстрирования на эстраде). Успешность и продуктивность творчества зависят от множества факторов: память, гибкость ума, фантазия, воля, глубокие интересы и др. Отсутствие или слабое развитие какой-либо способности может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в слож­ный ансамбль качеств таланта.

Структура таланта определяется в конечном счете характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спор­тивная, военная и т.д.). Поэтому составляющие талант способ­ности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиакон­структора.

По отношению к детям используется термин « одаренность» в каком-либо виде деятельности.

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в сово­купности образуют структуру умственной одаренности.

Первая особенность личности - это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего не пропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало.

Вторая особенность личности – готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в потребность трудиться.

Третья группа особенностей – это особенности мышления, быстрота мыслитель­ных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной дея­тельности.

Указанные способности, которые в целом образуют структуру умственной одаренности проявляются у подавляющего большинства одаренных детей и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой

в отдельности.

Специфические различия в ода­ренности обнаруживаются в направлен­ности интересов. Один ребенок после какого-либо периода иска­ний останавливается на математике, другой - на биологии, третий увлекается художественно-литературным творчеством, чет­вертый - историей и археологией и т.п. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия дан­ных способностей.

Поэтому структура специальной одаренности включает ансамбль приведенных выше качеств личности и дополняется рядом спо­собностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности.

2. Талант и мастерство.

Талант в совокупности его общих и спе­циальных качеств — это, лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не само мастерство. Талант не освобождает от труда, а предполагает большой, творческий, на­пряженный труд.Только благодаря труду можно достигнуть высочайшего уровня мастерства. В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходи­мый комплекс умений и навыков, без которого никакое твор­чество невозможно.

В процессе творческой деятельности важную роль играют моменты особого подъема сил, психическое состояние вдохновения. Оно издавна считается неотделимой принадлежностью таланта. Нет никаких оснований противопоставлять вдохновение в твор­ческой деятельности труду, составляющему его основу. Вдохно­вение - это не наитие, не откровение, а момент в творчестве, возможный только в том случае, если он подготовлен трудом. Вдохновение предполагает колоссальную сосредоточенность вни­мания, мобилизацию памяти, воображения и мышления на реше­нии какой-то капитальной проблемы в научном, художественном или техническом творчестве.

Если талант - это возможность, то мастерство - это воз­можность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство — это проявление талантливости человека в деятельности. Мастер­створаскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квали­фицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи. Справедливо говорят: «Мастерство - это когда что и как приходят одновременно». Мастерство устраняет разрыв между осознанием существа творческой задачи и нахожде­нием способов ее решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.