Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура способностей




Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Уровень ЗУНов, отражающийся в оценке на экзамене, ответе у дос­ки, контрольной работе не позво­ляет сделать заключение о способностях человека. Иногда че­ловек, первоначально что-то не умевший, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как неко­торая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. Будут или не будут приобре­тены эти знания и умения, превратится ли возможность в дейст­вительность, зависит от множества условий.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к ри­сунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков. Только в процессе специального обучения живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способ­ности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Серьезной психологической ошибкой педагога являются ско­ропалительные утверждения, что у школьника нет способностей, на том лишь основании, что ребенок не овладел еще необходимыми умениями и навыками.

Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему заслуженную славу (Альберт Эйнштейн).

Т.о. способности - это возможность, а необходимый уровень мас­терства в том или ином деле - это действительность. Выявив­шиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом.

Способности обнару­живаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в дина­мике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

  1. Качественная характеристика способностей.

Способности выступа­ют как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями.

Например, в основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Это открывает важ­ную сторону способностей личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво.

Компенсаторные возможности способностей человека выявля­ются, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрения и слуха (О.И. Скороходова, потерявшая в раннем возрасте зрение и слух, в результате обучения обнаружила способности к научной работе, литературные способности).

Психолог Б.М. Теплов показал, что отсутствие такой важнейшей музыкальной способности, как абсолют­ный слух, не может быть препятствием на пути развития профессиональных музыкальных способностей. У испытуемых, не обладавших абсолютным слухом, удавалось выработать комплекс качеств, включающих в себя тембровый слух, память на музыкальные интервалы и т.д., которые брали на себя функции звуко-высотного различения, т.е. те, какие выполняет у других людей абсолютный слух.

Свойство компенсации одних способностей при помощи раз­вития других открывает неисчерпаемые возможности перед каж­дым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совер­шенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (кон­структорской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и дости­жения. Качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой количественной.

  1. Количественная характеристика способностей.

Выяснив, какие конкретно-психологические качества отвечают требованиям данной деятельности, можно ответить на вопрос, в большей или меньшей степени они развиты у человека по сравнению с другими. Проблема коли­чественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX - начале XX в. ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) выступили с предложением выяв­лять уровень способностей обучающихся для профессионального отбора для массовых специальностей. Тем самым предполага­лось, что будет установлено ранговое место личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни.

В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности. С их помощью в ряде стран (США, Великобритания и др.) осуществляется опре­деление способностей и производится сортировка учащихся в школах, замещение офицерских постов в армии, руководящих должностей в промышленности и т.д.

По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков.

Например: «Петр выше Джеймса, Эдвард ниже Петра. Кто выше всех?» - предлагают подчеркнуть нужный ответ: «1) Петр; 2) Эдвард; 3) Джеймс; 4) не могу сказать».

Из пяти слов нужно выбрать одно, наиболее непохожее на все остальные: «красный, зеленый, голубой, мок­рый, желтый»; «или, но, если, сейчас, хотя».

Обычно тесты сводятся в батарею тестов, нарастающих по сложности. Среди тестов могут быть не только словесные (вербальные) испытания, но и всевозможные «лабиринты», «головоломки» и т.д.

После того как дети закончили решать батарею тестов, резуль­таты подсчитывают стандартизированным путем, т.е. подсчиты­вают количество очков, которые набрал каждый испытуемый. Это дает возможность определить так называемый коэффициент умственной одаренности (IQ).

IQ = умственный возраст*100

фактический возраст

Коэффициент умственной одаренности выявляет количест­венную характеристику способностей, якобы, некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general intelligence).

НО! Однако научный психологический анализ обнаруживает, что этот коэффициент умственной одаренности является фикцией. В действительности описанная выше сумма приемов выявляет не интеллектуальные способности человека, а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми, как уже было подчеркнуто, не следует смешивать способности. Динамика при­обретения знаний и навыков, составляющая сущность способностей, остается при этом невыявленной. К тому же очевидно, что наилуч­шие результаты обнаружит учащийся, который был специально подготовлен учителями, репетиторами или родителями. А это уже зависит от экономического положения семьи.

Критикуя использование тестов умственной одаренности, выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать, например, и о том, что ребенок не имеет соответствующих знаний и умений и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Однако умственное развитие ребенка происходит не само собой, а в процессе обучения, т.е. в постоянном общении со взрослыми. Поэтому-то, что ребенок пока еще не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого. А следовательно, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно. Исходя из этого, Л.С. Выготский предложил не ограничиваться простым однократным исследованием, а произво­дить исследование дважды. Первый раз выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй — как решает с помощью взрослого. Не оценка самостоятельного решения задачи, а рас­хождение между результатами самостоятельного решения и реше­ния с помощью взрослого становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка. И если ребенок не сумеет решить задачу, посильную для его сверстников, ни самостоя­тельно, ни с помощью взрослых, тогда есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Описанный вы­ше путь выявления уровня способностей был обозначен Л.С. Выготским как метод определения зоны ближайше­го развития.

Т.О. Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания. С амый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т.п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (осо­бенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Способности представляют собой совокупность пси­хических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психиче­ских качеств, которая выступает как способность, в конечном сче­те определяется требованиями конкретной деятельности и являет­ся различной для разных видов деятельности.

Структура математических способностей включает ряд частных способностей:

способность к обо­бщению математического материала,

способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих мате­матических действий (многозвеньевая последовательность рассуж­дений заменяется короткой связью, вплоть до почти непосред­ственной связи между восприятием задачи и ее результатом),

способность обратимости мыслительного процесса (т.е. способ­ность к легкому переходу от прямого к обратному движению мысли),

гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др.

Структура литературных способностей предполагает:

высокий уровень развития эстетических чувств,

наличие ярких наглядных образов памяти,

чувство языка,

богатую фантазию,

глубокий интерес к психологии людей,

потребность в самовыражении и др.

Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Даже если принимать во внимание широкие возможности компенсации и замены одних компонентов другими, знание специфической структуры профессиональных или специальных способностей чрезвычайно важно для педагога, призванного учитывать способности в процессе обучения и в слу­чаях их отсутствия или недостаточной выраженности формировать необходимые качества для личности ребенка.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структу­ру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее поло­жение, некоторые - вспомогательное. Так, в структуре педагогиче­ских способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на пра­вах подструктуры, и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности и вместе с тем ее индивидуализацию, связанную с личностью человека и ее особенностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.